Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий ( 5 класс )
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Матюшкина Мария Евгеньевна

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Погорельского  "Чёрная курица, или Подземные жители". С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрольной работы ( например,  на знание текста повести ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по сказочной повести А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 класс)

Автор: Матюшкина Мария Евгеньевна, учитель ГБОУ СОШ №657 г.Москвы

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Настоящее имя Антония Погорельского, автора «Чёрной курицы…»,- Алексей Перовский. Это был очень умный и образованный человек. Он стал доктором философии в 19 лет. Был избран в члены Российской Академии Наук. Алексей Перовский – знаток и ценитель русского и европейского искусства. Он приходился дядей будущему знаменитому и очень хорошему писателю Алексею Константиновичу Толстому ( автору «Золотого ключика» ) и приохотил племянника к чтению. Именно ему-то и посвящена повесть «Чёрная курица, или Подземные жители».

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА НА ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЕСТИ

  1. За что король подземного царства наградил Алёшу? (за спасение министра Чернушки)
  2. На каких хищников охотились жители подземного царства? (на крыс)
  3. Какой волшебной силой наделило Алёшу конопляное семечко (его владелец мог легко ответить любой урок, не уча)
  4. Почему Алёша потерял семечко в первый раз? (в наказание за дурное поведение)
  5. Что случилось после того, как Алёша выдал тайну подземных жителей (они вынуждены были уйти)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. РАБОТА С ТЕКСТОМ

С чего начинается повесть?

- С описания Петербурга. Автор любуется городом и сообщает читателю о том, что действие повести происходит в далёкие времена.

Прочитайте фрагменты повести, доказывающие это .

-Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко еще не был таким, как теперь. Тогда на проспектах Васильевского острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исакиевский мост -- узкий в то время и неровный -- совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исакиевской церкви отделен был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями; манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом; одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний…

…спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки, голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого…

Где живёт Алёша? Почему он там оказался? Хорошо ли ему живётся?

-Алёша живёт в пансионе (интернате), родители привезли его сюда два года назад. Сперва Алёша очень скучал по дому, но постепенно привык.

Как относятся к Алёше в пансионе?

-Его все (и учителя, и ученики) любят и ласкают.

Чем занимается Алёша в свободное время?

-Он любит читать, особенно книги про рыцарей, а потом мечтать, воображая себя рыцарем. Он помогает директору и его жене по хозяйству. Он играет во дворе ,кормит курочек, наблюдает за улицей сквозь дырочки на заборе.

Что мы можем сказать об Алёше, зная о его пристрастиях?

-Он умный (один из лучших учеников), милый, добрый , заботливый. Он фантазёр и мечтатель (ему кажется, что дырочки в заборе для него просверлили волшебницы). А ещё его единственными друзьями становятся…курицы. Мальчик одинок, родители не приезжают к нему, он единственный из детей не покидает пансион во время праздников и каникул, не получает писем от мамы и папы.

Алёше не хватает родительской любви и ласки. Поэтому он привязывается к курочкам, особенно к Чернушке, которая иногда позволяет себя гладить.

Ещё Алёша миролюбивый, ему не нравится, когда курочки дерутся и он «наказывает» их, не давая им несколько дней угощение. Алёша не выносит жестокости (долго не может забыть зарезанного петушка), у него нежная и впечатлительная душа.

Почему Алёша так яростно кинулся спасать Чернушку?

-Он считает её своим другом, любит её.

Расскажите, как Алёша спасает курицу.

-Умоляет кухарку Трину, плачет, отдаёт своё единственное сокровище – золотой империал, подаренный бабушкой.

Как это поступок характеризует Алёшу?

Он замечательный друг: готов пожертвовать всем на свете ради спасения Чернушки. Он ни секунды не сомневается в своём решении заплатить за жизнь друга ( империал дорог ему,в первую очередь, потому что это это память о бабушке )

Итак, сделаем первые выводы.

Алёша –замечательный мальчик: умный, добрый, наблюдательный, мечтательный. Он способен ради друга пожертвовать всем. Эти его достоинства были высоко оценены королём подземного царства и Алёша удостоился чести стать его гостем.

Прочитайте описание царства.

-  Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из Лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе; панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из золота.

   Алеша очень любовался этим убранством, но странным показалось ему, что всё было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол…

Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камышками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.

   -- Камни эти, -- сказал министр, -- у вас называются драгоценными. Это всё бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

   -- Ах, когда бы у нас этим усыпаны были дорожки! -- вскричал Алеша.

   -- Тогда и у вас бы они так же были малоценны, как здесь, -- отвечал министр.

   Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара.

   Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

   Возвратившись в комнаты после прогулки, Алеша в большой зале нашел накрытый стол, на котором расставлены были разного рода конфекты, пироги, паштеты и фрукты. Блюда все были из чистого золота, а бутылки и стаканы выточенные из цельных бриллиантов, яхонтов и изумрудов…

Почему король был огорчён выбором подарка, который сделал Алёша?

-Мальчик мог попросить что угодно, но выбрал семечко, которое позволит ему хорошо учиться, не прикладывая к этому никаких усилий. Короля расстроила ленивость Алёши.

Что происходит с Алёшей, когда он начинает пользоваться силой волшебного семечка?

- Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда…

Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!"

   Иногда он и принимал намерение исправиться; но, к несчастию, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили.

   Притом Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав. Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика…

Изменилось ли отношение к Алёше учеников и учителей?

-Да. Учителя стали в наказание задавать ему огромные задания, ругать его, хотя раньше гордились его успехами и приглашали полюбоваться Алёшей родителей и других учителей.

Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нем жалели, и это ему служило утешением; но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отворотился, не отвечая. Алеша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алеша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей.

 Почему король прощает его, вернув ему в первый раз семечко?

-Он был великодушен и простил Алёшу. Кроме того, мальчик очень сильно расстраивался и много плакал, оставшись без поддержки товарищей.

Помог ли в конечном счёте Алёше подарок подземного короля? Почему?

-Нет. Алёша изменился в худшую сторону. Конопляное семечко не принесло ему счастья , товарищи и учителя отвернулись от героя. Ценна только та победа, которой добиваешься ценой собственных усилий.

Что заставило Алёшу выдать тайну Чернушки и подземных жителей? Узнаём ли в этом его поступке прежнего Алёшу?

-Он испугался гнева учителя и унизительного наказания. Смалодушничал. В начале повести Алёша готов был спасти Чернушку любыми средствами, а сейчас он предал друга и принудил подземных жителей стать скитальцами.

Что произошло с Алёшей после того, как он всем рассказал о подземных жителях? Как он меняется?

-Алёшу ждали мучительные угрызения совести, раскаяние. Он всегда будет чувствовать себя виноватым в том, что подземные жители вынуждены были покинуть своё прекрасное царство, а Чернушка будет носить на руках цепи.

Как автор относится к своему герою?

-Автор любит Алёшу, ему горько видеть, как меняется мальчик. ОН сочувствует его трудному сиротливому детству, восхищается его добрыми качествами, благородством.Автор прощает Алёшу за малодушие и предательство, показывая, сколь глубоко его раскаяние. Случившееся стало для Алёши хорошим уроком, и он обязательно исправится и станет прежним.

   Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг -- которых, впрочем, ему и не задавали.

Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем выводы.

О чём же эта сказка?

-Она о том, как Алёше пришлось решать трудные нравственные вопросы и о том, как менялся герой .
Алёше пришлось пережить непростые испытания, совершить предательство, а потом глубоко и горько раскаяться в том, каким он стал и сколько горя причинил поверившему ему подземному народцу.

Кто главный герой и кто заглавный?

-Главный – Алёша, а заглавные- министр Чернушка и подземные жители.

Согласны ли вы с тем, что эта повесть сказочная? Докажите вашу точку зрения.

-Да. В этой истории есть волшебные герои ,волшебный предмет. В жизнь реальную вторгается волшебство.

( если остаётся время, можно попросить учеников рассказать о том, как Алёша попал в волшебное царство ).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сравните Алёшу из повести А.Погорельского и Мари из сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Найдите сходства и различия между двумя персонажами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Презентация к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Презентция к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"....

Комментированное чтение и подготовка к сочинению по повести Погорельского "Чёрная курица или подземные жители"

Презентация соддержит подборку поучительных цитат и комментарии к ним на тему "Какие советы даёт своему племяннику Антооний Погорельский в сказке "Чёрная курица"...

Викторина по повести-сказка "Чёрная курица, или Подземные жители" А. Погорельского, 5 класс, учебник В.Я.Коровина.

Викторина предназначена для использования на уроках литературы в 5 классах в целях разнообразия учебного материала и диффенцированного подхода в планировании....