«РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Сергеева Людмила Александровна

РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 классе
(вариант работы при подготовке к ЕГЭ части B, C)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoaspektnyy_analiz_teksta.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 классе
(вариант работы при подготовке к ЕГЭ части B, C)
Тема Урока: «
РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

ЦЕЛИ УРОКА:
а) формирование умения работать с текстом: определять тему, микротемы, основную мысль, тип , стиль речи, проблему, находить в тексте художественно-выразительные средства;
б) расширить словарный запас учащихся;
в) проверить знания по орфографии и пунктуации, полученные на уроках русского языка .
г) формирование духовно-нравственных ценностей

ХОД УРОКА
1 Орг. момент.
2 Тема и задачи урока.
3 Работа с текстом (Текст выведен на интерактивную доску и роздан учащимся), предложения пронумерованы

1.Многие считают: если человек чес__но и добросовес__но работает, хорошо учится, достаточно прилично ведёт себя в общении с окружающими, то, значит, он об__зательно добрый. 2.По крайней мере, упр__кать его не(ни) за что. Всем бы, дескать, такие качества иметь.
3.Что ж, рациональное зерно в таком утверждении есть. 4.Но ведь (в )добавок ко всему очень важно обязательно выяснить: с какой всё-таки духовной нагрузкой живёт и трудит(ь)ся человек о чём мечтает.
5.В наше время не достаточно быть тружеником вообще, надо обладать ещё и развитым душевным трудолюбием. 6.Именно человек труд__любивой души, замечает Ч.Айтматов, будет задавать себе вопросы на которые у другого всегда есть готовый ответ.
7.Человек труд__любивой души по крупицам обретающий своё духовное богатство глубоко убеждён в том что каждый его сегодняшний поступок, большой или малый, не пропадает бе(з,с)ледно (не )уходит безвозвратно.
8. Всё медле(н,нн)о, но верно прессуется в судьбу, в доброе имя.
9.Доброта человека — это не есть нечто такое, что лежит в нём мёртвым грузом.
10. Грош(ь) ц__на человеку эрудирова(н,нн)ому, разв__тому интеллектуально, но который боит(ь)ся даже пальцем пош__велить ради блага других, а то ещё и посматрива__т на этих «других» свыше, бурно реагирует на их нечая(н,нн)ые оплошности.
11.Доброта должна обязательно «работать», находит(ь)ся в постоянном действии. Только тогда и можно избежать духовного и нравстве(н,нн)ого застоя, на деле а не на словах док__зать свою приверже(н,нн)ость добру.
(Г.Ш. Савостенок)

- Чтение текста учащимися.
1.Словарная работа. ( Карандашом отметить непонятные в тексте слова. Записать, объяснить значение, подобрав синонимы) рациональное зерно - истина; душевное трудолюбие – душа - душевный( внутренний мир). Душевный - отзывчивый, чуткий, участливый, сердечный, эрудированный-учёный; интеллектуально - интеллект ум, мыслительные способности человека ; нравственный -духовный, добродетельный. (Подобрать к данным словам антонимы )
2. Найдите в тексте фразеологизмы. (Мертвым грузом - не работать, бездействовать; пальцем пошевелить - ничего не делать, не делать самую малость;)
3.Как понимаете слово добрый? (Делающий другим добро). Составьте два словосочетания с этим словом.(Делать добро, добрые дела). Определите вид связи слов в словосочетании.
4.Проверка домашнего задания. ( 2-3 учащиеся читают свои домашние сочинения – миниатюры: « Добрый человек. По вашему мнению, какой он?»
5 . Вернемся к тексту. Докажите, что перед вами текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически и объединены одной темой).
6. Как определить тему текста? Найдите в тексте ключевые слова и выпишите себе в тетрадь. Определите тему текста. (Духовная нагрузка, душевным трудолюбием, трудолюбивой души, духовное богатство, доброта, доброта должна работать и т д.) Тема: « Доброта человека».
-Что же такое доброта человека? (Хороший поступок, бескорыстный, который потом « … прессуется в доброе имя»).
-Найдите предложение, в котором отражена основная мысль. («Доброта должна обязательно «работать», находиться в постоянном действии). Запишите предложение в тетрадь. Какова проблема текста? (Проблема развития доброты в человеке). Тема, основная мысль, проблема.
- Определите стиль текста. Обоснуйте свой ответ. (Публицистический. Статья в газету. Автор поднимает проблему и старается нас убедить в том, что мало быть образованным и эрудированным человеком, надо быть добрым человеком).
- Определите тип речи. Докажите свое мнение. (Рассуждение. В тексте есть составляющие этого типа речи: тезис, доказательство, вывод). Найдите вывод автора, зачитайте.
РАССУЖДЕНИЕ: 1. ТЕЗИС. 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО а); б) ;в); 3 ВЫВОД
«Доброта должна обязательно «работать», находиться в постоянном действии. Только тогда и
можно избежать духовного и нравственного застоя, на деле, не на словах доказывать свою приверженность к добру"

ВЫВОД. Вспомним строки из стихотворения поэта В. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»

2.Продолжение работы.
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания. Прокомментируйте расстановку знаков препинания в предложении №7 и орфографию в предложении №10. 7. ЧЕЛОВЕК трудолюбивой души, по крупицам обретающий свое духовное богатство, глубоко убежден, то каждый его сегодняшний поступок, большой или малый,
не пропадает бесследно и не уходит безвозвратно. 10. Грош (ь) ц-на человеку эрудирова ому,
развитому интеллектуально, который б ит(ь)ся даже пальцем по ш велить ради блага других , а
еще и посматривает на этих «других» (с )высока бурно реагирует на их нечая(н,нн)ые оплошности.
- Выпишите из текста три словарных слова. (Ученик работает у доски). Укажите части речи, заимствованные они или исконно-русские? Подберите к ним однокоренные слова. Вспомните, какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых есть эти или однокоренные слова. (Например, труженик, труд. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Терпение и труд все перетрут» и т. д.) -(Назовите художественные выразительные средства (тропы).
ЭПИТЕТ
МЕТАФОРА
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ГИПЕРБОЛА
ЛИТОТА
АКСЮМОРОН
ГРОТЕСК
МЕТОНИМИЯ
- Найдите в тексте эпитеты, метафору, олицетворение, метонимию
- Выпишите наречие «честно.» Подберите к нему синонимы. (Добросовестно, ответственно.) Морфемный разбор слов. Укажите способ образования наречия честно. (Суффиксальный, от прилагательных честный, добросовестный, ответственный).
- Составьте (по вариантам) с ними словосочетания.

3. Общий вывод.
Доброта - величайшее качество души. Запись предложения. Полный синтаксический разбор. (Ученик работает у доски).
4. Домашнее задание.
Написать сочинение - миниатюру. Согласны ли вы с тем, что доброта - величайшее качество души? (Включить комментарий, ваше отношение и аргументировать свое мнение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноаспектный анализ текста.

Совершенствование навыков разноаспектного анализа текста, подготовка учащихся 11 кл. к сдаче ЕГЭ по русскому языку, развитие аналитических и творческих способностей учащихся, отработка навыков культур...

УМК к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" с применением ИКТ

Материал представляет собой разработку тематического планирования,технологических карт уроков к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" со ссылками на ресурсы ФЦИОР и ЭОР. Для использова...

Образовательная программа по русскому языку" Сочинение как результат разноаспектного анализа текста"

Образовательная программа по русскому языку«Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»для учащихся10 класса, находящихся в профильном лагередля одарённых детей и подростков «Интеллект»при...

Образовательная программа по русскому языку «Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»

Образовательная программа  по русскому языку для учащихся класса 10 класса, находящихся в профильном лагере для одаренных детей и подростков "Интеллект"...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»  предназначены для 10 и 11 классов....