Поэт и толпа в творчестве М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Толстухина Ольга Петровна

Презентация по теме "Поэт и толпа в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Скачать:


Подписи к слайдам:

В стихотворении «Пророк», написанном в 1841 году, Лермонтов поднимает тему взаимоотношений пророка и «толпы».
Лермонтовский
пророк — гонимый людьми гений. Поэт раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности.
Первая, вторая и половина третьей строфы описывают отношения между пророком и людьми. «Толпа» отвергает пророка, который провозглашает «любви и правды чистые ученья», и он удаляется в пустыню, где обретает покой и гармонию:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Последние строфы изображают контрастную картину: когда пророк возвращается в «шумный град», люди с презрением отталкивают его.
Стихотворения: «Смерть поэта»1837 «Кинжал» 1838 «Поэт» 1838 «Пророк» 1841
Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные.
«Пророк»
В. Белинский писал: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…»
Поэт и толпа в творчестве М.Ю.Лермонтова
Стихотворение «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина. По силе обличительного пафоса оно намного превзошло стихотворения других поэтов об этой
трагедии.
Необычен характер
лермонтовского
стихотворения: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем
и образов придают
особую убедительность
позиции
Лермонтова как наследника пушкинской музы.
Тема поэта и поэзии,
назначения поэта
стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов.

Общество времени жизни Лермонтова — масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов почувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихах судьбу поэта, живущего в государстве,
где
подавляется личность
, правят невежество и
бездуховность
.
Но Лермонтов не предлагает путь смирения.
Для него лучше продолжать борьбу,
лучше быть изгнанным пророком
, чем золоченой игрушкой, бесполезной и жалкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Урок литературы с применением сингапурского метода на тему:"Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова" в 9 классе

На уроке раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. Автор использует структуры сингапурской методики: Финк-Райт-Раунд-Робин, Зум Ин, Таймд-Пэа-Шэа, микс-Пэа-Шэа....

Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова. "Известные строки поэта".

Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова "Известные строки поэта"....

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского)

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) Тип урока: комбинированный Цель урока: интерпретация художественного текста....