Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века
план-конспект урока по литературе по теме

Васенина Наталия Александровна

Знакомство учащихся с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon futurizm.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Профессиональный лицей № 7

План-конспект урока по литературе

Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века

Работу выполнила: преподаватель русского языка и литературы

ГОУ ПЛ № 7

Васенина Н.А.

Звенигово

2008 г.

План урока.

Тема – Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель – сформировать основные понятия об особенностях направления «футуризм».

Задачи:

 - образовательные – познакомить учащихся с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления; закрепить знания учащихся о направлениях символизм и акмеизм; совершенствовать умение учащихся работать со стихотворным текстом.

 - развивающие – развивать умение учащихся анализировать, обобщать,  выражать свои мысли, выразительно читать стихотворения.

 - воспитывающие –  воспитывать любовь к искусству, формировать эстетический вкус, познавательную активность учащихся, умение работать в группе, стремление применять теоретические знания на практике.

Средства обучения – раздаточный материал с текстами стихотворений поэтов серебряного века, репродукции картин художников-футуристов, книги с текстом стихотворения, презентация урока с портретами поэтов-футуристов, проектор с экраном, ноутбук.

Примечание – учащиеся разделены на три группы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ЗУН:

П. – Я предлагаю выполнить вам задание по тем листам, которые лежат у вас на столах. Каждой группе необходимо отнести стихотворения, напечатанные на цветных листах, к тем направлениям модернизма, которые мы изучили на предыдущих занятиях.

(На двух из трех розданных листах стихотворения символизма и акмеизма, которые были разобраны на предыдущих уроках, на одном листе – стихотворение еще не изученного футуризма. Поэтому двум группам не составит труда быстро определить направление)

П. - Один человек из группы зачитывает стихотворение, говорит к какому направлению оно относится и по каким признакам.

У. – (Выразительно читает стихотворение). Это стихотворение относится к акмеизму, т.к. в нем нет символов, отсутствует мистицизм и идея многомирия, отражены реальные события жизни, есть уход от действительности в мир Прекрасного, упоминается атрибут искусства – статуя, стих близок по форме к классическому стиху.

У. – (Выразительно читает стихотворение). Это стихотворение принадлежит символизму, потому что оно наполнено символами, несущими в себе скрытый смысл, в нем существуют два мира – реальный и вымышленный автором, есть некий мистицизм, также можно отметить эксперимент в стихосложении.

У. – (Выразительно читает стихотворение). Мы затрудняемся с ответом.

П. – Можете ли вы отнести это стихотворение к символизму?

У. – Нет.

П. – А к акмеизму?

У. – Нет.

П. – А почему вы не можете это сделать?

У. – Потому что в этом стихотворении нет тех признаков, которые присущи изученным направлениям.

П. – И какой вывод вы можете сделать из сказанного?

У. – Что оно принадлежит к какому-то другому направлению, которое мы еще не изучали.

П. – Верно. И называется это направление ФУТУРИЗМ. Откройте тетради и запишите новую тему. 

(Вывести тему урока в презентации на экране).

  1. Постановка цели и задач:

П. – Сегодня мы с вами должны определить, какими признаками и особенностями обладает футуризм и чем он отличается от символизма и акмеизма.

Вывести цели занятия в презентации на экране.

  1. Введение новых знаний:

П. – Сначала запишем в тетради определение футуризма.

Футуризм – авангардистское направление в литературе и искусстве 10-20 гг. XX века, стремившееся создать искусство будущего, отрицающее традиции прежней литературы, пропагандировавшее эстетику машинной индустрии и большого города.

(Вывести определение в презентации на экране. Показать репродукции картин художников-авангардистов).

Основные представители направления в поэзии: И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский.

У вас на столах лежат белые листы со стихотворениями поэтов-футуристов. Вам нужно внимательно прочитать эти стихотворения и сказать, что в них вам показалось необычным, интересным и непохожим на стихотворения символистов и акмеистов.

Учащиеся – Непонятное содержание; необычные, странно образованные слова; нелитературные, разговорные выражения; необычное строение (лесенка); обилие знаков препинания; отсутствие рифмы; неполные незаконченные предложения; восклицания и призывы.

П. – Молодцы. Добавим ко всему перечисленному стремление шокировать. Запишите в тетрадях «Основные признаки» и перепишите с доски все особенности футуризма. Как вы считаете, для чего нужны были футуристам все эти приемы в творчестве? (Вывести все перечисленное в презентации на экране).

У. – Чтобы привлечь, обратить на себя внимание, выделиться из общей массы.

П. – Правильно. Действительно произведения футуристов нельзя было не заметить, в чем вы сами сейчас убедились. И можно сказать о том, что футуризм был самым ярким явлением поэзии серебряного века.  

5. Первичное закрепление:

А самым ярким представителем футуризма был Владимир Владимирович Маяковский. Прочитаем в книгах его стихотворение «Прозаседавшиеся» и докажем, что я не ошиблась, записав Маяковского к футуристам.

У. -                 ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,                        

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождем дела  бумажные,

чуть войдешь в здание:

отобрав с полсотни----

самые важные!---

служащие расходятся на заседания.

Заявишься:

« Не могу ли аудиенцию дать

Хожу со времени она» -

Товарищ Иван Ваныч ушли заседать в

Объединение Тео и Гукона.

Исколесишь сто лестниц.

Свет не мил.

Опять:

Через час велели прийти вам.

Заседают:

покупка склянки чернил

Губкооперативом.

Через час

ни  секретаря,

ни секретарши нет—

голо!

Все до 22-х лет

на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,

на верхний этаж семи этажного дома.

Пришел товарищ Иван Ваныч

На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома.

Взъяренный,

на заседание

врываюсь лавиной,

дикие проклятия дорогой изрыгая.

И вижу:

сидят людей половины.

О, дьявольщина!

Где же половина другая

Зарезали!

Убили!

Мечусь, оря,

От страшной картины свихнулся разум.

И слышу

спокойнейший голосок секретаря:

Они на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться!

До пояса здесь,

а остальное

там.

С волнения не уснешь.

Утро ранее.

Мечтой встречаю рассвет ранний:

О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Учащиеся перечисляют признаки футуризма, приводят примеры из текста стихотворения и приходят к выводу, что Маяковский – футурист.

П. – С жизнью и творчеством Владимира Маяковского мы познакомимся более подробно на следующем занятии.

6. Подведение итогов:

П. – Что нового вы узнали на занятии?

– Что  интересного для себя открыли?

– Что было понять на занятии труднее всего?

– Какое направление модернизма кажется более понятным?

– Какое направление больше всего понравилось?

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов-футуристов, проанализировать одно из стихотворений В. Маяковского, найти в Интернете информацию о футуризме в искусстве. (Вывести домашнее задание в презентации на экране).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

Урок литературы в 11 классе по теме "Н.Гумилёв. Футуризм. Поэзия серебряного века"

Урок рассчитан на 2 часа, содержит теоретический материал по футуризму, поэзии Серебряного века, сведения из биографии Н. Гумилёва. Знакомит  с лирическим героем поэзии Гумилёва, с экзотическим в...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Турнир поэтов 2017 Фестиваль авторской поэзии "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл..."

Фестиваль авторской поэзии посвящается 125-летию М.И. Цветаевой,130-летию И.В. Северянина и 140-летию М.А. Волошина      « И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО        ...

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"

ИММЕРСИВНЫЙ СПЕКТАКЛЬ по литературе "И СЕРЕБРЯНЫЙ МЕСЯЦ ЯРКО НАД СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ СТЫЛ"...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".

Работа о творчестве поэтов  "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися  Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...