План анализа стихотворения.
учебно-методический материал по литературе по теме

Карпушова Татьяна Игоревна

План анализа стихотворения можно использовать как раздаточный материал ( памятку) для работы на уроке, а можно использовать для оформления стендов в кабинете литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План анализа стихотворения.35.5 КБ

Предварительный просмотр:

План  разбора  стихотворения.

1.В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры?

   Как воспринимается стихотворение, какие мысли и чувства вызывает?

   Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?

2 а)    Имеет ли стихотворение название?

          Что в нем отражено?

           Кто адресат посвящения (если оно есть)?  

           В чем смысл посвящения?  

   б)    Как построено стихотворение?

           Если оно делится на строфы, то сколько их?

           Каковы они по форме?

           Как связаны между собой?

   в)     Как звучит начало стихотворения?

           Какая нарисована картина и с помощью каких  

           художественных средств?

           Если в стихотворении есть лирический герой, то

           каков  мир, его внутреннее  состояние?

   г)     Как движется поэтическая мысль от начала к  финалу?  

           Как передается движение: с помощью смены  картин,

           интонации и т.д.?

           Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?

   е)     Какие ассоциации возникают? Почему?

           Как развивается поэтическая мысль и в какой

            момент достигает кульминации?

           Какими средствами это изображено?

   д)    Каков итог лирического высказывания?

           Находит ли  лирический конфликт свое  разрешение?

           Какими поэтическими средствами это выражено?

  3.       В чем мастерство автора стихотворения?

           Как вписывается стихотворение в творчество?

           В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?

           автора в целом, в общекультурный контекст?

План разбора стихотворения.

  1.Историко-биографический материал.

  2.Место стихотворения в творчестве поэта.

  3.Ведущая тема.

  4.Лирический сюжет

  5.Проблемы.

  6.Композиция.

  7.Лирический герой.

  8.Преобладающее настроение, его изменение.

  9.Жанр.

  10.Строфа.

  11.Основные образы.

  12.Лексика.

  13.Изобразительные средства иносказания (метафора,

   метонимия, эпитеты, сравнения…)

   14.Поэтический синтаксис (обращения, восклицания,

   риторические вопросы, инверсии.)

   15.Звукопись (аллитерация, ассонанс).

   16.Размер(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

   17.Ритм и рифма. Способы рифмовки.

    Аллитерация - повторение однородных согласных,

   придающее стихотворению особую выразительность:

            Шипенье пенистых бокалов

           И пунша пламень голубой(А.С.Пушкин). 

    Ассонанс-повторение одинаковых гласных звуков:

            Товарищ, верь: взойдёт она,

           Звезда пленительного счастья,

           Россия вспрянет ото сна.

           И на обломках самовластья

           Напишут наши имена.

                                                (А.С.Пушкин)

     Повторяются гласные «о», «а», олицетворяющие волю, свободу.

    Звукопись  - звуковые повторы, условно воспроизводящие звуки

   природы, рефлективные восклицания людей, механические звуки  

   и т. п. Например:

           Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши(К.Бальмонт).

   

 

  Рифма-созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает

   мужская ( безуд.,ударн.),женская (ударн.,безударн.) и

   дактилическая ( ударн.,безударн.,безударн.);

   по взаимному расположению строк – смежная (аабб),охватная,

   опоясывающая (абба) и перекрестная (абаб).

     Стихотворный размер – способ организации звукового состава

    стихотворного произведения; определяется либо числом слогов

    (силлабическое стихосложение), либо числом ударений

    (тоническое стихосложение), либо числом и расположением и

    слогов,и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).

     Ямб -двусложный размер, в котором ударение падает на второй

    слог. Например:

             Играй,Адель,

             Не знай печали…(А.С.Пушкин).

     Хорей –двусложный размер, в котором ударение падает на  

     первый слог. Например:

             Дар напрасный, дар случайный,

            Жизнь, зачем ты мне дана?(А.С.Пушкин).

     Дактиль –трёхсложный  размер, в котором ударение падает на

    первый слог. Например:

             Тучки небесные ,вечные странники!(М.Ю.Лермонтов).

      Амфибрахий –трёхсложный размер, в котором ударный слог

    находится между двумя безударными:

             О милые плуты! Кто часто их видел,

            Тот ,верю я, любит крестьянских детей (Н.А.Некрасов).

     Анапест –трёхсложный размер, в котором два первых слога-

    безударные,а последний-ударный:

             Назови мне такую обитель,

            Я такого угла не видал…(Н.А.Некрасов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях...

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов...

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках...

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения...

План анализа стихотворения

Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2.   Эмоциональное восприятие текста.3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).4.  ...

план анализа стихотворения

план анализа включает в себя основные  требования по анализу стихотворения...

план анализа стихотворения

Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения...