Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современной школе, ответят на вопросы викторины.После обсуждения этих произведений равнодушных не будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murashova_vn.ch_.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по произведениям

Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» и «Класс коррекции»

  • Цель: познакомить обучающихся  с новейшими произведениями отечественной детской литературы;
  • Развивать способности самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное, формировать навыки публичных выступлений;
  • Пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, повышать интерес к чтению, осваивать читательские компетенции;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного произведения, уважительное отношение к людям разного уровня развития, из различных социальных групп, к инвалидам и социально незащищённым.
  • Форма урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений .
  • Оборудование: выставка книг «Встречи с живущими рядом»  (современная художественная литература о подростках для них же самих), ТСО, презентация.
  • Эпиграф: «Только в книжках добро и зло  делятся в пространстве. На самом деле граница проходит внутри. Внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой…» (Е. Мурашова «Одно чудо на всю жизнь»)

                                                     Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. (Вступительное слово учителя)

Сегодня мы снова будем беседовать о современной литературе. Дома вы прочитали две повести Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» и «Класс коррекции». Оба произведения интересные, но для некоторых тяжёлые, потому что заставляют о многом задуматься. Они будят мысль и чувства окружающих, никого не оставляют равнодушным, даже если кто-то не согласен с автором. Зачастую мы оказываемся пассивны, не желаем воспринимать что-либо будоражащее наше сознание. Именно этим объясняется тот факт, что до сих пор идут споры вокруг «Класса коррекции», а  первая книга Мурашовой «Полоса отчуждения» была сначала издана не в России, а в Австрии и Германии. Ведь писательница говорит не только о радостях и веселье, но и о тревоге за тех, кому нужна наша помощь, кому без нас будет плохо, кого необходимо спасать.

Сегодня нам необходимо:

З – знать текст повестей Е. Мурашовой

У – уметь анализировать произведения, раскрывать главные черты характеров     героев

Н – научиться последовательно и логично высказывать свои мысли.

  1. Работа над темой урока.

Вступительное слово о Е. Мурашовой.

Презентация «Е. Мурашова и её книги»

Будущая писательница родилась 28 февраля 1962 года в Ленинграде. После окончания школы Екатерина Мурашова пыталась уехать на БАМ, работала в ленинградском зоопарке, потом поступила в Государственный университет на биологический факультет, занялась наукой эмбриологией и писала статьи в мало популярные журналы. А через 10 лет, побывав на Белом море, Сахалине и Камчатке, объездив с экскурсиями весь Советский Союз, проработав в цирке шапито, где была рабочей по уходу за животными, на фабрике «Возрождение» (мотальщицей), снова вернулась в университет и поступила на психологический факультет по специальности «Возрастная психология». Сейчас Екатерина Мурашова работает в детской поликлинике семейным психологом и преподаёт в Санкт-Петербургском университете культуры.

   В детстве Екатерина Мурашова зачитывалась произведениями А. Алексина, братьев Стругацких, В. Осеевой, но книга «Маугли» Р. Киплинга была самой любимой.

   Первая повесть «Талисман» была опубликована в сборнике «Дружба» в 1989 году.

   Своим литературным учителем Е. Мурашова считает Валерия Михайловича Воскобойникова. Вот что пишет сам В. М. Воскобойников о книгах Мурашовой: «Дело в том, что книги Мурашовой о самом главном в жизни. Не только о радостях и веселье, но и о тревоге за тех, кому плохо, кого надо спасать… Книги Екатерины Мурашовой помогают нам вглядываться в жизнь. Они показывают, что каждый человек, даже самый неказистый и невезучий с виду, всё равно сохраняет свет в своей душе и необходим остальным людям…».

   В одном из интервью Екатерина Мурашова рассказала: « Писать я начала ещё в школе, и большей популярности, чем в школе, у меня никогда не было: мои тетрадки ходили по рукам, потом они, естественно, попадали к учителям, к директору. И меня вызывали, пытаясь разобраться, кого я там вывела».

   Екатерина Мурашова – лауреат многочисленных литературных премий - пишет для подростков и о подростках. Семейный психолог, ежедневно встречающий своего читателя, Е. Мурашова умеет слушать и слышать. Пронзительно и откровенно она говорит о реалиях жизни, говорит порой жёстко, порой романтично, но всегда предельно искренне, говорит тогда, когда больше невозможно молчать.

   Книги Е. Мурашовой можно воспринимать или нет, с ними можно взрослеть, извлекая жизненный опыт, или отказываться от них, будучи неспособным осилить серьёзную литературу, но остаться равнодушным нельзя – не получится.

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

О чём же рассказала нам Е. Мурашова в повести «Одно чудо на всю жизнь»?

В 7а классе элитной питерской гимназии учатся математические гении Витёк Савельев, Тарас Варенец и Альберт Зиновьев. Дети богатых коммерсантов Маринка Мезенцева и Владик Яжембский по прозвищу Баобаб, юный детектив Никита Горохов, скрипач Лёвушка Райхтерштерн, подружка Вити – Капризка Ветлугина. Каждый из них занят собой, своими проблемами и семейными неурядицами и мало интересуется тем, чем и как живут остальные.

   А рядом в питерском пригороде на заброшенной базе нашла приют так называемая «вагонка» - банда братьев Лис, промышляющая в электричках. Банда называет себя бригадой, в ней одни мальчишки-беспризорники, а командует ими умный и жестокий Генка, старший из Лисов.

   Интересы этих двух групп никогда бы не пересеклись, если бы не появление загадочных, ни на кого не похожих девочки Аи, которую обнаружил у себя в подъезде Витёк, и её брата Уи, которого нашли ребята из банды.

   Аи и Уи ищут друг друга. Девочке пытаются помочь семиклассники, они прячут её на даче Марины Мезенцевой и навещают по очереди. А её брата Уи, который обладает необыкновенными способностями, собираются использовать для своих целей ребята из банды Лисов. И из-за этих необыкновенных найдёнышей пути двух групп пересекаются и начинается почти детективная история с похищениями, драками, погонями, стрельбой и неожиданным финалом.

Вопросы для обсуждения

  • Классный руководитель 7а говорит о своих учениках : «Все они стали по-другому себя вести…Они были все по отдельности, как раковины в море. А сейчас они собираются группами. Что-то обсуждают, орут друг на друга». Как вы думаете, почему? Что изменилось?
  • Как вам кажется, кто такие Аи и  Уи? Какова их миссия на Земле? (Это мальчик и девочка, которые появляются в результате аварии космического корабля близ озера Петров Ключ, около Озёрска. Двое «инопланетян» в повести почти ничего не делают, но их образы нужны для того, чтобы полнее увидеть других героев и те изменения, которые с ними произошли.)
  • Как ты относишься к Генке Лису? Что он за человек? (Раздавленный жизнью урод, карлик, Генка в жизни много читал, чаще всего фантастику. Он очень любит своих братьев, стараясь вылечить младшего Ёську. Он нетерпим к наркоманам, часто жесток, держит в повиновении всю банду.)
  • Прав ли был Генка Лис, прогнав из банды братца Кролика и Игорька? Почему никто из бригадных мальчишек не заступился  за изгнанных?
  • Вся ли стая заслуживает презрения? (Братец Кролик относит всю свою добычу двум маленьким сёстрам, о которых пьяная мать вообще не заботится. Косой окончил седьмой класс в нормальной школе, а потом из-за почти полной потери зрения его стали перебрасывать из одного интерната в другой, никак не соответствующий его реальным возможностям. Он умён. Многое знает. А младший брат Генки – Ёська – вообще светится добротой.)
  • Одобряешь ли ты поведение родителей героев в последней главе? Поясни свой ответ.
  • Смогли ли ребята, находящиеся на разных полюсах социальной лестницы, увидеть и понять друг друга?
  • Действительно ли то, что произошло, для каждого из них – ЧУДО, меняющее жизнь?
  • Каково авторское отношение к героям?
  • Какие проблемы поднимает Е. Мурашова в этой повести?  (Проблему безразличия и равнодушия (каждый сам за себя), проблему Дома, семейных ценностей, проблему денег (всё покупается и продаётся; счастлив тот, у кого много денег), проблему взаимовыручки, дружбы.)
  • В чём заключается особенность композиции повести? (Параллельное изображение  2-х миров: мир реальный и мир фантастический).

Учитель.

О том, что происходит с душами современных детей, рассказывает повесть «Класс коррекции». Это книга о ребятах, детство которых прошло в аду. И ад этот существует рядом с нами. Только мы предпочитаем об этом не знать. Ад этот на языке сытых и успешных называется «неблагополучные семьи». Семьи эти выплёвывают в мир детей, покорёженных адской реальностью: умственно неполноценных, физически отсталых, инвалидов. Как-то не растут в аду весёлые розовые дети. А те, что выросли, умиления почему-то не вызывают.

Чтение начала повести до слов «Достаньте тетради с домашним заданием».

Вопросы для обсуждения

  • Чем привлекает уже вступление к повествованию? Почему нам и весело, и немножко…стыдно? За что и за кого стыдно? Бывают ли такие ситуации в жизни реальной школы?
  • С кем мы знакомимся уже в 1 главе? О каком классе идёт речь?
  • Кто герой-рассказчик этого произведения? Почему сначала возникает недоумение: класс коррекции, а мальчик-рассказчик умён и начитан не по годам? (Историю, которая произошла с 7е, рассказывает Антон, один из учеников этого класса. Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умён и образован для своих лет», но  «неврологически нездоров», у него бывают «припадки неконтролируемых эмоций». Как говорит о нём один из учителей, «Антон – герой, который почему-то отказывается быть героем». Он – наблюдатель, потому что, в отличие от большинства его одноклассников, ему сполна дана возможность наблюдать. Но он способен и на действие. Антон полон сострадания к тем, с кем его свела судьба в этом странном классе.)
  • Как мы узнаём имя героя? Называет ли он себя сам? Почему?
  • О чём размышляет герой-рассказчик в этой главе?
  • Что представляет собой школа, о которой идёт речь? (Школа огромная, новая, из стекла и бетона, с картинками про счастливое детство на стенах. В ней 300 учителей и полторы тысячи учеников. Первые два класса каждой параллели гимназические. У них лучшие учителя, 3 иностранных языка, а, кроме того, им преподают всякие важные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы В и Г – нормальные. 7е – класс коррекции. Здесь учатся дети с «диагнозами». Пройдёт учебный год, и этот класс будет расформирован. Администрация ждёт не дождётся этого часа.) Не напоминает ли вам эта школа наше общество? Чем?
  • Какие социальные проблемы поднимает писательница уже в начале повести? (Разделение людей по материальному и социальному признаку с детства; формирование криминогенных группировок внутри школы, на которые смотрят сквозь пальцы – «лишь бы нас не трогали», милосердия.)
  • Какие отношения сложились у Юры Малькова с одноклассниками и другими учениками школы? (Почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые ужимки, то, как он пишет. Но в классе коррекции к нему относились хорошо. Юра умел шутить над собой, спокойно относился ко всем неудачам. Юра прилежно учился и помогал Пашке, у которого стали лучше оценки и «в глазах рассеялась муть».)
  • Что изменилось в отношениях ребят после прихода Юры? (Появление Юры становится настоящим нравственным испытанием для класса коррекции. Юра не только объединяет 7е класс, он, как лакмусовая бумажка, неожиданно проявляет в ребятах доселе не востребованное: умение терпеть и защищать, заботиться и сопереживать, думать и мечтать. Ребята перестали материться, они стали дружнее после вечеринки, которую устроил Юра).
  • Почему Юру не хотели брать на экскурсию? Кто встал на его защиту?   (Анализ 18 главы).
  • Как ребята спасли Стешу? Расскажите её историю. Кто виноват, что Стеша попала в класс коррекции? (главы20-25)(Класс коррекции защищает Стешу, над которой пытались надругаться старшие «ашки», сынки уважаемых людей и школьных спонсоров. Девочки орут под окнами элитного дома, рыночно-уголовная гвардия Пантелея дерётся с охранниками, больной Юра едет через весь город в своём инвалидном кресле. А потом они с Антоном и Мишаней отправляются вызволять Стешу через тот, волшебный, мир. И вызволяют. Она расколдовывается, Мишаня прозревает. Но Юра остаётся там навсегда. В том, что произошло со Стешей, виноваты родители, которые не могли поделить ребёнка.)
  • С какой целью автор вводит в повесть элементы фантастики?  (Юра обладает особым даром – уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Он организует туда «экскурсии» для одноклассников. Миры на то и параллельны, чтобы не пересекаться. В том мире ребята становятся другими. В этой таинственной стране к ним приходят не только красота и здоровье, которых у них никогда и не было, но и чувство собственного достоинства, без которого маленькому человеку совершенно невозможно существовать.)
  • К какому выводу подводит нас автор в конце повести? (Вывод из этой светлой повести с грустным финалом один – коррекция срочно необходима нашему обществу, всем нам. Екатерина Мурашова призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина. Она призывает нас к милосердию.)
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Приём «Незаконченное предложение»

Прочитав повести Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» и «Класс коррекции», я…

Теперь я…

Приложение

«Доверяй, но проверяй»

Викторина «Узнай героя»

1Мишаня

А Туго соображает, к тому же алкоголик

2Антон

Б Почти ничего не видит и не слышит, но хорошо рисует по памяти

3Митька

В Чуть не убил своего отца, когда тот пьяный чуть не убил мать

4Таракан

Г Безусловный лидер, умён, но неврологически не здоров

5Юра

Д У него свой «бизнес» на рынке

6Пантелей

Е Мальчик из интеллигентной и любящей семьи, умный и ироничный

Ответ: 1б,2г,3а,4в,5е,6д

1Альберт

А Вынужден постоянно слушать поучения матери, внушающей, что одной способностью к математике пробиться нельзя

2Тарас Варенец

Б жизнь свою подчинил только подготовке к очередной олимпиаде

3Витёк Савельев

В Не решил, кем будет: математиком или музыкантом

4Лёвушка Райхтерштерн

Г Предпочитает за время контрольной решить все варианты и помочь кому нужно

5Владик Яжембский

Д без троек окончил седьмой класс, но из-за потери зрения его стали перебрасывать из одного интерната в другой

6Генка

Е Всю свою добычу относит маленьким сёстрам

7Ёська

Ж Твёрдо верит, что в школу «гениев» больше ходить не будет

8Братец Кролик

З Вожак стаи

9Косой

И Человек доброй души

Ответ: 1б, 2а, 3г, 4в, 5ж, 6з, 7и,8е, 9д

                                       Учитель русского языка и литературы Карпова Л. В.

                                       МБОУ Наро-Фоминская сош №5 с УИОП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой

Урок внеклассного чтения  по творчеству  Людмила Улицкая "Капустное чудо" 7 класс. Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:- путём анализа п...

Урок внеклассного чтения «Зелёное ведёрко доброты» (по рассказу Марианны Гончаровой «Цвет мечты»). 6 класс.

Урок внеклассного чтения, 6 классТип урока –  комбинированный тип (урок закрепления знаний с элементами мастерской)Конспетк победил в номинация – «”Неизменившие...

Урок внеклассного чтения."Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась..."(Проблема нравственности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева).

Тема урока раскрывается на материале повести В.Распутина "Нежданно-негаданно" и рассказа В.Астафьева " Людочка". Урок может быть проведён в 7-9 классах, или его материал может быть...

Урок внеклассного чтения Л.Е. Улицкая "Капустное чудо"

Урок внеклассного чтения рекомендуется проводить в 5-6 классах после завершения темы "Произведения о Великой Отечественной войне"....