М.Ю.Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Макарова Алефтина Владимировна

Урок посвящен композиции стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" и особенностям его повествования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_._lermontov_borodino.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема  урока: М.Ю. Лермонтов  “Бородино”.  Композиция, особенности повествования.

Цели уроков:

- Познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;

- Знакомство  с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,

 - Развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения

- Воспитывать уважения к великому прошлому.

Оборудование: Презентация “Биография М.Ю. Лермонтова”, иллюстрации  худ.  А Кондратьева “Бородино” и  Ф.Рубо “Бородинская панорама”

Ход урока

1.  Организационный момент. Постановка цели перед учащимися

Сегодня на уроке мы вспомним великого русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова, поговорим о его стихотворении “Бородино” и выясним, что же послужило толчком к написанию этого произведения.

2.1. Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова.

1.Прочитайте  внимательно статью в учебнике и ответьте на вопросы.

Работа со статьей учебника ( стр.164). Самоконтроль (вопросы на стр.165).Работаем устно.

Работа в тетрадях

2.Перед вами  лежат листы с текстом, составленным на основе статьи учебника. Впишите, пожалуйста, пропущенные слова.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в городе _________ в    _______ году. Детские годы будущего поэта проходили в усадьбе ___________  __________ губернии. Учился       М.Ю. Лермонтов _____________   пансионе. В сентябре______ года был зачислен в ______________, затем поступил в школу гвардейских _____________  и  кавалерийских ____________  в Петербурге. На гибель Пушкина поэт откликнулся стихотворением                  « _________________________» , за что был сослан на __________________, где написал стихотворение   «_____________________»    . Поэт погиб на______________  в     ________ году.

2.2.  К сегодняшнему уроку Владик  подготовил  рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. (Сообщение учащегося, подготовленное дома.)Презентация

 Учитель  (дополнение): Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвящённых Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.. (Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты, Схватка в горах Дагестана.)

За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе.

- Ребята, какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете? (ответы учащихся) К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.

Физминутка.

3. Учитель: Чтобы понять масштабность  этого  события, давайте посмотрим видеофрагмент

4. Прослушайте стихотворение  (можно открыть учебники и следить за чтением актера)

 Звучит запись стихотворения «Бородино» 

5.  Учитель: ребята, после того, как вы прослушали стихотворение, давайте посмотрим на фрагменты панорамы Франца Рубо  на слайдах и  иллюстрации  художника А Кондратьева  в нашем учебнике.

-  Какие эпизоды сражения изображены художниками?

6. Словарная  работа (запись в тетрадь)

Редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, хват, улан.

  1. бивак  - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
  3. картечь - артиллерийский снаряд.
  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.
  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
  6. кивер - высокий головной убор у военных.
  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.
  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

  1. Анализ стихотворения «Бородино»:
  1. Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
    Давайте посмотрим, как построено стихотворение? В чём его особенность?

(  Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог)

  1. Кто участвует в разговоре? (Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).
  2. Вспомним понятие строфы как сочетание стихотворных строк, образующих единство.
  3. Сколько строф в стихотворении? Какое количество в них отведено монологу старого солдата?
  4.  Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?
  5. Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)
  6.  С чего начинает солдат свой ответ?  (Он с  гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). 
  7. Что мы видим во второй строфе? ( монолог). Как  нужно прочитать эту строфу?
  8. Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)
  9. Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
  10. Ребята, найдите строфы, где описывается Бородинское сражение.  (Чтение с комментарием)
  11. Каким чувством проникнуто это стихотворение?
  12. А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)
  13. Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.
  14. Что такое идея? (Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.) Значит идея стихотворения - любовь к Родине, патриотизм

Поэт Н. Рыленков написал стихи о воодушевляющем значении, какое имели на него и других советских воинов «Бородино» М.Ю. Лермонтова и «Война и Мир» Л. Толстого.

Легендою и славою согрето

Старинное село «Бородино».

Из школьных книг о нем мы с детства знали,

Мы в играх гнали галльскую орду,

И,  повзрослев, «Войну и Мир» читали-

О грозной битве в памятном году.

Мы мысленно тогда врагов косили

И к Родине любовь росла острей.

И навсегда в сердца свои вносили

Мы имена своих богатырей.

8.Учитель: В конце нашего разговора подведем итог, ответив на вопросы: (Посмотрите на экран)

  • Кто рассказывает о сражении?
  • Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
  • Почему молодые хотят узнать о Бородинском сражении?
  • О каком событии говорится в словах:

« ...Москва, спаленная пожаром,// Французу отдана»?

  • Какое впечатление произвело на вас увиденное?

Перед ответом на последние 2 вопроса (4 и5)  посмотрите видеофрагмент 2 об этом событии.

  • Как вы оцениваете результат своей работы? Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок стихотворения (описание Бородинского боя).