Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века
план-конспект урока по литературе по теме
Знакомство учащихся с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Профессиональный лицей № 7
План-конспект урока по литературе
Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века
Работу выполнила: преподаватель русского языка и литературы
ГОУ ПЛ № 7
Васенина Н.А.
Звенигово
2008 г.
План урока.
Тема – Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цель – сформировать основные понятия об особенностях направления «футуризм».
Задачи:
- образовательные – познакомить учащихся с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления; закрепить знания учащихся о направлениях символизм и акмеизм; совершенствовать умение учащихся работать со стихотворным текстом.
- развивающие – развивать умение учащихся анализировать, обобщать, выражать свои мысли, выразительно читать стихотворения.
- воспитывающие – воспитывать любовь к искусству, формировать эстетический вкус, познавательную активность учащихся, умение работать в группе, стремление применять теоретические знания на практике.
Средства обучения – раздаточный материал с текстами стихотворений поэтов серебряного века, репродукции картин художников-футуристов, книги с текстом стихотворения, презентация урока с портретами поэтов-футуристов, проектор с экраном, ноутбук.
Примечание – учащиеся разделены на три группы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация ЗУН:
П. – Я предлагаю выполнить вам задание по тем листам, которые лежат у вас на столах. Каждой группе необходимо отнести стихотворения, напечатанные на цветных листах, к тем направлениям модернизма, которые мы изучили на предыдущих занятиях.
(На двух из трех розданных листах стихотворения символизма и акмеизма, которые были разобраны на предыдущих уроках, на одном листе – стихотворение еще не изученного футуризма. Поэтому двум группам не составит труда быстро определить направление)
П. - Один человек из группы зачитывает стихотворение, говорит к какому направлению оно относится и по каким признакам.
У. – (Выразительно читает стихотворение). Это стихотворение относится к акмеизму, т.к. в нем нет символов, отсутствует мистицизм и идея многомирия, отражены реальные события жизни, есть уход от действительности в мир Прекрасного, упоминается атрибут искусства – статуя, стих близок по форме к классическому стиху.
У. – (Выразительно читает стихотворение). Это стихотворение принадлежит символизму, потому что оно наполнено символами, несущими в себе скрытый смысл, в нем существуют два мира – реальный и вымышленный автором, есть некий мистицизм, также можно отметить эксперимент в стихосложении.
У. – (Выразительно читает стихотворение). Мы затрудняемся с ответом.
П. – Можете ли вы отнести это стихотворение к символизму?
У. – Нет.
П. – А к акмеизму?
У. – Нет.
П. – А почему вы не можете это сделать?
У. – Потому что в этом стихотворении нет тех признаков, которые присущи изученным направлениям.
П. – И какой вывод вы можете сделать из сказанного?
У. – Что оно принадлежит к какому-то другому направлению, которое мы еще не изучали.
П. – Верно. И называется это направление ФУТУРИЗМ. Откройте тетради и запишите новую тему.
(Вывести тему урока в презентации на экране).
- Постановка цели и задач:
П. – Сегодня мы с вами должны определить, какими признаками и особенностями обладает футуризм и чем он отличается от символизма и акмеизма.
Вывести цели занятия в презентации на экране.
- Введение новых знаний:
П. – Сначала запишем в тетради определение футуризма.
Футуризм – авангардистское направление в литературе и искусстве 10-20 гг. XX века, стремившееся создать искусство будущего, отрицающее традиции прежней литературы, пропагандировавшее эстетику машинной индустрии и большого города.
(Вывести определение в презентации на экране. Показать репродукции картин художников-авангардистов).
Основные представители направления в поэзии: И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский.
У вас на столах лежат белые листы со стихотворениями поэтов-футуристов. Вам нужно внимательно прочитать эти стихотворения и сказать, что в них вам показалось необычным, интересным и непохожим на стихотворения символистов и акмеистов.
Учащиеся – Непонятное содержание; необычные, странно образованные слова; нелитературные, разговорные выражения; необычное строение (лесенка); обилие знаков препинания; отсутствие рифмы; неполные незаконченные предложения; восклицания и призывы.
П. – Молодцы. Добавим ко всему перечисленному стремление шокировать. Запишите в тетрадях «Основные признаки» и перепишите с доски все особенности футуризма. Как вы считаете, для чего нужны были футуристам все эти приемы в творчестве? (Вывести все перечисленное в презентации на экране).
У. – Чтобы привлечь, обратить на себя внимание, выделиться из общей массы.
П. – Правильно. Действительно произведения футуристов нельзя было не заметить, в чем вы сами сейчас убедились. И можно сказать о том, что футуризм был самым ярким явлением поэзии серебряного века.
5. Первичное закрепление:
А самым ярким представителем футуризма был Владимир Владимирович Маяковский. Прочитаем в книгах его стихотворение «Прозаседавшиеся» и докажем, что я не ошиблась, записав Маяковского к футуристам.
У. - ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни----
самые важные!---
служащие расходятся на заседания.
Заявишься:
« Не могу ли аудиенцию дать
Хожу со времени она» -
Товарищ Иван Ваныч ушли заседать в
Объединение Тео и Гукона.
Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом.
Через час
ни секретаря,
ни секретарши нет—
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.
Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семи этажного дома.
Пришел товарищ Иван Ваныч
На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома.
Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятия дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О, дьявольщина!
Где же половина другая
Зарезали!
Убили!
Мечусь, оря,
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться!
До пояса здесь,
а остальное
там.
С волнения не уснешь.
Утро ранее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
Учащиеся перечисляют признаки футуризма, приводят примеры из текста стихотворения и приходят к выводу, что Маяковский – футурист.
П. – С жизнью и творчеством Владимира Маяковского мы познакомимся более подробно на следующем занятии.
6. Подведение итогов:
П. – Что нового вы узнали на занятии?
– Что интересного для себя открыли?
– Что было понять на занятии труднее всего?
– Какое направление модернизма кажется более понятным?
– Какое направление больше всего понравилось?
Выставление оценок.
- Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов-футуристов, проанализировать одно из стихотворений В. Маяковского, найти в Интернете информацию о футуризме в искусстве. (Вывести домашнее задание в презентации на экране).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-374268-1605896695.jpg)
О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, разви...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406863-1392664261.jpg)
Урок литературы в 11 классе по теме "Н.Гумилёв. Футуризм. Поэзия серебряного века"
Урок рассчитан на 2 часа, содержит теоретический материал по футуризму, поэзии Серебряного века, сведения из биографии Н. Гумилёва. Знакомит с лирическим героем поэзии Гумилёва, с экзотическим в...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/20/picture-517759-1653067881.jpg)
Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."
Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189108-1573914637.jpg)
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"
ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/01/picture-1350574-1633077708.jpg)
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...