Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Архипова  Наталья  Николаевна

тематическое  планирование  по  учебнику  Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarn_8_klass.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тематическое  планирование  уроков  литературы  в  8  классе

Дата

Темы уроков

         Цели  и  задачи

Основные понятия, умения

Форма проведе-

ния  урока

Оборудование

Домашнее

задание

1.Образное  отражение  жизни  в

искусстве.  Художественный  

 образ.  Литература  как  искусство  слова.  Литература  и  другие  виды  искусства.

Дать  понятие  о  художественном

 образе,  о  специфике  литературы  как  вида  искусства,  об  отличии  литературы  от  других  видов  искусства.

Образность,  вымысел,  воображение,  творчество,  сотворчество,  сопереживание.

Беседа  с  элементами  лекции

Учебник.

Вопросы:  1. Что  является  оружием  писателя?  2. Что  такое  художественная  литература?

2.Устное  народное  творчество – золотое  наследие  русской  старины.

Познакомить  с  народными  песнями  как  жанром  фольклора.

Постоянный  эпитет,  фольклор,  конспектирование материала

Лекция

Учебник.

Стр. 3 – 8, сообщение  «Календарно –обрядовые  песни».    

3. Лирическая  песня  как  вид  (жанр)  народной  обрядовой  песни.  Отражение  в  песне  идеалов  душевной  красоты,  нравственности  крестьян.

Дать  понятие  об  обрядовых  и  необрядовых  песнях.

Лирическая  песня,  образ-символ,  импровизация, обрядовые   и  необрядовые песни

Рассказ  учителя  с  элементами  беседы,  самостоятельная  работа,  сообщения

Сообщение  «Календарно –обрядовые  песни»,    учебник.  

 Завершить  анализ  песни,

сообщение

 « Емельян  Пугачёв».

4. Русские исторические

песни.

Показать  роль исторических песен, их анализ.

Социальные  эпитеты

Устный опрос

Сообщение

 « Емельян  Пугачёв».

Письменный  ответ  на  вопрос:  Как  относится    к  Пугачёву  народ – автор  исторических песен?

5. Частушки.

Дать  понятие  частушки  как  жанра  фольклора

частушка

Рассказ  учителя

 с  элементами  

беседы

Учебник,  сборники  частушек.

Стр.11 – 12.

6. Предания  «О  Пугачёве»,

 «О  покорении  Сибири  Ермаком».

Раскрыть  особенности  содержания  и  художественной  формы  преданий.

Предание

Аналитическая  

беседа,  сжатый  пересказ.

Учебник.

Стр. 13 – 17.

7 .Житийный  жанр  в  древнерусской  литературе.  

Рассмотреть  идейно-художественные  особенности  произведений  житийного  жанра.

Житие,  духовная  литература.

Рассказ  учителя

Учебник.

Стр. 18 – 19,  прочитать  «Житие  Александра  Невского».

8. «Житие  Александра  Невского».

Раскрыть  идейно-художественное  своеобразие  произведения  через  образ  главного  героя,  Александра  Невского.

Работа  с  учебником.

Картина  К.Васильева  «Александр  Невский»,  учебник,  «Слово  о  погибели  земли  Русской».

Сочинение-рассуждение  «Кто  он – сын  земли  Русской…»,  стр. 27.

9. Повесть о Шемякином

суде – сатирическое  произведение  17 века.

Дать  понятие  о  демократической  литературе;  помочь  понять  идейно-художественное  своеобразие  повести:  что  есть  правда,  справедливость  в  жизни.

Истец,  челобитная  исковая,  демократическая  литература

Синквейн

Учебник.

Стр.31 – 36.

10. Н.М.Карамзин.  Слово  о  писателе.  Историческая  основа  повести  «Наталья,  боярская  дочь».

Познакомить  с  этапами  жизни  Карамзина;  дать  понятие  о  сентиментализме  как  литературном  направлении.

Сентимента-лизм

Сообщения,

 беседа

Учебник,  портрет  писателя,  текст  повести

Прочитать  повесть

11.  События  повести  «Наталья,  боярская  дочь» и  характеры  героев.

Помочь  учащимся  понять,  о  чём рассказывается  в  повести;  проследить  дух  сентиментализма  и  черты  зарождающегося  романтизма  в  повести.

Романтизм

Аналитическая  беседа,  сжатый  пересказ.

Учебник,  портрет  писателя,  текст  повести

пересказ  эпизода  (по  выбору)

12. Д.И.Фонвизин,  Комедия  «Недоросль».

Познакомить  с комедией  «Недоросль»  и  её  автором;  дать  понятие  о сатире  в  творчестве  Д.И.Фонвизина;   отметить  черты  классицизма  в  комедии   «Недоросль»;  дать  представление  о  её  значении  в  развитии  русской  реалистической  литературы,  русского  театра.

сатира

лекция

Учебник,  портрет  Д.И.Фонвизина,  издания  произведений  Д.И.Фонвизина.

Подготовиться  к  семинару  по  теме  «Вопросы  воспитания  и  образования  в  комедии  «Недоросль».

13 – 14.  Воспитание  и  образование  в  комедии  Д.И.Фонвизина «Недоросль»  (урок – семинар).

Обсудить  проблемы  гражданственности,  воспитания  и  образования  в  комедии;  рассмотреть  проблему  традиции  и  новаторства  в  пьесе;  подготовить  учащихся  к  написанию  сочинения.

семинар

Составление  таблицы: «Традиции  и  новаторство  в  комедии «Недоросль»

Написать  сочинение  «Каким  я  увидел  Митрофанушку  (Простакову)»,  используя  план  характеристики  героя,  подготовить  сообщения:

1.«Биография  М.В.Ломоносова»,

2.  «Открытия  М.В.Ломоносова  в  области  физики,  химии,  прикладных  наук».

15 – 16..И.А.Крылов.  Басни  «Лягушки,  просящие  царя»,  «Обоз»  и  их  историческая  основа.

Расширить  имеющиеся  знания  о  баснописце  и  его  баснях,  работа  над  выразительным  чтением  басен.

Иносказание,  аллегория,  эзопов  язык.

Чтение  басен,  

беседа  по  басням,  викторина

Иллюстрации  разных  художников  к  басням  И.А.Крылова,  задания  для викторины.

Стр.80 – 87.

17. Обучение  написанию  сочинения.  Человек  и  история  в  фольклоре,  в  древнерусской    литературе 18  века.

Развитие  связной  речи  учащихся.

Работа  с  литературными  текстами

Учебник.

Написать  сочинение,  сообщение  «Присоединение  Сибири  в  16  веке».

18.К.Ф.Рылеев.  Слово  о  поэте.  

Думы  К.Ф.Рылеева.  Предание  «О  покорении  Сибири  Ермаком».

Познакомить  с  биографией  и  творчеством  поэта;  дать  понятие  «думы» - как  жанра.

дума

Рассказ  учителя,  пересказ,  сообщение  учащихся.

Учебник, сообщение  «Присоединение  Сибири  в  16  веке».

Стр. 88 – 90.

19.Дума  «Смерть  Ермака»  и  её  связь  с  историей.

Раскрыть  связь  думы  с  русской  историей;  вызвать  желание  учащихся  изучать  историю  Отечества.

Чтение  думы  с  элементами  беседы.

Учебник,  репродукция  картины  Б.Дехтярева  «Смерть  Ермака».

Стр.90 – 94.

20.А.С.Пушкин.  «Капитанская  дочка».  Историческая  основа  повести.

Вспомнить  основные  сведения  о  А.С.Пушкине,  о  прочитанных  ранее  произведениях;  помочь  учащимся  ответить  на  вопрос:  почему  Пушкина  мы  считаем  вечным  спутником?  Познакомить  с  творческой  историей  написания  повести  «Капитанская  дочка».

повесть,  роман,  семейные  записи,  хроника.

Составление хронологической таблицы,  лекция.

Учебник,   портреты  писателя,  книги  Пушкина  различных  изданий.

Стр.95 – 105,  прочитать  1 и  2 главы  повести.

21.  Формирование  характера  и  

 взглядов  Петруши  Гринёва.

Определить  жанровые  особенности  произведения;  проследить  этапы  формирование  характера  и  взглядов  Петруши  Гринёва.

мемуары

Аналитическая  беседа,  сжатый  пересказ.

Демонстрационный  материал  по  литературе  для  7  класса.

Перечитать  2 главу,  кратко  рассказать  о  жизни  Гринёва  до  начала  Пугачёвского  восстания.

22.  Встреча  с  вожатым.  Многозначительные  обстоятельства  встречи.

Проанализировать  2  главу,  развивать  внимание  к  слову,  учить  вдумчивому  чтению.

Литературный  портрет

Аналитическая  беседа,  сжатый  пересказ,  ролевое  чтение.

Текст  повести.

Читать  главы  3 – 5.

23.Обманчивая  тишина  в  Белогорской  крепости.  Гринёв  и  Швабрин.  Проблемы  чести,  достоинства,  нравственного  поступка.  

Показать  роль  пейзажа  и  интерьера  в  художественном  тексте;  рассмотреть проблемы  чести,  достоинства,  нравственного  поступка.  

Кодекс  дворянской  чести.

Аналитическая  беседа,  сжатый  пересказ,  чтение  эпизодов.

Текст  повести,  демонстраци-онный  материал  по  литературе  для  7  класса.

Читать  главы  6 – 7,  рассказать  о  падении  Белогорской  крепости,  сохраняя  последователь-ность  событий.

24. Падение  Белогорской  крепости.  Трагическая  непримиримость  борющихся  сторон.

Выяснить  изменение  взглядов  рассказчика  на  жизнь;  показать  несовпадение  в  оценках  причин  исторических  событий  автора  и  рассказчика;  раскрыть  значимость  художественной  детали;  обратить  внимание  учащихся  на  лаконизм  пушкинской  прозы.

бессребреничество

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов.

Текст  повести.

Читать  главы  8 – 10.  Почему  Пугачёв  пощадил  Гринёва?

25. Встреча  с  вождём  народного  восстания  в  его  штабе.  Зеркальные  сцены  в  повести – два  военных  совета.  Результаты  «оборонительных  действий»  правительственных  войск  в  Оренбурге.

Проследить  по  тексту  повести,  как  каждая  встреча  с  Пугачёвым  позволяет   показать  характеры  героев  новыми  сторонами;  раскрыть  роль  зеркальных  сцен;  проследить  речевую  характеристику  персонажа.

речевая  характеристика  персонажа

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов,  самостоятельная  работа.

Текст  повести.

Читать  главы  11 – 12;  вспомнить  «пророческий  сон»  Петруши  из  2  главы.  Почему  Гринёв  его  не  смог  забыть?  Как  он   сбылся?

26.  Изображение  народной  войны   и  её  вождя.  Зеркальные  сцены  в  повести –  отношение  генерала  и  самозванца  к  участи  девушки-сироты.

Учить  сопоставительному  анализу  эпизодов;  определить  авторское  отношение  к  героям;  показать  роль  притчи  в  повести.

Притча.

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов,  сопоставление  эпизодов.

Текст  повести,  демонстраци-онный  материал  по  литературе  для  7  класса.

Прочитать  повесть  до  конца.

27.  Образ  Гринёва.  Становление  личности  под  влиянием  «благих  потрясений».

Обучение  обобщению,  систематизации  знаний,  составлению  сложного  плана.

Иллюзия.

Аналитическая  беседа.

Репродукция  картин  художника  А.Н.Бенуа  «Встреча  с  Пугачёвым»,  «Отъезд  Гринёва  из  родительского дома»,  иллюстрации  к  повести  Герасимова.

Составить  сложный  план  по  выбранной  теме,  ответить  на  вопросы:  Какие  убеждения  Гринёва  являются  обычными  для  дворянина,  какие – его  личными,  выстраданными  на  собственном  жизненном  опыте?

28. Образ  Маши  Мироновой.  Душевная  красота  и  сила  героини.  Смысл  названия  повести.

Систематизация  изученного  материала  по  образу  Маши  Мироновой,  раскрыть  смысл  названия  повести;  обратить  внимание на  зеркальные  сцены:  государевы  милости;  прививать  внимание  к  художественному  слову.

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов,  сопоставление  эпизодов.

Текст  повести,  иллюстрации  к  повести  Герасимова.

Собрать  материал  по  всей  повести  о  Пугачёве.

 29. Образ  Пугачёва  в  повести    «Капитанская  дочка».  Отношение  автора  и  рассказчика  к  народной  войне.  

Обобщение  и  систематизация  изученного  материала  по  образу  Пугачёва,  рассмотреть  глубину  и  обаяние  личности Пугачёва.

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов.

Текст  повести.

Составить  рассказ  о  Пугачёве  по  плану,  ответить  на  вопросы  стр.  218 – 219.

30 – 31. . Сочинение  по  повести    «Капитанская  дочка».

Развитие  связной  речи,  формировать  умения  выражать  своё  отношение  по предложенным  темам  сочинения.

Текст  повести,  рабочие  тетради  с  записями.

Написать  сочинение.

32. Контрольная  работа  по  повести  

«Капитанская  дочка».

Контроль  знаний  учащихся.

Тест

33 – 34.   Лирика  А.С.Пушкина.

Познакомить  с  любовной  лирикой,  раскрыть  роль  дружбы  в  судьбе  поэта.

Выразительное  чтение,  аналитическая  беседа.

Выучить  наизусть  стихотворение  по  выбору.

35.  Вн.  чтение. Повесть  «Пиковая  дама» А.С.Пушкина.

Познакомить  с  произведением,  обсудить  проблемы,  затронутые  в  повести

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов.

Текст  произведения,  музыкальное  сопровождение.

Прочитать  повесть «Пиковая  дама» А.С.Пушкина.

36.  М.Ю.Лермонтов.  Жизнь  и  судьба.  Кавказ  в  жизни  и  творчестве  поэта.

Познакомить  с  фактами  биографии  поэта,  лирикой  поэта,  выявить  сходство  судьбы   М.Ю.Лермонтова  с  судьбой   А.С.Пушкина;  проанализировать  стихотворение  «Кавказ».

Рефрен,  амфибрахий.

Рассказ  учителя,  анализ  стихотворения.

Учебник, сборник стихов  и  портрет  поэта.

Выучить  наизусть  стихотворение  «Кавказ».

37. М.Ю.Лермонтов.  Поэма  «Мцыри».  История создания  поэмы,   тема  и  идея  произведения,  значение  эпиграфа.

Познакомить  с  историей  создания  поэмы,  выявить  структурные  особенности  произведения.

Рассказ  учителя,  комментированное  чтение  поэмы.

Текст  поэмы.

Стр. 255 – 257.

38.  Образ  Мцыри  в  поэме.

Дать  характеристику  героя,  проникнуть  в  замысел  автора,  выявить  способы  раскрытия  образа  главного  героя  поэмы.

Образ  в  литературе.

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов.

Текст  поэмы.

Выучить  отрывок  поэмы наизусть.

39.Своеобразие  поэмы  «Мцыри».  «Мцыри» - как  романтическая  поэма.

Сделать  выводы  об  особенностях  поэмы  как  романтического  произведения.

Антагонизм,  патетика,  пафос.

Аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов  наизусть.

Текст  поэмы,  иллюстрации  к  поэме.

Стр.253 – 255,  сообщение  «Идейный  замысел  и  особенности  композиции  комедии  «Ревизор»».

40. Обучающее  сочинение  по  поэме  М.Ю.Лермонтова  «Мцыри».  

Подготовка  к  домашнему  сочинению  по  теме  «Характеристика  Мцыри»,  обучение  цитированию  как  способа  аргументации,  учить  оформлять  цитаты,  учить  выстраивать  композицию  сочинения.

Текст  поэмы

Написать  сочинение.

41. Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.  Идейный  замысел  и  особенности  композиции  комедии  «Ревизор».

Повторить  известные  сведения  о  Н.В.Гоголе  как  писателе-сатирике;  дать  понятие  о  драматическом  произведении;  раскрыть идейный  замысел  комедии.

Комедия,  драматическое  произведение.

Рассказ  учителя,  работа  с  учебником,  сообщение.

Портрет  Н.В.Гоголя,  произведения  писателя  различных  изданий.

Читать  1  действие, составить  таблицу

«Чиновники  уездного  города».

42. Разоблачение  нравственных  и  социальных  пороков  чиновничества  в комедии  «Ревизор».  

Раскрыть  жизненную  основу  комедии;  понять  обстоятельства,  приведшие  чиновников  к  их  роковой  ошибке.

Рассказ  учителя, аналитическая  беседа,  чтение  эпизодов,  просмотр  кинофрагментов.  

Текст  комедии,  кинофрагменты  «Ревизора».

Прочитать  2 и 3 действия.

43. Хлестаков  и  Хлестаковщина.  Мастерство  Н.В.Гоголя  в  создании  образа  Хлестакова.

Помочь  учащимся  понять  что  такое  Хлестаковщина,  получить  представление  о  характере    Хлестакова.

Аналитическая  беседа,  выборочное  чтение.

Текст  комедии,  кинофрагменты  «Ревизора».

Читать  4 и 5  действия,  стр.354 – 355.

44.Чиновники  на  приёме  у  «ревизора».  Анализ  4  действия  комедии  «Ревизор».

Страх  перед  ревизором  как  основа  комедийного  действия;  работа  над  художественными  особенностями  пьесы.

Аналитическая  беседа,  выборочное  чтение.

Текст  комедии,  кинофрагменты  «Ревизора».

Устная  характеристика  городничего  или  Хлестакова, сообщение  «Трактовка  образа  Хлестакова  различными  актёрами».

45. Финал  комедии,  его  идейно-композиционное  значение.

Систематизация  и  обобщение  знаний  о  героях  комедии;  раскрыть  роль  финала,  смысл  эпиграфа  комедии.

Беседа,   сообщение,  самостоятельная  работа.

комедии,  кинофрагменты  «Ревизора».

Сочинение  «О  чём  мечтают  герои  комедии  «Ревизор»».

46. Город  N  в  комедии  «Ревизор»  и  петербургские  миражи  героев.

Рассмотреть  образ  «соборного  города»,  показать  обобщающую  силу комедии  «Ревизор».

Инвектива,  фантом,  мистика,  фантасмагория,  мираж.

Аналитическая  беседа,  работа  с  критической  статьёй.

Статья  Ю.Манна  «Образ  города».

Составить  цитатный  план  к  каждому  действию.

47. Практическая  работа  по  комедии  «Ревизор».

Проверить  знания  учащихся.

Тест.

Тестовые  задания.

Прочитать  повесть  «Шинель».

48 – 49.   «Петербургские  повести»  Н.В.Гоголя.  Повесть  «Шинель».  Тема  «маленького»  человека.

Познакомить  с  циклом  Н.В.Гоголя  «Петербургские  повести»,  раскрыть  тему  «маленького»  человека.  

Цикл  повестей

Аналитическая  беседа,  выборочное  чтение.

Издание  «Петербургских  повестей».

Стр. 352 – 354.

50 – 51 . М.Е.Салтыков-Щедрин..  Отношение  писателя  к  современной  ему  действительности.  «История  одного  города»  как  сатира  на  современные  писателю  порядки.

Продолжить  знакомство  с  творчеством  писателя-сатирика,  в  доступной  форме  познакомить  с  отрывком  из  главы  «О  корени  происхождения  глуповцев».

Комментированное  чтение,  рассказ  учителя,  беседа

  Портрет     М.Е.Салтыкова-Щедрина.  Учебник.

Стр. 3 – 5,  вопросы  стр.14,  сообщение  «Жизненный  очерк

Н.С.Лескова»  

52.  Н.С.Лесков.  Слово  о  писателе.  Нравственные  проблемы  рассказа  «Старый  гений».

Познакомить  с  биографией  писателя;  показать  своеобразие  рассказа,  изображение  психологического  состояния  человека.

Комментированное  чтение, сообщение  учащегося.

Портрет  Н.С.Лескова,  репродукция  картины  И.Пчёлко  «Старый  гений».

Пересказ  одной  из  глав,  рассуждение  на  темы: «Кто  виноват  в  страданиях  героини?», «Как  объяснить  название  рассказа?»,  стр. 25 – 26.

53 – 54. Л.Н.Толстой.  Рассказ  «После  бала».   Контраст  как  приём,  раскрывающий  идею  рассказа.

Помочь  учащимся  раскрыть  особенности  рассказа  и  писательский  замысел.

Антитеза.

Аналитическая  беседа  с  чтением  эпизодов.

Портрет  Л.Н.Толстого,  иллюстрации  к  рассказу.

Стр. 27 – 29,  вопросы  стр. 40 – 41.

55..Автор  и  рассказчик  в  произведении.  Моральная  ответственность  человека  за  

всё  происходящее.

Понять  главную  мысль  рассказа,  контроль  знаний.

Аналитическая  беседа,  элементы  диспута,  тест.

Тестовые  задания,  учебник.

Написать  сочинение.

56 – 57 .  Поэзия  родной  природы.

Познакомить  с  пейзажной  лирикой  русских  классиков,  показать  взаимоотношения  природы  и  человека,  работа  над  выразительным  чтением  поэтических  произведений.

Выразительное  чтение  поэтических  произведений,  аналитическая  беседа.

Портреты  поэтов,  учебник.

Выучить  наизусть  стихотворение  ( по  выбору),  стр.  44,  прочитать  рассказ  Чехова  

«О  любви».

58 – 57 . А.П. Чехов.  Рассказ   «О  любви»  как  история  об  упущенном  счастье.

Выявить  философский  смысл  рассказа, вспомнить  ранее  изученные  произведения  Чехова.

Аналитическая  беседа  с  чтением  эпизодов,  рассказ  учителя,  выборочное  чтение.

Портрет  А.П. Чехова,  учебник,  сборник  рассказов  писателя.

 Сообщение  «И.А.Бунин»,  стр. 57 – 58.

58. И.А.Бунин.  Слово  о  писателе.  Рассказ  «Кавказ».  Тема  любви  в  рассказе.

Познакомить  с судьбой  писателя,  показать  особенности  его  творческой  индивидуальности;  выявить  своеобразие  бунинского  подхода  к  теме  любви,  помочь  разобраться  в  нравственной  окраске  поступков  каждого  из  героев  рассказа.

Аналитическая  беседа  с  чтением  эпизодов,  сообщение.

Портрет  И.А.Бунина,  учебник.

Сочинение  «Над  чем  меня  заставил  задуматься  рассказ  И.А.Бунина   «Кавказ»»,  прочитать  рассказ  А.И.Куприна  «Куст  сирени».

59.. И.А.Куприн.  Слово  о  писателе.   Нравственные  проблемы  рассказа  «Куст  сирени».

Познакомить  с  фактами  жизни  и  творчества  писателя,  вызвать  интерес  к  его  произведениям;  выявить  нравственные  проблемы  рассказа  «Куст  сирени».

Нравственность.

Аналитическая  беседа,  диспут,  рассказ  учителя.

Портрет  А.И.Куприна,  учебник.

Стр.73,  доклад  о  творчестве  А.А.Блока.

60. Урок развития речи. Диспут «О счастье, о любви»

Урок развития речи

Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Понимать: нравственную проблематику

произведений; отношение авторов к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Любовь,  счастье

Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И., Куприна

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

 (с. 75)

Подготовка к сочинению (подбор материалов)

61. Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Урок раз вития речи

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.

Уметь: анализировать литературные про изведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану

Написать  сочинение Чтение вступительной статьи Л.В.Черепнина об А.А. Блоке

(с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока

62.А.А.Блок. Слово  о  поэте.  Историческая  тема  в  его  творчестве.

Краткое  знакомство  с  жизнью  поэта;  выделение  в  творчестве  исторической  темы.

Рассказ  учителя, доклад  о  творчестве  А.А.Блока.

Портрет  А.А.Блока,  фотографии  поэта разных  лет

Стр. 76 – 80,  выразительное  чтение  «На  поле  Куликовом».

63 – 64. А.А.Блок. «На  поле  Куликовом».

Раскрыть  вопрос  о  соотношении  в  цикле  «исторического»  и  «современного»,  об  ответственности  каждого  перед  родной  страной.

Цикл  поэтический.

Аналитическое  чтение  цикла.

Репродукция  картины  Бубнова  «Утро  на  Куликовом  поле».

Одно  из  стихотворений  выучить  наизусть,  стр.86 – 87.

65 – 66. С.А.Есенин. Слово  о  поэте.  «Пугачёв» - поэма  на  историческую  тему.

Краткое  знакомство  с  жизнью  и  творчеством  поэта; познакомить  с  историей  создания  поэмы  «Пугачёв»,  выявить,  каким  Пугачёв  предстаёт  у  Есенина  и  Пушкина  в  «Капитанской  дочке».

Выразительное  чтение  поэтических  произведений,  аналитическая  беседа, рассказ  учителя.

Портрет  С.А.Есенина,  сборники  стихов  поэта.

Выразительное  чтение  отрывка  из  поэмы,  стр. 95.

67. И.С.Шмелёв.  Слово  о  писателе.   «Как  я  стал  писателем» - воспоминание  о  пути  к  творчеству.

Познакомить  с  биографией  писателя;  задуматься  над  тем,  какой  сложный  путь  должен  пройти  писатель  до  создания  настоящего  художественного  произведения.

Рассказ  учителя,  чтение,  пересказ  текста.

Портрет  И.С.Шмелёва,  учебник.

Стр. 96 – 107.

68. М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне».

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рас сказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического.

Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фанта стихи в рассказе; юмористический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Фантастика  и  реальность

Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступи тельной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Вопросы и задания  (с. 109, 114), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 16)

Чтение раздела «Писатели улыбаются» («Журнал "Сатирикон"», «Всеобщая история...») (с. 114-125)

69 – 70. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко.

Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического.

Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический сатирический пафос произведения; роль лексических несоответствий.

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Сатира,  пародия

создания сатирического повествования (несоответствие,пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штампов, неожиданные сравнения и т. д.). Смысл иронического повествования о прошлом. Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеобщей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, об суждение

 («Фонохрестома-тия», с. 17-18)

чтение рас сказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.М. Зощенко «История болезни»

71. Тэффи «Жизнь и воротник».

Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи; сюжет и содержание рассказа «Жизнь и воротник», Понимать: особенности авторской иронии; отношение автора к изображаемому; сатирический пафос произведений.

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею

Абсурд

Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник».

Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Вопросы и задания 1-2

(с. 130, рубрика «Развивайте дар слова»), 4—5

(с. 135),

72. М.М. Зощенко «История болезни»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.М. Зощенко; содержание рассказа  «История болезни».

Понимать: особенности авторской иронии; отношение автора к изображаемому; сатирический пафос произведений.

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею

Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание без душного, хамского отношения к людям.

Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

(«Фонохрестома-тия, с. 17),

Подготовить  сообщения  о  биографии  А.Грина,  его  произведениях

73. А.Грин.  Судьба  и  личность  писателя.  Знакомство  с  рассказами  писателя.  Условность  в  произведениях  А.Грина.

Познакомить  с  биографией  писателя  и  его  творчеством;  знать  понятие  условности  в  произведении.

Романтика  и  романтизм,  добродетель  и  тщеславие,  притча

Рассказ  учителя,  чтение  докладов

Доклады.  Выставка  произведений  писателя.

Прочитать  рассказ  «Зелёная  лампа»

74. Рассказ  А.Грина  «Зелёная  лампа»:  сюжет,  композиция,  герои.  Нравоучительный  смысл  рассказа.

Помочь  учащимся  понять  смысл  произведения

Притча

Аналитическая  беседа

Чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

75. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».  Замысел  и  история  создания.  Жанровое  и  идейно-композиционное  своеобразие  произведения.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.

Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками.

Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения.

Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137).

История создания поэмы «Василий Теркин». Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.

Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы

Вопросы и задания 4-9, 13

(с. 162), 3

(с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

76.Идейно-художественное  своеобразие  поэмы  «Василий  Тёркин». Анализ  главы  «Переправа».

Познакомить  учащихся  с  жанровым  своеобразием  поэмы  и  новаторством поэмы,  приступить  к  анализу  глав.

Аналитическое  чтение,  беседа

Текст  поэмы,  учебник

Составить  рассказ  о  встречах    Тёркина  на  дорогах  войны.

77 – 79.  «Тёркин – кто  же  он  такой?»  Трагические,  героические  и  комические  сцены  в  поэме. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Знать  роль  автора  в  лироэпическом  произведении;  обобщающий  смысл  образа  главного  героя.

Хорей,  акцентный  стих,  антитеза,  контраст

Аналитическое  чтение,  беседа

Текст  поэмы,  учебник,  иллюстрации  к  главам  поэмы

выучить  наизусть  главу  «О  награде»,  дочитать  поэму.

80.  Автор  и  его  герой  в  поэме.

Обобщить  полученные  знания  о  герое,  выявить  роль  автора  в  поэме,  найти  сходство  и  различие  между  автором  и  его  героем.

Лироэпичес-кий  жанр,  лирические  отступления  и  монологи

Аналитическое  чтение,  беседа

Текст  поэмы,  учебник

Сочинение  «Какие  чувства  и  мысли  вызвала  у  вас  поэма».

81.В.П.Астафьев.  «Фотография,  на  которой  меня  нет».  Простота    и  глубина  сюжета.  Красота  души  бабушки.  Учителя,  их  односельчан.

Познакомить  учащихся  с  жизнью  и  творчеством  писателя,  вызвать  интерес  к  его  произведениям.

Катарсис,  ассоциации,  хронология,  сокровенный

Работа  с  учебником.  Рассказ  учителя,  чтение  рассказа

Портрет  писателя,  учебник,  сборник  «Последний  поклон»

Составить  сюжетный  план  рассказа.

82.Непреходящая историческая  память  народа.

Знать  внутренние  смысловые  связи  в  рассказе,  стиль  писателя,  значение  повести

Нравственный  урок, историческая  память,  летопись

Беседа,  выборочное  чтение,  пересказ  эпизода

Портрет  писателя,  учебник,  сборник  «Последний  поклон»

Прочитать  рассказы  из  сборника  «Последний  поклон».

82. Вн.  чт. Знакомство  с  рассказами  из  повести  «Последний  поклон».

Расширять  кругозор  учащихся  и  читательский  опыт

Пересказ,  беседа  о  прочитанном

Портрет  писателя,  учебник,  сборник  «Последний  поклон»

Сочинение  «Какие  события  детства  вы  бы  стали  вспоминать  через  много  лет?»

83 – 84 .  Стихи  и  песни  о Великой  Отечественной  войне.

Познакомить  с  творчеством  поэтов-песенников.

Презентация, прослушивание  песен,  беседа,  сообщения

Записи  песен  военных  лет,  тексты  песен,  презентация

85 – 86. А.Платонов.  Слово  о  писателе.  Нравственная  проблематика  рассказа  «Возвращение».

Познакомить  учащихся  с  биографией  писателя,  выявить  нравственную  позицию  писателя  и  способы  её  выражения.

Рассказ  учителя, аналитическое  чтение

Учебник

Стр.189 – 190,  сообщения

87 – 88. Русские  поэты  о  Родине,  родной  природе  и  о  себе.  Поэты  русского  зарубежья  об  оставленной  Родине.

Познакомить  учащихся  с  гражданской  позицией  русских  поэтов  и  поэтов  русского  зарубежья;  помочь  осмыслить  прочитанное.

Выразительное  чтение,  сообщения,  презентация

Сообщения,  презентация

Выучить  стихотворение  наизусть  (по  выбору)

89. Лирика  Н.Рубцова.  Урок-путешествие  в  мир  поэта.

Познакомить  с  поэтическим  миром  поэта  и  его  стихами.

Лирика

Рассказ  учителя.  презентация,  выразительное  чтение.

Портрет  поэта,  презентация,  сборники  стихов.

Выучить  стихотворение  наизусть  (по  выбору)

90.  Восприятие,  истолкование  и  оценка  стихотворений  Н.Рубцова.

Закрепить  понятие  лирический  герой,  учить  восприятию  поэзии

Лирический  герой

Работа  в  группах

Карточки  с  заданиями,  сборники  стихов.

Ответить  на  вопрос:  Какие  мысли  и  чувства  вызвала  лирика  Н.Рубцова.

91. У.Шекспир.  Писатель  и  его  время.  Сонеты  У.Шекспира.

Дать  понятие  эпохи  Возрождения  в  литературе,  показать  роль  театра  во  времена  Шекспира.

Эпоха  Возрождения,  сонет

Выразительное  чтение,  сообщения,  презентация

Карточки  с  заданиями,  сборники  стихов,  презентация.

Выучить  сонет наизусть  (по  выбору)

92. У.Шекспир.  «Ромео  и  Джульетта».  Знакомство  с  трагедией.

Познакомить  с  трагедией

Трагедия

Выразительное  чтение,  рассказ  учителя.  презентация,  

Учебник,  текст  трагедии,  иллюстрации  к  трагедии

Прочитать  трагедию

93 – 94.  Конфликт  живого  чувства  и  семейной  вражды.  Сила  чувств  влюблённых,  их  преданность  друг  другу.

Раскрыть  пафос  трагедии,  прославляющей верность  в  любви,  непобедимость  искреннего  чувства,  высокую  гуманность

Конфликт,  трагический  герой,  вражда,  ненависть,  любовь

Чтение  фрагментов  трагедии  с  элементами  беседы,  самостоятельная  работа

Учебник,  текст  трагедии,  иллюстрации  к  трагедии

Написать  сочинение: « Что  может  великая  сила  любви».

95 – 96. Ж.-Б.Мольер. Комедия

«Мещанин  во дворянстве»  (обзор с чтением отдельных сцен)

Познакомить  с  комедиями  Мольера, сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии.

Понимать: соотношение литературных традиций с традициями народного театра в комедии; сатирический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней

Комедия

Выразительное читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии;

Учебник,  портрет

Ж.-Б.Мольера. 

Прочитать  комедию

97 – 98. Дж. Свифт. Роман «Путешествия Гулливера».

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера». Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему

Гротеск,  сатира,  юмор

Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману

Учебник

Прочитать  выборочно  главы  из  путешествия

Слово о В.Скотте. Чтение вступительной статьи Н.П.Михальской о писателе (с. 327—329), статьи Д.М. Урнова «Старые нравы» (с. 370—372).

99 – 100. В. Скотт.  Слово  о  писателе.  «Айвенго»  как  исторический  роман.

Познакомить  с  жизнью  и  творчеством  В.Скотта,  выявить  своеобразие  «Айвенго»  как  исторического  романа,  сопоставить  его  с  романом  «Капитанская  дочка»  А.С.Пушкина,  помочь  учащимся  разобраться  в  том,  как  в  романе  сплетаются  история  и  вымысел.

Исторический  роман,  рыцарский  роман

Слово  учителя,  презентация,  выборочное  чтение,  беседа

Учебник,  иллюстрации,  карточки

Стр.  370 – 372.

101. Систематизация  и  обобщение  изученного  за  год.

Повторить  вопросы  теории  литературы,  углубить  знания  о  художественном  произведении

Теория  литературы

Беседа,  тест

Тест, учебник

102.  Итоговый  урок.  Любимые  книги  и  их  герои.

Подведение  итогов

беседа

Список  произведений  для  чтения  летом.