размеры стихосложения 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Вольникова Елена Валентиновна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmery_stikhoslozheniya_6_klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                     Размеры стихосложения

Цель урока:            1. Повторить теорию стихосложения.

                                  2. Развитие творческих способностей учащихся.

1

Оргмомент (тема, цель, этапы работы, предполагаемый результат урока) (1 слайд)

2

Система стихосложения

Существует несколько систем стихосложения: (2 слайд)

- Силлабическая (равное число слогов в строке) (слайд с примером)

- Тоническая (количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество) (слайд с примером)

- Силлабо-тоническая (равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются с определенной последовательностью) (слайд с примером)

ВОПРОС: 

- В какой системе стихосложения написано большинство известных вам стихотворений? (силлабо-тоническая)

3

В силлабо-тонической системе стихосложения  ударные и безударные слоги повторяются в определенной последовательности. Существует несколько видов такой последовательности и называется это …?  (стихотворные размеры) (3 слайд)

Двусложные (чередуются 1 ударный и 1 безударный слоги)

Трехсложные (чередуются 1 ударный и 2 безударных слога)

Двусложные:

- хорей (с ударением на 1,3,5,7 слоги)

- ямб (с ударением на 2,4,6,8 слоги)

Трехсложные:

- дактиль (с ударением на 1,4,7,10 слоги)

- амфибрахий (с ударением на 2,5,8,11 слоги)

- анапест (с ударением на 3,6,9,12 слоги)

4

ВОПРОС: Что еще должно быть в стихотворном тексте? (рифма) (4 слайд)

Основные виды рифм в четверостишиях:

- парная, смежная (ААББ) (слайд с примером)

- перекрестная (АБАБ) (слайд с примером)

- кольцевая, опоясная (АББА) (слайд с примером)

5

Теорию мы с вами повторили, а сейчас "разминка для ума" (5 слайд)

У вас на партах карточки с заданием. Алгоритм выполнения задания на доске:

1. Разгадать ребусы, собрать из частей средство художественной изобразительности.

2. В одном из четверостиший найти и подчеркнуть зашифрованное в ребусе средство художественной выразительности.

3. Определить стихотворный размер этого четверостишия и способ рифмовки.

Все выполняется, пока звучит музыка.

Проверяем ребусы: 1- метафора, 2 – метафора, 3 – олицетворение, 4 – олицетворение, 5 –эпитет, 6 – эпитет, 7 – сравнение, 8 – сравнение

Если достаточно времени, спросить определения

Листочки подписываются и сдаются. (в журнал пойдут "4" и "5")

6

(6 слайд)Следующий этап работы называется "полет фантазии". Мы поиграем в буриме. Все знают правила игры, пока звучит музыка сочиняем четверостишие.

Проверяем варианты, сравним с оригиналом (7 слайд), определим размер и рифму

Еще один пример…

Проверяем варианты, сравним с оригиналом (8 слайд), определим размер и рифму

7 (9 слайд)

Мы повторили основные сведения по теории стихосложения, потренировались в поэтическом слоге. Домашнее задание будет творческим (10 слайд)

Вы можете сочинить стихотворение самостоятельно на тему "Весна"  или поиграть в буриме и принести к следующему уроку оформленные стихи (буриме) на формате А4.

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,                                     ____________________________

Движется, огромна и тягуча,

С фонарем в приподнятой руке.

Николай Заболоцкий

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,                                  _____________________________

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду            

                                                         Сергей Есенин

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.                       ________________________________

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

                                                                 Сергей Есенин

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,                                   _________________________________

Ягненочек кудрявый — месяц

Гуляет в голубой траве.

                                                                 Сергей Есенин

Заря окликает другую,

Дымится овсяная гладь...                             __________________________________

Я вспомнил тебя, дорогую,

Моя одряхлевшая мать.

                                                                 Сергей Есенин

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,                      _________________________________

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

                                                                 Сергей Есенин

ЗАДАНИЕ

 Определите стихотворный размер этого четверостишия и способ рифмовки (запишите напротив четверостишия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Основные размеры стихосложения"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Самостоятельная по размерам стихосложения

Четыре отрывка разных стихотворных произведений для определения размера стихосложения. Работа на 3 варианта....

размеры стихосложения 6 класс

разработка уроки и слайды к нему...

размеры стихосложения 6 класс

разработка урока 6 класс...

Урок литературы 6 класс «Трехсложные размеры стихосложениия».

Тема: «Трехсложные размеры стихосложениия».Тип – открытие новых знанийФорма проведения: путешествие в страну Литературия.3 команды формируются заблаговременно и с учётом личностных о...

Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс

Презентация.  Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс...