«Гнев» как культурологический концепт
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Широкова Елена Константиновна

Урок является частью работы над культорологическими концептами в рамках уроков развития речи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Господин гневу своему, господин всему. «Гнев» как культурологический концепт

Слайд 2

… ..отца Накануне возвращения Беринга из долгого путешествия его сын, маленький Том, подвергся нападению тетки Корнелии и ее мужа, дядя Карла. Том пускал в мрачной библиотеке цветные мыльные пузыри, за ним числились преступления более значительные, например дырка на желтой портьере, сделанная зажигательным стеклом, драка с сыном соседа,- но мыльные пузыри особенно взволновали Корнелию. Просторный чопорный дом не выносил легкомыслия, и дядя Карл торжественно отнял у мальчика блюдце с пеной, а тетя - стеклянную трубочку. Корнелия долго пророчила Тому страшную судьбу проказников: сделаться преступником или бродягой – и, окончив выговор, сказала: -Страшись ….. отца! Как только приедет брат, я безжалостно расскажу ему о твоих проступках, и его …. Всей тяжестью обрушится на тебя. Дядя Карл нагнулся и прибавил: - Его …… будет ужасен! Когда они ушли, том забился в большое кресло и попытался представить, что его ожидает. Неоднократное упоминание о …. Сильно смущало Тома. Спросить тетку или дядю о том, что такое …..,- значило бы показать, что он струсил, Том не хотел доставить им этого удовольствия. В тени дуба лежал Оскар Мунк, литератор, родственник Корнели. - Не знаете ли вы, кто такой …..? – мрачно спросил Том. – Никому не говорите, что я говорил с вами о … Отец приезжает завтра, с ним приедет …..Тетя будет сплетничать, что я пускал пузыри и прожег дырку, Я не хочу, чтобы …. узнал. -Ах, так! - сказал Мунк с диким и непонятным для Тома хохотом, - Да, ….. твоего отца выглядит неважно. Чудовище, каких мало. У него четыре руки и четыре ноги. Здорово бегает! Глаза косые. Неприятная личность. Жуткое существо. Том затосковал и попятился, с недоумением рассматривая Мунка, так весело описывающего страшное существо. У него пропала охота расспрашивать кого-либо еще. Он пошел домой.

Слайд 3

Горничная, накрыв к завтраку стол, ушла, Том заметил большой графин с золотистым вином и вспомнил , что капитан Кидд(из книги «Береговые пираты») должен пить ром на необитаемом острове. Влезши на стол, Том налил стакан вина, пробормотав: - За ваше здоровье, капитан. Я прибыл на пароходе спасти вас. Едва Том отхлебнул из стакана, как вошла Корнелия, сняла пьяницу со стола и молча шлепнула. Затем раздался крик взбешенной старухи, и, вырвавшись из ее рук, преступник бежал в сад. Он сознавал, что погиб. Вся его надежда была на заступничество отца перед ….. О своем отце Том помнил лишь то, что у него большая теплая рука, в которой целиком скрывалось лицо Тома. Матери он не помнил. Он сидел и вздыхал, стараясь представить, что произойдет, когда из клетки выпустят …… По мнению Тома, клетка была необходима для чудовища. Он вытащил из угла лук со стрелами, но усомнился в достаточности такого оружия. Воспрянув духом, Том вылез из-под беседки и через террасу проник в кабинет дяди Карла, где на стене висели пистолеты и ружья. Едва Том вскарабкался на спинку дивана и начал снимать огромный пистолет, как вошел дядя и ухватил мальчика жесткими пальцами за затылок. Том вырвался, упал с дивана и ушиб колено. Он встал и, опустив голову, уставился на огромные башмаки дяди. -Скажи, Том, начал дядя, достойно ли тебя, сына Гаральда Беринга, проникать тайком в кабинет с целью кражи? Подумал ли ты о своем поступке? - Я думал, сказал Том, Мне нужен был пистолет. Я не хочу сдаваться без боя. Ваш …., который приедет сюда с отцом, возьмет меня только мертвым. Живым я не поддамся ему

Слайд 4

- Я тебя запру здесь и оставлю без завтрака, - сказал дядя. Оставайся и слушай, как щелкают зубы ….. Увидев через замочную скважину, что дядя скрылся за поворотом, Том вылез на крышу постройки, и спрыгнул на цветник. Им двигало холодное отчаяние погибшего существа. Он хотел пойти в лес, вырыть землянку и жить там, питаясь ягодами и цветами, пока не удастся отыскать клад с золотом и оружием. Скользя вдоль ограды, Том увидел два автомобиля, завернувшие к подъезду. Смутное воспоминание о большой руке, в которой пряталось все его лицо, заставило мальчика остановиться, а затем стремглав мчаться домой. «Неужели это мой отец?» думал он, пробегая напрямик по клумбам, забыв о бегстве из кабинета, с жаждой утешения и пощады. С заднего хода Том пробрался через все комнаты в переднюю. Там все суетились вокруг высокого человека с черными усами и его спутницы. -Я выехал днем раньше, чтобы поскорее увидеть мальчика. Но где он? - Я пришел, - сказал Том. Беринг прищурился, коротко вздохнул и, подняв сына, поцеловал его в расцарапанную щеку. Дядя Карл вытаращил глаза: -Но ведь ты был наказан! Был заперт! - Сегодня он амнистирован,- заявил Беринг, подведя мальчика к молодой женщине. «Не это ли его гнев? – подумал Том. – Едва ли, не похоже.» - Она будет твоя мать, - сказал Беринг. – Будьте матерью этому дурачку, Кэт. -Мы будем с тобой играть, - шепнул на ухо Тому теплый щекочущий голос. Он ухватился за ее руку и, веря отцу, посмотрел в ее большие глаза. Все это никак не напоминало Карла и Корнелию. К тому же завтрак был обеспечен. Его повели умываться. Од - Я тебя запру здесь и оставлю без завтрака, - сказал дядя. Оставайся и слушай, как щелкают зубы …..

Слайд 5

Увидев через замочную скважину, что дядя скрылся за поворотом, Том вылез на крышу постройки, и спрыгнул на цветник. Им двигало холодное отчаяние погибшего существа. Он хотел пойти в лес, вырыть землянку и жить там, питаясь ягодами и цветами, пока не удастся отыскать клад с золотом и оружием. Скользя вдоль ограды, Том увидел два автомобиля, завернувшие к подъезду. Смутное воспоминание о большой руке, в которой пряталось все его лицо, заставило мальчика остановиться, а затем стремглав мчаться домой. «Неужели это мой отец?» думал он, пробегая напрямик по клумбам, забыв о бегстве из кабинета, с жаждой утешения и пощады. С заднего хода Том пробрался через все комнаты в переднюю. Там все суетились вокруг высокого человека с черными усами и его спутницы. -Я выехал днем раньше, чтобы поскорее увидеть мальчика. Но где он? - Я пришел, - сказал Том. Беринг прищурился, коротко вздохнул и, подняв сына, поцеловал его в расцарапанную щеку. Дядя Карл вытаращил глаза: -Но ведь ты был наказан! Был заперт! - Сегодня он амнистирован,- заявил Беринг, подведя мальчика к молодой женщине. «Не это ли его гнев? – подумал Том. – Едва ли, не похоже.» - Она будет твоя мать, - сказал Беринг. – Будьте матерью этому дурачку, Кэт. -Мы будем с тобой играть, - шепнул на ухо Тому теплый щекочущий голос. Он ухватился за ее руку и, веря отцу, посмотрел в ее большие глаза. Все это никак не напоминало Карла и Корнелию. К тому же завтрак был обеспечен. Его повели умываться. Однако на сердце у Тома не было достаточно спокойствия, потому что он знал, что тетя и дядя держат свои обещания и теперь, несомненно, вошли в сношения с ……Том бросился к комнате, которая была приготовлена для отца. Прильнув к замочной скважине, Том ничего не увидел, кроме нескольких больших сундуков.

Слайд 6

Том знал, что ….. там. Он заперт, сидит тихо и ждет, когда его выпустят. Страшась своих дел, но изнемогая от желания снять давящую на сердце тяжесть, Том потянул дверь и вошел в комнату. На кровати лежал настоящий револьвер. Том схватил браунинг, и , держа его в вытянутой руке, подступил к раскрытому сундуку. Тогда он увидел……Высотой четверти две, белое четырехрукое чудовище озлило на на него из сундука страшные, косые глаза. Том вскрикнул и нажал курок. Сундук как бы взорвался. Оттуда свистнули черепки, лязгнув по окну и столам. Том сел на пол, сжимая револьвер, а потом, отшвырнув его, бросился, рыдая, к бледному, как бумага, отцу, вбежавшему вместе с Корнелией и Карлом. -Я убил твой …! – кричал он в восторге и потрясении. – Я его застрелил! Он не может теперь никогда трогать! Я ничего не сделал! Я прожег дырку, и я пил ром, но я не хотел гнева! -Успокойся, Том, - сказал Беринг со вздохом облегчения сжимая трепещущее тело сына, - Я все знаю. Мой маленький Том… бедная, живая душа! Александр Грин

Слайд 7

Сильное чувство негодования; страстная порывистая досада; запальчивый порыв; вспышка озлобления; злоба. Словарь живого великорусского языка В.И.Даля

Слайд 8

Вставьте необходимые по смыслу слова: Нечего Бога …., надо правду говорить(злить, гневить). Каторжник любит больше всего справедливость, и если ее нет в людях, поставленных выше его, то он впадает в …..(озлобление, гнев) …… . всегда вид(ен, на), а …. до поры таится(.гнев, ярость) Когда он был беден, он мог с чистым сердцем (негодовать, гневаться) против рабства, с возмущением говорить о крепостном состоянии крестьян. … ..исполняются соперники перед боем, убийцы, идущие на преступления(ярость, гнев). Пусть …… благородн(ый, ая)вскипает, как волна – идет война народная, священная война(гнев, ярость) Бог на человека …….., а человек на Бога нет(злится, гневается).Бог не впадает в …., а человек обуреваем (ею, им)(ярость, гнев) Живет – хлеб жует, небо коптит да Бога …..(злить, гневить) Покорное слово …….укрощает.(злоба. гнев) Мамай шел на Русь «…… (гневом, злобой) дыша аки ехидна – неуклонно (сердясь, яряся) – выходил с ……( гроза, гнев)»

Слайд 9

С какой из четырех стихий ассоциируется понятие «гнев»? Вода Земля Воздух Огонь

Слайд 10

С каким из этих животных ассоциируется понятие «гнев»?

Слайд 11

Богиня Артемида превратила царя Актиона, оказавшегося свидетелем ее купания, в оленя, которого растерзали собаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хатынь - наша боль и наш гнев

Разработка внеклассного мероприятия. посвященного страницам истории Великой Отечественной войны...

Способы выражения гнева

Данная презентация наглядно показывает с помощью каких мирных методов можно избавиться от своего гнева....

Как избавиться от гнева

Гнев, или злость, — это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям....

Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей "Управление гневом"

Программа предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков 10-14 лет....

Памятка для родителей и педагогов "Справляемся с гневом"

При депрессии люди часто испытывают сильное чувство гнева. Люди, для которых характерно подавленное состояние, становятся раздражительными и по малейшему поводу выходят из себя. Итак, первым шагом к п...