Урок литературы 11 класс."Тихий Дон"- роман-эпопея о всемирной трагедии.
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Баннова Ольга Николаевна

Урок построен с применением элементов технологии "кейс-метод".Используется составление кластера в ходе обсуждения проблем,затронутых в романе.Происходит формирование у учащихся умений строить и высказывать свои мысли .каждый ученик вступает в дискуссию,отстаивает и доказывает свои доводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_po_romanu_tikhiy_don.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Баннова Ольга Николаевна ,

учитель русского языка и литературы.

Г.Оренбург МОАУ « СОШ №10»

Урок литературы в 11 классе.

Тема: « Тихий Дон»-роман – эпопея о всенародной трагедии.

Цели: Познакомить учащихся с творческой историей «Тихого Дона», с содержанием , композицией , системой образов.

         Показать соотнесённость судеб главных героев с большими событиями истории , выяснить , в чём видит Шолохов сильные и слабые стороны красного и белого движения

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники литературы ,тетради ,ручки, дополнительная литература , тексты произведения, кластеры.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

  Мы с вами продолжаем говорить о литературе 30-х годов.30-ые годы – этап послереволюционной  и одновременно предвоенной истории. Эти годы остаются объектом споров , противоположных оценок историков. В них есть всё : и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей , от массовой безграмотности и классовой розни к могучему и монополитному индустриальному государству, и срывы , трагедии перенапряжения.

  Мы ещё мало знаем о 30-ых годах, но знаем то ,что 30-ые как продолжение и одновременно противоположность 20ым – острейшее противоречие этой эпохи. Не всегда осознанное оно проявлялось в духовно – нравственном климате 30-ых годов ,в возвращении к национальным устоям ,в новом понимании смысла государства ,семьи , исторического прошлого. В литературном процессе это противоречие проявилось в продолжении и резком преодолении множества тем ,  мотивов, связанных с гражданской войной , с трудностями открытия « России-Родины»

Тема революции и гражданской войны была продолжена инее претерпела изменений .Она осталась фондом высокой тематики героической нравственности. Но всё же наиболее прозорливые критики почувствовали , что гражданская война , хоть и осталась фондом высокой тематики , но этот фонд полуизрасходован. И это было не случайно .Народ в 30-ые годы уже не мог множить руины в родной стране , не хотел любоваться ими в литературе.

Время менялось, оно искало иных ориентиров движения в завтра. И вокруг произведений о гражданской войне возникал к середине 30-ых годов определённый фон , который менял их вес и значение . Многие революционные поэты стремительно теряли своё значение Преодоление воинствующего разрушительства бури и натиска 20-ыхгодов с их аскетизмом в изображении человеческой психологии, драматизма любви с их тяготением к социологическим абстракциям определялось безусловно ,своеобразным изгнанием наиболее «кричащих последствий гражданской войны в быту , пафоса разобщения во всём обществе , в семье.

 «Тот ураган прошёл»-так , словами Есенина , можно сказать о постепенной утрате измученной страной разобщения , о формировании из враждебных классов – единого народа. Не абстрактных толп , пресловутых множеств , а именно народа как сложного организма , помнящего своё прошлое.

Эти перемены в стране со всей очевидностью сказались в становлении трагического семейного романа , прежде всего в характере завершения « Тихого Дона» М, А,Шолохова.

III.Сообщение темы.

  Вот сегодня мы и поговорим об этом писателе и его романе «Тихий Дон»

IV. Практическая работа.

 ( Класс разделён на 4 группы .Для каждой группы приготовлены кейсы(пакеты документов для работы по роману). Вы должны изучить вопросы , которые представлены и обсудить план ответа и проблемы .Выбрать из перечня вопросов те , которые относятся к вашей проблеме.

V.Самостоятельная работа.

( Учитель осуществляет руководство работой). После обсуждения своего плана и вопросов Группа защищает свою точку зрения по данной проблеме.

Кто же герой романа « Тихий Дон»?

Как протекала жизнь на высоком берегу Дона , в хуторе Татарском?

Расскажите о семье Мелеховых, Астаховых, Кошевых, Коршуновых.

Как раскрывает Шолохов тему донского казачества , его историю, нравы, традиции?

В каких исторических событиях принимают участие казаки?

Почему так необычно остры и ожесточённы классовые бои в казачьей среде?

Как писатель относится к войне?

Почему судьбы главных героев постоянно соотносятся с большими событиями истории?

Расскажите об отношении к труду Мелехова Григория, Натальи, Аксиньи.

Что вам известно прототипах шолоховских героев?

Каковы особенности изображения природы  в произведении Шолохова?

Как вы понимаете смысл названия романа « Тихий Дон»?

В чём трагедия Г. Мелехова?

Версии о плагиате.

Тихий Дон –Книга о донском казачестве , сословной группы с чертами субэтнической общности.

« Тихий Дон» и « Война и мир».

Что такое роман –эпопея?

Как изображаются события первой мировой войны?

Гражданская война в изображении Шолохова.

Драматическая и трагическая любовь в романе.

Женские образы в романе.

VI.Составление  кластеров по своей проблеме.

VII.Представление кластера.

VIII.Итог урока.

Изображение поисков правды «простым»человеком ,честным и искренним, передача движений души такого человека – творческая заслуга Шолохова. Следуя традициям русской литературы ,через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов ведёт к осмыслению чуждости ,неестественности , бесчеловечности войны. Закономерности эпохи раскрыв не только в исторических событиях , но и в фактах частной жизни , семейных отношениях, где власть

традиций особенно сильна и логика их рождает острые ,драматические конфликты.

                                                       Баннова Ольга Николаевна.,учитель русского языка и литературы.

Г.Оренбург.МОАУ « СОШ № 10»

Обобщение и систематизация знаний по теме : «Лексика».10 класс.

Тип урока: Повторение и систематизация изученного.

Цели урока:

1.Образовательные:

-обобщение и расширение сведений о лексике как разделе лингвистики, повторение орфограмм ,связанных  с изучением лексики; усвоение знаний в их системе.

2.Воспитательные:

-воспитание любви к  русскому  языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности  в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3.Развивающие:

-развитие умения логически излагать свои мысли ,используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать ;работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного  интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1. Словари   (толковый, словарь иностранных слов, этимологический)

2. Кластеры.

3.Карточки для рефлексии настроения.

4.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки карандаши.

5 Компьтерная оргтехника.

Презентация к уроку.

Структура урока:

1 .Организационный этап.

2.Рефлексия настроения.

3.Полминутки для шутки.

4.Сообщение темы урока.

5.Формулировка целей урока.

6.Обобщение.

7.Домашнее задание.

8.Подведение итогов урока.

9.Рефлексия результативности.

Ход урока.

      1.Организационный этап.

      2.Рефлексия настроения.

–Ребята , доброе утро. Я к вам пришла на урок вот с таким настроением(показываю изображение солнца)

–А какое у вас настроение? У вас на столах лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей, тучи.

–Покажите, какое у вас настроение.

       3.Полминутки для шутки. ( 1 слайд).

Объясните , из-за чего возникает комический эффект в известной шутке.

« Шёл дождь и  два студента , один в пальто, другой в университет»

( Комический эффект здесь возникает из-за многозначности глагола «шёл», который имеет значение:

«идти ногами»

«падать»(об осадках)

«отправляться куда-либо».

-В каком разделе лингвистики изучается многозначность слов?

( В разделе «Лексика»)

4.Сообщение темы.(2 слайд)

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорим о лексике русского языка. Обобщим  то , что знаем.

5.Формулировка целей урока.(3 слайд)

-осмысление и усвоение…….

-формирование навыков и умений……..

-формирование интеллектуальных умений………

6. Обобщение.

Терминологический диктант.(4 слайд)

(записать только ответы)

1.Содержание слова , его соотнесённость с предметом или явлением.

2.Слова, связанные только с одним предметом , явлением, понятием.

3.Служит для создания образных , выразительных средств языка.

4.Слова , имеющие одинаковое значение , написание и словоизменение, но не связанных по значению.

5.Совпадение только одной формы слова.

6.Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.

7.Слова, имеющие одинаковое написание , но разное звучание.

8.Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

9.Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта и наибольшей выразительности.

10.В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы.?

Выполни проверку (5 слайд)

1.Лексическое значение.

2.Однозначные слова.

3.Переносное значение.

4.Омонимы.

5.Омоформы.

6.Омофоны.

7.Омографы.

8.Синонимы.

9.Градация.

10.Антитеза и оксюморон.

Подготовка к ЕГЭ.(6 слайд)

-Решите тестовые задания.

1.В каком предложении вместо словаГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми гуманными профессиями на земле являются те , от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2)Гуманное отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка , уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3)Между странами постоянно развивается  и укрепляется сотрудничество в гуманной сфере.

4)Гуманные законы возможны только в зрелом обществе.

2.Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1)адекватный- вполне соответствующий чему-либо, тождественный , совпадающий.

2)канделябр- подсвечник с разветвлениями для нескольких свечей или ламп.

3)сентиментальный-особо тщательный , до мелочи точный.

4)каллиграфия-искусство писать ровным и красивым почерком.

Проверка    .1.3.

                     2.3.

Воспитательная минутка (7 слайд)

Гуманное отношение.Как вы понимаете ,что это такое?

Гуманное отношение-отношение к людям проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе , уважением к его достоинству.

Работа с кластером.

Заполни пропуски.

1.

Лексика с точки зрения смыслового значения.

прямое

однозначное

синонимы

антонимы

полные

Частичные

2.

Лексика с точки зрения происхождения.

Исконно русские

Общеславянские

Лексика с точки зрения употребления

Общеупотребительная

3.

Работа по тексту домашнего упражнения.(упр.62.)

Прочтите слова ,которые вы отнесли к исконно русским , затем те , которые являются заимствованными.

-Что обозначают все эти слова.( Судно)

-Чем вы пользовались при выполнении этого задания?

-Какие именно словари вы использовали?

Работа по словарю.

-Дадим толкование заимствованным словам.

Работа с иллюстрациями.

Работа по учебнику (упр41)

7.Чтоб упрочить ваше знание

Даю домашнее задание.

Упр .70.

Стр.41-42.

Определить своё отношение к заимствованию .Сейчас говорят об американизации русского языка .Хорошо это или плохо.?

Написать мини-рассуждение.

8. Итог урока.

-О каком разделе лингвистики мы сегодня с вами говорили?

Как называется наука , изучающая лексику русского языка?

9.Рефлексия результативности.

-Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.

Перед вами карточка с изображением горы.Если вы считаете , что хорошо потрудились на уроке, разобрались в особенностях лексики,то нарисуйте себя на вершине горы.Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.

-Покажите свои рисунки.

-Поскольку мы достигли цели урока ,то настроение у меня вот такое( показываю солнце)

-А какое у вас?

Выставление и комментирование оценок.

-Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Война и мир" как роман-эпопея"

Презентация иллюстрирует черты эпопеи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Для этого использованы рисунки к роману, репродукция картины А. Кившенко "Совет в Филях 1812 года", кадры из двух фильмов, ...

Презентация к уроку по теме "Война и мир" как роман-эпопея" 2

Презентация иллюстрирует черты эпопеи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Для этого использованы рисунки к роману, репродукция картины А. Кившенко "Совет в Филях 1812 года", кадры...

"Роман "Война и мир" - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр"

Презентация к первому уроку литературы по роману Л. Н. Толстого. Знакомит с историей создания романа, особенностями жанра, с проблематикой...

Презентация к уроку литературы "Война и мир как роман - эпопея"

Данная презентация отражает историю создания романа "Война и мир", особенности композиции, жанровое своеобразие....

Изучение творчества М.А..Шолохова в старших классах (роман-эпопея «Тихий Дон)

Одним из талантливых писателей советского периода был Михаил Александрович Шолохов, чье творчество охватывает самые важные события для нашей страны – Гражданскую войну, революцию 1917 года, стан...

Роман "Тихий Дон как роман-эпопея". М.А. Шолохов.

Краткая характеристика романа, места действия, ключевого исторического времени, отражённого в романе. Донское казачество. Художественный язык произведения. Связь с природой....