Урок анализа стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» в 9-ом классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Сергеева Ольга Владимировна

Материал урока позволяет не только познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения, но и  дает представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_analiza_stikhotvoreniya_a.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок анализа стихотворения А.Т.Твардовского

«Я убит подо Ржевом…» в 9-ом классе.

Цели урока:

Образовательные:

-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения; - дать представление о главной в послевоенное время для автора теме – теме Памяти;

Развивающие:

- углубление представления учащихся о литературном процессе послевоенного времени, об особенностях звучания темы Памяти у А.Т.Твардовского;- продолжение работы над выразительным и осмысленным чтением лирического произведения, его анализом, интерпретацией;

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к русской литературе как хранительнице нравственных основ нации;

-воспитание чувства патриотизма и гордости за дела своих предков;

-оказать влияние на духовный мир учащихся, на выбор ими нравственных ориентиров;

-воспитание коллективистских отношений, умения работать в группе.

Оборудование:

  • Портреты А.Т.Твардовского
  • Карта военных действий под Москвой
  • Аппаратура для презентации к уроку
  • Раздаточный материал (тексты стихотворения, памятки для анализа фонетики, лексики и синтаксиса лирического произведения, таблицы для заполнения в групповой работе)
  1. Оргмомент. Учитель выразительно читает наизусть.

 (длительная пауза перед чтением стихотворения )

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

 В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.

     -«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С.Я.Маршака относятся к  таким стихам А. Твардовского, как

 «Я убит подо Ржевом…» (1945-1946),

«В тот день, когда окончилась война…» (1948),

 «Сыну погибшего воина» (1949-1950),

«Их памяти» (1949-1951),

 «22 июня 1941 года» (1950),

 «Жестокая память»(1951),

 «Лежат они, глухие и немые…»,

 «Я знаю, никакой моей вины…»(1966).Они составили стихотворный цикл, отличающийся тематическим и эмоциональным единством и свойственной художественному мышлению А.Твардовского повышенной ретроспективностью. Нельзя не заметить, как часто в его стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный».

     - Откуда же пришла эта Память? Что мы знаем о жизни А.Т.Твардовского во время войны? (прошел в качестве военного корреспондента Финскую и Великую Отечественную)

     - Ф.М.Достоевский считал, что писателем можно стать только перестрадав. А.Т.Твардовский «перестрадал сполна». «У каждого настоящего поэта обязательно есть стихи, выделяющиеся из прочих, возвышающиеся над остальными. Они становятся достоянием различных антологий, хрестоматий.

В этом ряду, - считает К.Ваншенкин, - безусловно, и «Я убит подо Ржевом…».В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт рассказывает об истории его создания, о поездке под Ржев осенью 1942 года.

  1. Введение нового материала.

Реализация  индивидуального задания:

Сообщение. История создания стихотворения:

     -Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

     Над произведением поэт работал в конце 1945 – начале 1946 года. Вначале оно имело другое заглавие – «Завещание воина». Какие жизненные факты побудили поэта к его написанию? В небольшой статье «О стихотворении "Я убит подо Ржевом"» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск  страшное бездорожье. "Впечатления этой поездки, – писал Твардовский, – были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце". Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был "такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка".

  1. Выразительное чтение в лицах фрагмента из статьи А.Т.Твардовского «О стихотворении «Я убит подо Ржевом…»     

«На передней площадке трамвая – теснота.

-Граждане, зайдите в вагон, нельзя здесь всем.

       Какой-то лейтенант, прижатый к боковой решетке, парень с измученным, нервным загорелым лицом, поворачивает голову к одному «штатскому», который едва виден по грудь.

      - Ну, вот вы, например, почему вы не на передней? Кто вы такой?

      - Я? – И как привычное звание: - инвалид Великой Отечественной войны.

      - Инвалид? И я тоже ранен. Но мы сражаемся, а ты тут на передней площадке…

      - Ах, ты,  дурак,   дурак!

      - Я дурак? – вскрикнул нервный лейтенант и сделал страшное движение – не то за пистолет ухватиться, не то освободить руку для удара.

       Вмешиваюсь.

      - Товарищ лейтенант, спокойнее…

      -Товарищ подполковник… - В голосе такая боль и решимость, из глаз готовы брызнуть слезы, их только нет, - весь он такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастерка.

      - Вы в форме, с вас больше спрашивается.

      - Ах!.. – Он застонал, отвернулся к бульвару и с невыразимой, какой-то детской горечью и злостью сказал куда-то: - Никогда, никогда я не приеду в эту Москву…

        Когда я стал сходить, он протиснулся ко мне:

      - Товарищ подполковник, я из-под Ржева. Я приехал на сутки – хоронить жену. Я завтра должен быть в двенадцать ноль-ноль в батальоне. Извините меня…

      Я его должен извинить: хоть бы он меня простил как-нибудь…»

    Конечно же, не только эти факты легли в основу содержания произведения, в нём воплощён богатый опыт поэта, участника финской и Отечественной войн.

      Кроме того, есть мнение, что стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н.Н.Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.

5. Слово учителя:

- Итак, стихотворение было написано сразу после войны и первоначально имело название «Завещание воина». Но первая строчка стала «крылатой», стала символом так трагически и так просто оборвавшейся жизни. Так в название стихотворения вошло собственное наименование – Ржев. Тогда, в войну, это был маленький провинциальный городок. А события вокруг него развернулись очень значительные.

6. Реализация индивидуального задания. Историческая справка о боях подо Ржевом Работа с картой военных действий.

     "Правду о Ржеве скажут только тогда, когда умрут все, кто здесь командовал», - так в частной беседе выразил свое отношение к событиям ветеран боев за город Ржев. Почему же это так?
     Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

     На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

     Как же развивались события "в районе Ржева" и насколько они подходят под определение "битва"? В начале 1942 года, после успешного контрнаступления Красной Армии под Москвой, советские войска подошли к Ржеву. В Ставке Верховного Главнокомандования было принято решение без оперативной паузы продолжать движение вперед с целью завершить разгром немецко-фашистской группы армий "Центр". 8 января началась наступательная операция, получившая название Ржевско-Вяземской. В ней участвовали войска Калининского и Западного фронтов при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов. В рамках Ржевско-Вяземской операции были проведены Сычевско-Вяземская и Торопецко-Холмская операции. Вначале успех сопутствовал Красной Армии.

     Однако к концу января ситуация резко изменилась. Немецко-фашистское командование спешно перебросило из Западной Европы 12 дивизий и 2 бригады. В результате контрударов 33-я армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус оказались в окружении, лишь узкий коридор связывал 22-ю, 29-ю, 39-ю армию и 11-й кавалерийский корпус со своими, позднее и он был перерезан.

     Так на картах военного времени появился Ржевско-Вяземский плацдарм. Из словаря-справочника "Великая Отечественная война 1941-45": "Ржевско-Вяземский плацдарм, выступ, образовавшийся в обороне немецко-фашистских войск в ходе наступления советских войск зимой 1941-42 г.г. на западном направлении. Ржевско-Вяземский плацдарм имел размеры до 160 км в глубину и до 200 км по фронту (у основания). Зимой 1942-43 здесь было сосредоточено около 2/3 войск группы армий "Центр". Против этой группировки действовали основные силы Калининского и Западного фронтов".

     Со 2 по 12 июля вермахтом была проведена наступательная операция под кодовым названием "Зейдлиц" против соединений Калининского фронта, попавших в окружение. На протяжении многих лет о ней предпочитали не говорить.

     В рамках летней Ржевско-Сычевской операции, проводившейся силами двух фронтов, выделяется Погорело-Городищенская операция Западного фронта. Это - единственная операция на плацдарме, получившая широкое описание: была издана книга генерал-полковника Л. М. Сандалова "Погорело-Городищенская операция". Это наступление Красной Армии принесло некоторые успехи: были освобождены десятки населенных пунктов, в том числе и на Тверской земле - Зубцов и Погорелое Городище. Операция была определена как "первое успешное наступление советских войск в летних условиях".

     В Советской Исторической Энциклопедии одной строкой обозначена Ржевско-Сычевская наступательная операция Красной Армии, проведенная 25 ноября - 20 декабря 1942 года. И вот недавно в журнале "Вопросы истории" была опубликована сенсационная статья американского военного историка Дэвида М. Глантца "Операция "Марс" (ноябрь-декабрь 1942 г.)". В ней говорится о том, что почти одновременно с операцией "Уран" (стратегического наступления советских войск под Сталинградом) проводилась операция "Марс". Целью последней был разгром войск группы армий "Центр" на Ржевско-Вяземском плацдарме. Как и предыдущие, она успеха не имела.

     Последняя наступательная операция, в ходе которой плацдарм был ликвидирован, называется Ржевско-Вяземской и датируется 2-31 марта 1943 года.

     До сегодняшнего дня точно неизвестно скольких жизней стоило освобождение Ржевско-Вяземского плацдарма.

     Через пятьдесят лет после ликвидации Ржевского выступа вышла в свет книга "Гриф секретности снят" - статистическое исследование о потерях Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. В ней приводятся такие данные:

Ржевско-Вяземская операция (8 января -20 апреля 1942 года):

безвозвратные потери Красной Армии - 272320 человек,

санитарные - 504569 человек,

всего - 776889 человек.

Ржевско-Сычевская операция (30 июля - 23 августа 1942 года):

безвозвратные потери 51482 человека,

санитарные - 142201 человек,

всего -193383 человека.

Ржевско-Вяземская операция (2-31 марта 1943 года):

безвозвратные потери - 38862 человека,

санитарные - 99715 человек,

всего - 138577 человек.

Во всех трех операциях:

безвозвратные потери - 362664 человека,

санитарные - 746485 человек,

всего - 1109149 человек.

     К безвозвратным потерям отнесены убитые на поле боя, умершие от ран при эвакуации, пропавшие без вести и оказавшиеся в плену, к санитарным - раненые, контуженные, обожженные и обмороженные военнослужащие, которые были эвакуированы из районов боевых действий в армейские, фронтовые и тыловые госпиталя. Однако, если принять во внимание, что неизвестно сколько раненых вернулись в строй, сколько стали инвалидами, сколько умерли в госпиталях - общая цифра безвозвратных потерь теряет свои конкретные очертания.

     Приблизительность данных о потерях на Ржевско-Вяземском плацдарме заключается еще и в том, что многие боевые действия на этом участке фронта остались вне поля зрения военных историков.

     Участник этих событий маршал Советского Союза В. Г. Куликов назвал ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге - 2 миллиона 60 тысяч человек.

7. Выразительное чтение стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…»

8. Беседа на выявление понимания идейного содержания стихотворения:

- От чьего лица идет повествование?  Что этим достигается? (Твардовский: «Форма 1-го лица … показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».)

- Что мы узнаем из этого поэтического монолога о самом лирическом герое?

- Чем объяснить такое количество вопросительных предложений подряд в начале стихотворения? Что волнует погибшего воина даже за чертой земной жизни?

- Как объяснить одновременное присутствие в одном тексте местоимений «ваш – наш»?

- К кому обращается лирический герой в своем монологе? Какие слова-обращения находит?

- К чему призывает погибший воин оставшихся в живых?

- Что завещает живым, а значит, и нам с вами?

9. Практика в использовании знаний. Анализ средств выразительности.

Слово учителя:

- Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945- началеи1946 годов, - первый памятник Неизвестному солдату. По силе воздействия – это поэтический шедевр. Давайте исследуем, какими фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь сильного эмоционального отклика.

Работа в группах. Анализ художественных средств выразительности. Используются памятки. Анализ оформляется в таблицу. Результаты исследований озвучиваются по окончании работы. Время работы – 7 минут.

Рабочие группы: синтаксис, фонетика, лексика.

Поэтическая фонетика (памятка)

Аллитерация – повторение согласных звуков

Пушки с пристани палят…

Ассонанс – повторение гласных звуков

Стало в комнате темно,

Заслоняет слон окно,

Или это снится сон?

Динь- дон. Динь- дон.

Анафора - единоначатие

Вечер. Взморье. Вздохи ветра,

Величавый возглас волн…

Звукоподражание – прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши

Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи

Леса – лысы.

Леса обезлосели.

Леса обезлисели.

Таблица исследования поэтической фонетики:

Художественное средство

Примеры

Для чего использовано

Таблица исследования поэтической фонетики:

Художественное средство

Примеры

Для чего использовано

Анафора

Повторяющееся начало с местоимением «я»

(1 -ая, 2 - ая, 4 – ая, 5 –ая строфы)

Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе

Звукоподражание

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе

Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь

Ассонанс

В 4 – ой и 5 – ой строфах нагнетение гласных звуков

Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой

Поэтическая лексика (памятка)

Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Антонимы – слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Архаизмы – устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность

Угас, как светоч, дивный гений…

Неологизмы – новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи

О, рассмейтесь, смехачи!

Эпитет – художественное определение

Тучка золотая

Утес – великан

Пустыня чахлая и скупая

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

Глаза, как небо, голубые.

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы

Ирония – скрытая насмешка

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью…

Литота – художественное преуменьшение

Мальчик с пальчик

Мужичок с ноготок

Гипербола – художественное преувеличение, используемое , чтобы усилить впечатление

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день минул…

Овеществление – уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений

Деревья в зимнем серебре…

Безмолвен черный лес…

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых явлений, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий

Стальной оратор дремлет в кобуре

Вел мечи на пир обильный

Таблица исследования поэтической лексики

Художественное средство

Примеры

Для чего использовано

Таблица исследования поэтической лексики

Художественное средство

примеры

Для чего использовано

Эпитеты

Безымянное болото

Грозное, горькое право

Последняя пядь

Клятва святая

Вражья земля

Залпы победные

Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению

Архаизмы

Наши очи померкли

Пламень сердца погас

Эта кара страшна

Да исполнится слово

Клятвы святой

Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига

Просторечия

Там, куда на поминки даже мать не придет,

Есть отрада одна

Было все на кону

И ни дна ни покрышки

Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи

Воинская лексика, термины

На земле на поверке

Задачи той не выполнил враг

Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата

Антонимы

Мертвые – живые

Что живы – что пали

(земля) своя – чужая

Горевать - ликовать

Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления

Синонимы

Мертвые =павшие

Братья = побратимы = товарищи верные

Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора

Сравнения

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец…

Передает длительность и болезненность происходившего

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры (памятка)

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений

Разновидности повторов:

Анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора)

Не верь, не верь поэту, дева!

Мутно небо, ночь мутна

 

Анафора - единоначатие

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством

Эпифора – единство концовок

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь…

Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию,

либо по ослаблению эмоционално - смысловой значимости

 Не жалею, не зову, не плачу…

Антитеза - противопоставление

Черный вечер, белый снег.Ветер.Ветер.

Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!

Сопоставление противоположностей

Я царь, я раб, я червь, я Бог

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы

Мальчишки, лавки, фонари

Дворцы, сады, монастыри…

Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее

И волны теснятся, и мчатся назад

И снова приходят, и о берег бьют…

Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений

Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы

Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы

И смертью чуждой сей земли не упокоенные гости…

Где глаз людей обрывается куцый…

Художественное средство

примеры

Для чего использовано

Таблица исследования поэтического синтаксиса

Художественное средство

примеры

Для чего использовано

Риторические вопросы

Наш ли Ржев, наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

К Волге вырвался он?

А иначе даже мертвому – как?

Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах.

Риторические восклицания

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет!

Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление

Рефрен

Я – где корни слепые

Я – где с облачком пыли…

Я – где крик петушиный

Я – где ваши машины…

Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость

Инверсия

На дороге военной

Товарищи верные

Счастье безмерное

Дело святое

Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове

10. Заслушивание результатов исследований в группах. Комментарии учителя и учащихся. Обобщения, выводы.

- Какие выводы в ходе исследований сделала каждая рабочая группа?

Слово учителя:

- Итак, перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора. 

Прослушивание песни Михаила Ножкина «Под Ржевом». Презентация «Памяти павших посвящается».

  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: эссе «Читая стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (внести в сочинение элемент анализа)

Оценивание учащимися в группах работы каждого на уроке (листы с оценками сдаются учителю)


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия А. Твардовского, посвященная подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне. Стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Презентация к уроку литературы в 9 классе.Поэзия А. Твардовского, посвященная подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне.Стихотворение «Я убит подо Ржевом" .Анализ стихотворения...

Методическая разработка урока "Стихотворение А.Твардовского "Я убит подо Ржевом"

В разработку входят конспект урока, презентация, презентация ученика истории создания стихотворения. Еще рекомендую использовать биографию автора (у меня был представлен видеофильм, к сожалению, не во...

Методическая разработка урока "Стихотворение А.Твардовского "Я убит подо Ржевом"

В разработку входят конспект урока, презентация, презентация ученика истории создания стихотворения. Еще рекомендую использовать биографию автора (у меня был представлен видеофильм, к сожалению, не во...

Конспект урока литературы в 9 классе. А.Т.Твардовский . «Я убит подо Ржевом…» .Проблемы и интонации стихов о войне.

Цели урока:Образовательные:-познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения; ...

"Я убит подо Ржевом". А. Твардовский

Презентация к уроку по произведениям А.Твардовского для 9 класса. "Я убит подо Ржевом". А. Твардовский...

Конференция "Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления. Статья «Войны священные страницы навеки в памяти людской…» А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Стихотворение "Я убит подо Ржевом" одно из самых ярких и эмоциональных свидетельств о войне. Написанное от первого лица, оно делает достоверным каждую строчку как свидетельство очевидца....