Открытое мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя "И смеху отдал он себя всего"
методическая разработка по литературе по теме

Прасолова Валентина Васильевна

Вечер, посвященный великому творчеству Николая Васильевича Гоголя и некоторым страницам его удивительной творческой жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gost1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий. Добрый вечер, друзья! Мы рады встрече с вами на вечере, посвященном великому творчеству Николая Васильевича Гоголя и некоторым страницам его удивительной творческой жизни.

Ведущий. Немного есть писателей на земле, которых узнают по фотографиям, именам, даже по героям произведений. Говорят - Хлестаков, Чичиков, Вакула, и все предельно ясно, а он сам любил все предельное и даже запредельное, не правда ли? Его биография – все его творчество. Но все же события, даты, имена, «версты, мили…». Без них не обойтись. Итак…

Ведущий. Николай Васильевич Гоголь родился 19 марта 1809 года в местечке Сорочинцы Полтавской губернии, в краю, овеянном легендами и историческими преданиями. Раннее детство Николай Васильевич провел в кругу семьи, в родовом имении отца, селе Васильевке. Картины природы и быта Малороссии, которые впоследствии наполнили живыми образами произведения Гоголя, окружали его в первые годы жизни, будили первые впечатления его души.

УКРАИНСКИЙ ТАНЕЦ

Ведущий. Низенький ветхий домик с затейливыми зубцами вдоль крыши, с боковыми башенками и остроконечными окнами по углам, вокруг него старый тенистый сад, за садом на холме белая одноглавая церковь, у подножия ее село с маленькими домиками и группами  высоких деревьев – вот та обстановка, среди которой рос и развивался от природы мечтательный ребенок.

Ведущий. Отец его, Василий Афанасьевич, был человек очень неглупый, необыкновенно остроумный, неистощимый балагур и рассказчик. В Васильевку беспрестанно собирались близкие и дальние соседи; гостеприимный хозяин радушно угощал их произведениями малороссийской кухни и потешал рассказами, приправленными солью чисто малороссийского юмора. Тут-то, среди этих соседей, нашел Николай Васильевич прототипы своих Афанасиев Ивановичей, Иванов Никифоровичей, Шпонек, Голопузей и проч.

Ведущий. От отца Николай Васильевич унаследовал юмор, дар увлекательного рассказчика, любовь к искусству вообще и к театру в особенности; мать передала ему горячее религиозное чувство и стремление приносить пользу окружающим, если нельзя делом, то хоть советом, хоть словом утешения и одобрения. Мария Ивановна Гоголь была, по отзывам всех знавших ее людей, в высшей степени симпатичная личность. После замужества безвыездно жила в деревне, сосредоточив все свои интересы на тесном круге семьи и хозяйства.

Ведущий. Гоголь до конца жизни относился к матери с самой нежной любовью; она обожала его и гордилась им. Его первые ученические сочинения хранились как драгоценность в Васильевке. Мария Ивановна хвастала его литературными успехами и в кругу своих знакомых прямо называла его гением.

Ведущий. Образование Гоголь получил в Нежинской гимназии высших наук. В гимназии насчитывалось  около 50 воспитанников. Помещение было просторное, в больших классных и спальнях много света и воздуха, а вокруг расстилался густой, тенистый сад, почти лес, и протекала тихая речка, заросшая камышом.

Ведущий. Гоголь никогда не был резвым шалуном. Слабый и тихий от природы, он не принимал участия не только в буйных шалостях мальчиков, но даже в играх, требовавших напряжения физических сил. Одного лицеиста, часто нападавшего на него, он прозвал за коротко остриженные волосы: «Расстригою Спиридоном», и вот вечером, в день именин его, он уставил в гимназическом зале транспарант собственного изделия с изображением черта, стригущего дервиша.

 Ведущий. Настоящих друзей у Гоголя никогда не было. С самого детства  в нем не замечалось простодушной откровенности и сообщительности, всегда был он как-то скрытен, всегда в душе его оставались уголки, куда не смел заглядывать ничей глаз. Часто даже о самых обыкновенных вещах он говорил неспроста, облекая их какой-то таинственностью или скрывая свою настоящую мысль под маской шутки и балагурства. Со свойственною детям проницательностью, лицеисты скоро подметили эту черту в характере Гоголя, и долго носил он у них прозвание «таинственный Карло».

Ведущий. Уже здесь, в гимназии, проявился его интерес к литературе и актерский талант. Лицеисты устраивали домашние спектакли, инициатором которых был, конечно же, Гоголь.

 В одном из писем Гоголь пишет отцу: «Прошу вас покорнейше прислать мне комедии, как то: «Бедность и благородство души», «Ненависть к людям и раскаяние», «Богатонов, или Провинциал в столице», и ежели каких можно прислать других, за что я вам очень буду благодарен и возвращу в целости». Мало-помалу театр в лицее так усовершенствовался, что на него стали приглашать и городскую публику.

Ведущий. В феврале 1827 года Гоголь пишет матери: «Масленицу всю неделю мы провели так, что желаю всякому ее провести, как мы: всю неделю веселились без устали. Четыре дня сряду был у нас театр, и к чести нашей признали единогласно, что из провинциальных театров ни один не годится против нашего. Правда, играли все прекрасно. Декорации были отличные, освещение великолепное, посетителей много, и все приезжие, и все с отличным вкусом».

Ведущий. Ключом к жизни и творчеству Н.В.Гоголя стали для нас его слова: «Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства, я кипел желанием принести хотя малейшую пользу. Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном – на юстиции, я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага».

Ведущий. В 1928 году Гоголь приехал в Петербург, мечтая о юридической карьере, однако столица приняла его холодно. В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом – и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы дешевле пообедать, тревога при виде, как быстро опустошается кошелек, казавшийся в Нежине неистощимым! Он поменял несколько мест, пытался поступить на сцену и, наконец, определился писцом в Министерство внутренних дел под начало к поэту В.Панаеву. Здесь он получил богатый материал для будущих петербургских повестей.

Ведущий. Сближение с Пушкиным на вечере у Плетнева оказалось решающим в развитии общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пушкин писал: «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!»

Ведущий. Герои «Вечеров…» - простые и добрые люди, прежде всего веселая и смелая молодежь. Все в них восхищает: разум, красота, ловкость и удаль. У них свое, народное представление о красоте, о добре и зле, и они готовы выйти в бой со всеми темными силами, которые вредят счастью человека.

Сцена из «Ночи перед Рождеством»

Ведущий. «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями!» – писал Гоголь. С 1831 до 1836 года Гоголь почти сплошь прожил в Петербурге. Это время было периодом самой усиленной литературной деятельности его. В эти годы Гоголь подарил нам такие произведения как  «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Тарас Бульба», «Вий», «Портрет», «Женитьба», «Ревизор», «Мертвые души» и другие.

Ведущий. В.Г.Белинский писал: «Комизм или юмор Гоголя имеет свой, особенный характер: это юмор чисто русский, юмор спокойный, простодушный…»

Ведущий. Тусклым старосветским и уездным «существователям», их ничтожной и пошлой жизни Гоголь противопоставляет героику народного прошлого. Сборник «Миргород» завершает величественная эпопея о патриотических подвигах и свободолюбии украинского народа – повесть «Тарас Бульба».

Ведущий. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические, патриотические подвиги запорожцев, создавая эпически могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, их мужество, широту натуры, товарищество.

Речь о товариществе.

Ведущий. Гоголь талантлив, нежен. Человечен, полон любви; его ирония не ранит и не отравляет; это трогательная, поэтическая, льющаяся через край душа.

Ведущий. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, - подчеркивал Гоголь, - если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это та кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Ведущий. «Дайте нам русских характеров, - писал он, - нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» В «Ревизоре» Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». В «Авторской исповеди» писатель указывал, что он в «Ревизоре» решился «собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости», какие делались в тех местах, «где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем».

Ведущий. Свою комедию он оценивал как произведение, «замышленное с целью произвести доброе влияние на общество» Довольный работой, Гоголь писал: «Теперь вышел я на свежий воздух… Смеяться, смеяться давайте теперь побольше. Да здравствует комедия!»

Ведущий. В апреле 1936 года комедия была впервые представлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Гоголь создал яркие, отчетливые характеры провинциальных чиновников. Смеясь над своими героями, Николай Васильевич Гоголь пользуется редкими, диковинными и необычными словами и выражениями и этим привносит в речь и образы персонажей юмор, иронию, и сарказм.

Ведущий. Комично выглядят приготовления чиновников к представлению Хлестакову, их смятение, толкотня.  Очень смешон Хлестаков во время своих жарких  объяснений в любви дочери городничего, потом ее матери, и снова дочери.

Сцена из «Ревизора»

Ведущий.  Имя Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. В своем творчестве он предстает и как лирик. Работу над поэмой «Мертвые души», в которой раскрыта жизнь России со всех сторон,  Николай Васильевич рассматривал как дело всей его жизни. В своем произведении он достиг цели, которую формулировал следующим образом: «…Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так… достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».

Ведущий. Уроки сатиры. Уроки юмора. Уроки сарказма. Уроки лирики и реализма. Гоголь ушел из жизни преждевременно.  Тургенев писал: «Великое несчастье поразило нас: Гоголь умер… Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в эту минуту. Для нас он бал больше, чем просто писатель… Надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились».

Ведущий. Некрасов писал:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой…

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья…

Ведущий. Андрей Вознесенский. Похороны Гоголя Николая Васильевича.

                    1

Вы живого несли по стране!

Гоголь был в летаргическом сне.

Гоголь думал в гробу на спине:

«Как доносится дождь через крышу,

но ко мне не проникнет, шумя,-

отпеванье неясное слышу,

понимаю, что это меня.

Разве я некрофил? Это вы!

Любят похороны в России,

понимают, когда мы мертвы,

забывая, пока живые.

Плоть худую и грешный мой дух

под прощальные плачи волшебные

заколачиваете в сундук,

отравляя назад, до востребования».

                         2

«Поднимите мне веки, соотечественники мои,

 в летаргическом веке

пробудитесь от галиматьи.

Поднимите мне веки!

Разбудя меня, люд молодой,

мои книги читавший под партой,

потрудитесь понять, что со мной,

Не уходят попарно!

Вместо смеха открылся кошмар.

Мною сделанное – минимально.

Мне впивается в шею комар,

он один меня понимает.

Я запретный растил для вас плод,

плоть живую я скрещивал с тленьем.

помоги мне подняться, Господь,

Чтоб упасть пред тобой на колени».

«Я вскрывал, пролетая, гроба

в предрассветную пору,

как из складчатого гриба,

из крылатки рассеивал споры.

Ждал в хрустальных гробах, как в стручках,

оробелых царевен горошины.

Что достигнуто? Я в дураках.

Жизнь такая короткая!

Жизнь сквозь поры несется в верхи,

с той же скоростью из стакана

испаряются пузырьки

недопитого мною нарзана».

Как торжественно-страшно лежать,

как беспомощно знать и желать,

что стоит недопитый стакан!

                    3

«Из-под фрака украли исподнее.

Дует в щель. Но в нее не просунуться.

Что там муки Господние.

Перед тем, как в могиле проснуться!»

Крик подземный глубин не потряс.

Трое выпили на могиле.

Любят похороны у нас,

как вы любите слушать рассказ,

как вы Гоголя хоронили.

Вскройте гроб и застыньте в снегу.

Гоголь, скорчась, лежит на боку.

Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.

Ведущий. Смех Гоголя помогает нам бороться против пережитков старого мира, встречающихся в быту и психологии людей, разоблачать ложь и фальшь.

Ведущий. Великий русский писатель-гуманист является другом и союзником всех честных людей, борющихся за идеал свободы, за достоинство человека.

МОУ «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Открытое мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

Учитель Прасолова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

Открытое мероприятие, посвященное 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

Открытое мероприятие, посвященное 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого...

«Моя душа, я помню, с детских лет/ Чудесного искала...» Мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.  Жизнь его была подобна яркой звезде, которая вспыхнула на мгновение, озарила мир и погасла....

Школьное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Открытое мероприятие для учителей русского языка и литературы Колпинского района  проводилось 24 октября 2014 года.Форма мероприятия - конкурс чтецов "Венок славы".На мероприятии присутствовало К...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

Сценарий мероприятия, посвященного 120 летию со дня рождения С.Есенина

Сценарий мероприятия, посвященного 120 летию со дня рождения С.Есенина....