Роль домашних заданий в процессе обучения литературе в старших классах.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Пузырькова Ольга Константиновна

Материал содержит практические рекомендации, типы и виды домашних заданий по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_domashnikh_zadaniy_v_protsesse_obucheniya.doc111.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Роль домашних заданий в процессе обучения

литературе в старших классах.

Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя - «Homo legens»- «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003-2012 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности.

Но сегодня в России в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. С периода 1990-х гг. общество перестает быть «литературноцентричным», постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Падает ранее высокий статус писателя, как «властителя человеческих» душ, статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Так, согласно ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читает. Кризисные процессы в той или иной мере происходят в чтении многих социальных групп. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты.

С точки зрения многих ученых, сегодня мы живем в период революционного изменения образа жизни, который обусловлен меняющимся информационным пространством. Живя в насыщенной информационной среде, дети выбирают свой «стиль жизни», в выработке которого большую роль играют СМИ, а, к сожалению, не школьный учитель литературы.

Экранная культура продолжает интенсивно развиваться, и количество

«экранов», окружающих современного школьника, постоянно растет: у всех есть дома телевизоры, более половины семей используют видеоприставки, видеомагнитофоны, плейеры , компьютеры… Таким образом, подростки выбирают для организации и проведения досуга не книгу, а, как правило, медиаматериалы. На вопрос: «Что ты делал вчера?» многие ребята отвечают:

  • смотрел телевизор
  • играл в компьютерные игры
  • слушал музыку
  • общался с друзьями ...
  • читал книгу или журнал (17%)
  • посещал Интернет (каждый десятый)

Что же читают современные подростки?

 Данные исследований показывают, что чтение периодики теснит традиционное чтение книг «для души». 17% опрошенных отмечают, что чтение нужно для школьных занятий, 34% выбирают что-то легкое, развлекательное, 17% - отвечают: «люблю читать, но обычно не хватает времени», 17% - «не могу без чтения, люблю читать книги на досуге», 23%

  • подростки, которые ответили, что «не только я, но и мои друзья не любят читать».

Чтение книг: реальное или желаемое?

На вопрос: «Читал ли ты за последние 5-7 дней какую-либо литературу не по школьной программе?» утвердительно ответили 43%, и все же часть из них (книг) были связаны так или иначе со школьной программой, а остальные - «по следам кинофильмов». Не привлекают наших подростков научно-популярные издания, книги из серии «ЖЗЛ».

Литературные герои: есть ли они вообще и кто они?

Большая часть детей отвечает, что у них нет литературных героев, а если и есть, то это персонажи книг, прочитанных в детстве (по большей части, сказок); часто литературными героями называет самих авторов: А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого, Д.Лондона...Единицы отмечают, что героем является их сверстник. Подросток у экрана…

Телевидение играет немаловажную роль в социализации личности, оно остается наиболее распространенным видом проведения досуга. 58% детей после школы смотрят телевизор, отдавая предпочтение «несерьезным передачам». Среди просмотренных кинофильмов на первом месте находятся зарубежные, о просмотре фильмов, поставленных на основе классических произведений, речи не ведется. Странным явлением становится «игромания». Данные исследований говорят о растущем интересе не к книгам, не к телевидению, не к видеофильмам, нет - к играм.

Таким образом, меняется не только отношение детей к информации в целом, но и к книге - характер чтения и многие его характеристики -, «уходит» та часть подросткового чтения, которое было «для души». Вызвать интерес у школьников к урокам литературы, к чтению - задача, которую решает не одно поколение словесников. Не претендуя на комплексное решение всех проблем, связанных как с воспитанием насущной потребности в чтении, так и интереса к урокам литературы, предлагаем поразмышлять над тем, какую роль играет организация и формы домашней работы при изучении литературы в старшем звене. Главное здесь - установка на развитие творчества и диалог. Между кем и кем на уроке предполагается реализовать элементы сотрудничества? Они движутся по вертикали и горизонтали. Прежде всего, по привычной схеме учитель - ученик, во- вторых, ученик-ученик и, наконец, ученик-писатель (ученики вместе с учителем - писатель).

Диалог и творческая атмосфера не сразу могут возникнуть на уроке, к ним нужно готовить школьников. Готовить и на уроке, и через различные формы домашней работы, чтобы наши ученики не говорили: «На каждом уроке вызывают, вот и на этом вызовут. До чего надоело!» Мне всегда хочется создать такие ситуации, чтобы ученик выбирал форму домашнего задания сам, чтобы работа эта требовала от него не просто воспроизведения, какой - то порции, доли учебного материала, а творческого подхода, желания выполнить то или иное задание.

Эти домашние задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми, носить характер как текущих домашних заданий, так и итоговых, зачетных, они могут быть связанными с началом изучения творчества какого-то писателя, поэта, с началом анализа произведений (ия), как репродуктивными, так и творческими.

Считаю, что результативность работы значительно повысится, если задания дифференцируются и выбираются: предлагаем, например, при изучении раннего творчества М.Горького не одно произведение, а по выбору учащихся: или«Супруги Орловы», или «Челкаш», или «Коновалов». Такая организация позволяет охватить широкий круг произведений, позволяет учащемуся реализовать себя. Так при изучении творчества И.Бунина ученики получают задание прочесть несколько рассказов из цикла «Темные аллеи», один обязателен для всех, это рассказ «Холодная осень», потому что на его примере на уроке будет вестись обучение анализу рассказа, обучение рецензированию произведения. Такая работа приносит свои положительные результаты

Многоаспектный анализ поэтических произведений идет лучше, если мы в системе, а не только в старших классах ,используем такой вид домашнего задания, как составление поэтических сборников. Они должны состоять из вступительной статьи, перечня стихов, которые ученик включает в сборник по своему усмотрению, а также из устного выступления на уроке (чтение наизусть стихотворения по выбору и его анализ). Это позволяет опять -таки расширить круг чтения, проявить индивидуальность, развивает устную и письменную речь ребят. Совсем не обязательно делать красочное оформление сборника, хотя если есть такое желание, то пусть будет, достаточно это оформить и просто в тетради по литературе. Так успешно пользуюсь этим приемом при изучении поэзии И.Бунина, А.Блока, С.Есенина. ..

Интересно, на мои взгляд, индивидуальное словесное творчество в любом жанре: выполнить такое задание, как «Под впечатлением прочитанного» ...: делается самостоятельно зарисовка или сочиняются стихи под впечатлением прочитанных стихов о природе, о любви, о родине ...

Думается, что помогают воспитывать тягу к чтению, интерес к учебному предмету «Литература» и инсценировки. Не считаю, что в 10,11 классе это «смешно», «легко». Ребятам нравится на несколько минут почувствовать себя Базаровым и Одинцовой, Верой Николаевной Шеиной… Так на обобщающий урок в 11 классе по теме: «Реализм в прозе рубежа веков» ученики получили домашнее задание по выбору: инсценировка изученных произведений А. Куприна, И. Бунина, Л. Андреева, создание иллюстрации к изученным произведениям с соответствующей защитой. Часть ребят инсценировали «Большой шлем» Л. Андреева, «Олесю», А. Куприна, другие защищали свои иллюстрации. Уроки литературы сдвоенные, поэтому времени достаточно. А дети тем самым с радостью и удовольствием смотрели на других, оценивали, реализовывали свои способности и возможности. Вместо скучного зачета получается яркий праздник, после которого кому - то захочется продолжить  встречу с писателем.

Ряд лет с успехом использую и такую форму работы, как читательский дневник. Ежегодно мои учащиеся получают задание на лето, список книг. А в сентябре приносят дневники, в которых отражают свое восприятие прочитанного, это не только пересказ, но и выписки из текста, своя читательская оценка. Такой прием работы позволяет решить несколько задач: подвигнуть ребят к чтению, научить  выражать своё мнение, помогает развивать речь.  При изучении биографии писателя успешно используется не только сообщение о нем, о каком-то периоде творчества, о мастерстве писателя, а экскурсия «По залам музея ...», «По страницам произведений ...». Для этих экскурсий используются открытки, иллюстрации к произведениям какого-то писателя. Текст экскурсии также пишется детьми. Развивается речь учащихся, согласитесь, что это и не просто сухая информация, а информация, творчески осмысленная.Намеренно не советую использовать готовые презентации из интернет-ресурсов: только Слово. Слово, продуманное выступление, развивая тем самым коммуникативные умения ребят, ведь нужно удержать внимание своих одноклассников, заинтересовать их , а не просто дать готовое, что через пару минут забудется (наверное, поэтому мои ученики хорошо говорят: образно,грамотно). Такой вид домашнего задания ещё и учит работать с книгой, учит умению добывать , осмысливать и перерабатывать полученую информацию. Не этого ли требуют ФГОСы ?

Для того, чтобы «заставить» ребят читать, а также помочь им установить более тесные контакты со своими родителями, использовать можно и такую форму домашнего задания, как «Читаем вместе». Читать вместе можно стихотворение, эпизод, рассказ, читать с мамой, бабушкой, сестрой, папой... Как результат такого чтения - рассказ, устный или письменный, о восприятии своем, детском, и о мамином, взрослом. Как правило, родители при таком совместном чтении вспоминают своё, рассказывают детям о том, что было в их юности, в жизни страны ... Часто результатом такого совместного чтения становятся уроки, на которые приходят родители, активные читатели районной библиотеки, среди которых как сверстики, молодые люди, так и представители старшего поколения, люди разных профессий, чей взгляд отличается от ученического. Готовить такие уроки не просто, зато каков эффект ?!

Прекрасна для развития мышления, аналитического мышления, развития читательских умений и такая форма домашнего задания, как составление вопросов к прочитанному рассказу, части глав, сцене... На уроке можно (и это идет хорошо) построить беседу, анализ текста по этим вопросам.

Если детские вопросы не коснутся всей глубины произведения, добавим свои, учительские. Но поверьте, за урок хотят все высказаться, задать вопрос такой, чтобы поставить одноклассника в трудную ситуацию. Если такой вопрос не под силу кому-то, отвечает сам «автор», а бывает и так, что вопрос есть, а и автор ответа на него не находит. В качестве  примера приведём несколько вопросов по рассказу Л. Андреева «Большой шлем»:

  • Смысл названия?
  • Какова роль интерьера?
  • Почему одному из героев хотелось, чтобы сложилась такая комбинация карт?
  • Почему один из игроков доигрывает «большой шлем»?
  • Как вы понимаете финал, заключительную фразу героини?
  • В чем мастерство Андреева - реалиста? Какова роль деталей?... Такие формы домашнего задания нравятся ребятам, будоражат их, создают ситуацию успеха, способствуют повышению интереса и любви к чтению. Об этом свидетельствуют данные анкетирования. Ребятам были адресованы следующие вопросы:
  1. Какие домашние задания тебя привлекают?
  2. Чем тебе помогают родители при подготовке к урокам литературы:
  • найти нужную книгу
  • выполнить творческое задание
  • вместе поразмышлять над прочитанным?

В анкетировании принимали участие 17 человек 11А класса, ответы таковы. На первый вопрос ребята ответили так:

  • на выбор, по желанию (17 человек - 100%), люблю рисовать, участвовать в сценке (5 человек - 30%), быть за «автора» (3 человека-18%), - с удовольствием учу стихи наизусть (5 человек- 30%), - рассказывать о писателе, поэте (4 человека - 24%). Ответы на второй вопрос выглядят так: родители помогают найти нужную книгу (12 человек - 71%), выполнить творческие задания (7 человек - 41%), вместе поразмышлять (7 человек - 41%).

Таким образом, считаю, что разные формы домашнего задания, задания творческого характера, играют большую роль в литературном образовании и воспитании учащихся, способствуют повышению интереса и любви к чтению у наших таких непростых, таких разных детей.

        Литература:

  1. Г.С. Меркин. «Путь к сотворчеству». М., «Просвещение», 1991.
  2. Н.А.Копылова. «После уроков». М., «Просвещение», 1989.
  3. В.П. Чудинова. «Чтение детей как национальная ценность», интернет, 2010.
  4. В.П. Чудинова «Чтение компьютерных мальчиков: результаты исследования», интернет 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль домашнего задания в учебном процессе"

Разработка включает электронную презентацию и раздатку для родителей....

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...

Роль домашнего задания в учебном процессе

роль домашнего задания в учебном процессе...

Применение «КМ-Школы» при реализации метода проекта в обучении литературе в старших классах

Знакомство школьников с основами проектной деятельности, элементами проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы. Проблема внедрения метода...

Роль домашнего задания в процессе обучения школьников

   Одним из основных условий успешного обучения детей является овладение ими  навыками самостоятельной работы, что проявляется в том числе и  при выполнении домашних заданий...

«Организация взаимопомощи и взаимоконтроля на самоподготовке при выполнении домашнего задания для активизации умственной активности воспитанников старших классов»

Приоритетным направлением в организации самоподготовки в старших классах является подготовка будущих выпускников. В процессе выполнения домашнего задания на первый план выдвигается задача закрепления ...

Презентация "Роль домашнего задания в успешном обучении детей".

Презентация поможет родителям в подготовке домашнего задания ребёнка....