Урок. Литературный вечер "Песни на стихи В.Высоцкого"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Литературный вечер, посвященный творчеству Владимира Семеновича Высоцкого 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_literaturnyy_vecher_v.vysotskogo.pptx2.3 МБ
Файл literaturnyy_vecher.odt26.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературный вечер, посвященный творчеству В.С.Высоцкого

Слайд 2

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого (1938 - 1980)

Слайд 4

- Родился в 1938 г. 25 января в Москве. - Когда началась война, отец, Семён Владимирович, уехал на фронт. - Володя и его мать, Нина Максимовна, эвакуировались в г. Бузулук. - В 1943 возвратились в Москву. - в 1945 г. Володя поступает в школу. - В 1947 г. Отец был направлен в ГДР, в город Эберсваль . Семья поехала с ним. - В 1949 г. Володя с матерью возвращаются в Москву. - В 1955 г. Володя окончил школу.

Слайд 5

1938 г. Июнь 1941 г.

Слайд 6

1947 г. Володя с отцом в г. Эверсвальде . 1 июня 1950 г. с мамой, Ниной Максимовной

Слайд 7

29 февраля 1956 г.

Слайд 8

Школа – студия МХАТ

Слайд 9

На Таганке «Десять дней, которые потрясли мир» Д.Рида «Антимиры» А.Вознесенского «Вишнёвый сад» А.П.Чехова

Слайд 10

выступлениях На концертных

Слайд 11

25 июля 1980 г. Страна прощается с В.Высоцким .

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок по литературе. 7 класс. Литературный вечер, посвященный творчеству В.С.Высоцкого

Составитель: Платонова Татьяна Васильевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 г. Крымска

 

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью

Владимира Высоцкого;

      - развивать интерес к поэзии;

      - прививать навыки работы с дополнительной литературой;

      - развивать у учащихся умение выразительного чтения стихов,

         их анализа;

      - на примере творчества Высоцкого воспитывать высокие      

        нравственные качества.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сообщение темы, целей.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня у нас не обычный урок, а литературный вечер, посвященный  творчеству Владимира Высоцкого. Более тридцати лет прошло с того времени, когда его не стало, однако имя его живет в памяти потомков.

Ученик. (на фоне звучания гитары)

Погиб поэт невольник чести…

           В который раз такой конец.

           Как будто было неизвестно –

           Талант в России не жилец.

 

           Да, был такой талант высокий,

           Так оцени двадцатый век:

           Каким он был, твой сын Высоцкий –

           Поэт, артист и человек.

  1. III.Знакомство с творчеством Владимира Высоцкого.

1. Просмотр презентации.

2. Сообщения учащихся.

Ученик. У Владимира Высоцкого есть песни,  похожие на роли из никем не написанных пьес и никем не поставленных. Он сам создавал эти роли, сам был режиссером и исполнителем.

Учитель. Наверное, у каждого человека есть «свой собственный Высоцкий», есть  любимые песни.

     Лучшие песни Владимира Высоцкого о жизни. В этих песнях есть то, что поддержит  в трудную минуту, - есть великая  сила и размах души человеческой. А ещё в них есть память.

Звучит песня «Сыновья уходят в бой».

 Ученик. «Сыновья уходят в бой» …  Песня военного цикла, самого значимого в творчестве Высоцкого. В ней создан образ воина – патриота: человек, падая, грудью хватая свинец,  смертельно раненный,  думает  не о себе,

 а о Родине.

  Высоцкиий предстает перед нами солдатом, много воевавшим, с сединой на висках, простым солдатом, одним  из тысяч.

Звучит песня «На братских могилах...».

 Ученик. Владимир часами мог слушать рассказы взрослых о Великой Отечественной войне.

Представьте: 9 мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже долетела до самых окраин СССР, а в это время ещё шли тяжелые бои за Прагу, в которых сражался и отец поэта.

Жена и сын, уже радуясь вместе со всеми, глядели в победное небо Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг их самый близкий человек ещё стоял на краю гибели.Это мгновение, в котором слились и радость, и боль, горькая память и светлые надежды, навсегда запечатлелись в сердце поэта.

 Он  писал об этом в своих стихах и песнях,  придавал эмоциональную окраску  всему своему творчеству: грусть и надежда у Высоцкого неразделимы.

Звучит  «Песня о звездах».

Учитель. Чувство тревоги, беспокойства пронизывает все творчество поэта. Не случайно один из его  сборников  назван «Нерв». Высоцкого интересуют прежде всего такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца.

В стихотворениях и песнях военного цикла – это мгновение между жизнью и смертью. Так, в песне «Як-истребитель» рассказывается о гибели боевого самолета. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погибшему в

воздушном бою Николаю Горбунову и, поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы, дважды Герою Советского Союза Н.М. Скоморохову.

  Звучит песня «Смерть истребителя»  (Як-истребитель)

Учитель. Представьте образный мир этой песни.

Ученик. Это произведение построено на метафоре. «Як-истребитель» - одна из любимых его песен. Рассказывая о Высоцком, его товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк – черты его характера: Но тот, который во мне сидит, опять заставляет в штопор! Приводя их Алла Демидова пишет: «...он был неповторимым актёром… А при всем этом какая-то самосъедающая  неудовлетворимость. И нечеловеческая работоспособность. Я не помню Высоцкого просто сидящим или ничего не делающим, не видела его праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями.  Всегда и во всем стремительность и полная самоотдача. Вечная напряженность , страсть, порыв. Крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться  до конца, до изнанки».

Учитель. Да, здесь и метафора и перевоплощение(в переносном смысле, конечно) поэта – певца в истребитель. В этой песне , наверное, как и во многих других выражена личность самого поэта.

Ученик. Драматург А. Володарский рассказывал о том, что однажды военные летчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом.

А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: «Не тот ли он Высоцкий, который воевал на первом Украинском или выходил из окружения под Оршей».

Учитель. Как человеку, никогда не воевавшему, удалось создать  правдивые произведения о войне?

Ученик. У Высоцкого есть замечательные слова: «Моё поколение мучает чувство вины за то, что опоздали родиться». Своим творчеством он как бы «довоевывал».

 

Ученик. Он не только «довоевывал». Он писал о сильных и смелых людях. Их он находил  среди героев Великой Отечественной, известных и неизвестных.

Учитель. Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Р.Рождественский  по праву назвал лучшим, - «Он не вернулся из боя».

Звучит песня «Он не вернулся из боя».

Ученик.  И в этой песне хочется обратить внимание на точность  деталей, которые вроде не имеют прямого отношения к образу погибшего друга: «Отражается небо в лесу, на воде». Но подумав, вдруг понимаешь:«Да ведь это раннее утро, выпала роса, и в ней отражается небо, и поэтомулес стал голубым. То самоераннее утро, которое так любил друг!».  Раннее утронапоминало бойцу о погибшем друге, сделало боль утраты ещё острее. И тут, увидев, как красива, как чиста утренняя природа, боец вдруг понял, какойчеловек жил рядом с ним. Вот поэтому стихотворение заканчивается словами: «Это я не вернулся из боя».

Учитель. По  принципу метафоры созданы многие стихотворения Высоцкого. У него есть целый цикл, посвященный лошадям – умным друзьям человека. Лошади  говорят, думают и чувствуют, как люди. В песнях Владимира Высоцкого говорят не только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолёта. У Высоцкого плачут скалы, в которых живет горное эхо, поют корабли, и судьбы этих кораблей похожи на людские.

Звучит песня «Корабли постоят...».

Учитель.  У  Высоцкого одушевлена и природа. В том, как возникают метафоры, чувствуется что-то есенинское: человек – частица природы, мироздания. Для лирики Есенина тоже характерна идея единства всего земного:

«Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «Если ты о помощи просил, громким эхом отзывались скалы»,«Каждый камень грудью прикрывал,

скалы сами подставляли плечи».

  Звучит песня «Здесь вам не равнина...».                                          

Звучит песня «Прощание с горами».

 Ученик. Размышляя над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, понимаешь – искренностью. В ней нет  фальши. Жил и писал так, как чувствовал.

Звучит песня «Я не люблю...»                                   

       Учитель. Я не люблю – нравственная формула отношения к человеческим порокам, но было бы ошибочно определять ею внутренний мир поэта.Этот мир

 полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать:

«…Я люблю, - то же, что дышу и живу…»

Актер Валерий Золотухин писал: «Владимир Семенович был человеком увлекающимся, импульсивным, идущим в своих симпатиях и антипатиях до конца: уж если друг, то лучший и никакой другой, а если враг, то и руки не подаст и лицемерно улыбаться не станет…Нашу с ним дружбу почитаю за счастье и драгоценнейший подарок судьбы».

  Звучит  «Песня о друге» 

Учитель. Владимир Семенович был щедро одарён всеми музами. Как много успел сделать один человек, живший с нами рядом: более 800 песен и стихов, среди которых несколько чудесных поэм, и работа в кино,  и проба в сценаристике. В 1967 г. Высоцким был написан киносценарий о детях послевоенных лет. В 1977г. он хотел осуществить постановку, но не успел. В последний год Высоцкий как режиссёр готовил на Таганке два спектакля.Достаточно вспомнить, что им  написано две повести, записано несколько дискоспектаклей, среди которых «Незнакомка» Блока и«Мартин Иден» Лондона. Была задумка сделать собственный фильм «Зелёный фургон», начало съёмок было запланировано на октябрь 1980 года. Не успел…

Звучит песня «Спасите наши души».

  1. Итог литературного вечера.

- Что понравилось ?

- Чем запомнился вечер?

  1. Домашнее задание.

- Напишите сочинение-миниатюру «Мой Высоцкий»

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер посвящённый В.С.Высоцкому

Сегодня, когда поистине народная любовь к песням Владимира Высоцкого не вызывает ни малейшего удивления, устойчивый интерес к творческому наследию выдающегося барда XX века нашел свое отражение ...

Литературный вечер по творчеству В.Высоцкого "С Высоцким в XXI век"

Мероприятие разработано на основе воспоминаний близких людей В.Высоцкого - поэта, актёра, друга. Использованы записи стихов, посвящённых В.Высоцкому,из личных архивов учителя. Для проведения этого мер...

Литературно-музыкальная композиция памяти В.Высоцкого "Кто говорит, что умер Дон Кихот?"

Учитель: 25 января и 25 июля – две фатальные даты, а между ними 42 года- такая короткая, но столь много вместившая в себя жизнь....

Актер, поэт, бард... (литературный вечер, посвященный творчеству Владимира Высоцкого)

Работа предназначена для использования на уроках литературы в старших классах и на внеклассных мероприятиях, посвященных творчеству актера, поэта, барда....

методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Высоцкого

представленная методическая разработка рекомендована педагогам и музыкальным работникам в сфере образования...

Музыкально-литературная композиция "Грани творчества Владимира Высоцкого" (разработка )

Музыкально-литературная композиция "Грани творчества Владимира Высоцкого" (разработка)...

Урок-литературная гостинная «Встреча с поэзией Владимира Высоцкого»

Форма урока: лекция с элементами беседы, с использованием видеозаписи о   жизни и творчестве В.Высоцкого.Цели урока:образовательные:   сформировать у  учащихся представление о...