По сказкам Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Петрова Надежда Михайловна

Обобщающий урок по сказкам Пушкина в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_skazkam_pushkina.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5-м классе по теме « Путешествие в Лукоморье».

 Тип урока:  систематизация и обобщение изученного материала

Вид урока: урок-игра

Цель: Повторение и обобщение знаний учащихся по теме « Путешествие в Лукоморье»

Задачи:

1.        Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина  

2.        Развивающая:

Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах

3.        Воспитывающая:

Создать условия для  повышения интереса обучающихся к  учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина

Ожидаемые результаты:

- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- метапредметные:  сотрудничать в группах;

- предметные: быть

способным выражать свои мысли в связном повествовании; владеть

образностью и эмоциональностью устной  речи.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг,  карточки с заданиями,  проектор, ноутбук, презентация «

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный

Участники урока-игры: учитель, обучающиеся 5 класса,

Ход урока.

1. Организационный момент. Настраиваемся на урок литературы. Оглянитесь вокруг себя, улыбнитесь и тихонько садитесь.

2.Вступительное слово учителя.

Учитель: И так начинаем урок.

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт на право- песнь заводит.

Налево- сказки говорит.

Мотивация учебной деятельности

- Вы знаете чьи это стихи?

Слайд 2 .Найдите портрет А.С.Пушкина?

 Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин

Беседа о Пушкине.

Вот эти строчки  Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну сказок..как называется страна сказок Пушкина?( Лукоморье) Кого только не встретишь там! И гордого Гвидона. И белую Царевну Лебедь. И бойкого Балду.

Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. - (В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».) Посмотрите место, неправда ли сказочное.

Сегодня мы с вами на уроке отправимся в путешествие, ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. Тема сегодняшнего урока так и называется путешествие в лукоморье. А чтобы путешествие не было скучным , что нам нужно вспомнить? ( сказки Пушкина)

.  А для начала давайте немного пофантазируем, закройте глаза, представьте, что у нас есть машина времени, которая донесёт нас   в Лукоморье, где живут сказки , но для этого нужно произнести  волшебные слова

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт на право- песнь заводит.

Налево- сказки говорит.

 Вот мы уже и в Лукоморье,  и перед нами лежит свёрток, давайте прочитаем, что там написано.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я очень рад видеть вас у себя в гостях,. Здесь вас  ждут захватывающие и увлекательные задания по сказкам Пушкина , но в моей стране очень не любят лентяев  и бездельников, надеюсь, среди вас таких нет А работать вы будите по командам и за каждый правильный и точный ответ команда получает звёздочку,  если команда не смогла ответить, но вы знаете ответ, отвечайте и получайте звёздочку помощь своей команде. Команда, набравшая больше всего звёздочек  получит  приз. Успехов вам!»

                                                                                                                        Учёный кот

Учитель: И ещё ребята сегодня в стране Лукоморье роль учёного кота предложена мне.

1. Делим по командам. берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

____Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

____Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно — оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» — книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

У меня в руках разрезанные части рисунков из каких-то сказок, сейчас вы вытягиваете фрагмент рисунка и и ищите остальные части, и собрав картинку у вас получится команда. И так начнём.

Учитель: Из какой сказки рисунок? На команды мы с вами разделились, а теперь давайте посмотрим, какие же нас ждут испытания.

                         3.Обобщение и систематизация знаний                                   

                              1. Задание: « ПОДСКАЖИ  СЛОВЕЧКО.»

Учитель: Бывает так: услышите где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнет знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет – продолжить сказку по нескольким строчкам.

«Три девицы под окном»…

(Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

                                                                Говорит одна девица,-)

               « Свет мой, зеркальце! Скажи»…

            (Да всю правду доложи:

            Я ль на свете всех милее,

                                                        Всех румяней и белее?»)

Вывод: вспомнили отрывки сказок наизусть.

2.Задание: «ТАК  ВСЕ  НАЧИНАЛОСЬ».

Учитель. У  всякой сказки есть зачин. Сможете ли вы узнать сказку по ее зачину ?

1. «Жил – был поп толоконный лоб.

Пошел поп по базару поискать кой-какого товару.»

( « Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. « Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

( «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Вывод: как построена сказка.

3.Задание: « ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ .»

   Учитель: Команда получает конверт  с 8 карточками, на которых написаны герои сказок. Надо найти 4 карточки с героями из одной сказки Пушкина и угадать сказку.

1 конверт. Чернавка, царевна, Елисей, семь богатырей, старик, леший, работник, заяц.

2 конверт. Дядька Черномор, царевна-лебедь, кот, старуха, рыбка, старик, бояре да дворяне.

Вывод: повторение  сказочных героев

4. Задание : « ЗА  МОРЕМ  ЖИТЬЕ  НЕ  ХУДО».

Учитель. «За морем житье не худо, в свете ж вот какое чудо!»…Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание « заморских чудес». Что это как не хорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы «чуда» или надо описать предмет так, чтобы другая команда угадала. На подготовку – 2 минуты. ( 1,  команда – яблоко, 3 команда – волшебное зеркальце.)

Вывод: сказочные предметы.

6.Задание: «ВОПРОСЫ  УЧЕНОГО  КОТА».

Учитель. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является ученый кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! А сегодня он приготовил для вас тест.

1. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана?

 А) Буян       Б) море-океан             В) Лукоморье

2. За какую плату нанял поп работника?

        А) за три рубля                Б) за три подзатыльника                         В)В год за три щелчка по лбу.

3. Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея?

        А)Месяц                      Б)Ветер.               В)Солнце

4. Что кричал петушок,сидя на спице?

А)  Кири-ку-ку! Царствуй , лежа на боку!    Б)Ку-ку-ре-ку         В) Ку-ку

5. Сколько раз закидывал старик в море невод?

           А)5                          Б).3                        В) 4

6.Какие  сказочные герои  Пушкина прожили вместе « тридцать лет и три года»?

А)  Старик и старуха     Б) Салтан и Бабариха      В) Поп и Балда

7.Где пушкинский поп повстречал своего работника Балду?

А) На бирже труда            Б) На дороге                 В) На базаре

8.Какой герой из сказок Пушкина превращался в шмеля, муху и комара?

А)Князь Гвидон          Б)Салтан                    В)Царь Додон

Вывод: содержание сказок.

7. Задание: « СКАЗКА  ЗА  СКАЗКОЙ.»

       Учитель:.  По условию следующего задания вы должны вспомнить и назвать как можно больше сказок, которые написал Пушкин. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,  « Сказка о медведихе.»

. Благодарю всех за то, что с честью выдержали все испытания  и учёный кот нам желает: «Жить поживать, зла не встречать, здоровыми быть, сказки любить».

Учитель: Закройте глаза и представьте, что вы из сказочной страны обратно возвращаетесь в класс, но не забудьте взять собой полученные звёздочки. И произнесём волшебные слова.

4.Выводы по уроку и выставление оценок.

Интересны Пушкинские сказки? У кого возникло желание ёщё раз перечитать пушкинские сказки? ( ответы учеников) Нужны ли они будут вам, когда вы повзрослеете? Почему?

Итогом нашей работы стали звёздочки, которые у вас  в руках. Они будут не только оценкой за урок, но и нашей благодарностью  Пушкину за его несравнимые сказки. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.  Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, добрее.

.Теперь посчитайте ваши звёздочки, сколько, каждая команда заработала. Сегодня у нас нет проигравших в выигрыше все т.к. все вы знаете и любите сказки Пушкина.

Рефлексия.

Учитель: Каждый из вас закончите предложения, выбрав только одну фразу.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • мне захотелось…

Оценки за урок.

5.Д/з.1.кроссворд по сказкам Пушкина          

   2. Выполнить рисунок к любимой сказке А. Пушкина

3. Написать развернутый ответ  «Чему научили меня сказки                                                            А.С. Пушкина?»