Урок-вечер на тему "Осень"
методическая разработка (5 класс) по теме

Данная разработка содержит материал для проведения урока-вечера по русскому языку и литературы. Стихотворения русских поэтов об осени, музыкальные фрагменты из произведений русских композиторов, характерные народные приметы, аукцион пословиц, поговорок и загадок, игры помогут учителю разнообразить учебный процесс. При проведении урока-вечера предпологается использование следующих средств: костюмы, атрибуты для конкурсов, оформление класса или зала (стенгазеты, рисунки учащихся, букеты из осенних листьев и т.п.). Адресована учителям русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_vnekl_meropr_islam_.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

 

«Унылая пора! Очей очарованье!..»

 (Урок-вечер на тему «Осень»)

(5-6 класс)

Подготовил т провел

 учитель русского языка

и литературы Исламов Ф.Г.

Р Я Т А М А К   2010

Цель: Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов об осени, в которых раскрыта пленительная красота природы многоцветной и многокрасочной осени; а также с лучшими образцами живописи, где пейзаж осени неповторим и прекрасен; воспитание любви к природе; развитие наблюдательности; формирование эстетических представлений; расширение кругозора; закрепление речевых навыков и навыков выразительного чтения наизусть.

Оформление: Выставка репродукций картин И. И. Левитана («Осенний день», «Золотая осень»), И. Е. Репина («Осенний букет»), А. Пластова («Жатва»), А. К. Саврасова («Проселок»);

Музыка П. И. Чайковского «Времена года» («Осенняя песня»)

Стихи И. С. Никитина, С.А. Есенина, А.С. Пушкина, М. В. Исаковского, Ф.И. Тютчева, М .Ю Лермонтова, А. Блока, А. Майкова, К. Бальмонта, И. Бунина и др.

Выставка рисунков об осени.

Подготовительная работа: Проведение экскурсии в природу, заучивание стихов и народных примет, пословиц, поговорок об осени. Игры «Приз». «Осень спросим», «Проверь память», «Азбука».

Приготовить подарки-овощи, букеты.

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами проведем урок-вечер на тему «Осень». Что вы можете сказать об этой прекрасной поре?

Уч-ся. Времена года - удивительное явление природы. Из них я очень люблю осень. Это чудесная прекрасная пора. Особенно мне нравится ранняя осень. Её называют «волшебной», «золотой». Пейзаж ранней осени немного грустный и задумчивый, но все равно радостный.

Учитель. Кто из поэтов особенно любили осень!»

Ученица. А.С. Пушкин пишет: «Каждой осенью я расцветаю вновь».

Подтверждение этому - его творчество. Осенью поэту писалось легче и больше.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.        

УЧИТЕЛЬ: Ребята, послушайте, что расскажут о себе осенние месяцы. (Выступления учащихся в роли сентября, октября, ноября. Они в красивых маскарадных костюмах).

СЕНТЯБРЬ. Считали, чем суше и теплее я буду, тем позднее наступит зима. Среди моих увядших трав вновь распускаются фиалки, васильки, золотистые лютики. В середине сентября устанавливаются теплые деньки - бабье лето. Припекает солнышко, лазурный свод неба чист и ясен, как будто лето вернулось. Меня поэты называют вечером года. Моя неповторимая особенность: ясность далей. 24 сентября всякое лето кончается, 18 сентября - гусепролет. «Гуси летят - зимушку на хвосте тащат».

Последние дни мои оглашены кликами отбывающих гусей и журавлей. Послушайте летопись сентября. Её написал Вячеслав Молодяков.

Как жадно к югу рвутся птицы

 Сквозь листопад, сквозь холода.

Чтобы солнца досыта напиться

и на чужбине убедиться,

что Родина не повторится.

Ни в чем,

нигде

и никогда.

Сейчас у меня к вам, зрителям, просьба. Назовите мне мои характерные приметы. Учащиеся.

  • Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает; - ;
  • Созревание плодов у дикорастущих деревьев и кустарников;
  • начало массового листопада у деревьев и кустарников;
  • Самые щедрые рассветы- осенью;        с
  • Убирают картофель, капусту;
  • В народе по такому случаю затеяли вечеринку «Капустник»;
  • Издавна один из дней сентября посвящается рябине - отмечали «рябинники». Если обильный урожай рябины - к морозам.

Спасибо. Вы убедили меня в том, что сентябрь - любимый месяц у многих. Я передаю эстафету октябрю.

ОКТЯБРЬ. Дни стоят ещё на диво погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая кроткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Жестокий заморозок за ночь совлек с кленов летние доспехи, обильно устлав ими дорожки и тропы. Листопад избавляет деревья от водного голодания. С листьями дерево сбрасывает и отложенные в них вредные соли. Природа словно приучает нас к сиротеющей земле, к грядущему ненастью. Листопад и печалит, и греет.

Октябрь - коренной месяц осени, её вершина за перевалом - глухое подземелье. Отсюда и неустойчивость атмосферы, семь погод на дню.

Прислушайтесь к шороху листопада, задержите взгляд на его солнечной палитре. Пред глубоким зимним сном я ярко озаряю природу.

Самые знаменитые дни мои: 14 - знаменитый Покров. К этому дню старались утеплить дом. К 21 - готовь теплую одежду, зима забредает.

Вот вкратце о себе (аплодисменты). Спасибо. Сейчас у меня задание к хозяевам: назовите народные приметы в октябре.

Затем приглашают гостей. Заслушивают директора СДК.

  • Мне понравилось презентация октября. Хочу сделать подарок. Послушайте, пожалуйста, стихотворение И. Бунина «Октябрьский рассвет» (читает наизусть)

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом

Сонный туман на лугах серебрится,

Черный камыш отсырел и дымится

Ветер шуршит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампа

Меркнет, устало горя

В трепетный сумрак озябшего сада

Льется со степи волнами прохлада

Медленно рдеет заря.

  • Про октябрь говорят: то плачет, то смеется.
  • Листопад прошел круто - жди крутой зимы;
  • Октябрьский гром сулит бесснежную зиму;
  • Большие муравьиные кучи с осени - на суровую зиму;

  • Если с осени снегу занесет рано, то и весна ранний будет.

ОКТЯБРЬ. Спасибо. Я ждала, что вы скажете ещё вот о чем. Октябрь - это время посадок леса. Именит октябрь свадьбами. Основные сцены этого действия - помолвка, сватанье, сговор, девичник, поезд жениха.

( В знак благодарности читает стихотворение )

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

УЧИТЕЛЬ: Слово НОЯБРЮ - ЛИСТОГНОЮ.

  • Меня называют «груднем» от смерзшихся груд грязи на дорогах, «листогноем» - от чахнущих листьев.

Я сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. В ноябре зима с осенью борются. У меня есть ещё несколько прозвищ: «снеговей», «солнцеворот», «месяц осеннего первопутка», «последней живой воды», «молодого звонкого льда», «ледовый кузнец». И все-таки я - предзимний, а не зимний месяц. Нет-нет да проглянет робкое солнышко.

Вот что рассказывает обо мне народный месяцеслов:

4 ноября - Казанская. До Казанской - не зима, с Казанской - не осень.

14 ноября - Кузьминки, встреча зимы

  1. ноября - ледостав. Пруды и мелкие реки под ледяным панцирем.
  2. ноября - «Федот-лед на лед ведет».
  3. ноября - Михайлов день. Он известен больше оттепелями, чем лютью.

Я последний месяц живой воды. Ветви деревьев потемнели, нахмурились. Побурел и высох палый лист. И хотя лес сейчас не в чарующей красе, все же он и в предзимье радует глаз.

Трепещет на липах длинные крылышки - прицветники. Темно-фиолетовые сережки орешника уже набухали - ждут ранней весны, чтобы расцвести и дать жизнь новому поколению. Ярко-красные ягоды красуются на безлиственных деревьях рябины, сладкого боярышника и кислого барбариса.

Красива природа на исходе осени! Все чаще и чаще плывут низкие серые облака. Легкий морозец хранит белое одеяние земли.

УЧИТЕЛЬ. Спасибо, ноябрь. Ребята, давайте расскажем ноябрю, что о нем говорят в народе.

УЧАЩИЕСЯ.

  • В ноябре рассвет с сумерками встречается.
  • Гром в ноябре - к большому снегу.
  • Ноябрь полуземник: и колесо любит, и полоз.
  • Плачут по солнцу в ноябре оконца.
  • Трубный клич лебедей - к ноябрьским бурям.        —
  • В ноябре за холодами - солнцегрей, за погожим днем - слякоть. —

УЧИТЕЛЬ. Спасибо, ребята. А нет ли желающего рассказать стихотворение о ноябре?

( Один из учащихся рассказывает маленькое стихотворение А.Майкова.) - Хорошо. А сейчас послушаем музыку П.И.Чайковского «Времена года». (Звучит «Осенняя песнь») и расскажем наизусть любимые стихи об осени.

(«Осень» К.Бальмонт, «Есть в осени первоначальной» Ф.Тютчев, «Ласточки», «Пейзаж» А.Майкова, «Осень» А.С.Пушкина, «Уж небо осенью дышало», «Не видно птиц» И.Бунина, «Нивы сжаты» С.Есенина, «Зайчик» А.Блока, «Дождь каплет» И.Никитина ).

УЧИТЕЛЬ: Поделитесь, ребята, впечатлениями. Понравился вам парад стихотворений русских поэтов? ( Они ответили, что встретились с прелестными картинами осени, назвали понравившиеся стихи.)

Сейчас организуем путешествие вслед за поэтами в живопись, в пейзажные зарисовки. Назовите картины русских художников об осени. Какие строчки из прослушанных стихотворений вы подписали бы под этими картинами?

(Три ученика знакомят кратко с картинами И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день»,  А .А. Пластова «Жатва», И .Е. Репина «Осенний букет», А. В. Саврасова «Проселок». Они также говорили о драгоценности хлеба, об ощущении полноты жизни, понимании природы, которая способна вызвать и восхищение, и радость, и грусть, и которого требует серьезного, мудрого понимания, большой любви и заботы ).

  • Ребята, вы нарисовали свои рисунки об осени. Вот они. Ими вы можете познакомиться и после урока. Мне они понравились. Спасибо.

Я думаю, пора поразвлечься. Проведем аукцион пословиц, поговорок и загадок об осени.

( Аукцион проводят две ученицы. Подарок получают те, кто сумеет продолжить или закончить пословицы и поговорки, правильно отгадывать загадки . Подарками служат овощи, фрукты, осенние букеты).

В конце урока можно организовать игры:

«Сбор грибов», «Посадка и уборка овощей», «Азбука» (ведущий вынимает из мешочка - буквы из алфавита и просит назвать эпитеты и прилагательные, характеризующие осень, осеннюю природу.)

П- пурпурные; 3- золотой, золотистый; К - красивый; кроткий; О- огненный, облачный; Г- густые; Я- яркие; М- мокрые, мрачные и т.д.

А-ароматный, Б-багровый, бархатный, багряный; В- веселая, Г-глубокая, грустная; Д- длинная, дождливая, Ж-желтая, Л-лиловая, ласковая, Н-ненастная, П-пестрая, пурпурная, поздняя, Р-румяная, С- серлечная, Т-туманная, теплая, У-угрюмая, Х-холодная.

УЧИТЕЛЬ: Повеселились, хорошо. И в игре можно показать свои знания, ловкость, смекалку и эрудицию. Урок - вечер подходит к концу.

Я думаю, мы сегодня с вами хорошо поработали, много увидели и услышали, многому научились. Спасибо!

А сейчас получите задание на дом. Выполняйте по выбору:

  1. вариант. Написать сочинение по наиболее понравившейся картине об осени.
  2. вариант. Описать 1-2 народные обычаи или игры, связанные с осенью.
  3. вариант. Составить рассказ или сообщение «Осень в устном народном творчестве». (В сказках, пословицах, поговорках, загадках.)
  4. вариант. Выписать изо. средства из стихотворений об осени:

«Пейзаж» И.Е.Никитина,

«19 октября» А.С.Пушкина,

«Приметы осени» Н.Грекова,

«Есть в осени первоначальной» Ф.Тютчева,

«Унылая пора, очей очарованья...» А. Пушкина

За консультацией и помощью обращайтесь ко мне, к библиотекарю, учителям, родителям.

Спасибо всем, кто принимал участие на нашем уроке-вечере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вечеринки"

Предлагается презентация к уроку по теме "Вечеринки", в которой представлена лексика по данной теме( виды вечеринок, одежда, еда)...

Презентация к уроку "Вечер в салоне А.П.Шерер"

Презентация к уроку "Вечер в салоне А.П.Шерер"...