Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")
план-конспект урока (литература, 8 класс) на тему

Афонина Наталья Валентиновна

"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite_v_sebe_cheloveka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Берегите в себе человека…»

(урок –размышление по рассказу Чехова« О любви»)

Тип  урока  – комбинированный  урок  с применением ИКТ

Цели  урока :

  • расширение представлений восьмиклассников о  Чехове  как человеке и писателе,
  • раскрытие особенностей художественного мастерства  Чехова–рассказчика ,
  • анализ рассказа « О   любви ».

Задачи  урока:

  • формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная деталь, юмор);
  • развивать умение анализа художественного текста;
  • формировать навык конспектирования лекции и рассказа учителя;
  • воспитывать интерес к личности и творчеству А. П.  Чехова , любовь  к чтению, положительное отношение к предмету.

Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания, анализа произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи, общения.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход  урока :

    Организационный момент.

1.Сегодня наш разговор о Чехове. От Чехова идут все пути к новой литературе, к новой жизни, которая рождается на смену прошлого.

Слайд 1-3 Оъявление  темы, целей и задач  урока .

Чехов…Знакомый и незнакомый…Какие его произведения вы читали? В чём особенность его таланта?

Истоки мировоззрения нужно искать в детстве.

2.Сообщение о писателе с презентацией

Чехов-доктор,  Чехов-писатель ,  Чехов-человек  во всем и всегда был гуманистом, он писал: «Я ненавижу ложь и насилие во всех видах… Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение,  любовь, абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались».

(4слайд)Родина Чехова- Таганрог.

(5 слайд)Родители писателя- Павел Егорович  Чехов  и Евгения Яковлевна Морозова- положили начало многочисленной, талантливой семье. 17 января (29 января) 1860 года в доме  Чеховых  в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель.

(5,6 слайд) И сегодня можно посетить скромный домик, где проживала семья Чехова.

(7 слайд) Всего в семье Павла Егоровича  Чехова  было шесть детей: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил. Семья была большой, дружной, трудолюбивой. А.П. Чехов  всегда относился к родителям с уважением, позднее он напишет: «Отец и мать – единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук. Но детство не было безоблачным. Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, самый образ жизни детей Павла Егоровича был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим. (Слайд 8-12))Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, в частности Антоша портняжил. Он должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное — к искусству торговли, что Чехову очень не нравилось.

Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи только темными красками. Отец хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.(Слайд13-14)

Еще в Таганроге, в гимназии,  Чехов  пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом медицинского факультета Московского университета, на первом курсе  Чехов  начинает сотрудничать в различных московских и петербургских журналах.(Слайд15-17)

Молодой  Чехов  сочинял короткие юмористические рассказы и публиковал их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники рассказов  Чехова  «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах  Чехов  средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого.  Чехов  не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.

Чехов оставил после себя не только рассказы, пьесы…На его средства построены три школы в Мелихове, больница, школа в Крыму, где Чехов жил в последние годы вследствие болезни. Его жизнь- следование формуле, которую он сам  же и вывел:

«Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво»    

3.Работа с высказываниями о Чехове.

Чехов при жизни был оценён современниками. (Слайд 18)

"Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке.   (Э.Хеменгуэй )      

« Его  врагом  была  пошлость; он  всю  жизнь боролся   с  ней,

он  ее осмеивал  и  ее изображал  бесстрастным,  острым    пером,

умел   найти   плесень  пошлости  даже  там, где  с  первого взгляда,

казалось,   все    устроено   очень  хорошо, удобно, даже  с  блеском» (М.Горький)

 Какие черты таланта выделены как главные?

Пошлость, серость- это не только мир вещей, окружающих нас. Пошлость проникает и в чувства людей, касается самого главного- любви. Об этом и рассказ «О любви»

4.Сообщение об истории рассказа

Рассказ « О   любви » был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  В героине рассказа себя узнала Л.А.Авилова (Слайд 19)

Вначале рассказа герой задаёт вопрос: «Как зарождается любовь?

Как отвечают на него «русские порядочные люди» ?

(Честно это или не честно? )

5.Работа с текстом.

•        Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине?

(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

Как представляет поначалу Алёхин свою жизнь в деревне?

  • Примирить работу с культурными привычками
  • Поселился наверху в парадных комнатах
  • Подавали кофе с ликёрами
  • Читал на ночь «Вестник Европы»

Но проходит всего лишь несколько месяцев и…

  • Стал обедать внизу,в людской кухне
  • Засыпал в сарае, в санях, в лесной сторожке.

- Один из приёмов характеристики действующего лица - его речь. Она помогает понять и его чувства, его социальное положение, уровень культуры...

Исследовательское задание:

    Охарактеризуйте речь Алёхина с точки зрения лексики. (Общая характеристика: содержательна, точна, правильна, богата, выразительна.

Вывод: речь культурного, умного, образованного человека.    Так ли это?

 (Зачитываются примеры, доказывается использование различных пластов:

разговорно-бытовая: холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почём говядина…

просторечные слова: спаньё в санях, мужики, бабы…

просторечно-вульгарные: мурло...

просторечные грамматические формы: тосковать по чёрном (у), сюртуке (у)...

церковно-славянская лексика: питать пристрастие, «тайна сия велика есть»…

книжная лексика: трактовать, поэтизировать, индивидуализировать...

просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе...

Вывод: вложив в уста героя просторечные слова и выражения,  Чехов  приземляет героя, не идеализирует.  

•        О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

•        Как развивались отношения между героями?

(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

•        Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует  любовью  ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)

- Какова судьба их взаимного чувства?

(Звучит «Осеняя песня Чайковского. На фоне музыки читается сцена расставания героев)

В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить». Они сделали свой выбор. Главное, делая его, сохранить в себе человека. Так что же имел в виду Чехов, говоря: «Берегите в себе ЧЕЛОВЕКА»?

Человек –это

  • Быть счастливым
  • Высокие стремления
  • Работа ума и сердца
  • Движение к поставленной цели
  • Жизнь в гармонии с самим собой

Домашнее задание:

О чём заставляет задуматься рассказ «О любви»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"

Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")

Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." ( по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")...

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ «Любить всё живое на земле» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ«Любить всё живое на земле» (ПО РАССКАЗУ   А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)  Тип урока:...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...