Фильм Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», или что такое «штольцевщина».
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Кино — это категория и количество вопросов, а не категория и количество ответов...

 

Из интервью с Н.С.Михалковым

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblomov_10_kl.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе  10а класс.

Учитель:Кокарчева Г.И.

Тема урока: Фильм Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», или что такое «штольцевщина».

Цели:

  1. Образовательные:
  • Проследить историю создания фильма.
  • Познакомить с некоторыми кинематографическими понятиями.
  • Указать на особенности режиссерской интерпретации классического произведения.

  1. Развивающие:
  • Развивать умение анализировать художественный фильм.
  • Развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать зрительскую культуру учеников.

Оборудование и наглядность:

Портрет И.А.Гончарова, портрет Н.С.Михалкова, фрагменты фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979).

Предварительные задания: посмотреть фильм «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (либо всем классом, либо поодиночке),  один из учеников подготавливает небольшое сообщение об истории создания фильма.

Литература:

  1. Краснощекова Е. «Обломов» И.А. Гончарова, М., 1970.
  2. Программа по литературе 10-11 классы под ред. В.Г. Маранцмана, М., 2006.
  3. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин, 1973.
  4. Интервью с Н.С.Михалковым// http://www.aif.ru/online/aif/1127/03_01

Эпиграф:  Кино — это категория и количество вопросов, а не категория и количество ответов...

Из интервью с Н.С.Михалковым

План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.).
  2. Психологическая подготовка (2 мин.).
  3. Беседа (38 мин.).
  4. Итог урока (2 мин.).
  5. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы заканчиваем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Но сегодня у нас с вами  необычное занятие, оно вполне могло бы стать уроком МХК, потому что говорить мы с вами будет о фильме Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».

III Беседа:

На предыдущих уроках, анализируя роман «Обломов», мы уже смотрели отдельные эпизоды фильма, теперь же мы поговорим о фильме в целом (я надеюсь, что все успели его посмотреть). Но для начала я хочу вас спросить, какие еще фильмы вы знаете у Михалкова? (Ученики называют: «Утомленные солнцем», «Раба любви», «Сибирский цирюльник», «12» и др.). Каждый из этих фильмов заслуживает отдельного разговора, у каждого из них своя особая судьба и интересная история создания. Надо сказать, что в основе большинства фильмов Михалкова лежат исторические события, реальные человеческие судьбы, но к экранизации классических произведений Михалков обращается нечасто, оттого особенно примечателен фильм «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».

Его историю создания нам расскажет… (выступает заранее подготовившийся ученик, который рассказывает об идее экранизации, процессе написания сценария, съемочной группе, подборе актеров на главные роли).

Нам с вами известно, что кино – это особый вид искусства, который, как процесс литературного чтения, длится во времени и к тому же, как живописное полотно располагается в пространстве. Кино говорит на своем, только ему доступном, языке. Когда режиссер берется за экранизацию литературного произведения, он не ставит себе задачу только перевести идею писателя с языка одного искусства на язык другого. Всегда должно присутствовать особое художественное видение, своя режиссерская интерпретация. Фильм, снятый по мотивам – это самостоятельное произведение со своей судьбой. Поэтому Михалков в фильме не идет след в след за Гончаровым, а какие-то эпизоды романа опускает и что-то добавляет от себя.

Так вот, скажите, какие эпизоды романа оказались не востребованы Михалковым? (в сцене посетителей показан только Алексеев, других посетителей нет). А почему режиссер не изобразил Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева, ограничился только Алексеевым?  (Михалков хочет подчеркнуть, что по сравнению с Обломовым они все такие же безликие, как и Алексеев. Образ Алексеева у Михалкова еще более собирательный, чем у Гончарова).

А что Михалков добавил от себя? (Посещение Обломовым и Штольцем различных мест, деловые встречи; чтобы показать, что Штольцу все-таки удалось «расшевелить» Обломова. Но в то же время ясно видно, как Обломов не вписывается в такую обстановку).

А помните эпизод отъезда Штольца из дома? Ведь в романе он почти не прописан. Почему Михалков уделяет ему такое внимание? (В этом эпизоде в самом Штольце борются штольцевское и обломовское начала; и обломовское, пусть на мгновение, но берет верх).

Мы с вами говорили, что «Сон Обломова» является ключом ко всему роману. Режиссер не вводит его целиком в определенный момент фильма, а разбивает на части. Давайте еще раз посмотрим, в какие моменты фильма Обломов грезит. (Просматриваются три небольшие эпизоды фильма, когда Обломов видит сны. Ученики делают вывод, что это  происходит, когда Обломов счастлив или очень спокоен).

А теперь давайте сопоставим названия романа и фильма. Почему Михалков называет свою кинокартину «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»? Ведь вам известно, что у этого режиссера есть фильмы более продолжительные, почему бы тогда ему не снять все основные «дни», показанные в романе? (Михалков хотел подчеркнуть однообразие жизни Обломова. Все его дни стали настолько похожи, что слились в один. И лишь когда Обломов влюбляется в Ильинскую, он начинает жить совершенно иной жизнью. Именно об этих днях и говорит Михалков).

Обломову постоянно что-то мешало стать счастливым. Возможно, это то явление, которое обозначено словом, присутствующим в теме нашего урока - «штольцевщина». Образовано оно по аналогии со словом «обломовщина», которое, кстати, ввел кто? (Добролюбов, в статье «Что такое «обломовщина»). «Штольцевщина» - словечко, придуманное Михалковым. Как вы думаете, что оно обозначает? (Явления жизни, при которых материальное и практичное губит все духовное).

Да, вы правы. Вот что по этому поводу говорил сам Михалков: «нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность».

 IV Итог урока:

Всякое классическое произведение становится классическим только тогда, когда приобретает актуальность во все времена, когда к нему обращаются все новые и новые поколения, пытаются найти в нем ответы на современные вопросы, создают новые произведения искусства, идя от классики. «Кино — это категория и количество вопросов, а не категория и количество ответов...» - признался в одном из интервью Н.С.Михалков. В своем фильме он не дал однозначных трактовок роману, не создал каких-либо аксиом, а, скорее, поставил еще больше вопросов, чем сам Гончаров. Но главное, что каждый из нас вновь сумел задуматься над всем, что его окружает, и в душе все же нашел для себя какие-то ответы.

Наиболее активным ученикам и ученику с индивидуальным заданием выставляются оценки.

V Домашнее задание:  

Еще раз посмотреть фильм. Написать сочинение на тему: «Роль детали в романе Гончаровы «Обломов» и в фильме Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Несколько дней работы участковой избирательной комиссии"

Общешкольное мероприятие - ролевая игра, ставящая перед собой цели: привлечение молодого поколения к избирательной компании, повышение правовой культуры будущих избирателей, воспитание патриотизма.Каж...

"Посмотрите на нас", несколько эпизодов из жизни 6 класса

Презентация "Посмотрите на нас!" выполнена в рамках городской профилактической программы "Соревнования классов, свободных от курения"...

Всероссийская поисковая экспедиция «Вахта Памяти–2007» (несколько дней из жизни поисковой экспедиции)

В апреле 2007 года в Великом Новгороде стартовала 17-я Всероссийская поисковая экспедиция по поиску и подъему останков советских солдат погибших в годы Великой Отечественной войны.К местам боев ...

Четырнадцать дней из жизни Одинцовой

Дневник Анны Сергеевны Одинцовой, героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»...

И вот появился в моей жизни Павлик. По тексту Нагибина. Что такое дружба?

И вот появился в моей жизни Павлик. По тексту Нагибина. Что такое дружба?             Что такое дружба? Это взаимоотношения двух людей, в ос...

"Несколько часов из жизни Василия Тёркина". Музыкально-литературная композиция по мотивам поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин"

Цель: воспитание у детей патриотических чувств и уважения к подвигу участников боевых действий и тружеников тыла в Великой Отечественной войне.Задачи:расширять знания детей о литературе, посвящённой В...

М. Цветаева. Несколько страниц из жизни поэтессы. 11 кл.

Несколько страниц из жизни Марин Цветаева. Коктебель. Годы эмиграции. Париж.  Прага. Сборники стихотворений....