Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Кондакова Татьяна Алексеевна

Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор использует в своей деятельности методические рекомендации Францовой Н.В., Дорониной Т.В., Генераловой Н.С., однако представленная система работы является авторской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_laboratoriya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение анализу поэтического произведения

(Мастер-класс учителя литературы Кондаковой Татьяны Алексеевны)

Мастер-класс (МК) - это активная форма творческой самореализации педагога, осмысленная передача своего профессионального опыта слушателям путём прямого и комментированного показа приёмов работы

               

 Одним из основных направлений моей деятельности является работа над словом. Это основа формирования читательской компетенции. Очень важно, на мой взгляд, чтобы ученик видел, что стоит за словом, так как на умении создать конкретный внутренний образ основывается любой творческий процесс. Сегодня я представлю опыт работы по обучению школьников анализу поэтического произведения.

 Чем продиктована моя потребность в разговоре об этом? Прежде всего - тем, что  большинство учеников, приходящих в 10 класс,  не владеет навыками литературоведческого анализа. Мне могут возразить: а зачем это нужно, ведь школа сегодня должна учить жить? Тем не менее, и ныне действующий, и новый ФГОС по литературе одним из требований выдвигают «сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений». Эти навыки требуются и при сдаче ЕГЭ по литературе. Кроме того, в материалы предметных олимпиад также включается комплексный анализ художественного текста, в т.ч. – поэтического. (Будучи постоянным экспертом по проверке олимпиадных работ в районе, я ежегодно сталкиваюсь с тем, что участники не имеют чёткого представления об этом виде деятельности).

Цель моего МК – продемонстрировать приёмы организации деятельности творческой лаборатории по анализу поэтического текста.

На олимпиадах, как правило, предлагается сравнить 2 стихотворения, поэтому сегодня я покажу работу по сопоставлению стихов двух поэтов (Ф.И. Тютчева и А.А. Фета). На основе собранного в ходе анализа материала обучающиеся должны создать небольшое связное высказывание в письменной форме на тему «Человек и природа в представлении Ф.Тютчева и А.Фета», которое и станет конечным продуктом их мыслительной деятельности. 

 Вниманию участников МК предлагаются тексты стихотворений (Приложение 1). Как на уроке, так и на МК перед началом работы звучит выразительное чтение произведений в исполнении учителя или заранее подготовленного ученика.

В основе работы с поэтическим текстом – исследовательский метод. В процессе сбора материала заполняется таблица (в зависимости от условий на уроке, её можно начертить на доске или поэтапно выводить на экран).

I. Начать работу над стихотворением следует с определения его жанра и темы. Оптимальная форма работы на этом этапе – парная: анализ стихотворений проводится по вариантам в целях экономии времени, создания условий для проявления индивидуальности, а также во избежание однообразия в работе. Наиболее целесообразным для проведения жанрово-тематического анализа считаю метод экспертизы, который обеспечит возможность максимально точно вынести заключение по результатам исследования.

Ученики знают, что для проведения экспертизы нужен некий эталон (мерило, образец). В качестве эталона может выступить словарная статья, которую предлагаю «экспертам» составить самостоятельно. Это позволит провести этап актуализации знаний и вместе с тем будет способствовать формированию смыслопоисковых, культуроведческих и языковых компетенций.     

 Слушателям предлагается изготовить эталон и провести экспертизу по жанру стихотворений. Для этого на экран выводятся определения стихотворных жанров (предполагается, что ученики эти определения знают; в противном случае можно прибегнуть к словарю литературоведческих терминов). Каждому участнику вручается карточка с набором отрывков поэтических произведений (индивидуальным для каждого в одной паре) и формулировкой задания: опираясь на толкование терминов, определите жанры приведённых отрывков, оформите словарные статьи, а затем сделайте вывод о жанре анализируемого произведения, сопоставив его с эталоном. (Приложение 2)

               

  Далее обозначается тема, предмет высказывания (возможно, она отражена в заглавии, если таковое имеется) и определяется принадлежность стихотворений к жанровой группе:

а) по тематическому принципу – любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика;

б) по характеру лирического «Я» - чистая лирика (описание чувств), лирика мысли (размышления) ролевая лирика (переживания персонажа, который сам говорит о себе), описательная лирика, (показ конкретной картины), повествовательная лирика (передача событий, вызвавших переживание).

  Для участников МК эти сведения также выводятся на экран, а задание формулируется на той же карточке: определите принадлежность стихотворений к жанровой группе по характеру лирического «Я». (Приложение 2)

   По завершении первого этапа анализа (экспертизы) данные вносятся в таблицу.

  II. Следующий этап - выявление лирического сюжета. Иными словами, ученики должны проследить динамику переживаний и настроений. Эта работа осуществляется в несколько приёмов.

        1. Во-первых, ученики должны выяснить, какие чувства выражают поэты. Это возможно сделать только в процессе анализа  художественных образов и языковых средств. На данном этапе деятельность творческой лаборатории лучше всего организовать в микрогруппах (4 чел.), внутри которых в пары объединяются ученики, работающие над одним стихотворением. Считаю целесообразным (в целях экономии времени) в процессе сбора материала дифференцировать анализ изобразительных и выразительных средств. Выводы о характере художественных образов (образы предметного мира, символические, аллегорические образы, образы-переживания), об основных настроениях  делаются «лаборантами» совместно.

  Участники МК объединяются в группы, в состав которых обязательно должны входить словесники. Им предлагается задание (на экране): отметить изобразительные и выразительные средства языка, выявить художественные образы, чувства и настроения, выраженные в стихотворениях.  Можно заранее приготовить карточки, в которые слушатели будут вносить результаты наблюдений (Приложение 3)

   В поэзии Тютчева и Фета особым средством выразительности, создающим или усиливающим впечатление, является звукопись. Чтобы это впечатление было наиболее ощутимым, можно предложить детям не только увидеть, но и послушать изображаемое. Если в тексте есть ассонанс (набор созвучных гласных), то я выразительно читаю нужный отрывок так, чтобы эти гласные «запели». Если же для стихов характерна аллитерация (набор созвучных согласных), то использую очень эффективный приём: класс делится на две группы, одни читают стихи (вслух – если созвучные согласные звонкие, и шёпотом – если глухие), а другие закрывают глаза и слушают. Это работает безошибочно: «слушатели» сразу же чувствуют необходимую атмосферу, вызывающую определённые эмоции.

 Аудитории предлагается проверить справедливость этого утверждения на практике. Результаты исследования изобразительно-выразительных средств отражаются в таблице (на экране).

               

      2. Теперь, когда известны переживания и настроения, можно попытаться рассмотреть их в контексте анализа композиции произведения, что, в сущности, и даст представление о лирическом сюжете. Анализируя композиционные особенности, следует отметить:

- смысловые части;

- строфы, выражающие чувства, прямые высказывания;

- повествовательные и описательные фрагменты;

- кульминационную часть;

- наличие контраста, антитезы;

- наличие кольцевой композиции.

  Слушателям предлагается проследить проявление чувств в соответствии с особенностями построения произведения. Результаты наблюдений – в таблице (на экране).

                     

   III. На завершающем этапе исследований учащимся предстоит определить идею (обобщающее значение лирического произведения) и дать характеристику лирическому герою (тому герою, переживания которого отражены в произведении). По сути дела, вывод о лирическом герое даёт представление и об идее стихотворения. К заключению можно прийти в коллективной беседе, после знакомства с результатами работы в течение урока, обобщёнными в таблице.

Этап

Параметры исследования

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

1

Жанр

Тема

Лирическое стихотворение;

философская лирика, лирика мысли;

Ночь; человек перед лицом ночи; природа и человек

Лирическое стихотворение;

Пейзажная лирика; чистая лирика;

Ночь (описание ночи); человек и природа

2

Выявление лирического сюжета:

- изобразительные средства

- выразительные средства

- звукопись

- художественные образы

- Чувства, настроения (образ-переживание)

- композиция и лирический сюжет

Эпитеты – святая ночь, день отрадный, любезный, золотой покров, сирота бездомный, немощен и гол, пропастию тёмной, в чуждом, неразгаданном ночном.

Метафоры, олицетворения – ночь на небосклон взошла, внешний мир ушёл, день она свила, лицом к лицу пред пропастию, упразднен ум, мысль осиротела.

Сравнения – день, как золотой покров; как  виденье, внешний мир; человек, как сирота бездомный; в душе своей, как в бездне.

Инверсия – день отрадный, день любезный.

Градация – в чуждом, неразгаданном, ночном.

Анафора – 2,5,6, 12,13,15 строки.

Умолчание – 5,12,14 строки

Аллитерация – набор согласных з-с и шипящих  передаёт атмосферу ночи

Ночь, бездна, человек -   аллегорические образы (передают трагедию человека перед неотвратимостью сил природы и потусторонней жизни)

Страх перед неизвестностью, муки одиночества, душевный дискомфорт, растерянность, безысходность.

1 строфа:  в основе – антитеза,  противопоставление дня и ночи как явлений природы; день – это светлое, живое, золотой покров, несёт радость и умиротворение; ночь – это бездна, нечто дикое, хаотичное и трагическое для человека.  Основное настроение – предчувствие катастрофы.

2 строфа:  ощущение трагизма усиливается, ведь человек не властен над природой, не может вернуть день, возродить светлое и живое, он бессилен и беззащитен в своём одиночестве;  состояние страха и растерянности порождает чувство безысходности.

Эпитеты – родной полночный край, свеж и чист май, тепло и кротко смотрят (звёзды), лист полупрозрачный, застенчиво манит, нежней и бестелесней (томить), невольной песней.

Метафоры – из царства льдов, из царства вьюг и снега… вылетает май; в воздухе …разносится тревога и любовь;

Олицетворения – звёзды смотрят, берёзы ждут.

Сравнения – «так деве новобрачной и радостен и чужд её убор

Риторические восклицания – 6 раз.

Риторические обращения – 2, 14 строки.

Инверсии – вылетает май, разносится тревога и любовь.

Анафора -1,5 строки

Повтор – с невольной песней, невольной – и последней

Перенос – есть в каждой строфе.

Аллитерация – з-с, шипящие – атморсфера ночи;

Ассонанс – а-о – ощущение радости, восторга.

Образ ночи: предметный мир (звёзды смотрят, берёзы дрожат, лист полупрозрачный манит и тешит взор); песнь соловьиная; свежий, чистый май.

Восторг, трепет, упоение красотой и негой, наслаждение жизнью, любовью, ощущение счастья.

4 строфы, но динамики переживаний, как таковой, нет.  Поэт запечатлевает прекрасное, неповторимое мгновенье, не столько изображает картину, сколько выражает своё сиюминутное состояние, настроение. А это целая гамма чувств (см.выше).

3

Лирический герой

Идея

Философ, мыслитель, который осознаёт трагизм человеческого существования, своё бессилие перед лицом природы и потусторонней жизни.

Природа – это могучая стихия, она одушевлена, и под её влиянием в человеке пробуждаются чувства, нередко  приводящие к катастрофе

Ценитель и певец прекрасных мгновений земной жизни; человек, ощущающий себя частичкой природы, способный замечать её мимолётную красоту и испытывать радость от созерцания этой красоты.

Человек должен с благодарностью и наслаждением принимать прекрасные моменты жизни, потому что они неповторимы.

               Участники МК (после соответствующей работы) дают характеристику лирическому герою и формулируют идею стихотворений.  Далее им предлагается (после нескольких минут обдумывания) представить конечный продукт (связное высказывание по теме «Человек и природа в представлении Ф.Тютчева и А.Фета») в письменной или устной форме.

                 

                   Далее следует этап рефлексии: слушателям предлагаются вопросы для оценки эффективности работы учителя и МК способом голосования, к примеру,  карточками трёх цветов (символы могут быть самые разнообразные): красный – хорошо, этот опыт можно перенять; жёлтый – удовлетворительно, этот опыт приемлем для меня только частично;  серый – плохо, данный опыт не является полезным для меня. Значение символов можно вывести на экран.

Этап рефлексии

  1. Считаете ли Вы актуальной тему данного МК?
  2. Насколько доступно был подан материал?
  3. Достаточно ли оптимально созданы условия для работы участников МК и восприятия ими прослушанного?
  4. Эффективны ли методы и приёмы работы учителя?
  5. Считаете ли Вы возможным использование представленного опыта в своей практике?

Слушателям приносится благодарность за участие в МК.

     Приложение 1

Стихотворения для анализа

                Ф.И. Тютчев                                                              А.А. Фет

Святая ночь на небосклон взошла,                     Какая ночь! На всём какая нега!

И день отрадный, день любезный,                      Благодарю родной полночный край!

Как золотой покров, она свила,                            Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Покров, накинутый над бездной.                         Как свеж и чист твой вылетает май!

И, как виденье, внешний мир ушёл…                  

И человек, как сирота бездомный,                      Какая ночь! Все звёзды до единой

Стоит теперь, и немощен и гол,                          Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

Лицом к лицу пред пропастию тёмной.               И в воздухе за песнью соловьиной

                                                                                Разносится тревога и любовь.

На самого себя покинут он -          

Упразднен ум, и мысль осиротела -                    Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

В душе своей, как в бездне, погружён,                Застенчиво манит и тешит взор.

И нет извне опоры, ни предела…                        Они дрожат. Так деве новобрачной

И чудится давно минувшим сном                         И радостен и чужд её убор.

Ему теперь всё светлое, живое…                        

И в чуждом, неразгаданном, ночном                    Нет, никогда нежней и бестелесней

Он узнаёт наследье родовое.                               Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

                                                                                 Иду к тебе опять с невольной песней,

                                                                                 Невольной - и последней, может быть.

Приложение 2

Задание участникам МК - определение жанра стихотворения (1 вариант)

I.Опираясь на толкование терминов, определите жанры приведённых отрывков, оформите

       словарные статьи.

     

     Элегия жанровая форма лирики, выражающая философские размышления, грустные

                     раздумья.

      Послание – литературное произведение в стихотворной форме, написанное в виде

                     обращения к какому-либо лицу.

      Лирическое стихотворение - небольшое произведение в стихотворной форме, в котором

                     выражается непосредственное чувство, возбуждённое в поэте определённым

                      явлением природы или жизни.

     Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или

                     явление.

     Ода – торжественное стихотворное произведение, написанное «высоким стилем» речи,

                    прославляющее, восхваляющее великих людей, выдающихся деятелей, особо

                   значимые явления.

         

      1. Печально я гляжу на наше поколенье!
         Его грядущее - иль пусто, иль темно,
         Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
          В бездействии состарится оно.
          Богаты мы, едва из колыбели,
         Ошибками отцов и поздним их умом,
         И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
          Как пир на празднике чужом.                          (М.Ю. Лермонтов )

      2. Великое светило миру,

          Блистая с вечной высоты

          На бисер, злато и порфиру,

          На все земные красоты,

          Во все страны свой взор возводит,

          Но краше в свете не находит

          Елисаветы и тебя.                              (М.В. Ломоносов)

      3. Полумилорд, полукупец,

          Полумудрец, полуневежда,

          Полуподлец, но есть надежда,

          Что будет полным наконец.                     (А.С. Пушкин)

 

       4. Во глубине сибирских руд

           Храните гордое терпенье.

           Не пропадёт ваш скорбный труд

           И дум высокое стремленье.                   (А.С. Пушкин)

       5. На заре ты её не буди,

           На заре она сладко так спит;

           Утро дышит у ней на груди,

           Ярко пышет на ямках ланит.                  (А.А. Фет)

II. Сопоставьте с эталоном анализируемое стихотворение и определите его жанр.

III. Определите принадлежность стихотворений к жанровой группе:

а) по тематическому принципу – любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика 

б) по характеру лирического «Я» - чистая лирика (описание чувств), лирика мысли (размышления), ролевая лирика (переживания персонажа, который сам говорит о себе), описательная лирика (показ конкретной картины), повествовательная лирика (передача событий, вызвавших переживание).

Приложение 2

Задание участникам МК - определение жанра стихотворения (2 вариант)

I.Опираясь на толкование терминов, определите жанры приведённых отрывков, оформите

       словарные статьи.

     

     Элегия жанровая форма лирики, выражающая философские размышления, грустные

                     раздумья.

      Послание – литературное произведение в стихотворной форме, написанное в виде

                     обращения к какому-либо лицу.

      Лирическое стихотворение - небольшое произведение в стихотворной форме, в котором

                     выражается непосредственное чувство, возбуждённое в поэте определённым

                      явлением природы или жизни.

     Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или

                     явление.

     Ода – торжественное стихотворное произведение, написанное «высоким стилем» речи,

                    прославляющее, восхваляющее великих людей, выдающихся деятелей, особо

                   значимые явления.

         

      1.  Безумных лет угасшее веселье

           Мне тяжело, как смутное похмелье.

           Но, как вино – печаль минувших дней

           В моей душе чем старее, тем сильней.

           Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

           Грядущего волнуемое море.                      (А.С. Пушкин)

      2.  Ешь ананасы, рябчиков жуй,

           День твой последний приходит, буржуй!

      3. О дар небес благословенный,

          Источник всех великих дел,

          О вольность, вольность, дар бесценный!

          Позволь, чтоб раб тебя воспел.           (А.Н.Радищев «Вольность»)

 

       4. Я встретил вас – и всё былое

           В отжившем сердце ожило;

           Я вспомнил время золотое –

           И сердцу стало так тепло…               (Ф.И. Тютчев)

5.Мой первый друг, мой друг бесценный!

    И я судьбу благословил,

    Когда мой двор уединенный,

    Печальным снегом занесенный,

    Твой колокольчик огласил.                (А.С. Пушкин)

     

II. Сопоставьте с эталоном анализируемое стихотворение и определите его жанр.

III. Определите принадлежность стихотворений к жанровой группе:

а) по тематическому принципу – любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика 

б) по характеру лирического «Я» - чистая лирика (описание чувств), лирика мысли (размышления), ролевая лирика (переживания персонажа, который сам говорит о себе), описательная лирика (показ конкретной картины), повествовательная лирика (передача событий, вызвавших переживание).

Приложение 3

Задание участникам МК – выявление лирического сюжета.

1. Отметьте изобразительные и выразительные средства языка.

   

    Эпитеты –

   

   

    Сравнения –

   

   

    Метафоры –

   

   

   

    Олицетворения –

   

   

    Фигуры речи (Риторические вопросы, восклицания, обращения, инверсия, градация, анафора, умолчание, перенос, повтор)

     

     Звукопись (аллитерация, ассонанс) -

2. Выявите художественные образы, определите их характер (образы предметного мира, символические, аллегорические, образ-переживание) -

3. Какие чувства и настроения выражены в стихотворении? Как изменяются чувства и переживания в соответствии с разными композиционными приёмами, элементами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Краткий терминологический словарик для анализа поэтических произведений

Разработанный краткий  словарь терминов   для анализа поэтических произведений предназначен для учащихся. В нем даны основные литературные термины, необходимые для анализа....

Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах".

Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов. Пособие предназначено дл...

Рекомендации к анализу поэтического произведения

Часто на уроках литературы, а также на олимпиадах по литературе ученики получают задание: проанализировать стихотворение. Данные рекомендации позволят учащимся  это задание выполнить грамотно....

Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"

Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"...

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Алгоритм анализа поэтического произведения

Данный алгоритм позволит ученику самостоятельно выполнить анализ произведения и болле полно его осмыслить...