Проект "Читающие петербуржцы"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

Полищук Диана Георгиевна

Технология внедрения.

    Формируя на уроках литературы читательскую компетентность у обучающихся, развиваем умения и навык работы с любым текстом, поэтому сборник может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkt_chitayushchie_peterburzhtsy.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Читающие петербуржцы

Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано..

Яков Княжнин

         Проблема:     Как воспитывать социально-активную личность на уроках литературы, если дети не читают и не любят читать?

       Все мы прекрасно понимаем, что даже в век компьютеров   для успешного обучения ребёнка в школе по всем предметам  необходимы  его умение читать и сформированный  интерес к книге.

   Исследования показывают, что в настоящее время лишь малая часть детей читают книги, а если даже и читают, то не понимают смыла прочитанного, не вникают в текст.

Таким образом были поставлены следующие задачи :

- Провести исследования степени сформированности умений работать с книгой

- Разработать систему рациональных способов работы с книгой;

- Формировать у детей умение внимательного чтения;

- Разработать систему контроля степени  сформированности активной читательской деятельности

- Провести сопоставительный анализ стартового и итогового мониторинга.

        Форма инновационного продукта:

   Диагностические, контрольно-измерительные материалы

Общее описание и область применения инновационного продукта.

  Сборник диагностических и контрольно-измерительных заданий по литературе для 5-7 классов, который включает в себя тестовые задания, инструкции по работе с текстом, работу с разными видами словарей, формирующие читательскую компетентность обучающихся. Может применяться на уроках гуманитарного цикла.

 Технология внедрения.

    Формируя на уроках литературы читательскую компетентность у обучающихся, развиваем умения и навык работы с любым текстом, поэтому сборник может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования.

     Сложность внедрения заключается в узком кругозоре большого количества обучающихся и нежелании работать с текстом. Разнообразие форм работы  представленных в сборнике, позволяют решить эту проблему.

Были составлены анкеты для выявления читательской активности  школьников.

Далее была  разработана технологию формирования активной читательской деятельности на основе материалов книги  Граник Г.Г. и Бондаренко С.М. «Когда книга учит». Этот вид работы состоит  из трех этапов: до чтения, в процессе чтения и после прочтения текста.

Кроме того разработано обучение «диалогу» с текстом.

Последним этапом этой работы будет разработка мониторинговых работ  по литературе для выявления уровня сформированности активной читательской деятельности.

Такой метод обучения работы с текстом должен привести ребят к умению подвергать самостоятельному осмыслению любой прочитанный ими текст.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап.

До чтения текста

       Обдумывание заголовка и  эпиграфа:

  • сопоставление известного с темой

заголовка

  • предположение о круге выдвигаемых проблем;
  • постановка вопроса к тексту;
  • прогнозирование его содержания;
  • установка на определенные ожидания.

II этап.

В процессе чтения.

          «Диалог с текстом»:

  • выявление связей причин и следствий;
  • установление сходств и различий,
  • выяснение правдоподобия и неправдоподобия;

- самоконтроль;

  • активизация эмоционально- образного компонента работы с книгой (воображения).

III этап.

После прочтения текста.

           Фиксирование понятого.

   Выделение главной мысли и создание ее словесной формулировки.

   Итог понимания и начало произвольного запоминания:

1) план

2) конспект

3) пересказ.

        НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ

Внимательное отношение к слову:

  • выявление непонятных слов и выражений;
  • работа со словарями, справочными изданиями, энциклопедиями.

               При разработке использованы материалы книги Граник Г.Г., Бондарвнко СМ.,

 Концввая ПЛ. Когда книга учит. – М: Педагогика, 1991.

ОБУЧЕНИЕ «ДИАЛОГУ» С ТЕКСТОМ

ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА

ПЛАН «ДИАЛОГА»

1. Автор.

2. Заглавие.

3. Гипотеза.

4. Проверка гипотезы.

5. Герои произведения.

6. Средства художественной  вырази -тельности.

  1. Авторская позиция.

8. Читательская позиция.

ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА

                       ПЛАН «ДИАЛОГА»

(по рассказу М.Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»)

1. Автор.

  Какие ассоциации вызывает имя М.Твена?

2. Заглавие.

  Почему неожиданным кажется заголовок рассказа?

3. Гипотеза.

   Какие гипотезы о содержании произведения могут

возникнуть

4. Проверка гипотезы.

    Совпало ли содержание рассказа с вашими ожиданиями? Перескажите сюжет памфлета в 5-6 предложениях.

5. Герои произведения.

   Сравните главных героев. В чём различие во взглядах

на мир двух редакторов

6.Средства художественной выразительности.

    Благодаря каким средствам художественной выразительности раскрываются характеры персонажей. Приведите 2-3 примера.

7.Авторская позиция.

Что подвергает осмеянию автор в современной ему Америке?

8. Читательская позиция.

     В чём, по-вашему, актуальность рассказа М.Твена. Мотивируйте свою точку зрения.

Диагностика сформированности читательских умений  учащихся.

5 КЛАСС

Стартовый мониторинг.

  1. Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» А.С.Пушкин.
  2. Постройте гипотезу, о чем баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»?
  3. Запишите слова из баллады, значения которых вам непонятны.
  4. Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанного произведения.
  5. Объясните лексическое значение слов:

I вариант

II вариант

Бирюзовы

Чертоги

перлы

Ветлы

Пленился

оробелый

6  КЛАСС

Мониторинговая работа № 2.

  1. Сформулируйте тезисы каждой  из пяти частей статьи о Л.Н.Толстом. (Литература 6 класс. Учебник – хрестоматия).
  2. Прочитайте главу II («Гроза») из повести Л.Н.Толстого «Отрочество», выполните задания:

    А) Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести «Отрочество»;

    Б) Выпишите 5 слов, , значения которых вам непонятны;

              В) Объясните лексическое значение слов:

I вариант

II вариант

Бричка

рубище

Армяк

лощина

В)   Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанной статьи.

6  КЛАСС

Мониторинговая работа № 3.

  1. Сформулируйте три тезиса статьи « Читателям XXI века».
  2. Выполните задания к фрагменту из «Бесконечной книги» М.Эндэ.
  1. Выпишите 5 слов, значение которых вам неясно.
  2. Пользуясь контекстом, объясните значение словосочетаний

1 в.        2 в.

ломаный грош        магнетическая сила

  1. Перескажите в 5 предложениях сюжет прочитанного эпизода.
  2. Почему владелец книжной лавки назвал Бастиана «неудачником по всем линиям»? Согласны или нет вы с его мнением? Своё суждение аргументируйте текстом
  3. Удалось ли вам прочитать надпись на двери книжной лавки? Что там было написано?

6  КЛАСС

Мониторинговая работа № 4.

М.Ю.Лермонтов "Три пальмы".

1. Выпишите 5 слов с неясным значением.

2. Объясните значение словосочетаний:

    Вариант №1                                    

                                               

 Вороной* конь –

 Благосклонный* взор –

 Урочный* путь –

 Наклоня стан*- 

Вариант №2

Питомцы* столетий –

Святой* приговор –

К луке* наклоня –

Раскинулся стан*-

Степной нелюдим

  1. Перескажите сюжет прочитанного стихотворения в 5-6 предложениях.
  2. Определите основную мысль   стихотворения.

7  КЛАСС

Мониторинговая работа № 1.

УНТ.  Предания 

1. Выпишите слова с неясным значением.

           2. Объясните значение следующих слов

    Вариант №1

 автобиография-

 родоначальник-

 монументальный-

династия-

жрец-

                       Вариант №2

 очевидец-

деяния-

архаический-

баталия-

верфь-

                    3. Перескажите главное из статьи в 3-5 предложениях.

              4.  Почему предания названы "автобиографией народа"?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание петербуржца в поликультурном и многонациональном городе

В статье поднимается вопрос воспитания  школьников на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур и  подлинного российского патриотизма  в со...

Памятники знаменитым петербуржцам

Презентация к уроку по истории города. Даёт представление о памятниках  знаменитым петербуржцам 19 века....

Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Отзвуки" Средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.

Презентация нацелена на работу учащихся с  "Петербургской тетрадью" Л.К. Ермолаевой, Т.И. Удальцовой и др."Краеведенье. Санкт-Петербург - город-музей", ч.3....

Мы - петербуржцы!

Методическая разработка классного часа по теме " Мы -  петербуржцы!" Главная цель - патриотическое воспитание юного поколения....

Посвящение в Петербуржцы.

Презентация рассказывает о том,какосновывался город, кто является его основателем. Представлен герб города СПб и рассказано о покровителях города....

Урок для 9-го класса. Тема: «ПЕТЕРБУРЖЦЫ И ИХ ЖИЗНЬ - МОЯ СЕМЬЯ И МОЙ ГОРОД»

Цель урока: Формирование представления о Пушкине как о городе -  жемчужине мировой культуры...

Чтение краеведческой литературы как средство воспитания юного петербуржца

В данной статье рассматривается вопрос приобщения подростков к изучению истории Санкт-Петербурга на материалах литературного наследия. Сегодня существует недостаточное использование краеведческой лите...