Размышляя о новаторстве
статья по литературе (7 класс) по теме

Иванова-Дубовская Людмила Николаевна

Статья содержит размышления о новаторстве, проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Людмила Николаевна

                         Размышляя о новаторстве

В наше столь непростое время, работая в школе, приходится быть  бароном Мюнхаузеном: каждое утро надо вытаскивать себя за волосы из бытового болота, болота лживой болтовни различного рода мессий, гуру от телевидения, из болота человеческой злобы, непонимания, нелюбви к школе, к учению вообще. Но встаешь, приводишь себя в порядок и идешь в поле, невспаханное  интеллектом, сеять  разумное,  доброе,  вечное, понимая, что не всегда эти семена взойдут.

Самый главный вопрос нынешней педагогики заключается в том, нужны ли знания, которые ты транслируешь,  обучающемуся,  или же он может спокойно обходиться без оных.

Как убедить ученика, который не желает знать ни одного стихотворения наизусть в том, что это необходимый багаж человека интеллектуального? Ему не хочется быть таковым. Какие рычаги использовать в данном конкретном случае? На какие кнопочки давить, на каких струнах играть, на какие клавиши нажимать? Ты этого не сумеешь понять, если не знаешь, какой перед тобой инструмент: гармошка, гитара или орган. Вспоминаю своего ученика Юру Фадеева, который попал ко мне  только в выпускном 11 классе. За 10 лет обучения он не выучил ни одного стихотворения, по всем дисциплинам перебивался с двойки на тройку.  Осталось 10 дней до окончания полугодия. Я подошла к нему и спросила, почему он ничего не сдает. Ответ был прост: «А зачем? Вы все равно поставите мне 3, как это делала предыдущая учительница». Я ответила, что у меня нет никакого желания ставить тройку, я не хочу, чтобы на меня влияло мнение другого преподавателя, ибо должна иметь собственную позицию, а посему призываю вас, Юра,  помочь  мне, учителю, выйти из создавшейся ситуации. «Хорошо, помогу,  - сказал ученик. – Какие стихи сдавать?»  Я не поленилась, написала список, отдала Юре.  За три дня человек сдал все 30 стихотворений, так как у него была феноменальная  память, о которой  он знал, но нигде  ее не использовал. Потом это пригодилось в практической деятельности: Юра стал одним из лучших авиадиспетчеров России.

Я до сих пор не могу понять, на какую клавишу нажала, чтобы человек раскрылся с совершенно неожиданной стороны. Может, просто не надо «2» использовать  как инструмент наказания? Может, не следует торопиться их выставлять? Может, не следует вешать на человека ярлык? Может, просто просить ученика помочь тебе, учителю? Может, просто надо относиться к ученику, как к человеку мыслящему? А может, просто не надо быть ментором? Только спустя несколько лет я узнала, что действовала по одной из новейших методик.

Что же надо делать, чтобы тебя услышал ученик, чтобы взял те необходимые знания, которые  пригодятся в реальной жизни? Как раздвинуть интеллектуальные горизонты тех, кого ты обучаешь?? Вероятно, самому не стоять на месте, всегда двигаться вперед, познавать что-то новое. Другого пути нет. Следовательно,
надо изучать современные педагогические технологии и накладывать на свой реальный опыт. Тогда, возможно,  подобная контаминация принесет весомые плоды обучения. Итак, первая технология, которая меня заинтересовала, называется метод проектов, суть которого сводится к тому, что  
работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Какие же универсальные учебные действия формируются  при использовании
метода проектов?
 Коммуникативные, то есть те,  которые  предполагают умение договариваться, распределять обязанности, делать презентацию результатов и др.

Познавательные, те, что заставляют искать и находить информацию, актуализировать имеющиеся знания и др. Личностные, те, при которых происходит накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций. Регулятивные, те, что предполагают умение планировать свою деятельность и работать по плану.

Итак, изучив теорию, мы с ребятами окунулись в море проектной деятельности. Первая работа, которую мы предприняли в этом направлении, было издание сборника басен собственного сочинения. Одно из домашних заданий сводилось к тому, что ученики должны были попробовать написать самостоятельно басню по образцу творений И. А. Крылова. Ребята это сделали и снабдили свои работы рисунками. Получилось довольно-таки живенько. Сложить в папочку и оставить на полочке пылиться не поднялась рука, и я

предложила издать книгу, что и было воплощено в жизнь.

После первой книги издан сборник  рассказов   и  сказок « МЫ   БЫЛИ      ВСЕ         ВМЕСТЕ».

Затем последовал проект  «СОЗДАНИЕ   ЛИТЕРАТУРНЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА», который принес  ребятам успех на Всероссийском конкурсе «Первые шаги», где была получена медаль «Вдохновение». Идея была почерпнута из предложенных домашних заданий, а реальные исторические материалы из архивов КГБ  представлены одним из наших преподавателей.

Апофеозом творческой проектной деятельности, на мой взгляд, следует считать книгу «Как писать сочинения на ЕГЭ (рекомендации учащихся)», которая очень пригодилась тем ученикам, что  привыкли слушать  не учителя,  а своих сверстников.    Итак, что нам всем дал проектный метод? Умение ставить и решать определенные задачи, задавать направлению нужный вектор, работать и индивидуально, и в группе, анализировать, синтезировать, защищать свою работу. А самое главное, меня, учителя, этот метод научил внимательному отношению к каждому ученику, так как в каждом спит творческая личность, которую нужно разбудить.

Новатор ли я? Скорее нет, чем да, потому что слово это налагает на тебя огромную ответственность.  Но по мере возможностей и способностей стараюсь делать так, чтобы самой было интересно преподавать, а ученикам было интересно познавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что человек чувствует, о чем размышляет"

презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....

Что человек чувствует о чём размышляет

презентация к уроку обществознания...

СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)

Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы  г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит...

Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..."

План-конспект урока литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." с использованиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Урок дан в рамках м...

«Без героики и патетических мест…» (Размышляя над страницами дневника военных лет)

Эссе написано на базе семейного архива. Может использоваться как сценарий проведения вечера памяти, посвящённого 18-19-летним мальчишкам  сороковых, тем, кто ушёл на фронт  со  школьной...

Размышляя о воспитании...

В данной работе представлена концепция воспитательного процесса. Определены главные направления и цели, поставленные классным руководителем....