Рабочая тетрадь по русскому языку и литературе для учащихся 5-11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (5 класс) по теме

Севостьянова Ольга Николаевна

 

Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания. Умение определять тему текста, главную мысль, тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьника. Это пособие поможет тебе при подготовке к государственной итоговой аттестации, к олимпиадам по русскому языку и литературе, а также, если ты хочешь глубже понять замысел автора при анализе литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tet.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Свободненская средняя общеобразовательная школа

Рабочая тетрадь

по русскому языку и литературе

 для учащихся 5-11 классов

 

Автор-составитель: Севостьянова О.Н.,

учитель русского языка и литературы

Содержание:

  1. Ведение………………………………………………………    4стр.
  2. Эпитет………………………………………………………       5 стр.
  3. Сравнение …………………………………………………        9стр.
  4. Метафора……………………………………………………      14 стр.
  5. Олицетворение………………………………………………     16 стр.
  6. Метонимия. Синекдоха………………………………………  18 стр.
  7. Задания на повторение………………………………………... 20стр.
  8. Стили речи……………………………………………………...22стр
  9. Тема текста. Тема и основная мысль текста………………….23стр.
  10. Типы речи……………………………………………………….24стр.
  11. Стихотворный размер…………………………………………..26стр.

                                  Нет таких звуков, красок,

                                          образов и мыслей - сложных и

 простых, - для которых не нашлось бы

                                                   в нашем языке точного выражения.

Паустовский К. 

Дорогой друг!

Тетрадь, которую ты держишь в руках, поможет тебе расширить и углубить свои знания по теме «Средства словесной образности». Умение определять тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьника. Это пособие поможет тебе при подготовке к государственной итоговой аттестации, к олимпиадам по русскому языку и литературе, а также, если ты хочешь глубже понять замысел автора при анализе литературного произведения.

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.

Параграфы тетради содержат теоретический материал и задания по отдельным темам.

Мы надеемся, что сведения, полученные в ходе работы, заинтересовали  и ты продолжишь изучение данной темы.

 Желаем успехов!

Эпитет

ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. 

Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum)  – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.). Эпитет индивидуализирует явление, выделяет в нем те признаки, которые кажутся писателю важными и значительными.

Л.А. Озеров пишет: «Если метафора показывает силу воображения поэта, богатство его ассоциативных рядов, то эпитет обнажает глубину его мысли».

В качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица

Примеры:

Статные осины высоко лепечут над вами; могучий дуб стоит…

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка…

 А волны моря с печальным ревом о камень бились..

Задания: 

1.В предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

2. Подчеркните в тексте эпитеты:

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину)

3. Найдите в тексте эпитеты. Почему утро серебряное?

 Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитайте и озаглавьте текст.

Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).

-Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подберите эпитеты к слову яблоко __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подберите эпитеты к слову снег __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Придумайте несколько эпитетов для каждого времени года

Зима:___________________________________________________________________________

Весна:______________________________________________________________________________

Лето:________________________________________________________________________________

Осень________________________________________________________________________________

9. Подчеркнуть в стихотворении эпитеты

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь лес стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера..

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

                                     (  Ф.И. Тютчев)  

10. Вставь пропущенный эпитет, обозначающий желтый цвет

Седое небо надо мной

И лес, раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве________________              

11.Определите, в какой из групп приведены эпитеты.

Белый снег,                                                    Сахарный снег,
       падающий снег                                                лебяжий снег
      тающий  снег                                                     искристый снег

____________                                                                _________________                                          

12. Подчеркните эпитеты  в стихотворении Н. Некрасова. Для чего они служат в этом тексте?

Реет румянец и ярче и краше…

Мило и молодо дитятко ваше,-

Бегает живо, горит как алмаз,

Черный и влажный смеющийся глаз,

Щеки румяны, и полны, и смуглы,

Брови так тонки, а плечи так круглы

________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнение

Сравнение – сопоставление двух явлений, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

(Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).

В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. К основным принято относить три способа:

  1. Творительный падеж существительного (Варька тенью бродила по опустевшему двору.)
  2.  Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно  (Белей, чем снеговые горы, идут на запад облака.)
  3.  Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий. (Ее любовь к сыну была подобна безумию.) 

           Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, птицу, дерево, т.е. "оборачиваться" им. Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее, когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку.  Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии. Сравнительные конструкции со словами подобный, похожий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало».

Задания

1.Подчеркните в предложениях сравнения
1.
Лицо у него было доброе, губы трубочкой.
2.
 Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.
3.
 А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.
4.
И далёко меж курганов
    Темно-серою змеёй
    До бледнеющих туманов
    Пролегает путь домой.

2. Подчеркните в предложениях сравнения

1.Как океан разверзлись небеса,
    И спит земля - и теплится, как море...
2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину
.
4.
Точно старушонки, накренились избы на бок.

3.. Подчеркните в предложениях сравнения

1.Подобно ласковому зверю, метель во двор к нам забралась.
2.
Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
3.
Огромные деревья похожи на лесных великанов.
4.
Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч.

4. Сравните два текста и определите, что изменилось во втором тексте? Ответьте на вопрос, для чего нужны сравнения?

Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Найдите в тексте сравнения, укажите их способ выражения.

1. Горит восток зарёю новой ..._____________________________
2. ...
И дремлет, качаясь,
    И снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.________________________________________
3.
Страсти в нем пылали подобно костру.____________________________
4.
Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер.

_______________________________________________________________
5.
Туча, словно большая черная птица, закрыла полнеба._________________
6.
Его слова прозвучали для меня приговором._________________________

6.Дополните текст сравнениями.

Солнце ____________________________ выкатилось из-за горизонта. На траве ____________________________ заблестели капли росы. Лес просыпался. Голоса птиц зазвенели ________________________. Вдруг слева от тропинки я увидел старое дерево. Оно было похоже на ______________
______________________.

7.Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 Соедините стрелками сравниваемые предметы и сравнения

Речка                                                                 Словно разноцветные ворота

Роса                                                                   Как серебряная змейка

Девушка                                                        Будто алое покрывало

Радуга                                                                Словно слезы

Заря                                                                  Как тростинка

9. Соедините стрелками сравниваемые предметы и сравнения

Гроза                                                        как грозный часовой  

Утес                                                              словно канонада

Березка                                                        словно бриллианты

Озеро                                                    словно девушка на выданье

Иней                                                      будто голубое блюдо        

10. Подбери как можно больше сравнений к слову облака

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Вставьте пропущенные сравнения:

Глаза, _____________, голубые; Листья желтые, _____________… (А.Твардовский)

Там,__________________ , побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)

______________мчится по земле белая поземка (С. Маршак)

 

Слова для справок: как черная железная нога, как золотые, как небо, змейкой

12. В предложенных примерах найти образные сравнения.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)

Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

13. Придумать и записать сравнения к слову  солнце. ________________________________________________________________________________________________________________

14. Найти в стихотворении сравнения. Для чего они служат в тексте?

Она свежа как вешний цвет,
   Взлелеянный в тени дубравной.
   Как тополь киевских высот,
  Она стройна.
                          (А.С.Пушкин).

__________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Найдите в тексте сравнения

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду….

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость род.

Метафора

Метафора (латинское translatio)  – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Неназванное сравнение (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно , заря жизни,  каланча, бирюк, снежная каша, ропот моря). Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.

 Сходство может проявляться:

        По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);

        По цвету (золотой медальон – золотые кудри);

        По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)

        По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)

        По другим признакам…

 Примеры:

В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

 Задание

1.В предложенных примерах найти метафоры.

… в багрец и  золото одетые леса. (А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)

Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)

2. Придумать и записать метафору к выражению ветер дует ________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке? На основе чего проявляется сходство?

Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. (С.А.Есенин) 
        ___________________________________________

Ваня сущий вьюн; _________________________________________

Это не кот, а бандит __________________________________________

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву_______________________________

  1. В предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор, обозначьте их.

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

  1. Придумайте и запишите текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Тест 1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? Укажите его в тексте. Прищурив меткий глаз. Мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях. __________________________________________________________

Олицетворение

Олицетворение – один из видов аллегории; основной вид метафоры, когда неодушевленному предмету, не наделенному сознанием, предписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку, например «Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой, Ведут беседу меж собой» (Тютчев).

Олицетворения могут быть неразвернутыми, в рамках одного предложения «Полуденный луч задремал на полу» (Тютчев) и развернутыми, когда на основе олицетворения строится изображение целостной картины, как, например в стихотворения «Утес», «Тучки».

Задания

1.Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
К ней прилегла в опочивальне ее сиделка - тишина. ( А.Блок)___________

Улыбнулась солнцу сонная земля ( С.Есенин)______________________
2. Подберите глагол к  данным существительным, чтобы получился прием «олицетворение».

Березка___________________________

Речка_____________________________

Гром_____________________________

Дом________________________________

Солнце______________________________

Тучи________________________________

3.Найдите олицетворение

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь…

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля…

4. Приведите примеры олицетворений, которые стали в языке постоянными( Например, снег идет)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Найдите олицетворение

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

 Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

 Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Метонимия. Синекдоха

Метонимия (латинское denominatio) -слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями, замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». (Читал Толстого, читать Вергилия,  Три тарелки съел).

Имя может быть перенесено

  1. С сосуда на его содержание,
  2. С материала на изделие,
  3. С населенного пункта на жителей,
  4. С действия на результат  и т.п.

Синекдоха( от греч. synekdohe- соотношение) – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны, посторонним лицам вход воспрещен).

Задание

 1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
Я три тарелки съел. _______________________________

Выутюженный молодой человек____________________________

Дерзкие глаза___________________________________________
Чужие изорвать мундиры о русские штыки___________________
    Стокгольмы и Босфоры Все бьют челом ему____________________

  1. Придумать предложения, используя метонимию

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заменить предложения предложениями с метонимией или синекдохой

Ну и студенты нынче пошли.__________________________________

Человек в шляпе, встаньте в очередь. _________________________________________________________

Я читал книгу Толстого.____________________________________

Он выпил два стакана чаю.___________________________________

Делегаты конференции приняли важное решение.

___________________________________________________

Я принял таблетки от головной боли.

_____________________________________

  1. Исключите метонимию и синекдоху из предложений

После лыж он чувствовал себя бодро.

_______________________________________________

Мы купили новую спальню.

_________________________________________________

Дорога показалась нам тяжелой

______________________________________________________

Вся деревня над ним смеялась.

___________________________________________________

      У него рука в министерстве.

Задания на повторение

1. Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.

Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.

  1. Сравнение.
  2. Метафора.
  3. Эпитет.
  4. Аллегория.
  5. Гипербола

2. Какой троп используется чаще других?

По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельно белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути.

  1. Олицетворение.
  2. Сравнение.
  3. Метафора.

3.  Найдите изобразительно-выразительные средства.

 а) Был прекрасный июньский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

4.  Найдите изобразительно-выразительные средства.

б) Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.

5.  Укажите номера строк, в которых есть следующие изобразительно-художественные средства: А. Эпитет. Б. Метафора. В. Риторический вопрос. Г. Олицетворение. Д. Оксюморон.

СТАРАЯ ЯБЛОНЯ

1.Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

2.Вся-то ты гудишь блаженным звоном

3.Пчел и ос, завистливых и злых...

 4.Старишься, подруга дорогая?

5.Не беда. Вот будет ли такая

6.Молодая старость у других?

                             (И.Бунин)

6. Соотнесите номер строки (строк) и название изобразительно-художественного средства.

1.Вечер мглистый и ненастный                                    А - антитеза

2.Чу, не жаворонка ль глас?                                               Б - эпитет

3.Ты ли, утра гость прекрасный,                                      В - сравнение

4.В этот поздний, мертвый час?                                Г - градация

5.Гибкий, резвый. Звучно-ясный,                                 Д - перифраз

6.В этот мертвый, поздний час,                                   Е – риторический

                                                                                               вопрос.

7.Как безумья смех ужасный.

8.Он всю душу мне потряс!.. 

  1. 1. Какое слово в стихотворении выражает его главную мысль? 2. Найдите в тексте и выпишите: а) метафору; б) анафору; в) перифраз.

 Россия, Русь - куда я ни взгляну.

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя.

                                (Н.Рубцов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова. Соотнесите подчеркнутые слова и выражения с названиями изобразительно-выразительных средств:

А - эпитет,

Б - градация,

В - перифраз.

        НИЩИЙ

У врат обители святой (1)
Стоял просящий подаянья
Бедняк
иссохший, чуть живой (2) 
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами
горькими (3), с тоскою.
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою! (М.Ю. Лермонтов)

9.Назовите основной прием в предыдущем стихотворении:

а) параллелизм;

б) аллегория;

в) сравнение;

г) антитеза.

10.Опишите старика, используя различные  тропы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Определите, какие изобразительные средства использует С. Есенин в своем стихотворении

Топи да болота,

Синий плат небес._______________________________

Хвойной позолотой_______________________________

Взвенивает лес.____________________________________

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,_______________________________

Синим елям снится________________________________

Гомон косарей.

По лугу со  скрипом

Тянется обоз-

Суховатой липой___________________________________

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…________________________________

Край ты мой забытый,______________________________

Край ты мой родной!..________________________________

12. Назовите выразительно- изобразительные средства речи

1) Не рассуждай, не хлопочи!

Безумство ищет, глупость судит…______________________

                           ( Ф. Тютчев)

2) Новый год я встретила одна.

Я богатая была бедна.__________________________

               ( М. Цветаева)

3) Грубым дается радость.

Нежным дается печаль._______________________________

                 (С. Есенин)

4) Жизнь пуста, безумна и бездонна.______________________

                          (А. Блок)

5) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить_______________

                                                   ( Н.Некрасов)

6) Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ._____________________________________

               (М. Лермонтов)

7. Беспечальный иду за тобой-

Мне путь неизвестный ведом._______________________________

          (А. Блок)

8. Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек_______________________

                              ( А. Пушкин)

9. Белыми делает иней стрелы ресниц___________________________

                           ( М. Цветаева)

10. Озарен ли честью новой

Русский штык и русский флаг?

Побежден ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?________________________________

                ( А. Пушкин)

Стили речи

Стили речи

С какой целью употребляем?

Где употребляется?

(сфера употребления)

Жанры речи

Языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Термины, профессионализмы

Публицисти-ческий

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая  деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма

Проза

поэзия

Все богатства лексики

Понятие текста. Тема и основная мысль текста

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста

Типы речи.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками. По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи: повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности. описание. Характеризует статичные картины, передает их детали. рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли. Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип. (http://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php © bugaga.net.ru) Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.           Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.           Примеры описания в научном и художественном стиле.           1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.           2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.           (По В. Солоухину)           Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.           В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.           Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.           Пример повествования:           Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.           (Б. Житков)           Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.           Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.           Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:           Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.           Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Стихотворный размер

РАЗМЕР - количество и порядок расположения ударных и неударных слогов в стихе.

РИФМА - (от греч. Rhythmus - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк: * парные (или смежные) - ААББ перекрёстные - АБАБ кольцевые (или опоясывающие) – АББА, *мужские - садов, врагов, женские - чернила, обронила.

 СТОПА - повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов.

СТРОФА - это группа строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмовкой и интонацией.

ЯМБ -двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (2, 4, 6, 8, 10).
 

ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 3, 5, 7, 9).

ДАКТИЛЬ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 4, 7, 10).

АМФИБРАХИЙ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге(2, 5, 8, 11).

АНАПЕСТ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на последнем слоге(3, 6, 9,12)

УСЕЧЁННАЯ СТОПА - строка, в которой последняя стопа дана неполной.

ПИРРИХИЙ - это группа слогов, состоящая из 2-х безударных слогов.

Опорные слова

(для трехсложных размеров)                    (для двусложных размеров)

Д
1   AM2  А3                                                                                                               Ваня – хорей
                                                                                           Ива
н - ямб
                                                    Д
1   AM2  А3

                     Дактиль                Амфибрахий             Анапест

Если посмотреть на слово «дама» и его условное разделение на три части , то цифры 1,2,3, соответствуют ударному слогу в каждом размере.

Д1 - дактиль | |  ударный первый слог.
АМ
2 – амфибрахий | |   ударный второй слог.

А3 – анапест | |   ударный третий слог.

                                                        Запомни!
Ямб  -
| | - 2,4,6,8 – все чётные слоги  
Хорей
- | | - 1,3,5,7 – все нечётные слоги
Дактиль  
-  | |  - 1,4,7,10             обратите внимание! Чередуются чётные и Амфибрахий - | | - 2,5,8,11        нечётные, а цифры эти легко запомнить:
Анапест
- | |   - 3,6,9,12              первая цифра указывает на ударный слог
                                                            в стопе и к ней надо прибавить «3»т.к.
                                                         трёхсложный размер:
1+3=4+3=7+3=10

ОБРАЗЕЦ:

                                     И он к устам моим приник,      2,4,6,8
                                    И вырвал грешный мой язык   2,4,6,8




                         

Алгоритм  определения размера

1. Поставь ударение 

2.Обозначь ударные и безударные слоги.

3. Рядом со строкой выпиши цифрами  (1,2,3,4 и.т.) какие слоги
   ударные.
4. Нарисуй схему.
5. Определи по цифрам размер стиха.
6. Обозначь стопы.
7. Обрати внимание на конец строк и определи вид рифмы.

Проверь себя!

1.Можно ли созвучие однородных окончаний слов назвать рифмой?

А) да,
Б) нет.

2. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?

         А) реформа стихосложения,
        Б) реформа литературного языка,
        В) реформа прозы.
3.Определи стихотворный размер приведённого отрывка:

            Туча  мглою небо кроет,
           Вихри снежные крутя…
       А) ямб,                                 Г) хорей,
       Б) амфибрахий,                  Д) дактиль,
       В) анапест.
4.Каким стихотворным размерам соответствуют следующие схемы:

      А)  | |  |                      дактиль  
     Б)  |
| |                       анапест  
     В)  |
| |                      амфибрахий    

5. Указать количество стоп  в стихе  :

      Вскормлённый в неволе орёл молодой
А) 2             Г) 5
Б) 3             Д) 6
В) 4

                             

      Приложение 1 

Изобразительно - выразительные средства языка. Тропы

Перечень тропов

Значение термина

пример

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы.

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова- Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки

Метафора, развернутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда все стихотворение представляет собой развернутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда.

Метонимия

Вид тропа, в котором  сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудии деятельности. Много примеров: перенос сосуда на содержимое, человека на его одежду, с населенного пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведение

Когда же берег ада навек меня возьмет, когда навек уснет перо, моя отрада.

Олицетворение

Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ- даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно?

Перифраз (или перефраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Сравнение

Прием, основанный на сопоставлении явлений или понятия с другими явлениями

Лед окрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит

Эпитет

Образное определение: слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства

Отговорила роща золотая березовым, веселым языком

      Приложение 2

Фигуры речи

Фигура

Значение термина

пример

Анафора

(единоначалие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

Антитеза

Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое! Уже короче юбки…Вот уже длиннее!

Вожди моложе. Вот уже старее…

Градация

( постепенность)

Стилистическое средство, позволяющее создать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу.

Инверсия

(перестановка)

Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова

Простите, простите, простите меня!

И я вас прощаю, и я вас прощаю.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом

Мертвые души

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приемы используются для выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицание и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

Какое лето, что за лето!

Синтаксический параллелизм

Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании

Приедешь скоро ты домой:

Смотри ж…Да что? Моей судьбой, сказать по правде,  очень никто не озабочен

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла – в пепел, грады – в прах,

В мечи- серпы и плуги.

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня

      Приложение 3

Звуковые средства выразительности

средство

Значение термина

пример

Аллитерация

Прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой

Ассонанс

Прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен

Звукопись

Прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

Трое суток было слышно,

Как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, на восток, на восток…

( воспроизводится стук колес)

Звукоподражание

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

Когда гремел мазурки гром…

      Приложение 4 

Изобразительные возможности лексики

Термины

Значение

Примеры

Антонимы, контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы – именно в контексте они являются противоположными

Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..

Синонимы, контекстные синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы - именно в контексте они являются близкими.

Желать- хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разное значение

Колено- Сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский - героический,

двойной – двойственный,

действенный - действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишенного образности, переносное – образное, стилистически окрашенное

Меч правосудия, море света

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определенной местности и употребляемые жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому- нибудь жаргону

Голова – арбуз, глобус, кастрюля, тыква

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники

Грамматика, теорема, оптика, множитель

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску

Бессмертие, стимул, превалировать

Просторечная лексика

Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы

( новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней

Устаревшие слова

архаизмы

Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия

Изрядный- отличный,

Рачительный- заботливый

Заимствованные слова

Слова, перенесенные из других языков

Парламент, сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу, структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой- лицемерить, бить баклуши- бездельничать, на скорую руку- быстро

Экспрессивно- эмоциональная лексика

1.Разговорная. Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные

2. Эмоционально окрашенные слова оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок

3. Слова с суффиксами эмоциональной оценки

Грязнуля, крикун, бородач

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Миленький, зайчонок, умишко, детище