КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ Б. А.ЛАНИНА
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Календарно-тематический план по литературе по ФГОС по учебнику Б.А.Ланина рассчитан на 102 часа, для 9 класса .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       9 класс  (3 ч в неделю, всего 102ч)
                    Ведущая тема: личность — история — судьба.
                    Личностный характер художественного творчества

Количество часов

                                                   Т ема

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

По плану

             Факт

Древнерусская литература. Летописные жанры — 3 ч
Задачи:
— знакомство с произведениями древнерусской литературы и их поэтическими особенностями;
— формирование национального самосознания;
— повторение литературоведческих терминов: классицизм, просветительский реализм, романтизм, драма (трагедия, комедия).
Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация.
Повторение: жанры фольклора.

Связь между видами искусства: опера А.П. Бородина «Князь Игорь»

3  Ч  

 1

 1

1

                 

Введение. Литература –история-судьба. Личностный характер художественного творчества

Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.

 «Слово о полку Игореве»

Историческая основа произведения, история публикации

Характеризовать художественную уникальность жанровой системы литературы Древней Руси. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.
Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.
Характеризовать героя древнерусской литературы.
Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Классическая литература XIX в. —42ч
Задачи:
— ознакомление с выдающимися произведениями русской литературы первой половины XIX в. и с социально-историческим контекстом их создания;
— углубление читательского опыта;
— формирование представлений о становлении национальной идентичности;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: реализм, роман в стихах, психологический портрет, психологический пейзаж, роман.
Виды деятельности: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, интерпретация, дискуссия, проект.
Повторение: классицизм как литературное направление; просветительский реализм, романтизм; драма (трагедия, комедия) классицизма.
Понятия для изучения: реализм, роман в стихах: особенности жанра, психологический портрет, психологический пейзаж, сюжет и фабула.
Связь между видами искусства: музыка Сен-Санса, акварели М.Ю. Лермонтова. Экранизации романа: «Страницы журнала Печорина» (постановка А. Эфроса, 1975); «Герой нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» (режиссёр С. Ростоцкий, 1965–1966); «Княжна Мери» (режиссёр И. Анненский, 1955), многосерийный фильм «Герой нашего времени» (фрагменты, режиссёр А. Котт, 2006); художественный фильм «Мёртвые души» (режиссёр Г. Юнгвальд-Хинкевич, 1978) и спектакль МХАТ (постановка Л. Трауберга, 1960).

Интернет: разработка веб-страницы о творчестве писателя. Создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями). Составление электронной библиографии. Подписка на рассылку электронных новостей по литературе. Создание тематических презентаций. Написание рецензий и отзывов с

размещением на литературных сайтах. Участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах. Самостоятельная работа с ресурсами электронных библиотек.

А.С.Грибоедов     8+2

     1

 

Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.
Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.
Конспектировать литературно-критическую статью.
Готовить развёрнутый устный или письменный ответ (составление плана, подбор цитат из текста, необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения, убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос).
Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера.

Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений

      1

Жизнь и творчество

      1

«Горе от ума»
Традиции просветительства и черты классицизма.

      1

Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии.

      1

Система образов. Художественные средства создания характеров.

      1

     1

Художественные средства создания характеров. Анализ ключевых сцен

Вн/чт. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками»

     1

И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний»

А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума“»

     2

Эссе по комедии  р/р

Дж.Г. Байрон.

     1

«Паломничество Чайльд-Гарольда» 

Романтический герой в поисках смысла жизни.

     1

Мотивы тоски одиночества. Байронический тип героя

11+1 ч    А.С. Пушкин.

    1

Жизнь и творчество: годы творческого расцвета. «Евгений Онегин»

« Онегинская строфа».

    1

Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения.

    1

Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа.

    1

Изображение высшего света и поместного дворянства.

    2

Татьяна, Онегин, автор-поэт.

    2

Сравнительный анализ писем: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне

    1

Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина.

    1

Роль лирических отступлений в романе.

    1

Споры об Онегине в русской критике.

    1

р/р сочинение

10 +2 ч      М.Ю.Лермонтов

    1

Жизнь и творчество.

    1

«Герой нашего времени»
Своеобразие сюжета и композиции.

    1

Роль композиции в раскрытии характера Печорина.

    1

Композиционная роль «Журнала Печорина».

    1

Жанровое своеобразие романа («путевые записки», дневник, повести).

   1

Печорин в поисках смысла жизни.

   1

Печорин и Онегин

   1

Нравственная проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни).

   1

Смысл названия романа.

   1

Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова.

   2

р/р Сочинение

10ч +1   Н.В.Гоголь

1

Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска.

1

«Мёртвые души»
Из истории создания.

1

 Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная.

Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера.

Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений

1

Чичиков как герой нового времени, его идейно-композиционное значение в поэме.

1

Тема пошлости в произведении: образы помещиков.

2

Групповой портрет чиновников: средство создания.

1

Взаимоотношения Павла Ивановича Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы.

1

Тема будущего Руси. Смысл названия поэмы и споры о жанре Творческая работа. «Кто же едет в тройке? Кого везёт тройка-Русь?»

«Поэма Гоголя в русской критике» «Мёртвых душ»: роман или поэма?

1

Повторение . Романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

1

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вечные образы в литературе — 8 ч
Задачи:
— знакомство с бытованием «вечных образов» в русской и мировой литературе;
— формирование умения сопоставлять произведения русской и мировой литературы (проблематика, система персонажей, этические ценности);
— восприятие русской литературы в контексте мировой.
Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация.

Связь с другими видами искусства: образ Гамлета на сцене и на экране. Экранизации трагедии «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев, 1964). Музыка Д.Д.  Шостаковича. Современные постановки «Гамлета»

2ч   М.де Сервантес Сааведра

1

Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Рыцарские романы во времена Сервантеса.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.
Выразительно читать наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.
Характеризовать героя зарубежной литературы.
Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии

1

Мечта Дон Кихота о Дульсинее Тобосской. Конфликт мечты и реальности в романе. Дон Кихот и Санчо Панса

4ч    У.Шекспир

1

Театр в жизни Шекспира.

1

«Гамлет»

Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности.

1

Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя

1

Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество.

2ч    И.С. Тургенев

1

Жизнь и творчество писателя.

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи и направления.

Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения

1

«Гамлет и Дон-Кихот»
Два типа личности в истории человечества и в творчестве И.С. Тургенева.

Литература конца XIX — начала ХХ в. — 16 ч
Задачи:
— формирование представлений об общественной роли литературы в России и о её значимости в становлении личности;
— воспитание эстетической восприимчивости и художественного вкуса;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: символ и символизм, футуризм, виды комического, верлибр.
Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация, проект.
Понятия для изучения: символ и символизм, футуризм.

Связь между видами искусства: романсы на стихи А.А. Блока (музыка Ю.А. Борисова, А.Н. Вертинского) и С.А. Есенина. Графика В.В. Маяковского

   

4ч   А.П.Чехов

1

Жизнь и творчество писателя.

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.
Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.П. Чехова.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

1

«Крыжовник». . Новаторство Чехова в жанре рассказа.

Роль художественной детали.

1

1

«О любви». Образы «футлярных людей».

Творческое задание

        4+1ч   М.Горький

1

Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков.

1

«Челкаш»

Сильный человек вне общества.

1

Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни.

1

Символический образ моря в рассказе

1

Творческая работа

       3ч  А.А.Блок

1

Жизнь и творчество поэта.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Готовить устные сообщения об основных модернистских течениях в русской литературе начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм), проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.

1

«Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…». Теория «Вечной Женственности».

1

«Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с Тобою встречаться…». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Символика цвета.

        3+2ч   С.А.Есенин

1

Жизнь и творчество.

1

«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…». Лирический герой и мир природы.

1

«Запели тёсаные дроги…», «Зелёная причёска…». Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А. Есенина

1

Вн/чт. В.М.Маяковский «Сергею Есенину»

1

р/р Эссе-рассуждение

2ч    В.В.Маяковский

1

Жизнь и творчество.
Из ранней лирики.
«Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос  лирики.

1

«Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма.

Из русской и зарубежной литературы ХХ в. — 145ч
Повторение: виды комического.
Виды деятельности: чтение, интерпретация.
Понятия для изучения: литературная антиутопия, верлибр, герой-праведник.

Связь между видами искусства: экранизация повести «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988)

4_+1 ч           М.А.Булгаков

1

Жизнь и творчество писателя.

Давать общую характеристику художественного мира произведения. Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития.

Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности

1

«Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы.

1

 Образ «грядущего хама» (Д.С. Мережковский): Шариков и Швондер.

1

Сатирическое изображение действительности.

1

Р/Р Аналитическое сочинение

3ч     А.Камю

1

Из биографии. Афоризмы Камю.

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи

1

Роман «Посторонний»

История создания и проблематика. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо.

1

Значение романа. Понятие об экзистенциализме

3ч   Дж.Оруэл

1

Из биографии. Афоризмы Оруэлла.

Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.)

1

Роман «1984»

Проблематика и жанровые особенности.

1

Государство Океания, политические и нравственные принципы его граждан. Судьбы главных героев

1ч   Г.Н.Айги

1

Лирика разных жанров.
Традиции жанров восточной поэзии в творчестве русских поэтов.

Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений литературы народов России.
Характеризовать героя литературы народов России.

Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приёмы изображения человека

4+1ч  А.И.Солженицын

1

«Матрёнин двор». 
Тема праведничества в рассказе.

Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.
Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

Писать контрольное сочинение.

1

Образ Матрёны.
Авторская позиция.

1

Проблема названия: первоначальное — «Не стоит село без праведника» или окончательное — «Матрёнин двор»? Судьба Матрёны.

1

Образ рассказчика — учителя Игнатича.

1

Р/Р Аналитическое сочинение

1

Вн/чт. Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

1

Повторение и обобщение изученного

1

Р/Р Контрольное сочинение

1

Анализ сочинений

1

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

Резервные уроки

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

п/п

Тема

Количество часов

102

Введение

1

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

3

Классическая литература XIX века. А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

8

Дж.Г.Н.Байрон. «Паломничество Чайльд-Горольда»

3

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

12

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»

10

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

12

Вечные образы в литературе. М. де Севантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

3

У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский»

4

И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда»

3

Литература конца XIX века – начала XX века. А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви»

4

М.Горький. «Челкаш»

4

А.А.Блок

4

С.А.Есенин

4

В.В.Маяковский

3

Из русской и зарубежной литературы XX века. М.А.Булгаков. «Собачье сердце»

4

А.Камю. «Посторонний»

3

Дж. Оруэл. «1984»

3

Г.Н.Айги

2

А.И.Солженицын. «Матренин двор»

5

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

1

Уроки внеклассного чтения

4

Урок контроля

1

                                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089., Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32), учебного плана МОУ «Гимназия № 7» на 2013-2014 учебный год, авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2011.

Программа рассчитана на 102 часа. По учебному плану выделено 102 часа.

Уроков развития речи – 10 (1 контрольное сочинение), уроков внеклассного чтения — 4

В программу внесены небольшие изменения: изучение зарубежной литературы изучается в конце учебного года.

Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.

Задачи — закладывать основы систематического изучения историко-литературного курса, продолжать развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Содержание программы и календарно-тематическое планирование прилагаются.

Литература

1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», 2011.

2. Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по физике. 9 класс (по учебнику Перышкина)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта о...

Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Календарно-тематическое планирование по физике. 11 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе по учебнику "Английский язык нового тысячелетия".

Данное планирование составлено таким образом, что темы уроков совпадают с учебными записями в школьном журнале....

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс к учебнику Алексеева А.И.

Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В.,  и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классыИспользуемый учебник: А.И. Алексеева и др. "География России. Природа и население»...

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс к учебнику Душиной И.В.

Используемая программа: Душина И.В. «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Используемый учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов.  7 класс – М.: Д...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику Алексеева А.И.

Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В.,  и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классы Используемый учебник: А.И. Алексеев и др. «География России: хозяйство и географические ра...