Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Казачек Валентина Валентиновна

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fgos_borodino.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Сценарный план урока литературы в 5 классе  по ФГОС

Учителя  МОБУ СОШ № 14 ст. Журавской   МО  Кореновский  район  Краснодарского края  Казачёк В.В.

Общая часть

Предмет

Литература

5 класс

Тема

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова.

 Умение выразительно читать художественный

текст.

Понимать особенности жанра «стихотворение».

Умение понимать тему, идею произведения.

Умение слушать учителя и друг друга.

Смысловое чтение.

Умение работать индивидуально и в группе.

Воспитание интереса к  славным страницам отечественной истории, развитие патриотических чувств.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Решаемые учебные проблемы

1.Познакомить с детским периодом жизни поэта и с факторами, оказавшими влияние на формирование взглядов  М.Ю. Лермонтова.

2.Расширить  знания учащихся о стихотворении как жанре лирики.

3.Развитие  умения  выразительного чтения,  совершенствование  навыков анализа поэтического текста ,обогащение  словарного запаса учащихся.

 

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Презентация.

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  .

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного  результата.

Вступительное слово учителя:

 1.Разносторонний талант М.Ю.Лермонтова, его детские увлечения, судьба.

2.Что вы можете сказать об этом  человеке? Какие факты биографии показались наиболее замечательными?

3.Сегодня мы познакомимся с детским периодом жизни великого поэта М.Ю.Лермонтова, узнаем,  из каких источников почерпнул  автор глубокие знания  истории своей страны .

3.Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа:

                      -Да,были люди в наше время,

                       Не то, что нынешнее племя:

                        Богатыри – не вы

                                     М.Ю.Лермонтов

4.Прослушивание записи песни в хоровом исполнении «Бородино».

Методы обучения

Пропедевтическая беседа.

Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

1.Знакомств с элементами биографии М.Ю         Лермонтова – презентация

2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной  во время урока.

3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Учитель читает стихотворение.

2.Работа в группах.

Группа 1. Подготовить рассказ о главном герое – участнике сражения.

2 группа. Словарная работа.

Выписать незнакомые слова, объяснить их лексическое значение (используя информацию из сносок и «Толкового словаря»)

3.Подготовить выразительное чтение эпизода сражения.

4. группа.  Выписать примеры средств  выразительности языка.

Методы обучения

Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Обращение к эпиграфу.

 

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Рассуждение на заданную тему : «Как могли молодые солдаты воспринять такие слова ветерана войны 1812 года?

Предполагаемый результат: слова участника сражения заставляют молодых солдат гордиться подвигом старшего поколения, символично и обращение «дядя».

Методы обучения

Выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов

Длительность этапа

5 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Зачитывание своих работ четырьмя учащимися перед аудиторией.

Методы контроля

Привлечение внимания учащихся к зачитываемым работам.

Способ контроля

Контроль качества выполнения письменной работы.  

Способ коррекции

Коррекция во время прочтения своих работ  4 учащимися ,анализ работ на следующем уроке.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение плюсов и недоработок в ответах.

Роль учителя на данном этапе

Организующая, направляющая, корректирующая.

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к ответам учащихся.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Подготовить выразительное наизусть,  выполнить задания № 2.3 по выбору учащихся.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Что сегодня  на уроке вам особенно понравилось?  Какие произведения подобной тематики вы читали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Технологические карты к открытым урокам в ФГОС классах (К школьному и кожунному этапам конкурса "Учитель года - 2017")

Разработка технолоических карт  к урокам английского языка кардинально отличается от ординарных поурочных планов....

Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы

Цели урока: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободн...

Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.

Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...

Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.

Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...