Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе учебного курса по дальневосточной литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе по Дальневосточной литературе для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_dv.docx48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока

Тема

Теория литературы

Контроль

Коррекция

КТП

5 класс

Вводный урок (1 час)

1

1

Русская литература несет людям добро

Дальневосточные сказки (6 часов)

2

1

Родники ума и народных талантов

3

2

Нанайские сказки. Типичность сюжетов сказок. Сочетание волшебного и бытового в сказках, утверждение лучших человеческих качеств.

Народная сказка; волшебная и бытовая сказка; нравственные вопросы в сказках

4

3

«Амурские сказки» Д.Д.Нагишкина. Литературная сказка, ее специфика и связь с народной сказкой. Афористичность языка сказок; связь с бытом и верованиями народа.

Литературная сказка. Связь дальневосточных сказок со сказками народов мира.

5

4

Ульчские сказки А.Л.Вальдю. Человек и природа в сказках; любовь народа к родной земле.

6

5

Сказки Э.Д.Кириченко. особенности сказок – зарисовок о дальневосточной тайге. Реальное и фантастическое в сказках.

7

6

Обучающее сочинение «Сказка дальневосточной тайги»

Развитие речи 1.

Сочинение 1

Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке (2 часа)

8

1

Шедевры народной мудрости. Виды малых форм фольклора. Поучительный смысл пословиц.

Фольклор, пословицы, поговорки.

9

2

Игровые жанры фольклора. Сочинение произведений малого жанра.

Загадки, считалки, прибаутки

Человек и природа в дальневосточной литературе (8 часов)

10

1

В.К.Арсеньев «Встречи в тайге» (главы из книги). Тайга и ее обитатели. Авторское отношение к природе.

11

2

В.П.Сысоев «Золотая Ригма» (главы из повести). Занимательность сюжета повести. Психологизм в изображении тигрицы Ригмы.

Художественные средства языка, авторское отношение, психологизм

12

3

Проблема взаимоотношения человека с миром природы. Авторское отношение к событиям и героям.

Сказка-быль, сюжет произведения, пейзаж.

13

4

Мастерство автора в изображении характеров героев. Роль пейзажа в повести.

Домашнее изложение 1 (пересказ понравившегося эпизода)

14

5

А.Н.Максимов «Норка». Сходство повести со сказкой-былью. Способы изображения мира живой природы.

15

6

Роль художественных средств языка в повести. Природоохранная идея произведения.

16

7

А.Н.Максимов «Лесные клады». История дружбы и взаимоотношения человека и животного.

17

8

В.И.Соломатов «Баллада о выстреле». Проблематика стихотворения. Авторская позиция.

Двусложные размеры стиха

Наизусть 1

Стихи дальневосточных поэтов о природе (5 часов)

18

1

П.С.Комаров. Историческое прошлое края  в поэзии Петра Комарова.

19

2

Поэтические картины дальневосточной природы в стихотворениях П.Комарова. Живописность художественных миниатюр.

Изобразительно-выразительные средства

Наизусть 2

20

3

Настроение стихотворений дальневосточных поэтов о природе родного края.

Авторское отношение

21

4

Роль художественно-изобразительных средств языка в стихотворениях о природе. Выражение авторского отношения.

Стихотворение-миниатюра

22

5

Обучающее сочинение-размышление над стихотворением.

Развитие речи 2. Сочинение 2

Тема войны в дальневосточной литературе (9 часов)

23

1

Гуманистическое звучание стихотворений о войне  Б.Копалыгина и Н.Наволочкина

Гуманизм, историческая память

Наизусть 3.

24

2

В.Н.Александровский «Друг мой Омголон». Сюжет и герои повести.

Повесть

25

3

Мастерство писателя в изображении характеров. События, где проявляются преданность Алексея и Омголона.

Тема памяти, персонажи произведений

26

4

Картины изображения войны в повести. Особенности лексики. Авторская позиция.

Авторское отношение

27

5

Пейзаж в повести. Антитеза как основной прием в описании природы.

Антитеза

28

6

«Жестокая правда» финала повести.

29

7

Контрольное сочинение по повести А.Н.Александровского «Мой друг Омголон».

Развитие речи 3. Сочинение 3

30

8

Анализ творческих работ.

Развитие речи 4

31

9

А.Н.Максимов «Танк Москвилы» (из повести «Лесные клады»). Тема исторического прошлого. Качества главного героя: противоречивость характера, патриотизм.

Историзм

Сатирические басни (1 час)

32

1

Н.И.Фотьев. Осмеяние в баснях отрицательных социальных явлений. Иносказание как средство выражения авторской позиции.

Басня, сатира, мораль, аллегория

33

1

Обучение отзыву на самостоятельно прочитанное произведение дальневосточного автора.

Развитие речи 5

34

1

Подведем итоги.

6 класс

Введение (1 час)

1

1

Любимая книга – на всю жизнь

Древние мифы, легенды и предания, бытующие на дальневосточной земле

 (6 часов)

Легенды, мифы, предания

2

1

Мифы и обычаи древних народов Дальнего Востока. Особенности шаманской мифологии.

Обряды, запреты, благопожелания

3

2

Солнце как божество в мифологии Приамурья и Севера.

Фантастика

4

3

Огонь – сын Солнца и Земли. Роль огня в легендах и запретах-оберегах.

5

4

Сотворение Земли в представлении дальневосточных аборигенов. Мифы о происхождении человека.

6

5

Общее и различное между мифами народов мира и дальневосточными мифами.

7

6

Сочинение-рассуждение «Какие уроки для себя вы извлекли, познакомившись с дальневосточными мифами и легендами?»

Развитие речи 1. Сочинение 1

Бессмертными останутся дела (11 часов)

8

1

В.К.Арсеньев «Дерсу Узала» (главы из повести). Сюжет и герои повести

Художественное и научное в произведении.

9

2

Научная ценность книги, художественное и жанровое своеобразие.

Личность автора.

10

3

Образ проводника-гольда Дерсу. Отношение героя к миру живой природы.

Отношение человека к миру природы.

11

4

Исторические, культурные и бытовые сведения о жизни туземцев в книге.

Художественная деталь

12

5

Поэтизация автором таежного мира. Роль деталей в описании Уссурийской тайги.

13

6

Сочинение-ответ на вопрос «Прав ли критик Кузьмичев, утверждающий, что Арсеньев был «очарованным странником»?

Развитие речи 2. Сочинение 2.

14

7

Г.А.Федосеев «Тропою снежных баранов» (из повести «Смерть меня подождет»). Сюжет и герои произведения.

Романтика, трудовой подвиг.

15

8

Чувство долга как доминанта в характере исследователей. Романтизация автором научного подвига.

16

9

Особенности изображения природы в повести. Образ пастушки Хутамы.

17

10

Сочинение-ответ на вопрос «На какие мысли о жизни, о долге, о человеке наводит эта повесть?»

Научный и трудовой подвиг

Развитие речи 3. Сочинение 3

18

11

П.С.Комаров «Изыскатели». Романтизация трудового подвига в стихотворении. Проблема смерти и бессмертия. Авторская позиция.

Наизусть 1.

«Земли согретой теплые ладони»

 (3 часа)

19

1

Л.И.Миланич. Патриотическое звучание стихотворения.

Лирическая поэзия, проза и поэзия.

Наизусть 2.

20

2

Р.Ф. Казакова. Богатство переживаний лирических героев стихотворений, их любовь к дальневосточной природе.

Настроение стихотворения, изобразительно-выразительные средства.

Наизусть 3.

21

3

Обучающие сочинение-размышление над стихотворением.

Развитие речи 4. Сочинение 4.

Застывшие мгновенья

(4 часа)

22

1

С.П. Кучеренко. «Этюды о природе». Красота и гармония мира  в рассказах.

Лирический этюд, деталь, гармония.

23

2

Роль лирических пейзажей в рассказах. Язык произведений. Чувства автора.

24

3

Контрольное сочинение «Застывшие мгновения» в вашей памяти».

Развитие речи 5. Контрольное сочинение 1.

25

4

Анализ творческих работ.

«Пока живы мы все»

(7 часов)

26

1

А. Семенов. Жестокая правда войны в стихотворениях.

Символ, контекст.

27

2

И. Бронфман. Образ лирического героя в стихотворениях. Нравственное неприятие насилия и разорения.

Гуманизм, психологизм.

Наизусть 4. (по выбору учащегося)

28

3

И.П. Ботвинник. «Парни ехали на войну» (эпилог повести). Трудности, преодолеваемые пехотинцами.

29

4

Образ младшего лейтенанта Бури. Гибель героя. Смысл завещания Бури.

30

5

Г.Г. Ходжер. «На свидание к деду» (отрывок из повести). Тема долга и памяти. Авторское отношение к войне.

Историческая память.

31

6

Нравственная основа характера главной героини. Символичный смысл финала произведения.

32

7

Устное сочинение «На какие мысли о сущности войны наводят вас произведения дальневосточных авторов?»

Развитие речи 6.

33

1

Обучение отзыву на самостоятельно прочитанное произведение  дальневосточного автора.

Развитие речи 7.

34

1

Подведем итоги.

7 класс

Введение (1 час)

1

1

Читать на языке образцов русского искусства

Колыбель древних цивилизаций (2 часа)

2

1

Золотая империя чжурчжэней. Чжурчжэньские летописи.

летописи

3

2

В.Е.Ларичев. «Тайна каменной черепахи» (главы). Путь к  власти князя Дигуная и вождя чжурчжэней Агуды.

Документальная повесть

Гордиться славою своих предков

 (8 часов)

4

1

Н.П.Задорнов. Тема освоения Дальнего Востока в творчестве писателя.

5

2

Роман Н.П. Задорнова «Амур-батюшка». Изображение трудностей переселенцев по пути на Дальний Восток.

Исторический роман

6

3

Заботы переселенцев накануне первого сева на амурской земле. Трепетное отношение к земле, первым всходам.

7

4

Егор Кузнецов – главный герой романа. Лексика персонажа как отражение энергии, целеустремленности его характера.

Речь персонажа

Наизусть 1.

8

5

Роль пейзажа в романе

Пейзаж, изобразительно-выразительные средства

9

6

Письменный пересказ эпизода с элементами сочинения.

Речь 1. Сочинение 1.

10

7

В.С.Еращенко. Стихотворение «Легенда о земле Даурской» - поэтическая летопись о первопроходцах Дальнего Востока.

Историзм; духовная основа; историческая память

11

8

Исторический контекст стихотворения В.С.Еращенко «На реке Непрядве». Роль диалога князя Дмитрия и воеводы Волынского.

Художественная деталь; устаревшие слова

Наизусть 2; отрывок

Рассказы о современниках (5 часов)

12

1

А.В.Гребенюков. Рассказ «Собака»: боль за бесчеловечно устроенную жизнь.

Сострадание

13

2

А.В.Гребенюков. Обращение к нравственным категориям в рассказе «Пошутили»

Нравственные категории

14

3

В.А.Сукачев. Нравственные ценности в произведениях писателя.

15

4

В.А.Сукачев. Рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце». Смысл названия рассказа. Образ Макара Чупрова.

Авторская позиция

16

5

Сочинение-рассуждение (стр.77, в.7)

Речь 2. Сочинение 2.

«Здесь моя Родина» (4 часа)

17

1

Дальневосточная природа – неиссякаемый  источник поэтического творчества

Малая родина

18

2

Картины природы в стихотворениях Г.Козловой и К.Партыки

Дальневосточный пейзаж; тема, идея, настроение стихотворения.

19

3

Выражение авторской позиции в стихотворениях  П.Грана, В.Суходольского, М.Дечули.

Изобразительно-выразительные средства.

Наизусть 3

 (по выбору учащегося)

20

4

Сочинение-размышление над стихотворением (по выбору учащегося)

Речь 3. Сочинение 3.

Повесть о первой любви (7 часов)

21

1

Р.И.Фраерман и его книга «Дикая собака динго или Повесть о первой любви»». Сюжет и герои повести.

Лирическая повесть. Композиция.

22

2

Таня Сабанеева – романтическая героиня повести.

23

3

Друзья Тани: Филька, Коля, Женя. Нравственный выбор героев.

24

4

Отношения детей и взрослых в повести «Дикая собака динго…»

Система персонажей

25

5

Картины природы в повести

Пейзаж

26

6

Художественные особенности языка повести: афоризмы, риторические вопросы.

Речь персонажа

27

7

Сочинение-ответ на проблемный вопрос.

Речь 4. Сочинение 4.

Эхо войны (4 часа)

28

1

Поэзия родом из войны.

Историческая память

29

2

Выражение авторского отношения к войне в стихотворениях дальневосточных поэтов.

Авторское отношение

30

3

Обобщенные картины военного времени и военного детства в стихотворениях дальневосточных поэтов.

Тема, идея, настроение стихотворения.

Наизусть 4 (по выбору  учащегося).

31

4

Выразительное чтение стихотворений. Развернутый ответ ограниченного объема.

Речь 5.

Мысли древних о вечном (2 часа)

32

1

Общечеловеческие духовные ценности в книгах китайских философов.

Философия, нравственные категории.

33

2

Парадокс как средство создания философской прозы; афористичность языка.

Афоризм, парадокс

34

1

Подведем итоги

8 класс

Введение (2 часа)

1

1

Вводный урок

2

2

Дальний Восток в русской документально-художественной прозе XIX века.

Очерк. Документальный и художественный очерк. Географический очерк.

С.А.Максимов (1 час)

3

1

Жанровое своеобразие книги «На Востоке. Путь к Амуру» (фрагмент). Образ рассказчика.

Гражданская позиция автора. Пейзаж в очерке.

И.А.Гончаров (3 часа)

4

1

И.А.Гончаров – участник кругосветного путешествия. Книга очерков «Фрегат «Паллада».

5

2

Роль детали в очерке о посещении Японии («Русские в Японии»)

Деталь

6

3

Основная идея очерка. Позиция автора. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема.

Ответ ограниченного объема 1.

Н.М.Пржевальский (2 часа)

7

1

Н.М.Пржевальский – выдающийся русский путешественник и географ. Тема и предмет изображения в очерке «Путешествие по Уссурийскому краю»

8

2

Художественное своеобразие географического очерка.

Человек в мире природы

9

Русская литература на Дальнем Востоке (ХХ век).

Т.М.Борисов (3 часа)

10

1

Изображение жизни и быта нивхов в повести «Сын орла».

Повесть-легенда

11

2

Главные герои повести: Плеун и Нымгук, их душевная красота.

12

3

Роль поэтических пейзажей в повести. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема.

Пейзаж; поэтический мир героя

Ответ ограниченного объема 2.

Вс.Н.Иванов (4 часа)

13

1

«Ночь царя Петра» - повесть в жанре исторических хроник.

Историческая хроника

14

2

Основные приемы передачи колорита эпохи в повести.

Язык повествования; образы рассказчиков; детали

15

3

Взаимоотношения отцов и детей в повести. Соотношение семейной и государственной тем.

16

4

Обучение характеристике героя.

Развитие речи 1.

Н.Д.Наволочкин (5 часов)

17

1

Слово о писателе. Исторический роман «Амурские версты».

Исторический роман

18

2

Функция образа автора-повествователя в повести.

Образ автора-повествователя

19

3

Художественное своеобразие повести: портрет, речь героев, пейзаж, историческая деталь.

20

4

Основные герои произведения.

21

5

Яков Дьяченко – главный герой повести.

Домашнее сочинение

В.А.Руссков (3 часа)

22

1

Смысл заглавия, тема и идея рассказа «Среди равнины ровныя…»

Тема и идея произведения

23

2

Художественные приемы, используемые автором для создания образа Листопадова.

24

3

Образ повествователя в рассказе. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема.

Ответ ограниченного объема 3.

Ю.А.Шестакова (2 часа)

25

1

Особенности композиции рассказа «Трудное счастье». Поэтичность языка рассказа.

Композиция произведения

26

2

Роль речевых характеристик в создании образов Ольги и Андрея.

П.С.Комаров (2 часа)

27

1

Художественное своеобразие стихотворений «Снегопад», «Золотая просека».

Средства выразительности

Наизусть 1

28

2

Любовь автора к Родине. Авторская оценка образов стихотворения «Кедр».

С.А.Смоляков (2 часа)

29

1

Образ дороги и любовь к родному края в стихотворениях

Наизусть 2

30

2

Обучение анализу стихотворения

Развитие речи 2.

В.С.Еращенко (3 часа)

31

1

Выражение мыслей и чувств лирического героя в стихотворениях.

Верлибр

Наизусть 3.

32

2

Обучающее сочинение-размышление над стихотворением.

Развитие речи 3.

33

3

Поэма «Залив счастья». Роль эпиграфа. Приемы создания образа Екатерины Невельской

Эпиграф; поэма

34

1

Подведем итоги

9 класс

Введение (1 час)

1

1

Литература коренных народов Дальнего Востока.

Практикум 1

Дж.Б.Кимонко (8 часов)

2

1

Семейная хроника «Там, где бежит Сукпай».

Семейная хроника; автор и переводчик

3

2

Нравственные основы жизни удэгейцев.

4

3

Верования и обычаи народов Приамурья.

5

4

Особенности изображения природы в повести.

Пейзаж; олицетворение

6

5

Система образов в повести.

7

6

Духовный мир главного героя повести.

Духовность

8

7

Выражение авторской позиции в повести.

Авторская позиция

9

8

Обучающее сочинение-ответ на вопрос.

Развитие речи 1. Сочинение 1.

В.М.Санги (6 часов)

10

1

Старый нивх Изгин – герой одноименной повести.

Повесть

11

2

Роль образов профессора и поэта в постижении характера Изгина.

12

3

Роль мифов о гагарах в повести «Изгин».

Мифы

13

4

Человек и природа в повести.

14

5

Контрольное сочинение-ответ на вопрос.

Развитие речи 2. Контрольное сочинение 1.

15

6

Анализ творческих работ.

Развитие речи 3.

Лирика (3 часа)

16

1

Родная природа в лирике поэтов Дальнего Востока

Изобразительные средства языка

Наизусть 1 (по выбору учащегося)

17

2

Философские мотивы в лирике поэтов Дальнего Востока.

Философия

18

3

Обучающее сочинение-размышление над стихотворением.

Развитие речи 4. Сочинение 2.

19

1

Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке. Ценностная и стилевая иерархия в литературе.

Иерархия в литературе

Практикум 2

Проза (7 часов)

20

1

Отражение тенденций отечественной иерархии в дальневосточной прозе.

21

2

Конспектирование научной статьи учебника.

Развитие речи 5.

В.И.Клипель (2 часа)

22

3

Военная и философская проза В.Клипеля

Документальность в прозе

23

4

Прозаические этюды В.Клипеля. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема.

Философская миниатюра

Ответ ограниченного объема 1.

24

5

Дальневосточная природа в повестях С.П.Кучеренко.

25

6

Повесть В.В.Сукачева «Военная». Время на страницах повести; вопросы нравственности в повести.

Историческая повесть

26

7

Жанровое своеобразие произведений К.Партыки

Фантастика; психологизм; художественная условность

Поэзия (7 часов)

27

1

Дальневосточная поэзия 80-х – 90-х годов.

Тема; идея; настроение; лирический герой; изобразительные средства

Наизусть 2 (по выбору обучающегося).

28

2

Историческая и культурная память в стихотворениях В.Еращенко.

29

3

Своеобразие поэтических образов в стихотворениях М.Асламова.

30

4

Народно-поэтический мир в стихотворениях В.Тряпши.

31

5

Стихотворения Л.Магистровой. Творческая и нравственная позиция автора.

32

6

Контрольное сочинение-размышление над стихотворением.

Развитие речи 6. Контрольное сочинение 2

33

7

Анализ творческих работ.

Развитие речи 7.

34

1

Подведем итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 7 класса

Чёваш Республикин В.рен\ тата =амрёксен политикин министерстви 2005 =улта =ир.плетн. в.рен\ план. тёрёх чёваш шкул.сенче тёван литература в.рентме V класра эрнере 3 сехет уйёрнё?Ку программёна Чёваш Р...

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 7 класса

Чёваш Республикин В.рен\ тата =амрёксен политикин министерстви 2005 =улта =ир.плетн. в.рен\ план. тёрёх чёваш шкул.сенче тёван литература в.рентме V класра эрнере 3 сехет уйёрнё?Ку программёна Чёваш Р...

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного курсапо чувашской литературе для  8 класса...

Рабочая программа учебного курса по чувашской литературе для 9 класса

Рабочая программа учебного курсапо чувашской литературе для  9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы)

Данная рабочая программа по учебному курсу «Дальневосточная литература» предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа предполагает п...

Рабочая программа учебного курса по хакасской литературе для 11 класса

Рабочая программа по хакасской литературе для учащихся 11 класса (2 ч. в неделю, 69 ч. в году)...