Мастер-класс "Применение иллюстраций и ассоциаций на уроке литературы"
методическая разработка по литературе на тему
мастер- класс "Иллюстрации на уроке литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 25.71 КБ |
master-klass.pptx | 157.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
по теме «Применение иллюстраций и ассоциаций на уроке».
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада всех приветствовать! Вы, наверное, немного устали после плодотворной работы на предыдущих мастер-классах. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий:
* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
Я думаю, вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает ваше тело, как вы приободрились. Ну а теперь приступим к серьезной части моего выступления.
Начну я с такого приема, который называется «Дерево ожиданий». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: 1 Чего вы ждете от участия в этой мастерской? 2. Чему бы хотели научиться в ходе мастерской? Спасибо.
А теперь представьте, что вы находитесь не только на мастер-классе, но и в классе на обычном уроке.
На 1 этапе конкурса я рассказывала о некоторых приемах, применяемых мною на уроках литературы. Сегодня я хотела бы практически применить эти приемы, чтобы вам стало понятнее, как они могут срабатывать на литературе и какой результат может получиться.
Начнем с приема прогнозирования.
Для этого каждая группа получила задание: пред вами иллюстрации с изображением героев поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: Собакевич и Плюшкин. Попытайтесь спрогнозировать с портрета все возможное об этом персонаже. У вас должна получиться характеристика героя. Затем мы сравним Ваши характеристики с описанием в тексте. (Открыть слайд с выдержками из текста).
Сделаем выводы. Какую роль выполняет иллюстрация на данном этапе урока???. Прочитав описание в тексте, я не всегда представляю образ четко. А художник, используя прием гротеска, нарочно подчеркивает те черты, на которых невозможнее не остановить свой взгляд. Иллюстрация усиливает понимание художественного образа, раскрывает его полнее.
Составление ассоциативных цепочек.
Задание: Перед вами обложки к книге. Посмотрите внимательно, что на них изображено? Это произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: (он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека). Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие.
Применим здесь прием ассоциаций .
Перед вами два слова: капитанская и дочка.
- Назовите к каждому слову возникшие у вас ассоциации.
Капитанская | дочка |
Давайте рассмотрим, что получилось.
- Каким словом или словами мы можем объединить все ассоциации в первом кластере? Оно должно быть самым емким. (война, офицерская служба, служение)
- Каким словом или словосочетанием мы можем объединить ассоциации во втором кластере? (любовь, дом, семья, счастье близких, т.е. общечеловеческие ценности)
Вывод: мы уже сказали, что повесть – это завещание поэта о подлинных ценностях в жизни человека. Носителем всех этих ценностей является прежде всего Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешне простой героиней - любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам, которые помогают окружающим людям, спасают их. Семейное здесь важнее исторического. Маша выступает хранительницей всех человеческих ценностей.
Таким приемом мы можем выйти на главное и существенное в этом тексте. Ещё не прочитав его, дети самостоятельно выявляют проблему произведения.
И обложка к изданию, которую вы видите на экране, помогает нам понять смысл заглавия.
Заканчивая мастер-класс, мне бы хотелось вернуться к вопросам, которые были заданы вам в начале. Оправдались ли ваши ожидания? Извлекли ли вы какую-то практическую пользу из данного мастер-класса. Эти очень простые приемы применимы для любого предмета, урока и на разных его этапах.
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Я благодарю всех за активное участие и поддержку.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мёртвые души» Плюшкин
Казался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета… Цвет лица имел калёный, горячий..сам человек здоровый и крепкий… шеей не ворочал вовсе…Совершенный медведь! Его даже звали Михаилом Семёновичем…Природа долго не мудрила над ним: хватила топором раз –вышел нос, хватила другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза… и пустила на свет, сказавши: «Живёт!» Описание Собакевича
Баба или мужик?... Платье было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы…Лицо его не представляло ничего особенного:…как у многих худощавых стариков, подбородок только выступал очень далеко,…маленькие глазки бегали, как мыши … Рукава халата засалились, вместо двух болталось четыре полы… на шее…чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук…встретил бы у церковных дверей, дал бы медный грош… Описание Плюшкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 9 классе. Иллюстрации Н.Кузьмина к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Презентацию к уроку можно просмотреть здесь(ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ)...
Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...
Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
Урок литературы в 11 классе "Поэт и художник. Иллюстрации Ю. Анненкова к поэме А. Блока "Двенадцать"
Один из завершающих уроков по поэме А. Блока "Двенадцать" позволяет одиннадцатиклассникам лучше понять произведение. Многоликость поэмы обладала огромной притягательностью для иллюстраторов,...
Работа с иллюстрациями на уроках литературы
Учебно-методические рекомендации по работе с иллюстрациями на уроках литературы. Материл дан в помощь учителям....