Методическая разработка урока "М.Горький "Детство".Изображение быта и характеров"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Стёпина Татьяна Юрьевна

Конспект урока  литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorkiy_-detstvo.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  М.Горький «Детство». Изображение быта и характеров.

Класс: 7

Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 7 класс. Коровина В.Я."

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить  с особенностями изображения характеров и быта на примере  1 и 2 глав, исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи урока:

  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения работать в парах;
  • развитие умения формулировать проблему;
  1. Образовательные:

собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях;

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ

1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

2.Физ. минутка.

3.Закрепление изученного материала.

III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП

1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.


1. Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.  А теперь  громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(5 минуты)

3.Постановка учебной цели.

(1минута)Сл.2-4

)

Теме детства посвящали свои произведения многие известные вам писатели.        

  • Назовите произведения на тему детства, которые вы читали.        

Формулировка темы урока и цели.(формулируются вместе с детьми)

 «Горький «Детство». Изображение быта и характеров».

Исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека.

Видео «Дом Каширина»(Слайд 4)

В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким.  О нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом его детстве вы прочитали повесть, которая так и называется «Детство». В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и  появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.        

Актуализация знаний. (Слайд 5)

Кто и по какому поводу кричал: «По миру пущу!..»? Как вы понимаете это выражение? На кого смотрел дедушка искоса и говорил: «Экой подхалим!»? Кто произносил следующие слова: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»? О ком идет речь «Схватившись за ухо обожженными пальцами, смешно прыгая, кричал – чье дело, басурмане»? О ком идет речь «Мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать»? Кто, страшно визжа, тонко и противно кричал: «Не буду-у…Ведь я же сказал про скатерть…»? Перечислите домочадцев семьи Кашириных.

Отвечают на вопросы

Л.Н. Толстой “Детство”

И.А. Бунин “Цифры”

В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”

В. Г. Распутин “Уроки французского” и др.

Формулируют тему

Записывают число, тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

II.ПОГРУЖЕ-НИЕ В ТЕКСТ

Усвоение новых знаний.

6 минут

Первичное закрепление знаний.

15 минут

Физ. минутка (пауза релаксации)

2 минуты

А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?

Первая встреча с «неумным племенем». Какова она?

Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.

Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных(Ссора дядьев с дедом). Докажите текстом. Охарактеризуйте сущность конфликта. На что обращает внимание читателя автор?

     

Дайте характеристику отдельным героям и семье Кашириных (сл. 6- 10)

 - История с наперстком.

  • Порка детей.
  • Донос Саши на Алешу.
  • Какие человеческие пороки показывает Горький в этих эпизодах?

Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности - с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство.

  • Что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?
  • Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? (Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»)
  • Что же ожесточило деда?
  • Отношение к Цыганку?
  • Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»?

Работа в парах. Придумайте  вопросы по прочитанным главам.

Физкультминутка для глаз

Словарная работа.

Эпитет-…

Сравнение-…

Конфликт… Пороки… Кластер…

Чтение «по цепочке» учащимися отрывка. Просмотр видео «Наказание». (сл .11)

Комментарий учителя в ходе чтения и просмотра (оканье, характерное для Нижнего), работа со словарём.

Зачитывают и комментируют эпизоды

Автор передает звероподобный облик дерущихся братьев,  показывает,  как ведет себя во время ссоры дед и как это характеризует каждого из участников ссоры. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей.

 

Пересказы эпизодов

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя  текст  произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно мальчику жить в таких условиях, где он наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души.

Работают в парах, составляют вопросы .

Задают вопросы классу, комментируют ответы.

(Эпитеты, сравнения в 1-2 главах)

Выполняют физкультминутку.

Читают, выясняют значение незнакомых слов.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания, совершенствовать технику чтения, умение работать со словарем

Закрепление изученного материала

10 минут

  •  Отношение к Цыганку? (сл.12+ видео)
  • Почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени»?

Мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни, которые тяжёлым грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной яме”.

  • А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Автор на этот вопрос отвечает так: 

“ Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной”.

  • Что по этому поводу думаете вы?

Готовимся к ГИА по литературе

Ссора дядьев с дедом.

Охарактеризуйте сущность конфликта, возникшего в данном эпизоде. Какие свойства натуры проявились у каждого из персонажей?

Типичные сцены каширинской жизни.

 Семейная драка из-за собственности.

 Звероподобный облик дерущихся братьев.

 Одержимы духом стяжательства (страсть к приобретательству, жадность к деньгам).

Характеристика каждого из участников ссоры.

/Дополнительно/ Пересказ эпизода (по выбору)

  1. «Горячий туман взаимной вражды».
  2. Драка во время обеда в доме деда.
  3. Учёба молитв.
  4. История с напёрстком.
  5. Желание заняться ремеслом красильщика.
  6. Наказание детей.
  7. Болезнь Алеши и посещение деда.
  8. Цыганок.

Отвечают на вопросы.

Читают отрывки, выясняют значение непонятных слов. Отвечают на вопросы.

Несколько  учащихся находят информацию в интернете, озвучивают в классе.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества);

информационные

III. ПОСТКОММУ-НИКАТИВНЫЙ ЭТАП.

Рефлексия деятельности.

2 минуты

  • Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?
  • Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?
  • Что в его характере для этого есть?

В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.

На экране -смайлики. Кто понял тему урока, подойдите к улыбающемуся смайлу, а кто нет – к другому.(Сл.16)

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить полученный материал, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

3 минуты

(сл. 15)

1) Прочитать главы 3, 4.

2) Пересказ эпизодов.

3) Прокомментировать кластер.

Запись учащимися задания в дневники.

ЦЕЛЬ: Обобщить полученный материал, сделать выводы.

КЛАСТЕР

                                                                                                               

                

Выводы: