Игровые технологии на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Русский язык. Деловая игра «Правильно ли мы говорим?»  (круглый стол).

Литература. Ролевая игра на интегрированном уроке  в  8  классе по теме  «Контраст как приём, позволяющий раскрыть особенности произведения и писательский замысел  в  рассказе Л.Н.Толстого  "После бала"».

Использование игровых технологий позволяет привлечь учащихся к активной работе по поиску, обработке и представлению материалов на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_igrovym_tekhnologiyam.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г. Истра

Использование игровой технологии на уроках русского языка и литературы.

 

Тема:

1. Деловая игра  «Правильно ли мы говорим?»  (круглый стол)

2. Ролевая игра на интегрированном уроке  в  8  классе по теме  «Контраст как приём, позволяющий раскрыть особенности произведения и писательский замысел  в  рассказе Л.Н.Толстого  «После бала».

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Лицей г. Истра Смирнова Л.Ф.


                                                                    УРОК №

Деловая игра   «Правильно ли мы говорим?»  (круглый стол)  

                                               Актуальность игры:

                  Происходящие в  современном обществе процессы  влияют на нашу речь. Не всегда это влияние положительное.  Обилие заимствованных слов при наличии исконно русских эквивалентов,  внедрение  в  русский  алфавит  латиницы,  огрубление  лексики, проникновение  в  язык  ненормативных  слов,  построение  предложений  по  калькам с английского  языка,  нарушение  порядка  слов,  интонации  —  всё  это  отрицательным образом сказывается на языке современного человека.

Цели игры: 1.Формирование у учащихся критического отношения к нарушениям языковых     норм.  2. Повышение языковой культуры общества.

 Вступительное слово   учителя.

Введение  в  игру:

Ведущий

  1. обозначает проблему: нарушение норм русского языка в условиях современного общества;
  2.  рассказывает о  ходе   игры;
  3.  распределяет роли:
  • Редакторы
  •  Создатели рекламных слоганов
  • Учителя русского языка
  • Любители современной эстрады
  • Общественность
  • Журналист

Ход игры:

1.Открытие круглого стола(вступительное слово).

2. Участники   игры  получают материал, в котором представлена информация  о нарушениях языковых  норм   (карточки).

3.Участники игры  обсуждают проблему в группах, готовят предложения по решению проблемы.

4.Выступление групп.

5.Подведение  итогов игры.

6.Выгружение из игры.

7.Домашнее задание.  

Регламент игры- 1 урок (45 минут)

  1. Вступительное слово- 5 мин.
  2. Распределение ролей – 3 мин.
  3. Обсуждение в группах – 15 мин.
  4. Выступление групп – 15 мин.
  5. Подведение итогов -  3 мин.
  6. Выгружение из игры -2 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

Погружение в игру:  

1.Открытие круглого стола:  во вступительном слове ведущий обращает внимание участников на проблему, связанную с нарушениями норм устной и письменной речи, говорит о необходимости решения проблемы ,   акцентирует внимание участников на радикальных мерах борьбы  во  многих странах мира  за чистоту своего языка.

2.Задание участникам групп:  обсудить  данную  проблему и высказать своё мнение     (плохо (причины? как бороться?) или хорошо (что позитивного в явлении?))

 3.Группы  работают параллельно: учащиеся читают материал, предложенный на карточках, обсуждают, готовят рекомендации.

 1) Группа редакторов.

 Материалы из СМИ :

      * Ещё недавно это предприятие было гордыней нашей родины.

      *Через некоторое время он превратился в один из самых крупнейших творческих фестивалей.

      *Производство этой машины началось годом спустя премьеры.

      *В премьер-лиге… играет команда «Сатурн – REN – TV”.

      *Достигнутые договорённости предусматривают возвращение к статус-кво. 

 

      2) Любители современной эстрады 

Примеры из текстов песен:

*В них тока слёзы и тушь…

*Четвёртый год иду с ума…

*В твоих словах ложь и пустота…пустая пустота…

*Я тебе отдам, всё тебе отдам: солнце и луну, ты идёшь ко дну…

*…форель копчёный, пиво холодный… 

        3) Реклама: 

  Рекламные слоганы:

  *Гарантируем  похудание 100%

  *Другой  альтернативы  нет.

  *Хороший лежачий комфорт на всех типах местности.

  *Наркомания. Ломка. Недорого.

  *ЗАО   РИА  «О' КЕЙ»

 

4)Учителя русского языка:

   Из ученических работ (сочинений, изложений):

  *Такое ощущение возникло, прочитав эти две статьи.

  *Свидригайлов отвергает морально-этнические нормы.

  *Он не был вовсе чужд человеческим чувствам.

  *в лесу стоял необычайный аромат, и я остановился постоять.

 

5)Общественность

   Интернет язык:

   *Всю жизнь мечтала побывать в мужской шкуре. Мона?

   *Эт-хршо;  ваще; чо-нить

   *А ниччё, мило

   *Хай, пипл, как дила?

   *Эт мимокрокодил 

4.Выступления представителей от   групп.  Высказывают своё мнение ( что положительного и отрицательного),  предлагают   способ решения проблемы.      

        1)От группы редакторов.

 Плюсы:   информация общедоступна, цель- быть понятым всеми! (и не очень образованными и грамотными людьми)

 Минусы:  сниженная лексика, обилие иноязычных слов, использование латинского написания,  нарушение порядка слов, преобладание односоставных предложений.  

            Предложение  : рекомендовать  издательствам ввести   должность корректора.    

         2)От группы любителей современной эстрады 

   Плюсы:  доступность восприятия

   Минусы: наличие  грамматических и речевых ошибок,  смысловая упрощенность,  примитивизм,   обеднённая и сниженная лексика.  

              Предложение:  рекомендовать рассмотреть закон о цензуре текстов.

          3)От группы рекламы

              Плюсы: информативная доступность

    Минусы:    безграмотность, двусмысленность, отсутствие профессионализма   составителей  рекламы. Безграмотная реклама – это настоящая диверсия.

              Предложение:  ввести закон  об  ответственности   рекламодателей за качество  своей рекламы.      

           4)От группы учителей русского языка

               Плюсы :  творческая работа помогает развитию мыслительного процесса.

    Минусы: обилие  грамматических, речевых  ошибок.

              Предложение:  чаще обращаться к  образцам  классической литературы, пользоваться  лингвистическими словарями, справочниками.

           5)От   общественности

               Плюсы: развитие коммуникативных навыков, быстрое получение информации, развитие быстрого реагирования на реплики диалога.

     Минусы: выработка « птичьего языка» (примитивизация лексики, грамматические, орфографические, пунктуационные  ошибки, утрата понимания глубинных смыслов слова)

               Предложение: грамотные люди должны продолжать общение  без нарушения  языковых норм.

 

5.Подведение итогов игры. 

   А)Выступление  журналиста.

   Б) Выступление ведущего.

6.Выгружение из игры.

    Учитель обращается к участникам деловой игры: «Могут ли школьники помочь в решении  данной проблемы?»   Учащиеся отвечают.

7.Домашнее задание. Рефлексия деловой игры (письменно отвечают на вопросы):

     1)Получил (а) ли я  новые знания о важности грамотной речи? Какие?

     2)Возможно ли изменение и улучшение сложившейся ситуации?  

                                                       УРОК   №  

   Ролевая игра на интегрированном уроке  в  8  классе по теме  

«  Контраст как приём, позволяющий раскрыть особенности произведения и писательский замысел  в  рассказе Л.Н.Толстого  «После бала»

           Цели  урока:

- образовательная: продолжить освоение способа понимания идейного содержания литературного произведения малого жанра;   обучение аналитическому чтению  эпизода; формирование  умения понимать особенности рассказа и писательский замысел;

- развивающая: развитие умений анализировать литературное произведение с использованием теоретико-литературных понятий: экспрессивная лексика,  выразительные средства, контраст, эпизод, литературный герой, идейное содержание произведения;  развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;  развитие умений выделять экспрессивную лексику, находить тропы, анализировать лексический ряд, делать выводы;  формирование  умения  проводить исследование текста;  формирование  навыка  работы в группе;

-воспитательная:  привлечь  внимание детей к творчеству Л.Н.Толстого,  развивать духовный потенциал учащихся: развитие нравственных качеств, отражающих отношение учащихся к себе;  развитие умений оценки поведения.

Оборудование: текст рассказа «После бала», учебник литературы, иллюстрации художников Б.М.Кустодиева «Сквозь строй»,  Ф.Кардовского «Сквозь строй», В.Ф. Гильберта «Бал»,  сборник Я.Эльсберга   «Сороковые  годы   XIX  века  в  мемуарах  современников,   документах   эпохи   и   художес твенных     произведениях»,     из   публицистических   сочинений Л.Н.Толстого  («Николай Палкин»).

 Предварительное домашнее  задание: прочитать рассказ  Л.Н.Толстого  «после  бала».

 Роли

*литературовед

*учёный – историк

*искусствовед

*секретарь

*учитель

*ученики, занимающиеся в литературном кружке

 Ход  урока

1.Слово учителя  литературы.

      Дома вы прочитали рассказ «После бала». Изучая это произведение, мы попробуем дать правильную оценку героям, их поступкам, событиям, нарисованным      великим  писателем.

 2. Искусствовед предлагает творческую работу.

       Передайте  свои  ощущения  от  прочитанного   в  цвете. .. (работы собираются и  к ним обращаемся  на завершающем этапе  урока).

  3. Литературовед.  

А /Эмоционально – оценочное высказывание о прочитанном/    Вопросы и примерные ответы.

    1)Почему этот текст по своему жанру является рассказом?  (В центре повествования  одно  важное событие из жизни героя, одна сюжетная линия.)

    2) Что необычного заметили в построении рассказа?  (Рассказ начинается внезапно, разговор ведётся о нравственных ценностях человеческой жизни  и завершается без выводов.)

    3)Какие события описаны в рассказе? (Бал у губернского предводителя, влюблённость главного героя  и его  потрясение  от жестокости  случившегося  после  бала .)

   4) Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала?  (После бала происходит событие,  изменившее жизнь  героя.)

Б/ Контраст как основной  художественный  приём./

Групповая работа.   Задания:

    а)проведите   наблюдения  над  языковыми  средствами:  выпишите  эпитеты,  ключевые  слова  из  эпизода  «На балу»;

    б)выпишите ключевые слова, эпитеты из сцены  наказания  солдата;

    в) ученик , занимающийся в кружке, по  литературоведческому словарю готовит объяснение о контрасте (контраст  может  быть  между  словами,  образами,  персонажами,  композиционными  элементами… Контраст  является  выразительным  приёмом,  способом  оказывать  эмоциональное  воздействие  на  читателя.)

     Группы  используют  единый  план, который раздаёт секретарь каждой группе учащихся, и  заполняют  таблицу по ходу работы. Таблицы тоже раздаются:

     1. Краски,  цветовая  гамма  эпизода.

     2. Описание  внешности  героев  эпизода.

     3. Звуки,  характер  музыки.

     4. Психологическое  состояние  рассказчика.

     5. Описание  внешности  и  поведения  полковника  на  балу  и  после  бала.    

 Н а   балу  

     После   бала

1. Белое  платье  с  розовым  поясом…

1. Что – то  чёрное,  пёстрое,  мокрое…

2.

2.

3…..

3…..

 

    Учащиеся отвечают, используя заполненные таблицы, дополняют .

   4. Литературовед.  Сопоставьте   описание  полковника  и  наказываемого  солдата.

(Примерные ответы…

  Полковник  

     Наказываемый

Высокий  военный  в  шинели  и  фуражке…

Оголённый  по  пояс  человек,  привязанный к ружьям  двух солдат…

Шёл  твёрдой,  подрагивающей  походкой…

Дёргался  всем  телом…

Румяное   лицо  и  белые  усы  с  бакенбардами…

Сморщенное  от  страдания  лицо…

Твёрдым  шагом…

Спотыкающийся,  кричащий  человек…

   5.Литературовед. Какие  выводы  можем  сделать  из  этих  наблюдений?  (Эпизод  бала  и  события  после  него  противопоставлены  друг  другу.  Светлые, радостные  краски  бала,  беззаботное  веселье  молодых  людей,  не  подозревающих  о  существовании другого,  страшного  мира, резко  оттеняют  мрачную  картину,  нарисованную  во  второй  части  рассказа.  Контрастное  изображение героев,  их психологического  состояния,  обстановки, в которой  они  действуют, позволяет  писателю  выявить  существо  их  характеров  и  раскрыть  социальные  противоречия  русской  действительности.)                   Литературоведы   о  приеме  контраста.

6. Литературовед .Чем  объясняется  различное  поведение  полковника  на  балу  и  после  бала?

   а)  Ответы  учащихся.        

 7. Учёный -    историк.    

Рассказ  о  русской армии периода  Аракчеева. (После  окончания  наполеоновских  войн период  реформ  в  русской  армии  завершился.  Отныне  основное  внимание  обращалось  на  внешнюю  сторону  военной  службы.  Александр 1  и  его  любимец  Аракчеев  посчитала,  что  во  время  походов  в  Европу  армейская  дисциплина  расшаталась  и  её  необходимо  срочно  укрепить. В  армии начали  широко  использовать  телесные  наказания. «В  полку  от  ефрейтора  до  командира  все  бьют  и  избивают  людей…  в  русской  службе  убийца  тот,  кто  сразу  умертвит,  но  кто  в  два – три  года  забивал  человека,  тот  не  в  ответе», - писал  генерал  Сабанеев…

        Со  вступлением  на  престол  императора  Николая 1  в  русской  армии ничего  не  изменилось.  О  суровой дисциплине  в  николаевских  войсках  ходили  легенды.  И  в  этих  легендах  было  не  так  уж  много  преувеличений.  Сам  по  себе  громадный  срок  службы (20 лет  в  армейских  частях  и 22  года – в  гвардейских)    нельзя  не  рассматривать    как  серьёзное  испытание  для  человеческой  выносливости, испытание  не  только  длительное,  но  и  жестокое.  Дисциплину  русской  армии  того времени  можно  с  полным  правом  назвать  «палочной»:  солдат  за  большинство  проступков  подвергали  телесным  наказаниям  шпицрутенами – длинными  гибкими  прутьями.  Самым  лёгким  считалось  наказание  за  небрежность  в  обмундировании – от  100  до  300  ударов  шпицрутенами.  За  серьёзные  проступки (например,  за  дезертирство,  за  побег)  полагалось  от  1500  до  5000  ударов.  Бывало,  что  солдат  забивали  насмерть…

8. Литературовед.   1) Л.Н.Толстой  знал  о подобных случаях в  русской армии. Какие случаи издевательства над солдатами ему были известны?  

 Ученик – кружковец  рассказывает о жизненных   источниках  рассказа  «После  бала».  

      2)  Какие  события  воссозданы  в  рассказе? (об  истории  любви Сергея  Николаевича,  брата Л.Н.Толстого  к  Варваре  Андреевне  Корейш).

     3)  Почему  Л.Н.Толстой   в  1903  году  обратился  к  событиям  своей   юности – 40-ым  годам   XIX   века?

 9.Учёный -   историк  рассказывает о  положении  в  русской  армии  в  начале   XX  века,  о несостоятельности  государственного  режима,  который привёл  Россию  к  позорному  поражению  в  русско – японской  войне.

 10     Искусствовед.

    Художники,  иллюстрирующие этот рассказ, увидели  сцены  бала  и  после  бала  так (рисунки  ребят  и иллюстрации художников  секретарь  помещается  на  доске/ стенде).  Сравните. Есть  ли совпадения во  всех  работах,  ваших  и художников ?  Почему  ?...

    Работа  с  иллюстрациями  В.Ф. Гильберта «Бал»,  Ф. Кардовского  «Сквозь строй» и  Б.М.Кустодиева  «Сквозь  строй»    к рассказу  Л.Н.Толстого.

 11. Учитель .  Сделаем вывод  о  значении рассказа  «После  бала».

    Ответы  учащихся.

    Автор  выразил  своё  отношение  к  порядкам  в  армии.  Он  ставил  широкие  гуманистические  проблемы…Писателем  двигало  не  столько  желание  восстановить  в  памяти  минувшее,  сколько  стремление  обратить  внимание  современников  на  незаживающие  язвы  настоящего. Замысел  этот  воплотился  в  композиции  рассказа….

Итог  урока.  

Домашнее  задание.

1.Прочитать  статью  учебника «Композиция  художественного  произведения».

2.Подготовить  ответ  на  вопрос :

   Почему  полковник,  любящий,  внимательный  отец,  оказался  жестоким  по  отношению  к  солдатам?  Был  ли  он  двуличным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит теоретический материал о применении игровых технологий на уроках русского языка и литературы....

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Презетация к докладу. Игровые технологии в обучении, их роль и значение, методика и рекомендации по эффективному использованию....

"Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в школе"

Методическая разработка. Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра....

презентация " Игровые технологии на уроках русского языка и литературы "

О методике использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы....