Статья :КОНЕЦ ГАЛАКТИКИ ГУТЕНБЕРГА: НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕКСТ
статья (литература) по теме

Руммо Ирина Викторовна

Статья о кризисе чтения современных детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rummo_i.v._tezisy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руммо И.В.

КОНЕЦ ГАЛАКТИКИ ГУТЕНБЕРГА: НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕКСТ

СанктПетербург, гимназия № 105

В 1962 году была опубликована книга «Галактика Гуттенберга», в которой её автор, канадский культуролог Г.М. Маклюэн утверждал, что смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации, эволюционирующими последовательно от речевых знаковосимволических систем (язык), к печатным и, сменившимся в современном обществе аудиовизуальным, среди которых можно назвать радио, телевидение, компьютер и т. д.[1]. Печатная культура, ядром которой было печатное слово, книга постепенно сменяется информационнотехнологической культурой, концентрирующейся вокруг электронных носителей информации. Широкое распространение электронных информационных носителей, которые делают информацию любого содержания (от оцифрованного текста до видеофильма) доступной в любом месте и в любое время свидетельствуют о постепенном уходе «Галактики Гуттенберга» со сцены жизни современного молодого человека, на смену читающему «типографскому человеку» пришел массовый потребитель аудиовизуальной продукции. Представленная тенденция порождает несколько проблем. Первая связана с вопросом о судьбе печатной книги. Вторая проблема касается вопроса о сокращении круга чтения современных молодых людей. Содержание третьей проблемы составляет вопрос о новом качестве «информационного человека», то есть человека проводящего значительную часть времени наедине с компьютером или другими электронными носителями информации и совсем не читающего печатные книги. Какие качества отличают «медиапоколение» от «поколения pepsi»?

Активное развитие информационных технологий постепенно вытесняет печатные издания (прежде всего, книги) на периферию массового интереса. И прежде всего это касается молодого поколения, которое не покупает книги, потому что «качает» необходимые для обучения фолианты из сети Интернет. Наибольшим спросом в книжных магазинах пользуются учебная и детективноприключенческая литература, то есть издания, не предназначенные для формирования домашних библиотек с целью постоянного обращения к полюбившемуся изданию. Иными словами, первая проблема решается не в пользу печатной книги. В попытках решения второй проблемы приведем данные московских социологов, исследующих отношения современных школьников со средствами массовой информации. Сравнительные опросы (1998 и 2005 г.г.) выявили, что количество подростков, увлекающихся компьютерными играми возросло с 27,6 до 44,9% (разность 17,3%), так же, как и количество подростков, путешествующих по компьютерной сети,  с 4,6 до 12,8% (разность 8,2%), а также тех, кто обменивается информацией по компьютерной сети, – с 5,3 до 12,2% (разность 6,9%). Наиболее заметное изменение – уменьшение значимости чтения книг как формы проведения досуга с 49,1 до 18,1% (разность 31%). Однако исследование, проведенное С.Н. МайоровойЩегловой доказывает, что одновременно существенно выросла значимость чтения газет и журналов – с 36,2 до 52,8% (разность 16,6%). Из этого социологи делают выводы, что дети привыкают к более короткому «кванту» печатной информации [2, с. 225].

 Наиболее острой в контексте социализации, воспитания молодого поколения является, по нашему мнению третья проблема, наиболее активно обсуждаемая в педагогике. Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе. По словам Маклюэна, печатная техника создала публику, электронная  массу. Динамично развивающаяся в конце XX в. компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Маклюэна. Современные средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и нового человека. Этот новый человек отличается тем, что его взгляды, ценности, мотивацию поведения формирует «электронная информация». Образы, культивируемые средствами массовой коммуникации, пропагандируемые информационными каналами становятся для молодых людей эталоном, которому они стремятся следовать, модели поведения которого усваивают. Это порождает несамостоятельность, некритичность мышления, стереотипность оценок, критерии которых формируются не в классах школы на примерах мировой литературы, а в электронных сетях [3].

Литература

  1. Маклюэн Г.М. Галактика Гуттенберга. М.: Академический проект, 2005.
  2. МайороваЩеглова С.Н. Молодое поколение и новые средства массовой информации: мифы и реальность // Вестник РГГУ. 2010. №3(46). С.224-231.
  3. Гаранина О.Д., Неведомская Т.Д. Перверсия гуманистических ценностей в современном мире // Научный Вестник МГТУГА. 2010. №  155. С.5762.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое поколение выбирает здоровый образ жизни

Буклет "Новое поколение выбирает здоровый образ жизни"содержит информацию о профилактике вредных привычек, предназначен  для  подростков. Буклет может быть использован в качестве раздаточног...

Новое поколение выбирает здоровье

Предложенное мероприятие даёт представле­ние о здоровом образе жизни; позволяет  учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому обра­зу жизни; помогает объяснит...

внеклассное мероприятие "Новое поколение выбирает здоровый образ жизни"

Данное мероприятие подготовлено и проведено с учащимися 5 класса. Цель: формирование навыков здорового образа жизни. Состоит из 2 частей: выступление агитбригады "Румяные щёчки", конкурсное выступлени...

Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ    ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...

Сценарий выступления агитбригады «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

На сцену выходят все члены агитбригады. Одни одеты в черное, другие - в белое.ВЕРОНИКА: Вас приветствует агитбригада «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ    ВЫБИРАЕТ НОВУЮ ЖИЗНЬ» ПЕСНЯ №1 «ВАРШАВЯНКА»...

КВН "Новое поколение выбирает... "

Данное  мероприятие  может  проводится  в  рамках  Месячника  по  профилактике  вредных  привычек, оно  посвящено  основным  составляющ...

Статья Ермилиной А.С. (научный руководитель Буянова В.С.) "Взаимосвязь темперамента подростков и их профессиональных склонностей" (из сборника "Новое поколение выбирает науку")

Статья Ермилиной А.С. (научный руководитель Буянова В.С.) "Взаимосвязь темперамента подростков и их профессиональных склонностей" (из сборника "Новое поколение выбирает науку")...