Литературная гостиная «Поэты не рождаются случайно!»
методическая разработка по литературе по теме

Прасолова Валентина Васильевна

Литературная гостиная, посвященная творчеству А.Ахматовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gost2.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Русская  литература.

 11 класс

Тема: Анна  Ахматова. В  литературной  гостиной.

«Поэты не рождаются случайно!»

Цели:

1. Лирика Ахматовой, как и всякая, трудна, поэтому, чтобы понять ее, нужно войти в           эпоху ее творчества.

 Итак, цель урока, эмоционально, используя другие виды  искусства,  как музыка, живопись, театр, компьютер окунуть учащихся в эпоху "Ахматовскую" и  понять тематику, проблематику ее поэзии, ознакомить с главными этапами ее творчества.

2. Воспитание позитивного отношения к жизни на примере жизни "подвига" поэтессы.

3. Воспитание патриотических чувств. Настоящие патриоты не бросают свою родину, свой народ в трудное для нее время. Родина одна.

Оборудования  урока:

1. Портрет Анны Ахматовой.

2. На компьютере – экспонаты из музея  Ахматовой

3. Фонограмма с песнями на слова Ахматовой.

4. Сборники стихов.

Полутемная гостиная. Столы, покрытые скатертью, на столах красивые подсвечники со свечами, цветы, сборники стихов Анны Ахматовой, в рамке ее портрет. На доске - эпиграф  урока.

Эпиграф  

Поэт обязан быть красивым

Нестыдной правды наготой.

Михаил  Дудин.

Ход  урока.

Учитель - вступительное слово.

        - Память - преодоление времени, преодоление смерти. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но, благодаря, памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

        И  всегда, чтобы понимать произведение искусства, надо знать условия творчества, личность художника и эпоху. Как говорит Дмитрий Лихачев, "искусство нельзя поймать голыми руками. Слушатель должен быть вооружен знаниями, сведениями. Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи".

        Сегодня мы вас приглашаем в эпоху Анны Андреевны Ахматовой, в ее поэтическую гостиную.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

 

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

 

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

 

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актёры, музыканты и поэты-

Целители уставших наших душ.

 

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают

И в песнях и в стихах своих живут.

                                                                  И.Тальков.

        Эпиграф  урока... (см. выше)

        Итак, Анна  Ахматова…  Трудным и сложным был жизненный и поэтический путь ее. Начав с акмеизма, она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к  реалистичности и историзму. Титулованная когда-то званием "Сафо 20 столетия" она стала всемирно известным поэтом. Классическая строгость ее стихов, их ясность, редкое чувство гармонии ставят Ахматову в число выдающихся мастеров поэзии XX столетия. Ее стихи переведены на все основные языки мира. Ахматова была избрана почетным доктором литературы Оксфордского университета, ей присудили Международную поэтическую премию.… Но эти награды и признание пришли к ней, к сожалению, в последние годы жизни.

        А в 1921 году в Царском Селе она записала:

                Здесь столько лир повешено на ветки,

                Но и моей как будто место есть…

        Да, ахматовская жизнь и поэзия с такою большою силой лирического действия перестает быть только личною ценностью, а обращается в силу, подъемлющую дух всякого, воспринявшего ее. Одержимые ею, мы более ценной, более великой видим и  свою, и чужую жизнь.

        Итак, добро  пожаловать, в  поэтический и  человеческий  мир  Анны  Ахматовой.

                (звучит  классическая  музыка)

Вбегают сплетники, все элегантных костюмах, с папками.

        - Вы слышали, Ахматова и Зощенко исключены из Союза  писателей?

        - Правильно, они давно исписались.

        - Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

        - Да, вы правы, коллега, соцреализмом  там и не пахнет.

        - Да что она, вообще, собой представляет? Видел как-то: вся в черном, туфли                                                                     столетней  давности, но держится… я вам скажу…

 Они проходят. Музыка усиливается. Из темноты появляется Анна Ахматова.

        - Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребенком я была перевезена на Север – в Царское Село. Мои первые воспоминания  царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…

        Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В 5 лет, слушая как учительница ,занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.

        Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

Ученик:

  1. Сюда ко мне поближе сядь

      Гляди веселыми глазами:

      Вот эта синяя тетрадь

     С моими детскими стихами.

    2.   "Синяя тетрадь" осталась только в стихах Анны Ахматовой. Детские свои стихи она уничтожила.

Продолжает Ахматова.

        - Училась я в Мариинской женской гимназии. Сначала плохо, а потом лучше…Ежедневный путь в школу и из школы пролегал по улицам, засаженным липами.

Вспоминает подруга ( ученица )

         В старших классах гимназии Анна Горенко даже в мелочах заметно отличалась от остальных гимназисток. Ее одноклассница вспоминала: "У Горенко была какая-то другая форма, не такая, как у всех: из мягкой и дорогой ткани, и покрой особый, не стандартный, и сидела не мешком, а как влитое, да и цвет не коричнево-школьный, а густо-шоколадный, как раз такой, что при ее бледности и серо-зеленых бархатных глазах "личил", а не "убивал"                                      

Ахматова:

         -Однажды под Рождество "мы пошли из дому с подругой прикупить какие-то милые украшения для елки". Был чудесный солнечный день, липы в морозном серебре. Около Гостиного двора мы встретились с "мальчиками Гумилевыми, Митей и Колей-гимназистом. И они проводили нас до дому"

Выходит Гумилев и останавливается на другом конце гостиной, на него падает свет.

Ученик:

        -Гумилев - одна из наиболее знаменитых фигур в литературной жизни начала века. Он много печатается, читает лекции, работает в издательстве "Всемирная литература", руководит петроградским отделением Союза поэтов.

Ахматова идет навстречу

        -В ремешках пенал и книги были,

        Возвращалась я домой из школы,

        Эти липы верно не забыли

        Нашей встречи, мальчик мой веселый?

Гумилев:

           Я люблю ее деву-ундину

        Озарённую  тайной ночной.

        Я люблю ее взгляд заревой

        И горящее  негой рубины…

Они встречаются.

Анна:

        -Я ничуть не была заинтересована этой встречей.  В сероглазого, высокомерного с виду и очень неуверенного в себя 17-летнего гимназиста, уже поэта, к тому же символиста, я конечно, не влюбилась, но встреча эта всё-таки заинтересовала меня.

Гумилев: 

        -А ты мне сразу понравилась и я, возвращаясь из гимназии, часто "маячил" в ожидании тебя.

Анна:                                                                          

        -Помнишь уже через несколько дней ты подарил мне шедевр "Tertian Virgilian" своего метра Брюсова.

 Гумилёв:

        -Помню. Но куда больше радости  доставил тебе мой следующий подарок-томик Блока "Стихи о прекрасной Даме"

Ахматова (вспоминая)

        Предчувствую тебя. Года проходят мимо-

        Всё в облике одном, предчувствую тебя.

        Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

        И молча жду,- тоскуя и любя.

Гумилёв:

        -Ты начала избегать меня, но в начале лета 1905 года я выследил, подкараулил в парке и оживлённый, весёлый, говорил-говорил…

Я поеду в Париж, в Африку, когда окончу  гимназию…, я готовлю сборник стихов, даже название придумал…

(и вдруг становится на колени и торжественно)

Я прошу Вас Анна, стать моей женой!

Анна:

        -Твоей женой? Да как ты смеешь? У тебя никто не умирал, у тебя есть всё: и свой дом, и отец…Париж…Африка.… Какая Африка, когда столько горя. Стреляют, вешают, бросают бомбы.… Твоей женой…

Гумилёв поднимается, уходит, останавливается в другом конце гостиной.

Анна:

        -Он не повернулся и ушёл. Не сказал не единого слова.… О, если бы он обернулся.

Ученица:

        -11июня 1905 года ей исполнилось 16 лет.

Учитель:

        Вот так они проживут жизнь - и вместе и врозь. Ни он, ни она никогда не забудут и день их  

встречи, а она не забудет своей первой женской вины и бессмысленной, безответственной жестокости.

Звучит песня" Мы эхо" в исполнении  Анны Герман. Гумилёв читает своё стихотворение "Я и вы" (отрывок.)

        -Да, я знаю, я вам не пара,

        Я пришёл из иной страны,

        И мне нравится не гитара,

        А дикарский напев зурны.

                Не по залам и по салонам

                Тёмным платьям и пиджакам-

                

                Я  читаю стихи драконам,

                Водопадам и облакам.

        Я люблю как араб в пустыне

        Припадает к воде и пьёт,

        А не рыцарем на картине,

        Что на звёзды смотрит и ждёт…

Анна как  в  ответ читает своё стихотворение

        Пока не свалюсь под забором

        И ветер меня не добьёт,

        Мечта о спасение скором

        Меня, как проклятая, жжёт.

                Упрямая, жду, что случится,

                Как в песне случится со мной-

                Уверенно в дверь постучится

                И, прежний, весёлый, дневной,

        Войдёт он и скажет: " Довольно,

        Ты видишь, я тоже простил",-

        Не будет ни страшно, ни больно…

        Ни роз, ни архангельских сил.

                Затем и в беспамятстве смуты

                Я сердце моё берегу,

                Что смерти без этой минуты

                Представить себе не могу.

Ученица:

        - В "Поэме без героя", начатой в 1940 году, она, вспоминая себя в юности, скажет сурово, просто, бесслёзно: "С той, какою была когда-то…, снова  встретится, не хочу".

Опять усиливается песня "Мы эхо". Гумилёв и Ахматова идут навстречу. Гумилёв радостно:

        - Наконец-то 25 апреля 1910 году состоялось наше венчание и спустя неделю мы отправились во Францию, в свадебное путешествие.

Анна:

         -1 октября 1912 года родился наш единственный сын Лев.

Музыка. Ученики:

1. В ночь на 4 августа 1921г. Арестован Николай Гумилёв

2. 16 августа написано стихотворение "Не бывать тебе в живых"

3. 25 августа без суда и следствия по приговору Ревтрибунала замечательный русский поэт был расстрелян по подозрению в контрреволюционном  заговоре.

4. Оправдан он был лишь в 1990 году.

                                                   Музыка

Учитель: (общение данного этапа жизни)

          -Любовь явилась тем поэтическим открытием, которое позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в русской лирике 20 века. В отличие от романтически настроенных символистов, акмеисты (в том числе и Ахматова) выступали за необходимость вернуть поэзии ощущение реальной жизни. Анна в своих стихах была очень женственна, но в то же время властна и энергична. Любовь в стихах поэтессы никогда не бывает спокойной. Это и взлёт, и падение, и первая встреча, и разрыв.

Ученики читают наизусть 2-3 стихотворения о любви. Учитель продолжает:

        -  Вот так закончился первый этап, счастливый этап её жизни, счастливый в отношении творчества.

В 1915 году Ахматова написала посвящённое мужу стихотворение "Колыбельная", в котором есть уже ощущение  горя.

        Было горе, будет горе,

        Горю нет конца.

        Да хранит святой Егорий

        Твоего отца.

         Как будто Анна чувствовала, что с этого времени горе будет почти постоянным спутником её жизни.

Стихотворение "Я гибель накликала милым…"

         - Книги "Белая стая"(1917г.), "Подорожник"(1921г.), "Anna Domini"(1922г.) упрочили за Ахматовой славу поэта, однако следующей книге её стихов суждено было увидеть свет лишь в 1940 году, спустя 18 лет.

Реплика сплетника:

-Позвольте, говорят, Анна Ахматова не приняла революцию?

Из темноты ученица читает стихотворение "Не с тем я, кто бросил землю".

        Не с теми я, кто бросил землю

        На растерзание врагам

        Их грубой лести я не внемлю,

        Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

        А здесь, в глухом чаду пожара

        Остаток юности губя,

        Мы не единого удара

        Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Учащиеся:

        -В голодном 1919 году из Москвы Ахматова вернулась в Петроград, под крыло Максима Горького. Пользуясь своей славой "буревестника революции", Горький организовал в Петрограде комиссию по оказанию помощи работникам науки и культуры. Лошадь, которая развозила по квартирам пайки тем, кто уже не мог добраться до раздаточного пункта, Анна называла "горькой лошадью".

-"Вот едет горькая лошадь".

        Но ей в 1919 г. "горьких" пайков не досталась. Тем не менее в Питере умереть с голоду ей не дали: сначала слегка подкармливала подруга, потом в борьбу по спасению голодающей Ахматовой включилась Лариса Рейснер ( любовница Гумилёва ). "Ахматова превратилась в ужасный скелет, одетый в лохмотья. Ещё в туберкулёзе",- в полном недоумении писал жене Чулков, друг Ахматовой.

        -С наступлением нэпа, к середине 20 годов жизнь стала чуточку и сытнее, и чище, но Анну Ахматову общее улучшение бытовых условий почти не коснулась, она ещё несколько лет продолжала жить в доме, который, хотя и носил громкое имя "Мраморный дворец" для жилья был совершенно не приспособлен. Не было ни кухни, ни водопровода, даже свет здесь включали намного позже, чем везде, после того, как окончательно стемнеет. Но она остаётся в России, хотя

Ученица:

        Мне голос был. Он звал утешно,

        Он говорил: "Иди сюда,

        Оставь свой край глухой и грешный,

        Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и оби".

        Но равнодушно и спокойно.

        Руками я замкнула слух,

        Чтоб этой речью недостойной

        Не осквернился скорбный дух.

  -Но тяжёлая жизнь окупалась поэтическим триумфом, когда в 1921г. 6 тысяч её книг, несмотря на холод, голод вмиг исчезали с книжных прилавков.

                          Музыка "Утомлённое солнцем…"

Учитель:

-В 1933г. впервые арестовали сына Льва Гумилёва и через несколько дней выпустили, но Анна Ахматова, после 4-летнего молчания вдруг пишет стихотворение "Привольем пахнет дикий мёд."

        Привольем пахнет дикий мёд,

        Пыль - солнечным лучом,

        Фиалкою – девичий рот,

        А золото – ничем.

Водою пахнет резеда,

И яблоком – любовь,

Но мы узнаем навсегда,

Что кровью пахнет только кровь…

                 

Музыка усиливается, Анна Ахматова встаёт, идёт вперёд.

          - В период культа личности имя моё было под запретом, ругань шла как вода по водопроводу, при обысках снимали со стен мои портреты. Между 1925-39 годами меня перестали печатать совершенно. Тогда я присутствовала при своей гражданской смерти. А мне было всего 35 лет.    Быть забытой и критикой, и читающей публикой, когда находишься в полном расцвете  творческих сил, тяжело.

        Сегодня я догадалась, в чём состоит моя вина перед человечеством, какое я совершила преступление, за которое мне не перестают мстить: я писала стихи, которые нравились и продолжают нравиться людям. Это очевидно, нельзя простить.

Ученица стихотворение "О, знала ль я…"

        О, знала ль я, когда в одежде белой

        Входила Муза в тесный мой приют,

        Что к лире, навсегда окаменелой,

        Мои живые пальцы припадут.

О, знала ль я, когда неслась, играя,

Моей любви последняя гроза,

Что лучшему из юношей, рыдая,

Закрою я орлиные глаза.

        О, знала ль я, когда томясь успехом,

        Я искушала дивную Судьбу,

        Что люди скоро беспощадным смехом

        Ответят на предсмертную мольбу.

Анна продолжает:

Начало второй мировой войны, 1940 год,- это башня, с которой я заново обозревала и оценивала свою жизнь, жизнь своего народа

        "Из года сорокового

        Как с башни на всё гляжу…"

Ученик:

-"Звёзды смерти стояли над нами",- пишет Ахматова о войне

"Клятва"

        И та, что сегодня прощается с милым,-

        Пусть боль свою в силу она переплавит.

        Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

        Что нас покориться никто не заставит.

Другой ученик: стихотворение "Мужество"

        Мы знаем, что ныне лежит на весах

        И что совершается ныне.

        Час мужества пробил на наших часах,

        И мужество нас не покинет

        Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

        Не горько остаться без крова,-

        Но мы сохраним тебя, русская речь,

        Великое русское слово.

        Свободным и чистым тебя пронесём,

        И внукам дадим, и от плена спасём,

                        Навеки!

Первый ученик продолжает:

-Но война пощадила Анну Ахматову.

Ученица:

         1.-Во время Великой Отечественной войны Ахматова два с половиной года провела в Ташкенте. В эти трудные годы до нас, оставшихся в осаждённом Ленинграде, доходили скупые, отрывочные известия о её жизни и работе в Средней Азии. Но 1 июня 1944 года она вернулась в Ленинград. Вспоминает Мануйлов: "Вскоре 11 июня я видел Анну Андреевну в городе Пушкине, в городском Доме культуры. Отмечалась очередная годовщина со дня рождения Пушкина. Город, носящий имя поэта, был освобождён недавно, большой зал был переполнен. В торжественном собрании выступила и Ахматова ,и прочла свой всем хорошо известные стихи о Пушкине- лицеисте.

        2. Смуглый отрок бродил по аллеям,

        У озёрных грустил берегов,

        И в столетие мы лелеем

        Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том  Парни…

        3.-Давние стихи молодой Ахматовой звучали в этот день как-то по-новому. Голос её звучал ещё совсем молодо, и это стихотворение как-то особенно взволновало всех. Сколько всего было пережито! И Пушкина, и вещее его слово мы пронесли через испытания военных лет, как что-то родное и близкое каждому из нас"

Музыка усиливается. Друзья об Анне Андреевне

Выходят друзья, подходят к ней, здороваются, кто-то целует в щёчку, кто-то треплет по плечу. (Среди друзей Недоброва, Гинзбург, Ильина, Ходасевич, Лидия Чуковская, Чуковский, Мануйлов, Чулков) и т.д.

        -Стихи Анны очень просты, немногоречивы, в них она сознательно умалчивает о многом- и едва ли не это составляет их главную прелесть. Их содержание всегда шире и глубже слов.

        -Её стихи сотворены, а не сочинены…, средства берутся ею те, которые непосредственнее трогают в душе нужную…струну. Её стихи волнуют очень сильно, и не одним только лирическим волнением, но и всеми жизненными волнениями, возбуждают к деятельности творческую способность.

        -Аннушка умела радоваться, казалось бы, незначительным вещам. Она была требовательна в больших делах, поступках, в отношениях к людям…и по-детски умела радоваться пустякам: запела ли птица, расцвёл ли цветок, зажглось ли небо вечерним светом. И особенно ценила она простое внимание друзей своих и сама была хорошим другом.

        -Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Николая Гумилёва. Это были годы её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2-3 года, и в её глазах, в осанке, в обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта её личности: величавость. Не спесивость, а именно величавость: нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

        -Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жёстком вагоне, даже в ташкентском трамвае, всякий не знавший её чувствовал её "спокойную важность" и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.

        -Замечательна в её характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувство собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко.

Конечно, она очень ценила красивые вещи (показываются вещи из музея Ахматовой по  компьютеру). Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в её скромном быту, но через несколько недель исчезали.

 Даже книги, за исключением самых  любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были её вечными спутниками, и она нередко брала их…в дорогу. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой.

        -А помните, как - то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, мы собрались у неё. А ей досталась от какого-то заезжего друга большая банка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной "муки" "Нестле." Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведённого в кипячёной воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо- сытным обедом. Было поздно, гости ушли, я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на тёмную лестницу. И вдруг…она выбежала за мною и сказала обыкновенным голосом: "Это для вашей…для Мурочки…" И в руках у меня очутилось драгоценное "Нестле". Передо мной захлопнулась дверь, и сколько я не звонил, не открылась. Таких случаев я помню очень много.

        -Гневалась она и вступала в споры лишь, когда речь касалось предметов, Близко принимаемых ею к сердцу. По другим поводам до споров и опровержений не снисходила. Как бы порой не приходилось ей тяжко, она никогда не жаловалась, не роптала, а с присущим ей величием жила, влюблённая в жизнь.

        -Вспоминая Ахматову, непременно встречаешься с темой культуры, традиций, наследия. О воздействии русской классики на поэзию Ахматовой много уже говорили. В этом ряду Пушкин и поэты пушкинского времени. Но она поэтесса XX века. У классиков она училась и в стихах её можно встретить те же слова, но отношения между словами другие.

        -Поэтическое слово Ахматовой изначально было лёгким, хрупким, трепетным, ломким и одновременно царственным, величавым.

        Ржавеет золото, и истлевает сталь,

        Крошится мрамор. К смерти всё готово.

        Всего прочнее на земле печаль.

        И долговечней - царственное слово.

        -Она сама была изящная. Современники писали "о патрицианском профиле" (показ по компьютеру) и о её изысканно-горделивой фигуре с царственной осанкой, писали о ней как о "Музе Петербургской", с испанской шалью на плечах.

        -Источником вдохновения для неё была Родина, Россия поруганная, но от этого ставшая ещё ближе и роднее. Анна Андреевна не смогла уехать в эмиграцию, так как знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна её поэзия.

Подходит Анна Ахматова и читает.

        -На сотни вёрст, на сотни миль,

        На сотни километров

        Лежала соль, шумел ковыль

        Чернели рощи кедров

        Как в первый раз я на неё

        На Родину глядела.

        И знала: это всё моё

        Душа моя и тело.

Другой ученик читает стихотворение "Родная земля"

                Родная земля

        И в мире нет людей бесслёзней,

        Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не с

очиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже        

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы месим, и крошим,  мелем, и

Тот ни в чём не помешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею. Во время чтения друзья уходят в темноту,  остаётся Анна Ахматова. К ней подходят два ученика.

                                 Речь Ахматовой                                                                          Ученик:

  1. – Стихи её теперь знают все, кто любит русскую поэзию. Этот её дар с нами. Он жив, он не покинет живых. Но был у неё ещё один талант, который навек ушёл от нас. Это удивительное богатство её устной речи. В споре, в обыденном разговоре она умела выражать свои мысли удивительно точно, просто, естественно – и в то же время многозначительно, с многогранным  глубинным подтекстом.
  2. –Речь Ахматовой была настолько своеобразна, точна, порой афористична, что передавать её своими словами, восстанавливать в памяти, опираясь лишь на смысл сказанного – такое было бы бесстыдством. Записывать следовало по горячим следам, в тот же день.

Ахматова:

-Да, я научила женщин говорить.

Ученик:

-И это действительно так: вы были первой женщиной в русской литературе, обладающей столь великим поэтическим даром.

Ахматова:

- С большой прямотой напросилась на комплимент, но хвастовство ослабляет человека, открываются тысячи ахиллесовых пят.

Ученик:

-Как вы относитесь к стихам поэтессы Н.?

Ахматова:

-Длинно пишет. Все пишут длинно. А момент лирического волнения краток. (Гневно) Нельзя писать о войне таким же тоном, каким женщина рассказывает о своих недомоганиях.

Ученик:

- А всё–таки она способная…

Ахматова:

-Способных поэтов не бывает. Или поэт, или нет. Эта не та работа, когда, вставши поутру, умывшись, садишься за стол. "Дай, дескать, потружусь". Стихи - это катастрофа. Только так они и пишутся. Если не так, читатель сразу поймёт и почувствует.

Ученик:

-Анна Андреевна, как вы относитесь к стихотворению Пушкина "Памятник". Мне кажется, слишком смелые слова: "Я памятник воздвиг себе…

Ахматова:

- В прежние годы я читала это завещание Пушкина совсем другими глазами и многого не замечала. Теперь для меня особое значение приобрело предчувствие поэта:

        И долго буду тем любезен я народу,

        Что чувства добрые я лирой пробуждал…

        Как это верно, как это важно. Разве не в чувствах добрых к человеку - основной смысл искусства, главное назначение поэзии.

Все уходят. Музыка. Учитель, а потом Анна Ахматова.

Учитель:

- В 1946 году, в роковом для неё августе, опять начались несчастья.

Ахматова:

- В1946 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором я и Зощенко обвинялись в пропаганде пессимизма и "узенького мирка личных переживаний". Меня опять перестали печатать, хотя поэтическая и творческая работа не прекращалась.

Учитель:

-Ахматова осталась без законного вида на жительство, без продуктивных карточек и без гонорара. Сына Льва Николаевича выгнали из аспирантуры. Единственным местом, куда сына антисоветской поэтессы взяли на работу, была библиотека при сумасшедшем доме. Чтобы не умереть с голоду Анна стала переводить.

Выходят сплетники.

-Да, что вы всё Ахматова, Ахматова. Она же пишет "Я хочу теперь забытой быть".

Выходят ученики:

-Забытой? Никогда…

Сплетник:

- Да современна ли она?

Ученик:

-Да, современна…, так как она всегда умела говорить на языках тех культурных поколений, с которыми время сводило её на протяжении её долгой жизни.

- Анна Ахматова – самобытный, талантливый русский поэт, чья поэзия солнечна, проста и свободна. Она родная сестра " прекрасной поэзии и Эллады"- говорит поэт Михаил Дудин.

- Во всех сферах своей поэзии Ахматова остаётся поэтом высокого строя и гармонии.  Эта победоносная красота и просветляющая лирическая сила и явилась одним из главных оснований нашего притяжения к стихам Ахматовой последних лет её жизни.

Вот стихотворение "Летний сад".

        И лебедь как прежде плывёт сквозь века,

        Любуясь красой своего двойника:

        Или "Городу Пушкина":

        Щедро взыскана дивной судьбою

        Я в беспамятстве дней забыла теченье годов

        Или гениальный "Приморский сонет"( 1958 г.) При первом чтении он может не войти в душу, не задеть нашего восприятия. Зато, вживаясь в него, мы чувствуем, с какой победившей страдания лёгкостью и простотой, светлой скорбью поэт прощается здесь со своей жизнью.

Ахматова читает стих "Приморский сонет"

        Здесь всё меня переживёт,

        Всё, даже ветхие скворешни

        И этот воздух, воздух вешний,

        Морской свершивший перелёт.

                И голос вечности зовёт

                С неодолимостью нездешней.

                И над цветущею черешней

                Сиянье лёгкий месяц льёт

                И кажется такой нетрудной

                Белея в чаще изумрудной,

                Дорога не скажу куда…

                Там средь стволов ещё светлее,

                И всё похоже на аллею

                У Царскосельского  пруда.

Музыка

Ученицы:

        1.- 23 июня 1949 года Ий исполнилось 60 лет. Ни одного юбилейного поздравления.… А в ноябре арестовали Льва Гумилёва как сына белогвардейца и отродья "антисоветской поэтессы" и дали 10 лет. По совету Алексея Суркова и Фадеева она решается на отчаянный шаг: сочиняет посвящённый Сталину патриотический цикл "Слава миру". Увы, и это не помогло. Ни Пунину – мужу, ни Гумилёву, а для Ахматовой обернулось тяжелейшим инфарктом.

        2. – В те страшные годы она создаёт цикл "Черепки", своего рода малый "Реквием"- сюжет – мать и сын.

        Мне лишённой огня и воды,

        Разлучённой с единственным сыном…

        На позорном помосте беды.

        Как под тронным стою балдахином.

                Вот и доспорился яростный спорщик

                До енисейских равнин…

                Вам он бродяга, шуан, заговорщик,

                Мне он единственный сын.

- 5 марта 1953 году умер Сталин.

-В феврале 1956 года состоялся исторический 20-й съезд партии, осудивший культ личности Сталина.

- 15 апреля 1956 года вернулся Лев Гумилёв.

        -Но в жизнь Анны Ахматовой вторглась новая беда: семь лет каторги ожесточили его душу: до конца жизни Гумилёв младший был твёрдо убеждён, что во всех его несчастьях виновата мать. Она эту свою боль скрыла очень тщательно, но скрытая боль делала своё дело: инфаркт следовал за инфарктом. Но работать и работать, плодотворно не переставала. Именно в эти годы "плодоносной осени" созданы её лучшие эссе о Пушкине.

Эссе о Пушкине. Траурная музыка.

Ученики:

        - Любить эту землю для Ахматовой было не просто, потому что именно здесь, на родной земле приходилось испытывать муки, беды, трагедии. Трагедийность становится общезначимой, вбирает в себя страдания миллионов людей, ставших жертвами террора и насилия.

        - Над лирическим циклом "Реквием", который Ахматова позднее назвала поэмой, она работала в 1939-40 годах и в начале 60-х годов. Впервые "Реквием" был напечатан (без ведома автора) в 1963 году в Мюнхене. В России "Реквием" опубликовали целиком лишь в 1987 году. В основу сюжета поэмы положены трагические события, всю тяжесть которых Ахматова разделила со своим  народом. В октябре 1935 года были арестованы муж-профессор Пунин и её сын Лев Гумилёв.

        -"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. "Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое. Воистину томов премногих тяжелей. Останется навсегда как безмолвный приговор зверству".

Все встают со свечами. Анна Ахматова выходит вперёд и начинает рассказывать:

        Нет! и не под чуждым небосводом,

        И не под защитой чуждых крыл-

        Я была тогда с моим народом

        Там, где мой народ, к несчастью, был.

В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, …очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом)

-А это вы можете описать?

И я сказала:

-Могу.

И учащиеся по очереди читают "Реквием" наизусть. "Эпилог",- вторую часть читает Анна Ахматова до слов

        А здесь, где стояла я триста часов

        И где для меня не открыли засов…

Музыка усиливается и переходит в более  весёлую.

Учитель:

-На слова Ахматовой сочинены много песен. Послушаем их.

Звучат песни. (В это время появляется сплетник)

Сплетник:

-Для меня Ахматова остаётся всё-таки личностью противоречивой, непонятной. Я привёл журналистов. Давайте, поставим все точки над и.

Интервью с журналистами

-Газета "Комсомольская, правда". Что было в характере Ахматовой главное, важное?

Ответ:

-Я думаю, что самым сильным, самым характерным качеством Анны Андреевны можно назвать безошибочное чувство формы: оно проявилось у неё во всём, начиная с творчества и кончая манерой говорить и держаться.

-Журнал "Дружба народов". В творчестве Ахматовой много места уделяется Пушкину. А она сама говорит: "Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова".

Ответ:

-В культурном мире Ахматовой существовало явление ни с чем не сравнимое – Пушкин. У неё было до странного личное отношение к Пушкину и людям, которые окружали его. Она их судила, оценивала, любила, ненавидела, как будто они были живые и всё ещё продолжают жить.

-Пушкин любил называть дело поэта – "трудом  Поэта". И для Ахматовой - эта одна из пушкинских традиций. Для неё это был в своём роде даже физический труд.

Вопрос:

-Чем чаще пишут о ней как о человеке и о поэте, тем больше тайной она остаётся.

Ответ:

-Да, тайна нередкое слово в сочинениях Ахматовой. За этим, словом скрыт далеко не мистический смысл. Тайна бытия, тайна искусства. В разговорах у неё слово тайна – редкое. Но характер разговоров, их краткость, значительность, выношенность, внушали мысль о тайне, как о самом  явлении Анны Андреевны.

Вопрос:

- Она явилась через 90 лет после рождения А.С.Пушкина. Звали её Анной Горенко (с ударением на первом слоге, от слова «горе»). Журнал "Звезда". Почему русская поэтесса Горенко стала Ахматовой, татаркой?

Отвечает сама Ахматова:

-К ранним поэтическим занятиям отец относился скептически и раздражённо сказал: "Не срами моё имя". А я, 17- летняя шальная девочка ответила: "И не надо мне твоего имени",- и взяла фамилию своей прабабки, чей род происходил от татарского хана Ахмата.

В то время я гостила на земле.

 Мне дали имя при крещенье – Анна.

 Сладчайшее для губ людских и слуха.

Вопрос:

-Что для вас поэзия, стихи?

Ответ:

-Для меня стихи-связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны.

Вопрос задаёт сплетник:

-Говорят, патриотизм великой поэтессы был, правда, не сразу, а после многих лет замалчивания, замечен и оценён Сталиным?

Ответ:

-Да, Сталину оказалась близка державная, царственная поэзия Ахматовой. И его решением был издан сборник "Из шести книг" в 1940 году. Началось даже обсуждение её кандидатуры в лауреаты Сталинской премии, но сорвано литературной бюрократией тех лет. И по приказу Сталина Ахматова была вывезена (значит, спасена) в 1941 году из блокадного Ленинграда.

Вопрос:

-Расскажите, пожалуйста, о судьбе единственного сына Льва Николаевича Гумилёва.

Ответ:

-В тридцатые годы был арестован, вскоре освобождённый он был арестован вновь. Во время войны Гумилёв был выпущен на волю и послан на фронт, где и воевал до победного конца. В 1949г. его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956г. он оказался на свободе. Он историк и географ, автор одного из крупнейших достижений  XX века - этнологической теории.

Сплетник:

-Какая она была как человек, как женщина? Мне кажется, она была гордой, властной, недоступной?

Как ответ отрывок "Читатель" из цикла "Тайны ремесла".

И главное – скрытным. О нет!-

        Чтоб быть современнику ясным,

        Весь настежь распахнут поэт.         Не должен быть очень несчастным

        

И рампа торчит под ногами,

Всё мёртвенно, пусто, светло,

Лайм - лайта позорное пламя.

Его заклеймило чело…

        За что-то меня упрекают

        И в чём-то согласны со мной…

        Так исповедь льётся немая,

        Беседы блаженнейший зной.

Учитель:

        -Июнь 1962 г. преподнес Ахматовой к 73-летию неожиданный подарок: её стихи, как замечательное явление русской культуры были выдвинуты на Нобелевскую премию. Анна Андреевна её не получила и была этому рада, после того, что случилось с Пастернаком, которого власти вынудили отказаться от Нобелевской премии.

Вторым подарком была Международная литературная премия "Этна-Теормина", выдвинутая по инициативе Италии. Торжества по случаю вручения премии состоялись в декабре 1964 года. Вот как вспоминает об этом немецкий писатель Ганс Рихтер:

Ученик:

        -"Здесь восседала сама Россия: посреди сицилийско-доминиканского монастыря, на белом лакированном садовом стуле …великая княгиня поэзии давала аудиенцию в своем дворце. Перед ней стояли поэты всех стран Европы, малые и великие, молодые и старые, консерваторы, либералы, коммунисты, социалисты: они стояли, пристроившись в длинную очередь…, чтобы поцеловать руку Анны Ахматовой. Каждый подходил, кланялся.… Каждый совершал эту церемонию в манере своей страны,… и только русские знали тот стиль, который достоин Анны Ахматовой. Целуя руки поэтессы, они словно целовали землю России, традиции своей истории и величие своей литературы".

 Во время рассказа  идёт  инсценирование. Кто представляет  русских поэтов, они под руку  ведут  Анну Ахматову  вперёд.

Анна Ахматова:

-Да, я была поэтом, русским поэтом.

Два ученика встают с двух сторон со свечами, остальные учащиеся тоже встают.

Ученики:

        Летят года как междометья,

        Как паутина на стерне.

        Сафо 20-го столетия

        Однажды говорила мне:

        -Не скроешься. Поэты голы.

        Всем, богаты и бедны…

        Без разделенья запятой:

        Поэт обязан быть красивым

        Нестыдной правды наготой.

                                М. Дудин.

        -Память-основа совести и нравственности, память-основа культуры, память - одна из основ

        Их мысли, души и глаголы

        До основания  видны.

        И вывод следовал курсивом поэзии. Хранить память, беречь память-это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

                 

 

 

 

 

                

                           

.            

       

 

     

             

         

                                            .

 

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Поэты не рождаются случайно" (к 120-летию Б. Пастернака)

Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький. В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил ...

Литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»

Материал содержит подробный  конспект воспитательного мероприятия, презентацию, видеоролик и музыкальные файлы. Знакомит с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной вой...

Литературная гостиная "Поэты не рождаются случайно"

Материал этой гостиной знакомит с жизнью и творчеством замечательного барда Игоря Талькова....

«Поэтами не рождаются случайно…»

Эссе, посвященное творчеству А.А.Ахматовой....

Внеклассное мероприятие Музыкально-литературная гостиная " Поэты Бурятии"

Задача данной разработки – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, сочувствовать горю, уметь сопереживать и поддерживать друг друга. Ведь данное мероприятие обращает к год...

Методическая разработка: "Встреча в литературной гостиной"Поэт страны детства"

Методическая разработка:«Встреча в литературной гостиной "Поэт страны детства»".Устный журнал к 110-летию со дня рождения С.В.Михалкова,в центре дополнительного образования Аннин...

Литературная гостиная "Поэты - фронтовики"

Классный час к 9 Мая для учащихся школы с презентацией и фильмом.  Урок – память, посвящен поэтам – фронтовикам. Урок  направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и...