урок литературы в 5 классе сравнительный анализ авторской и народной сказки
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Анализ сказки Г.Х.Андерсена " Стойкий оловянный солдатик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы в 5 классе 26.74 КБ
Файл urok.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнительный анализ народной и авторской сказки.

Тип урока урок-исследование.

Цели урока: продолжить обучать сравнению народные и авторские сказки;

выяснить специфику авторских сказок Г. Х. Андерсена;

создавать условия для понимания сложного мира авторских чувств, впечатлений и переживаний;

развивать умение ориентироваться в тексте и анализировать его;

составлять и высказывать мнение о прочитанном.

Оборудование: презентация, музыка, карточки, сердечки, высказывания.

Этап урока

Работа учителя

Работа обучающихся

I

II

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

III

1.

2.

3.

Подготовка к работе над текстом.

- Как называется глава, с которой мы работаем?

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие чувства может испытывать человек в различных ситуациях?

- Откройте учебник на с.117. Героев каких произведений вы узнали?

- Что их объединяет?

Работа по теме урока.

- С каким произведением мы работали на предыдущем уроке?

- Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена.

(Сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли. В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день детской книги. В 1958 г. учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.)

- Итак, сказка «Стойкий оловянный солдатик».

- О чём говорит это название?

- А когда мы прочитали сказку, какой другой смысл появился у этого слова?

- Определите вид сказки.

- Зачитайте превращения.

Расскажите про тролля.

Сообщение цели урока.

- Сегодня мы исследуем сказку ещё раз, но теперь будем искать сходства и различия её с народной. Это наша цель.

Работа в паре (карточки)

- Прочитайте слова и выражения на карточках. Разделите их на две группы. Исследуйте, какие элементы сюжета можно отнести к авторской сказке, а какие – к народной.

Строгое построение сюжета

Фантазия

Законы выживания

Мир чувств

Герой обретает счастье

Герой погибает

- Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Обратимся к нашему консультанту – Бабе-яге (с. 170)

Какой элемент из народных сказок прослеживается в авторской сказке?

Выборочное чтение.

- Зачитайте те отрывки, в которых говорится, через что ему пришлось пройти, и как он всё себя в это время.

- О чём думал солдатик в те минуты, когда ему было страшно?

Сопоставление главных героев народной и авторской сказки.

- Итак, главный герой нашей сказки – оловянный солдатик.

- Расскажите, как он появился на свет, как выглядели он и его братья.

- Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки.

- Почему?

- А что ещё?

(Уход из дома не по своей воле. Проходит испытание. Побывал в чужом мире. Возвращение домой.)

- Если бы наш солдатик был героем народной сказки и побывал бы в брюхе рыбы, он бы погиб?

(Если бы герой прошёл сквозь животное, это помогло бы ему в дальнейшем, потому что зверь был бы ему волшебным помощником, а у оловянного солдатика рыба не является помощником.)

Физминутка.

Разговор о танцовщице.

- А теперь пришло время поговорить об объекте его любви – танцовщице. Что общего у них?

(Оба стоят на одной ноге, оба не принимают участия в ночном веселье кукол, они молча смотрели друг на друга. Танцовщица разделила судьбу солдатика, сгорев в огне. Оба не просто «стойкие», а умеющие глубоко чувствовать.)

- А теперь попробуем создать мысленно картину их первой встречи.

- Какой, по вашему мнению, была встреча?

Чтение цепочкой последней части «Возвращение солдатика».

- Можно ли назвать конец сказки счастливым?

- Как вы думаете, народная сказка может иметь грустный конец?

- Приведите примеры. Какие народные сказки мы читали в третьем классе, и как они закончились?

- Что-нибудь говорилось о чувствах героев?

- Почему?

- А что лежит в основе сюжета сказки «Стойкий оловянный солдатик»?

- Подтвердите словами текста.

(«Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви,- он и сам не знал».

«Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику».)

- Что важнее: любовь или огонь? Любовь или ветер?

(Это связано с миром чувств, с их внутренней жизнью. Солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только из-за ветра, но и чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком.)

Итог урока

- Вернитесь к эпиграфу нашей главы. Прочитайте хокку. Подходит ли эпиграф к сказке? Почему?

(Лирическому герою так понравился этот цветок, так ему полюбился, что он сохранил в сердце его образ.)

- Скажите, а погибая, наши герои исчезают навсегда?

Какой же вывод напрашивается?

- Над чем же мы сегодня с вами работали?

(Мы исследовали авторскую сказку. Нашли схожие и различные черты с народной.)

- Как вы думаете, где брал сюжеты для своих сказок Андерсен?

- А что помогло ему написать такие удивительные сказки?

- Назовите отличительную черту его сказок.

- Какой след оставила эта сказка в вашей душе?

- Какие добрые слова вы бы хотели сказать Андерсену, если бы эта встреча состоялась? Напишите свои высказывания на сердечках.

(Сердечки прикрепляются к доске вокруг слайда)

«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств».

Радость, печаль, счастье, горе, стыд, гордость, восхищение, сожаление, одиночество, ожидание, любовь, ненависть.

Любовь и дружба.

Г.Х. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик».

Ответы детей, один делает небольшое сообщение.

Слайд №1.

Слайд №2.

Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова, мягкого металла. Стойкий – значит, устойчивый, прочный.

Стойкий – это сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями.

Волшебная, т.к. происходит превращения и присутствует сверхъестественное существо -  тролль. (Слайд №3)

Выборочное чтение

Рассказ ученика.

Обосновывают свой ответ.

Слайд №4

К народной

К авторской

К народной

К авторской

К народной

К авторской

Слайд №5.

Закон выживания.

Работа в паре.

Слайды №№6.-10.

Смерть надо встречать мужественно.

Пересказ отрывка.

Да, это ущербность.

Ущербный – на одной ноге, как так не хватило олова.

То же самое и в народной сказке.

Слайд №11.

Нет.

Различие

Ответы детей

Дети закрывают глаза, учитель читает отрывок, звучит музыка.

Очень трогательной. Слайд №12.

Слайд №13.

Нет, он грустный.

Нет, заканчиваются свадьбой, а значит, счастливо.

Нет.

Любовь.

Выборочное чтение.

Слайд №14.

Ответы детей

Нет. Они перерождаются.

Любовь бесследно никогда не проходит, она обязательно оставит что-то после себя.

Из народных сказок.

Фантазия и глубокие чувства.

Они грустные.

Ответы детей

Слайд №15.

 



Предварительный просмотр:

Тема: Сравнительный анализ народной и авторской сказки.

Тип урока урок-исследование.

Цели урока: продолжить обучать сравнению народные и авторские сказки;

выяснить специфику авторских сказок Г. Х. Андерсена;

создавать условия для понимания сложного мира авторских чувств, впечатлений и переживаний;

развивать умение ориентироваться в тексте и анализировать его;

составлять и высказывать мнение о прочитанном.

Оборудование: презентация, музыка, карточки, сердечки, высказывания.

Этап урока

Работа учителя

Работа обучающихся

I

II

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

III

1.

2.

3.

Подготовка к работе над текстом.

- Как называется глава, с которой мы работаем?

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие чувства может испытывать человек в различных ситуациях?

- Откройте учебник на с.117. Героев каких произведений вы узнали?

- Что их объединяет?

Работа по теме урока.

- С каким произведением мы работали на предыдущем уроке?

- Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена.

(Сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли. В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день детской книги. В 1958 г. учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.)

- Итак, сказка «Стойкий оловянный солдатик».

- О чём говорит это название?

- А когда мы прочитали сказку, какой другой смысл появился у этого слова?

- Определите вид сказки.

- Зачитайте превращения.

Расскажите про тролля.

Сообщение цели урока.

- Сегодня мы исследуем сказку ещё раз, но теперь будем искать сходства и различия её с народной. Это наша цель.

Работа в паре (карточки)

- Прочитайте слова и выражения на карточках. Разделите их на две группы. Исследуйте, какие элементы сюжета можно отнести к авторской сказке, а какие – к народной.

Строгое построение сюжета

Фантазия

Законы выживания

Мир чувств

Герой обретает счастье

Герой погибает

- Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Обратимся к нашему консультанту – Бабе-яге (с. 170)

Какой элемент из народных сказок прослеживается в авторской сказке?

Выборочное чтение.

- Зачитайте те отрывки, в которых говорится, через что ему пришлось пройти, и как он всё себя в это время.

- О чём думал солдатик в те минуты, когда ему было страшно?

Сопоставление главных героев народной и авторской сказки.

- Итак, главный герой нашей сказки – оловянный солдатик.

- Расскажите, как он появился на свет, как выглядели он и его братья.

- Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки.

- Почему?

- А что ещё?

(Уход из дома не по своей воле. Проходит испытание. Побывал в чужом мире. Возвращение домой.)

- Если бы наш солдатик был героем народной сказки и побывал бы в брюхе рыбы, он бы погиб?

(Если бы герой прошёл сквозь животное, это помогло бы ему в дальнейшем, потому что зверь был бы ему волшебным помощником, а у оловянного солдатика рыба не является помощником.)

Физминутка.

Разговор о танцовщице.

- А теперь пришло время поговорить об объекте его любви – танцовщице. Что общего у них?

(Оба стоят на одной ноге, оба не принимают участия в ночном веселье кукол, они молча смотрели друг на друга. Танцовщица разделила судьбу солдатика, сгорев в огне. Оба не просто «стойкие», а умеющие глубоко чувствовать.)

- А теперь попробуем создать мысленно картину их первой встречи.

- Какой, по вашему мнению, была встреча?

Чтение цепочкой последней части «Возвращение солдатика».

- Можно ли назвать конец сказки счастливым?

- Как вы думаете, народная сказка может иметь грустный конец?

- Приведите примеры. Какие народные сказки мы читали в третьем классе, и как они закончились?

- Что-нибудь говорилось о чувствах героев?

- Почему?

- А что лежит в основе сюжета сказки «Стойкий оловянный солдатик»?

- Подтвердите словами текста.

(«Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви,- он и сам не знал».

«Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику».)

- Что важнее: любовь или огонь? Любовь или ветер?

(Это связано с миром чувств, с их внутренней жизнью. Солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только из-за ветра, но и чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком.)

Итог урока

- Вернитесь к эпиграфу нашей главы. Прочитайте хокку. Подходит ли эпиграф к сказке? Почему?

(Лирическому герою так понравился этот цветок, так ему полюбился, что он сохранил в сердце его образ.)

- Скажите, а погибая, наши герои исчезают навсегда?

Какой же вывод напрашивается?

- Над чем же мы сегодня с вами работали?

(Мы исследовали авторскую сказку. Нашли схожие и различные черты с народной.)

- Как вы думаете, где брал сюжеты для своих сказок Андерсен?

- А что помогло ему написать такие удивительные сказки?

- Назовите отличительную черту его сказок.

- Какой след оставила эта сказка в вашей душе?

- Какие добрые слова вы бы хотели сказать Андерсену, если бы эта встреча состоялась? Напишите свои высказывания на сердечках.

(Сердечки прикрепляются к доске вокруг слайда)

«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств».

Радость, печаль, счастье, горе, стыд, гордость, восхищение, сожаление, одиночество, ожидание, любовь, ненависть.

Любовь и дружба.

Г.Х. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик».

Ответы детей, один делает небольшое сообщение.

Слайд №1.

Слайд №2.

Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова, мягкого металла. Стойкий – значит, устойчивый, прочный.

Стойкий – это сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями.

Волшебная, т.к. происходит превращения и присутствует сверхъестественное существо -  тролль. (Слайд №3)

Выборочное чтение

Рассказ ученика.

Обосновывают свой ответ.

Слайд №4

К народной

К авторской

К народной

К авторской

К народной

К авторской

Слайд №5.

Закон выживания.

Работа в паре.

Слайды №№6.-10.

Смерть надо встречать мужественно.

Пересказ отрывка.

Да, это ущербность.

Ущербный – на одной ноге, как так не хватило олова.

То же самое и в народной сказке.

Слайд №11.

Нет.

Различие

Ответы детей

Дети закрывают глаза, учитель читает отрывок, звучит музыка.

Очень трогательной. Слайд №12.

Слайд №13.

Нет, он грустный.

Нет, заканчиваются свадьбой, а значит, счастливо.

Нет.

Любовь.

Выборочное чтение.

Слайд №14.

Ответы детей

Нет. Они перерождаются.

Любовь бесследно никогда не проходит, она обязательно оставит что-то после себя.

Из народных сказок.

Фантазия и глубокие чувства.

Они грустные.

Ответы детей

Слайд №15.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»

В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...