Литературная гостиная "Чудесная пора - очей очарованье!" (5 класс)
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Предложен сценарий литературного праздника для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennyaya_gostinaya_oktyabr_2008.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Чудесная пора – очей очарованье!»

Классный руководитель. Добрый день, дорогие ребята и гости. Мы рады вас видеть в нашей литературной гостиной на празднике Осени. Осень… Чудесная пора… В воздухе, дрожащем, как струна, вальсируют огненно-рыжие кружевные листья. По земле медленно и важно шествует королева Осень.

       Принялась за клёны осень первым делом,

       Их наряд зелёный быстро переделав,

       Золота и бронзы, красок  не жалея,

       Стройные берёзки кисточкой лелеет.

       Мелкие листочки красить надоело,

       Кистью ставить точки – что это за дело?

       Краски расплескала на листву берёзки,

       Растеклись по платью жёлтые полоски.

       Жёлтое с зелёным – смотрится контрастно,

       И решила осень – это так прекрасно,

       Пусть пока берёзы о зиме забудут,

       Не роняют слёзы, веселее будут.

Ведущий 1. Золотая осень! Какое прекрасное сочетание слов! Посмотрите вокруг: листья деревьев, как акварельные краски, переливаются то тут, то там.

Ведущий 2. А что в лесу? Так же красиво?

В.1. Я постараюсь ответить на твои вопросы словами русского поэта Ивана Бунина из стихотворения «Листопад».

       Лес, точно терем расписной –

       Лиловый, золотой, багряный,

       Весёлой, пёстрою стеной

       Стоит над светлою поляной.

       Берёзы жёлтою резьбой

       Блестят в лазури голубой.

В.3. А вот как написал Сергей Есенин.

       Закружилась листва золотая

       В розоватой воде на пруду,

       Словно бабочек лёгкая стая

       С замираньем летит на звезду.

Классный руководитель. И я тоже хочу добавить.

       Как хорошо в гостях у осени

       Среди берёзок золотых…

       Подольше б золото не сбросили,

       Стоял бы лес багрян и тих.

В.2. Уж больно осень у вас красивая. А дождь, холод, мало светит солнышко… Словом, унылая пора. Не правда ли?

В.1. Но и в плохом можно видеть хорошее. Если не будет дождя, то не будет грибов.

В.3. Будет мороз в воздухе, и капуста на грядке вкуснее и сочнее будет.

Обращается к ведущему №2. Так что, брат, ты не прав.

Классный руководитель. Да, осень – мать урожая. Какие только овощи не собираем в этот сезон.

В.2. А давайте попробуем угадать эти овощи.

Классный руководитель. Подожди, подожди. А как же мы будем веселиться без нашей хозяйки? Ребята, давайте позовём к нам в гости осень. Я начинаю, а вы повторяете за мной.

       Листья, листья, не шумите,

       Ветер в поле усмирите,

       Солнце, выглянь из-за туч,

       Принеси тепла нам луч.

       В эту дверь мы очень просим

       Золотую нашу осень!

Входит осень.

       Я спешила к вам сюда,

       Услыхала шелест я.

       Вы меня позвали в гости?

       Добрый день вам, друзья!

Наверное, вы меня долго ждали. А я была занята важными делами: раскрашивала разноцветными красками все парки, леса и сады.

       Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске

       Кленовые листья горят, как подвески.

       Нагнитесь за самым красивым листом –

       В прожилках малиновых на золотом…

В.1 Да, осень – красивое время года. Но это и щедрая пора на урожай.

В.3. Как хорошо бродить по лесу с корзинкой в руках! Листва хрустит под ногами, а под ней прячутся грибы.

Осень. Ребята! А знаете ли вы, как надо собирать грибы и какие нужно собирать грибы?

В.2. Ну это легкотня! Проще всего сорвать гриб с корнем, чтоб другим не досталось. Да и брать надо все грибы, что попадаются, лучше всего самые красивые, в горошек. Это верный способ.

Осень. Что ты, что ты! Так ведь и лес будет не лесом. Будешь беречь лес, он тебя за это щедро одарит. А вот какие грибы вы знаете, мы спросим у ребят.

Грибная викторина.

       Он на толстой ножке белой,

       В яркой шляпке загорелой,

       Кто в лесу его найдёт,

       Тот от радости поёт. (Белый гриб)

       Ловко спрятаться умеет,

       Там, где лес с березняком,

       При засушке он чернеет,

       Хоть и бел его излом. (Подберёзовик)

       Меж осиновых ветвей

       Красной шапочкой своей,

       Словно ягодка горит,

       Будто – «Вот я!» - говорит,

       И хоть яркий вид имеет,

       Срежь – мгновенно посинеет. (Подосиновик)

       Этот гриб смертельно страшен

       И не менее опасен,

       Бледен, чуть зеленоват

       И таит сильнейший яд. (Бледная поганка)

       За семьёй семья в сосёнках,

       Малышата в клейких плёнках.

       Сжались в жёлтые комочки,

       Словно маленькие кочки. (Маслята)

       Не тигрёнок, не лисёнок,

       Кругл, пластиночками тонок,

       С головы до самых ног

       Ярко-рыжий паренёк. (Рыжик)

       Он меж зелени желтеет,

       Имя «хитрое» имеет.

       Хоть и не кусается,

       Странно называется. (Лисичка)

       Я сморщен, я весенний гриб,

       На вырубках встречаюсь.

       И от собратьев всех своих

       Я видом отличаюсь. (Сморчок)

       Разноцветные береты –

       Лета яркие приметы –

       Разбрелись в лесу, как стая,

       Чудо-радуга грибная. (Сыроежки)

       Этот крепкий Кабальеро

       Носит белое сомбреро,

       Под листвой и хвоей

       Скрыт от взора с головой.

       Но когда в азарт войдёшь –

       Целый выводок найдёшь. (Груздь)

Осень. Молодцы, ребята. А знаете ли вы, сколько дней длится осень? (91 день). А какие это месяцы? Послушайте.

Выступление мальчиков о сентябре, октябре, ноябре.

1. Сентябрь – первенец и новосёл осени. Разные имена дали сентябрю древние славяне: он и ВЕРЕСЕНЬ – от медоносного вереска, невысокого вечнозелёного кустарника; он и РУЕНЬ – от славянского слова, называющего дерево, которое даёт жёлтую краску; он и ВРАСЕНЕЦ – иней. Называют сентябрь внуком знойного июля, эхом ушедшего лета: «Сентябрь ушедшему лету вслед кланяется».

2. Октябрь у древних славян именовался ЛИСТОПАДНИКОМ – из-за опадания листвы в это время года; другое наименование октября – ГРЯЗНИК, месяц ненастья и осеннего бездорожья, «ложка воды – ведро грязи». По непостоянству погоды октябрь, что март, он ему брат – то плачет, то смеётся. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт, внизу метёт. Октябрь ещё и капустник: он пропах капустой, так как в эту пору рубят и квасят капусту.

3. Древнее название ноября – ГРУДЕНЬ. Это имя образовано от слова «груда», которое в русском языке значило «разъезженный, плохой путь». Есть у ноября и другие названия: СНЕГОВЕЙ, БЕЗДОРОЖНИК, ПОЛУЗИМНИК. Ноябрь – время противоборства осеннего тепла и зимней стужи, пора холодных ветров и перволедья. Ноябрь – ворота зимы.

Классный руководитель.

       Скосили тучи синеву,

       Вот-вот упасть на землю снегу.

       Старик опавшую листву

       Лопатой грузит на телегу.

       Застыл в оцепененье сад.

       Ни шороха, ни разговора.

       Лишь ветки голые стучат

       По доскам старого забора.

       Работает он не спеша.

       Всё курит, курит сигареты.

       Как будто хочет задержать

       Прощание с прошедшим летом.

       В тех листьях прожитые дни,

       Грусть сентября и неба просинь.

       И лошадь, голову склонив,

       Увозит за ворота осень.

Осень. Как прекрасны стихи об осени. Давайте послушаем их.

Чтение стихов детьми, родителями, гостями.

Осень. Молодцы. А у меня ещё есть загадки об овощах, которые поспевают в это замечательное время года. Поработаем, друзья.

Ведущие помогают.

Синий мундир, жёлтая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)

Эта рыжая девица

Под землёй от нас таится,

Но зелёный веер свой

Выставляет над землёй. (Морковь)

Хотя на кухне много раз

Он заставляет плакать нас,

Но на него обиды нет,

Поскольку вкусен с ним обед. (Лук)

Полосатый этот плод

На бахче всегда растёт.

Он снаружи гладок,

А под коркой сладок. (Арбуз)

Дольку этого плода

В чай кладём мы иногда.

Ароматней и вкусней

В чашке чай бывает с ней. (Лимон)

Пока он рос, он был одет

В один зелёный цвет.

Теперь одежды этой нет –

Он в красное одет.

Он твёрдым был, он мягким стал.

Ну, кто загадку отгадал? (Помидор)

Осень. Молодцы. Теперь я точно знаю, что осень – ваше любимое время года.

Но

Моя пора прошла, друзья,

Покинуть праздник я должна:

Пойду в леса, поля, к друзьям –

Помочь им надо тоже там.

А вы порадуйтесь, друзья,

Но помните, что холода

Придут к вам скоро. И тогда

Тепло чтоб было каждый день,

Заклейте окна, щели все –

Готовьтесь хорошо к зиме.

Все. До свидания, милая осень.

Музыка звучит осенняя. Далее сокопитие (чаепитие), танцевальная программа.

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Мероприятие способствует воспитанию  любви к родной природе, к своей малой родине.Опустел посёлок наш,Паутинки вдаль летят,И на южный край землиПотянулись косяки....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

СЦЕНАРИЙ осеннего праздника «Унылая пора…Очей очарованье…» (А.С.Пушкин)

Данный сценарий можно использовать для прооведения осеннего  праздника как в отдельном классе, так и в параллели.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

«Унылая пора… Очей очарованье…»

Разработка посвященная времени года "Осень". В школе проводится как "Осенний бал". Воспитывает любовь к осени. Какими дарами богата "Осень"....

Внеклассное мероприятие к осеннему балу «Унылая пора - очей очарование!» для учащихся 8-11 классов

Методическая разработка данного мероприятия имеет цель организации познавательного досуга, воспитания чувства товарищества, доброжелательности среди школьников....

Методическая разработка музыкально-литературной композиции “Унылая пора! Очей очарованье”

             Музыкально-литературная композиция «Унылая пора! Очей очарованье!» разработана в рамках проведения  внеклассных мероприятий &laq...

Пошаговый мастер-класс по изготовлению панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».

Панно в технике выжигание по ткани: «Осенняя пора, очей очарованье».Цель: Изготовить декоративное панно в технике гильоширование.Задачи: - воспитательные: трудовое и эстетическое вос...