Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Мурзаев Сергей Николаевич

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл  достаточно простых, часто слышимых пословиц. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мурзаев Сергей Николаевич – учитель русского языка и литературы МБОУ Русско-татарская СОШ №136 г. Казани

Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Предметная область: Литература

Класс: 6

Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Цель:  раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора. 

Задачи:

  1. Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок по средствам игровых форм; расширять представления о культуре и истории родного края.
  2. Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
  3. Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: презентация, раздаточный материал для игры, сборник пословиц, словарь литературоведческих терминов.

Вид урока: урок усвоения нового материала, урок-игра.

Аннотация: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл  достаточно простых, часто слышимых пословиц.

Слайд 1. Эпиграф к уроку: Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить об устном народном творчестве, и речь пойдет о малых жанрах фольклора – пословице и поговорке. Запишем в тетради тему урока.  Обратите внимание на эпиграф к уроку. Зачитаем его (ученик читает). Как вы его понимаете? (ученики высказываются). Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица  и поговорка – это отражение народного сознания.  Через  использование пословицы  люди осваивают окружающий мир.  Строение речи сравнивается со строительством дома не случайно. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

2.Сравнение пословицы и поговорки.

Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.

(ученики читают словарную статью в словаре)

ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидат. смыслом. П. имеет одновременно буквальный и перен. (образный) план или только перен. В П. В гостях хорошо, а дома лучше два плана — букв. и перен. В П. Горбатого могила исправит — только образный. П. характеризуется особым ритмико-интонац. и фонетич. оформлением. П. может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих П. связано с реальными ист. событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность П. часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). П., имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудит. предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). П. со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

ПОГОВОРКА – образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» - выражение досады.

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

Запишем в тетради: (Слайд 2)

ПОСЛОВИЦА -  жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

3.Использование новых знаний на практике.

Посмотрите на слайд 3. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?

В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал:  «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

 На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

  • Положить зубы на полку;
  • Легок на помине;
  • Хоть шаром покати;
  • Свинью подложить;
  • Остаться с носом;
  • Когда рак на горе свистнет;
  • Рвет и мечет.

  • Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;
  • На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;
  • Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.

Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.

      Лес рубят — щепки летят. (Слайд 4)
      Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
      
Не зная броду, не суйся в воду. (Слайд 5)
      Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
      
Цыплят по осени считают.(Слайд 6)
      Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
      
От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.(Слайд 7)
      Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

4.Творческая работа.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы   приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.   Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется  «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем. (Слайд 8)

1 ТУР «Найди соответствие». Найдите соответствие и продолжите пословицу. (Здесь в конспекте пословицы даны в правильном виде)

  1. Не родись ни хорош, ни пригож, // родись счастлив;
  2. Блин не клин, // брюха не расколет;
  3. На зеркало нечего пенять, // коли рожа крива.
  4. В согласном стаде // волк не страшен.

2 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.(Слайд 9)

  1. Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);
  2. Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);
  3. На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);
  4. Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья);
  5. Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);
  6. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);
  7. Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);
  8. Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);
  9. Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

3 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом. (Слайд 10)

  1. На попятный двор. (Отказаться);
  2. Заткнуть за пояс. (Победить);
  3. При царе Горохе. (Давно);
  4. Хоть шаром покати. (Ничего нет);
  5. Легок на помине. (Появился быстро);
  6. У черта на куличиках. (Далеко);
  7. Яблоку негде упасть. (Тесно);
  8. Как снег на голову. (Внезапно);
  9. Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

4 ТУР «Откуда пословица?».  Из какого источника появилась пословица?(слайд 11)

  1. Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);
  2. Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
  3. А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);
  4. А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);
  5. А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).

5 ТУР «О чем пословица?». Распределите пословицы, разложенные на столе по темам на плакате, прикрепляя каждую пословицу к своей теме. (слайд 12), (Приложение №1)

Плакат с темами: «Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость».

(Листы цветной бумаги с пословицами разрезаны и в беспорядке текстом вниз лежат на столе. Ученики по очереди выбирают лист с пословицей, читают ее, знакомятся с ней, и только после этого распределяют).

Список пословиц:

  1. с родной земли – умри, не сходи
  2. своя земля и в горсти мила.
  3. всякая сосна своему бору шумит
  4. глупа та птица, которой свое гнездо не мило
  5. продай кафтан, да купи буквицу
  6. корень учения горек, да плод сладок
  7. сперва аз да буки, а там – и науки
  8. неразумного учить – в бездонную кадку воду лить
  9. под лежачий камень вода не течет
  10. дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах
  11. горька работа, да сладок хлеб
  12. в лес идут и на троих один топор берут
  13. двое пашут, а семеро руками машут
  14. на голове густо, а в голове пусто
  15. лоб, что лопата, а ума небогато
  16. конь познается при горе, а друг при беде
  17. вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен
  18. с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь
  19. сказал бы словечко, да волк недалече.
  20. волков боятся - в лес не ходить

5.Подводим итоги игры. Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

6. Рефлексия (Слайд 13)

  1. Пословица – это…
  2. Поговорка – это …
  3. На какие темы существуют пословицы?
  4. Почему пословицу не всегда надо понимать буквально?

6.Заключение: (слайд 14)

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

7.Домашнее задание:

Нарисовать пословицу или поговорку.

Список использованной литературы:

  1. http://slovari.yandex.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0/
  2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/15/poslovitsy-i-pogovorki
  3. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника).
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/07/07/pourochnye-razrabotki-literatura-6-klass-uchebnik-korovinoy-m-a  (litera_6_klass_uroki_razrabotki )
  6. eremina_o_a_uroki_literatury_v_6_klasse_kniga_dlya_uchitelya
  7. Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус. народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит. первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897;Аникин В. П. Рус. нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус. народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.

Приложение №1

С РОДНОЙ ЗЕМЛИ – УМРИ, НЕ СХОДИ

СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА.

ВСЯКАЯ СОСНА СВОЕМУ БОРУ ШУМИТ

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЕ ГНЕЗДО НЕ МИЛО

ПРОДАЙ КАФТАН, ДА КУПИ БУКВИЦУ

КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД СЛАДОК

СПЕРВА АЗ ДА БУКИ, А ТАМ – И НАУКИ

НЕРАЗУМНОГО УЧИТЬ – В БЕЗДОННУЮ КАДКУ ВОДУ ЛИТЬ

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, А ЛЮДЕЙ СМОТРИ В ДЕЛАХ

ГОРЬКА РАБОТА, ДА СЛАДОК ХЛЕБ

В ЛЕС ИДУТ И НА ТРОИХ ОДИН ТОПОР БЕРУТ

ДВОЕ ПАШУТ, А СЕМЕРО РУКАМИ МАШУТ

НА ГОЛОВЕ ГУСТО, А В ГОЛОВЕ ПУСТО

ЛОБ, ЧТО ЛОПАТА, А УМА НЕБОГАТО

КОНЬ ПОЗНАЕТСЯ ПРИ ГОРЕ, А ДРУГ ПРИ БЕДЕ

ВЕШНИЙ ЛЕД ОБМАНЧИВ, А НОВЫЙ ДРУГ НЕНАДЕЖЕН

С КЕМ ХЛЕБ-СОЛЬ ВОДИШЬ, НА ТОГО И ПОХОДИШЬ

СКАЗАЛ БЫ СЛОВЕЧКО, ДА ВОЛК НЕДАЛЕЧЕ.

ВОЛКОВ БОЯТСЯ - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка Мурзаев Сергей Николаевич - учитель русского языка и литературы МБОУ Русско-татарская СОШ №136 г. Казани Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится

Слайд 2

Что такое пословица и поговорка? ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Слайд 3

Нади пословицы! Найди поговорки! Положить зубы на полку; Легок на помине; Хоть шаром покати; Свинью подложить; Остаться с носом; Когда рак на горе свистнет; Рвет и мечет. Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год; На зеркало нечего пенять, коли рожа крива; Когда придет беда, не пойдет на ум и беда; Ученье – свет, а неученье – тьма.

Слайд 4

Пословицы имеют и метафорический смысл! Лес рубят — щепки летят . Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.

Слайд 5

Не зная броду, не суйся в воду. Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.

Слайд 6

Цыплят по осени считают. Прямой с мысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.

Слайд 7

От яблони — яблочки, а от сосны — шишки . Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки . Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

Слайд 8

ИГРА «Красна речь пословицей». 1 ТУР « Найди соответствие». Начало пословицы Конец пословицы Не родись ни хорош, ни пригож, Блин не клин, На зеркало нечего пенять, В согласном стаде А. брюха не расколет; Б. волк не страшен; В родись счастлив; Г. коли рожа крива.

Слайд 9

2 ТУР «Перевертыши». Враги не знают друг друга в счастье Глупые ноги ругают к старости. На своей Родине и зима прекрасна. Великое безделье хуже крошечного бизнеса. Чужие штаны подальше от себя Безделье неумеху не страшится. Чижа романами угощают. Умный умного не слышит близко. Черт всем скажет, боров слопает.

Слайд 10

3 ТУР «Одним словом». На попятный двор. Заткнуть за пояс. При царе Горохе. Хоть шаром покати. Легок на помине. У черта на куличиках. Яблоку негде упасть. Как снег на голову. Ни к селу ни к городу.

Слайд 11

4 ТУР «Откуда пословица?». Битый не битого везет. Кому вершки, а кому корешки. А Васька слушает да ест. А воз и ныне там. А ларчик просто открывался.

Слайд 12

5 ТУР « О чем пословица ?».

Слайд 13

Рефлексия Пословица – это… Поговорка – это … Н а какие темы существуют пословицы? Почему пословицу не всегда надо понимать буквально?

Слайд 14

Заключение Пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

Слайд 15

Домашняя работа Нарисуйте любую пословицу. Всем спасибо за урок!

Слайд 16

Список использованной литературы: http://slovari.yandex.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0/ http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/15/poslovitsy-i-pogovorki Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника). Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/07/07/pourochnye-razrabotki-literatura-6-klass-uchebnik-korovinoy-m-a (litera_6_klass_uroki_razrabotki ) eremina_o_a_uroki_literatury_v_6_klasse_kniga_dlya_uchitelya Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное // Даль В. И. Пословицы рус. народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит. первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897; Аникин В. П. Рус. нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957 ; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус. народа // Вопр . грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...

Малые жанры фольклора - пословицы и поговорки

Презентация содержит материал для изучения устного народного творчества в 5-м классе...

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс...

разработка урока литературы в 5 классе "Русские пословицы и поговорки"

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Русские пословицы и поговорки"...

«Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цели:обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.развивающие: развитие речи учащихся через комментирован...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...