Урок литературы в 8 классе. Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Запальская Елена Викторовна

Цель:

1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.

2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа художественного текста.

3. Воспитывать нравственные качества, прививать интерес к литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13» г.Лысьва Елена Викторовна Запальская.

Тема: Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Цель: 

1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.

2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа художественного текста.

3. Воспитывать нравственные качества, прививать интерес к литературе.

Оборудование: портреты, иллюстрации; заранее подготовленные инсценировки встреч Розы и Принца, Лиса и Принца; сообщения учащихся - что такое «ирония», «сатира», «аллегория», «философия».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация.

Учитель. Сегодня на уроке я хочу поговорить с вами о самом важном  на свете - о человеческих отношениях. Поможет нам в этом сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» французского писателя затрагивает проблему человека и мира на философском уровне. Прежде чем обратиться к сказке, нужно обратиться к личности писателя, произведения которого во многом биографичны. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова: «Быть человеком – значит, чувствовать, что ты за всё в ответе. Не забывай, ты всегда в ответе «за тех, кого приручил».

- Что вы знаете о жизни и творчестве писателя? (ответы учащихся)

-Как вы понимаете выражение «биографичные произведения»?

Экзюпери писал: «Детство – это огромный мир, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из какой-нибудь страны».

Сент-Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца. Но ничего не раскрывает так писателя, как его произведения.

Книги Сент-Экзюпери воспринимаются как философские повести о роли и месте человека в жизни. Итак, сказка «Маленький принц»

- Что такое сказка?

- Какие виды сказок вы знаете?

- В чём отличие авторских сказок от народных? (не обязательно счастливый конец)

- Назовите сказки и их авторов.

- «Маленький принц» - это философская сказка.

- Что такое философия? (сообщение ученика). 

- Выражать мысли образно, обобщённо, т.е. философски.

- Как вы понимаете смысл выражения «философская сказка»?

- О чём размышляет автор в сказке?

- Каким автор предстаёт перед нами?

3. Работа по содержанию.

- Кто такой Маленький принц?

- Опишите планету Маленького принца.

- Как заботился принц о своей планете?

«Проснулся, привёл в порядок себя, приведи в порядок свою планету».

- Что будет, если не заботиться о своей планете?

(сообщение ученика об экологической ситуации на планете Земля)

-Что представляет собой попавшая на планету принца роза?

(инсценировка отрывка «Роза и Принц»)

- Почему Роза нередко ставит принца в тупик своими рассуждениями? Какая она? Какой у неё характер?

- Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит? (Прочитать)

-Как Роза отнеслась к решению принца? Как она себя вела?

(Чувство нужно уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца).

Сам герой до определенного момента путешествует бесцельно, не понимая, что гонит его от Розы. И что он ищет. Прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства, потому-то он решил оставить Розу и уйти. Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

- Расскажите о посещённых планетах.

1 планета.

Король в каждом видит поданного и не может не издавать каждую минуту приказов. Но он говорит: «Власть прежде всего должна быть разумной». Маленький принц согласен с ним. Это говорит о гуманизме короля

- Что такое гуманизм?

2  планета.

Честолюбец хотел, чтоб его хвалили, воздавали честь, почитали, повторяя, что он лучше всех, наряднее, красивее. Принцу кажется всё это глупым, смешным.

3 планета.

Пьяница хотел забыть, что ему совестно пить. Принцу его жаль.

4 планета.

«Деловой человек» занят бессмысленным подсчётом звёзд. Хочет всё превратить в собственность. Принц говорит: «За всю жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал».

5 планета.

Фонарщик занят бесполезным, никому не нужным делом.

6 планета.

Учёный, который уткнулся в книги и ничего не видит.

- Что думает принц о всех этих людях?

«Взрослые люди утратили свою непосредственность. Они забыли о своём призвании».

- Какой литературный приём использует автор при описании жителей планет? (Сатиру, иронию. Дать определения)

- О ком Географ заставляет задуматься принца? (о Розе)

- Что видит Принц на Земле (Сад роз)

- Кто ему встречается (Лис)

(Инсценировка эпизода встречи Лиса и Маленького принца)

- Чему учит принца Лис? (Дружбе, любви, пониманию)

Некогда поговорить друг с другом, остановиться, посмотреть в себя, задуматься о смысле жизни.

- О чём просит Лиса Принц? («Приручить» его)

- Что отвечает принц? («У меня мало времени»)

- Как вы понимаете слово «приручил»?

Маленький принц бесконечно одинок, он ищет друзей. После разговора Принц понимает, что он приручен своей Розой. И он в ответе за неё. Лис прощается с принцем и говорит ему: «Зорко одно лишь сердце». Любовь и дружба – это труд.

- Какой художественный приём использует автор, изображая Розу и Лису? (Аллегорию. Дать определение).

- Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Что в дружбе самое главное?

- Какими качествами должен обладать каждый человек по отношению к другому человеку?

- Какие слова показались вам самыми важными в сказке?

(возвращение к эпиграфу)

  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия

Сегодня на уроке я задумался о…

После прочтения сказки…

Этот урок позволил…

5. Домашнее задание. Напишите «Пожелания Человеку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "О красоте человеческих лиц",посвящённый году учителя

Урок внеклассного чтения в 10 классе "О красоте человеческих лиц" по рассказу Вересаева "Состязание"и лирике русских поэтов. Урок посвящён Году Учителя ....

Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"

Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком  учител...

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...