Мастер-класс "Применение иллюстраций и ассоциаций на уроке литературы"
методическая разработка по литературе на тему

мастер- класс "Иллюстрации на уроке литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.71 КБ
Файл master-klass.pptx157.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме «Применение иллюстраций и ассоциаций на уроке».

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада всех приветствовать! Вы, наверное, немного устали  после плодотворной работы на предыдущих мастер-классах. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий:


* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает ваше тело, как вы приободрились. Ну а теперь  приступим к серьезной части моего выступления.

 Начну я  с такого приема, который называется «Дерево ожиданий». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: 1 Чего вы ждете от участия в этой мастерской? 2. Чему бы хотели научиться в ходе мастерской? Спасибо.

А теперь представьте, что вы находитесь не только на мастер-классе, но и в классе на обычном уроке.

На 1 этапе конкурса я рассказывала о некоторых приемах, применяемых мною на уроках литературы. Сегодня я хотела бы практически применить эти приемы, чтобы вам стало понятнее, как они могут срабатывать на литературе и какой результат может получиться.

 Начнем с приема прогнозирования.

Для этого каждая группа получила задание: пред вами иллюстрации с изображением героев поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: Собакевич и Плюшкин. Попытайтесь спрогнозировать с портрета все возможное об этом персонаже. У вас должна получиться характеристика героя. Затем мы сравним Ваши характеристики с  описанием в тексте.  (Открыть слайд с выдержками из текста).

Сделаем выводы. Какую роль выполняет иллюстрация на данном этапе урока???. Прочитав описание в тексте, я  не всегда представляю  образ четко. А художник, используя прием гротеска, нарочно подчеркивает те черты, на которых невозможнее не остановить свой взгляд. Иллюстрация усиливает понимание художественного образа, раскрывает его полнее.

Составление ассоциативных цепочек.
Задание:  Перед вами обложки к книге. Посмотрите внимательно, что на них изображено? Это произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: (он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека).  Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие.

Применим здесь прием ассоциаций .
Перед вами  два слова: капитанская и дочка. 


- Назовите  к каждому слову возникшие  у вас  ассоциации.

Капитанская

честь 
отечество 
долг 
служба (служение) 
присяга

дочка

семья
мать
любовь
честь
понимание 
верность 

преданность
сочувствие 
уважение



 Давайте рассмотрим, что получилось.

- Каким словом или словами мы можем объединить все ассоциации в первом кластере? Оно должно быть самым емким. (война, офицерская служба, служение)

- Каким словом или словосочетанием  мы можем объединить ассоциации во втором кластере? (любовь, дом, семья, счастье близких, т.е. общечеловеческие ценности)

Вывод: мы уже сказали, что повесть – это завещание поэта о подлинных ценностях в жизни человека. Носителем всех этих ценностей является прежде всего  Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешне простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам, которые помогают окружающим людям, спасают их.  Семейное здесь важнее исторического. Маша выступает хранительницей всех человеческих ценностей.

Таким приемом мы можем выйти на главное и существенное в этом тексте.  Ещё не прочитав его, дети самостоятельно выявляют проблему произведения.

И обложка к изданию, которую вы видите на экране, помогает нам понять смысл заглавия. 

Заканчивая мастер-класс, мне бы хотелось вернуться к вопросам, которые были заданы вам в начале.  Оправдались  ли ваши ожидания?  Извлекли ли вы какую-то практическую пользу из данного мастер-класса. Эти очень простые приемы применимы  для любого предмета, урока и на разных его этапах.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,  достоин быть учителем».

Я благодарю всех за активное участие и  поддержку.

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мёртвые души» Собакевич

Слайд 2

«Мёртвые души» Плюшкин

Слайд 3

Казался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета… Цвет лица имел калёный, горячий..сам человек здоровый и крепкий… шеей не ворочал вовсе…Совершенный медведь! Его даже звали Михаилом Семёновичем…Природа долго не мудрила над ним: хватила топором раз –вышел нос, хватила другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза… и пустила на свет, сказавши: «Живёт!» Описание Собакевича

Слайд 4

Баба или мужик?... Платье было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…Лицо его не представляло ничего особенного:…как у многих худощавых стариков, подбородок только выступал очень далеко,…маленькие глазки бегали, как мыши … Рукава халата засалились, вместо двух болталось четыре полы… на шее…чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук…встретил бы у церковных дверей, дал бы медный грош… Описание Плюшкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Урок литературы в 11 классе "Поэт и художник. Иллюстрации Ю. Анненкова к поэме А. Блока "Двенадцать"

Один из завершающих уроков по поэме А. Блока "Двенадцать" позволяет одиннадцатиклассникам лучше понять произведение. Многоликость поэмы обладала огромной притягательностью для иллюстраторов,...

Работа с иллюстрациями на уроках литературы

Учебно-методические рекомендации по работе с иллюстрациями на уроках литературы. Материл дан в помощь учителям....