Внеклассная работа по литературе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Внеклассные мероприятия по творчеству А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_po_literature.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по литературе.

                          Звездный час

Урок – игра по теме «Литература конца 18 – начала 19 века.

Отборочный тур. Викторина,

  1. Назовите памятники древнерусской литературы.
  2. Назовите оду М.В.Ломоносова
  3. Кто умел « истину царям с улыбкой говорить»?
  4. Как называются баллады В.А.Жуковского?
  5. Кого царица Екатерина назвала «бунтовщиком хуже Пугачева»?
  6. Кому принадлежат строки:

                … Что может собственных Платонов

                       И быстрых разумом Невтонов

                       Российская земля рождать.

7. Назовите первое крупное произведение Д.И.Фонвизина.

8. Автором какой Грамматики является Д.И.Фонвизин?

9.Откуда эти строки:

                Вот злонравия достойные плоды!

10. Назовите героев комедии «Недоросль»

По результатам викторины отбирается 6 участников. Ведущий представляет игроков. Они занимают свои места. У каждого участника набор карточек с номерами от 1 до 8. Правила соответствуют правилам одноименной телевизионной игры. Ведущий читает вопрос и несколько вариантов ответа к нему. Игроки отвечают с помощью карточек, получая в ходе игры звезды за правильные ответы.

Первый тур

 На доске портреты писателей 18 – начала 19 вв.

1. Ломоносов М. В.  2. Карамзин Н.М. 3. Радищев А. Н. 4.Жуковский В. А.

5.Державин Г.Р.                                                                      6. Рылеев К.Ф.

 7.Фонвизин Д.И.                                                                     8. Крылов И.А.

Вопросы:

1.О ком эти строки:

                                   Там в стары годы

                                    Сатиры смелый властелин

                                    Блистал …,

                                                      Друг свободы.

2.Чьи это строки:

                              Я не поэт, а гражданин.

3.Назовите представителя сентиментализма.

4.Кто из писателей является драматургом?

Меняем задание.

На доске термины.

1. классицизм          2.сентиментализм           3. романтизм          4.реализм

1.Я называю черты

                              - неудовлетворенность жизнью и мечта о лучшем,

                               -обращение к прошлому,

                                - изображение исключительных характеров в                                           исключительных обстоятельствах. Это черты  …

2.Я называю жанры:

                                 -семейно - бытовой роман,

                                   - чувствительная повесть,

                                  -путевые заметки,

                                   -дневники, письма. Это черты …

3.Теория  трех единств, высокий, торжественный язык, жанр – ода.

Это черты …

4. Я называю представителей: Ломоносов, Державин.

Это представители  …

Один участник, набравший по итогам первого тура меньшее количество

 « звезд», выбывает из игры.

Второй тур

Труба Грамотейка. 10 кубиков с буквами. Составить слово из этих букв за 2 минуты. Участник, составивший самое длинное слово, получает  «звезду».  Игрок, составивший самое короткое слово, выбывает из игры.  

Логические цепочки.

Вопросы:

1.               1                            2                       3                        4

           Ломоносов           Державин           Жуковский        Крылов

Это представители  18 века. Так ли это?

2.                 1                          2.                      3                          4

           Простаков             Скотинин           Митрофан          Лиза

Это герои Фонвизина « Недоросль» Так ли это?

3.                  1                        2                             3                     4

      Семейно - бытовой       повесть               дума                 путевые

       роман                                                                                 заметки

Это жанры сентиментализма. Так ли это?

4.                  1                           2                          3                        4

        «Светлана»            «Бедная Лиза»        «Людмила»         «Море»

Это произведения В.А. Жуковского. Так ли это?

Второй тур закончен.  

Два лучших игрока выходят в финал.

Финал. Составить как можно больше новых слов ( в единственном числе, именительном падеже) из слова романтизм в течение минуты.

Победит тот, кто назовет свое слово последним. Можно использовать набранные в ходе игры звезды. Победителю дается право выступить со своими пожеланиями, потому что для него наступил звездный час.

 Викторина по биографии и творчеству  А.С. Пушкина.

1.Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года?

2.В связи с чем и когда В.А. Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью?

3.Кого имеет в виду поэт, восклицая: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

4.Кому из своих друзей - декабристов А.С. Пушкин послал свое стихотворение? Как оно начинается?

5.В каком стихотворении поэт, верный идеям декабристов, восклицает: «Я гимны прежние пою»?

6.Из какого произведения взяты слова: « Глаголом жги сердца людей»?

7. К какому произведению эпиграфом была взята пословица « Береги честь смолоду»?

8.Назовите три произведения А.С. Пушкина, где героиня Мария.

9.Главные герои каких произведений Мария и Владимир?

10. Назовите первую поэму А.С. Пушкина.

11. В каких произведениях А.С. Пушкина изображен  царь Петр?

12. О ком поэт пишет: « Мой первый друг, мой друг бесценный!»?

13.О ком поэт пишет: « Подруга дней моих суровых..»

14.Кто из героев А.С. Пушкина наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание.

15.Кто из героев перед венчанием заблудился в поле?

16. Кто из героев был похищен в день свадьбы?

17 Кем были написаны  наиболее известные прижизненные портреты А.С. Пушкина?

18.О каком портрете А.С. Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»?

19. Кто написал картину « Пушкин на лицейском экзамене»?

20. Кто написал картину «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»?

21. По каким произведениям А.С. Пушкина созданы музыкальные произведения?

22. Какие кинофильмы сняты по произведениям А.С. Пушкина?

Литературный конкурс  «Читая А.С. Пушкина»

Цель: способствовать развитию мышления, познавательной активности, интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

1вед. (читает ст-ие Давида Кугультинова)

Едва за книгой

                          руку протяну

И пушкинские разверну

                                      страницы-

Забыто все, я у него

                                         в плену,

И тихая беседа

                                   наша длится…

Великий Пушкин не ушел

                                   с земли,

 Он лишь во времени ином,

                                            вдали.

Он здравствует во времени

                                          ином,

Как твой старинный друг

                                     иногородний,

Он, Пушкин, там творит

                                  еще сегодня.

Вот только не порадует

                                     письмом…

Но книга это возместит

                                        сполна,

Она, как путь,

                                связует времена.

1 конкурс.

Вед.  Думаю, что наша беседа по произведениям А.С. Пушкина доставит удовольствие всем.  И вот почему. Мы решили, что просто отвечать на вопросы, кто тот или иной герой и откуда, неинтересно и скучно. Мы для вас подготовили конкурс под названием «Перевертыши» Я называю произведение в «перевернутом»,  противоположном значении. А вы говорите, как оно звучит на самом деле. Например, « Быль о простой курице». Быль – сказка, о простой – о золотой, курице – петухе. Таким образом, получается  «Сказка о золотом петушке».  На столе у каждой команды – конверт с заданием. Откройте его и прочитайте задания. Желаю всем удачи.

 

Задания командам

Кавалер- дворянин

«Барышня- крестьянка»

Город

« Деревня»

Расточительная дама

 «Скупой рыцарь»

Летняя распутица

« Зимняя дорога»

Жара и месяц: ночь ужасна…

« Мороз и солнце: день чудесный..

Генеральский сынок

« Капитанская дочка»

Ангелы

« Бесы»

Летний вечер

« Зимнее утро»

Встреча

« Разлука»

Он ее ненавидел

« Я вас любил»

Сестры- полицейские

« Братья- разбойники»

Заряд

« Выстрел»

Трефовый король

« Пиковая дама»

Троекуров

« Дубровский»

Он забыл мучительный год

« Я помню чудное мгновенье»

Дождь

«Метель»

Белая шапка

« Черная шаль»

Свободный

« Узник»

Из пустыни

« К морю»

Быль об очень живом холопе и семи девах

« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Деревянный пешеход

« Медный всадник»

Ватный хозяин

« Каменный гость»

Спящие профессора

« Пирующие студенты»

Его тетя самых хитрых исключений

« Мой дядя самых честных правил»

Березу срубили за хижиной

« Ель растет перед дворцом»

2 конкурс «Стихи в альбом». Все вы прекрасно знаете, что во времена А.С. Пушкина существовала такая семейная традиция – писать стихи в альбом. Вот мы сейчас попробуем написать такое ст-ие.

Задание командам:

Прощай, письмо любви! Прощай, она велела.

Как  долго медлил  я! Как долго не хотела

Рука  предать  огню  все  радости мои!..

 Но полно,  час  настал. Гори, письмо  любви

Храни  меня,  мой  талисман,

Храни меня во  дни  гоненья,

Во дни  раскаянья,  волненья:

Ты  в   день печали  был мне  дан.

Конкурс для зрителей.  Буриме.

Буриме – сочинение ст-ия на заданные рифмы

                                          обманет,

                                           сердись!

                                          смирись.

                                            настанет.

                                           живет;

                                            уныло:

                                             пройдет;

                                              мило.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет,

Настоящее уныло;

Все мгновенно, все пройдет;

 Что пройдет, то будет мило.
                              А.С. Пушкин

3 конкурс. Разделить письмо.

 Молю Бога, чтобы это письмо как - нибудь до вас дошло.

 По дороге обчистил меня кругом пехотный капитан. Я живу в нашем доме под караулом. Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери, не имею на земле ни родных , ни покровителей. А впрочем, народ здесь гостеприимный и добродушный. Пиши ко мне.

Молю Бога, чтобы это письмо как- нибудь до вас дошло.

 Я живу в нашем доме под караулом. Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери, не имею на земле ни родных, ни покровителей.

 Конкурс для зрителей «Закончи  строки»

1.Царь с царицею простился

   В путь дорогу снарядился.

2.Пока свободою горим,

   Покасердца для чести живы,

   Мой друг, отчизне посвятим

   Души прекрасные порывы!

3.Открой мне всю правду, не бойся меня:

 В награду любого возьмешь ты коня.

4.Зовет меня взглядом и криком своим

   И выполнить хочет: «Давай улетим!»

5.Оковы тяжкие падут,

   Темницы рухнут – и свобода

   Вас примет радостно у входа,

   И братья меч вам отдадут.

6.Унылая пора! Очей очарованье,

7.Буря мглою небо кроет.

8.Все те же мы: нам целый мир чужбина

9. Я помню чудное мгновенье

10. И, обходя моря и земли,

     Глаголом жги сердца людей

4 конкурс « Навеяно Пушкиным» Нужно показать театрализированный фрагмент из пр-ия А.С. Пушкина.

 Разговор няни и Татьяны.

Разговор Петруши Гринева с отцом и матушкой.

Свидание Маши и Дубровского в беседке.

Ссора мальчиков

 Давайте пожелаем удачи

Представления.

Поблагодарим всех, кто сегодня был на сцене, кто доказал, что и интересно читать

 

Игра по литературе «Счастливый случай»

( по роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин»)

2 команды

Первый гейм « Гонка за лидером»

Вопросы для первой команды.            Вопросы для второй команды

Замените слова синонимом.

1.денди                                                    1. мазурка

2.педант                                                   2.эпиграмма

3.vale                                                        3. Адам Смит

4.боливар                                                 4. Брегет

5.партер                                                    5.раек

6.Истомина                                               6 .Амуры

7.лорнет                                                     7.фрак

8.Руссо                                                      8.Венера

9.ланиты                                                    9.лобзать

10.васисдас                                                10. биржа

11.сплин                                                     11.пиит

12.фортуна                                                 12.Аполлон

13.гондола                                                 13.Кант

14.Петрарка                                               14 маДригал

15. РичарДсон                                            15.эклога

16.анахорет                                                 16.Гименей

17.бордо                                                      17.аи

18.бостон                                                     18.ломбер

Второй гейм « Заморочки из бочки»

Команды по очереди вытаскивают бочонки с цифрами. Вед. задает вопросы.

  1. С кем сравнивается Онегин в манере одеваться?
  2. Как звали куклу Татьяны?
  3. Как звали отца Татьяны Лариной?
  4. На каком языке написано Татьяны?
  5. Кого на именинах Татьяны пригласил на танец первой Ленский?
  6. Кто передал письмо Татьяны Онегину?
  7. Любимое время дня Татьяны.
  8. Какие награды имел Дмитрий Ларин?

Третий гейм « Ты мне, я тебе»

Команды задают вопросы друг другу

Четвертый гейм «Дальше, дальше, дальше…»

Какая команда даст больше ответов за одну минуту.

Вопросы первой команде.

  1. Доверенное лицо на дуэли
  2. Короткое хвалебное стихотворение.
  3. Что значит поставить на барьер?
  4. Старинный вид фортепьяно.
  5. Слуга, управляющий лошадьми.
  6. Разговор наедине.

Вопросы второй команде.

     1.Карточная неазартная игра.

      2.Сложный танец, которым обычно заканчивается бал.

     3. Короткий вызов на дуэль.

    4.Торжественное хвалебное стихотворение.

    5.Утренняя звезда.

    6.Длинный шарф из пушистого меха.

Подведение итогов.

Тест

для проверки знаний по роману «Евгений Онегин»

  1. Как называлась деревня Ленского

А) Кистеневка          

Б) Красногорье        

 В) Лысые горы        

 Г) Захарово.

2.Кто был секундантом Ленского на дуэли

А)Чацкий          

Б) Загорецкий        

 В)Зарецкий          

Г) Петушков.

3. Какую книгу всю жизнь читал дядя Онегина

 А) Придворный календарь          

Б) календарь осьмого года        

 В) Адама Смита        

 Г) Ричардсона.

4.По какой улице возок Лариных въезжает в Москву

А) Тверская,

Б) Садовое кольцо.

В) Набережная,

Г) Неглинная.

.В каком возрасте няню Татьяны выдали замуж

А) 18 лет,

Б) 13 лет,

В) 1 лет,

Г) 23 года.

.За кого вышла замуж Ольга

А) гусар,

Б) драгун,

В) пехотный офицер,

Г) улан.

7. Каким вопросом Ольга встречает Ленского на следующий день

А) Куда, куда вы удалились?

Б) Зачем вечор так рано скрылись?

В) Как спали почивали?

8. В каком головном уборе Татьяна  предстает перед Онегиным в петербургской гостиной

А) в чепце,

Б) в кокошнике,

В) простоволосая,

Г) в шляпе.

9. Кто такой анохорет

А) чудак,

Б) отшельник,

В) поэт,

Г) странник.

9.Что такое канапе

А) диван,

Б) кушанье,

В) одежда,

Г) вид оружия.

10.Кто такой Аполлон

А) Бог любви,

Б) Бог Солнца,

В) покровитель искусства,

Г) покровитель войны.

Литературная блиц игра «Творчество А.С. Пушкина»

1 задание.

Письмо по памяти. Отрывок  из  повести «Капитанская  дочка»  со  слов

 « Я выглянул из кибитки…»  до слов  «Я приказал ехать….

  1. Задание.

Определить жанр произведения.

« Пиковая дама»

« Капитанская дочка»

« Барышня  крестьянка»

«Анчар»

« Сказка о мертвой царевне»

« Руслан и Людмила»

3 задание

Определить стихотворный размер.

Во глубине сибирских руд

В пустыне чахлой и скупой

4 задание

Восстановить текст

Наружность его показалась мне …. Он был лет сорока, …  …., …  и ….

В  … бороде его показалась проседь;    … ….глаза его так и бегали.

Лицо его имело выражение … …, но ….

Волосы были острижены в кружок, на нем был …армяк и  …шаровары.

Задание

Разделить письмо

Молю Бога, чтобы это письмо как нибудь до вас дошло. По дороге обчистил меня кругом пехотный  капитан. Я живу в нашем доме под караулом. Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери, не имею на земле ни родных, ни покровителей. А впрочем, народ здесь гостеприимный и добродушный. Пиши ко мне.

Литературная игра «Что? Где? Когда?»  (8 класс).

Вопросы первой команде

1.Какую книгу любил читать отец Петра Гринева?

2.Где находился монастырь, в котором жил Мцыри?

3. Назовите жен, которые любили вмешиваться в дела своих мужей?

4.О ком Гоголь сказал так « Человек, прочитавший  пять  шесть книг и поэтому вольнодумен»

5. Объяснить значение слов подрядчик, реплика.

6.Картины жизни какого периода в истории Руси изображены в « Песне о купце Калашникове»

7.Развести героев по произведениям Иван Васильевич, Авдотья Васильевна, Христиан Иванович.

8.Какие танцы исполнялись на балу, где Иван Васильевич танцевал с Варенькой.

Вопросы второй команде.

1.Назовите произведение, где есть песня мертвецов.

2.Где схоронили Калашникова?

3. Из чьих уст слова вылетали неожиданно?

4. Кого характеризуют слова « Человек умный и не любит пропускать того, что плывет само в руки»?

5.Объясните значение слов ментор, резонер.

6.Картины быта какого периода в истории России изображены в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

7.Развести героев по произведениям Алексей Иванович, Иван Кузьмич, Алена Дмитриевна, Степан Парамонович.

8.Какую песню поют пугачевцы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование личности учащихся во внеклассной работе по литературе

Совершенствование личности учащегося во внеклассной работе по литературе через литературные встречи (литературно-художественные путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя)...

внеклассная работа по литературе

Повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, расширение  кругозора знаний....

Виды и формы внеклассной работы по литературе

Сатья представялет собой рекомендации проведения литературно-музыкального вечера...

Внеклассная работа по литературе как средство формирования культурологической компетентности учащихся

Методический проект учителя раскрывает систему внеклассной работы по литературе в свете требований стандартов образования...

внеклассная работа по литературе в 8 классе

внеклассная работа по литературе в 8 классе...

внеклассная работа по литературе в 8 классе

внеклассная работа по литературе в 8 классе...

Обобщение опыта работы: "ЗА РАМКАМИ УРОКА: ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"

Обощение опыта внеклассной работы по литературе на базе школьного музея Сергея Есенина гимназии №69 г. Липецка....