Разработка урока литературы Л.Н.Толстой "В салоне Шерер и доме Ростовых"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Коляденко Валентина Станиславовна

Материал содержит разработку урока, тест, рабочий лист, презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy_v_salone_sherer_i_dome_rostovykh.rar1.52 МБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.53 МБ
Microsoft Office document icon razrabotka.doc58 КБ
Файл test.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

                              Рабочий лист к уроку литературы

ученика(цы) 10 класса_________________________________________ Дата________________________________________________________

Тема урока__________________________________________________  

 

1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?

  __________________ отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё ___________, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой  ____________________ нормы жизни высшего общества и за внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает  ______________________, _____________________, __________________________________ и карьеризм «сливок»общества.

         Для разоблачения _______________________ ______________________________ этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка)

2. Как относится Толстой к миру Ростовых?

    Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым _______________________ за их ________________ и __________________, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят ___________________, ______________________________характер.

3.  Сравним и сопоставим эпизоды.

       ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

Вечер у А. П. Шерер

Ростовы

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение  друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

3. Отношение к гостям

У Шерер есть определенная иерархия

Ростовы встречают всех одинаково радушно

4. Разговоры

Светская условность

Светская условность

5. Отношение к войне

Модная тема

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

  4. В чём похожи и непохожи гости салона А.П. Шерер и семья Ростовых?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Д.З.___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

 

   

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых"

Слайд 2

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь. М.Ю.Лермонтов

Слайд 3

"Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых"

Слайд 4

Работа с тестом

Слайд 5

Проверим друг друга А1 - 3 А2 - 2 А3 - 3 А4 - 3 А5 – 2 В1 – деталь В2 - портрет

Слайд 7

__________________ отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё ___________, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой ____________________ нормы жизни высшего общества и за внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает ___________, _____________________, ________ и карьеризм «сливок»общества. Для разоблачения __________ и _____________ этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка) 1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?

Слайд 8

Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё фальшиво , идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту , эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества. Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка) 1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?

Слайд 10

Проблема: Отношение автора к нормам жизни высшего света. Какие нормы Л.Н. Толстой утверждает? Какие нормы Л.Н.Толстой отрицает?

Слайд 11

Герои романа

Слайд 12

Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым ____________ за их ____________ и ___________, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят ______________, ___________ характер . 2. Как относится Толстой к миру Ростовых?

Слайд 13

Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность , чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят у Ростовых носят чистый , трогательный характер. 2. Как относится Толстой к миру Ростовых?

Слайд 14

Герои романа

Слайд 15

Итак, Герои, которые нам несимпатичны, – красивые внешне. Герои, которые нам понравились, - некрасивые внешне.

Слайд 16

В чем особенность понимания красоты для Л.Н. Толстого?

Слайд 17

Определите, каким способом «сцеплены» эпизоды «салон Шерер » и «дом Ростовых» Салон Шерер : бездуховность , неестественность, лицемерие Дом Ростовых : Естественность, простота, добро Контраст

Слайд 18

Контраст (франц. с ontraste - резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Слайд 19

Вечер у А. П. Шерер Ростовы Старшее поколение Ведут себя неестественно, фальшиво Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение Отношение в семье между взрослыми и детьми В салоне Анны Шерер нет детей Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. Отношение к гостям У Шерер есть определенная иерархия Ростовы встречают всех одинаково радушно Разговоры Светская условность Светская условность Отношение к войне Модная тема На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима Вечер в салоне Анны Шерер и именины у Ростовых

Слайд 20

Подведем итоги Какие нормы утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает? - Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?

Слайд 21

Подведем итоги Л.Н.Толстой показывает два мира России. Мир искусственный, фальшивый, за внешней красивостью прячущий пустоту мыслей и чувств. Этот мир зорко охраняет Анна Павловна Шерер от таких, как Пьер и князь Андрей. Они со своей естественностью, умом, открытостью не нужны петербургскому высшему обществу. Потому Пьера нужно «образовать», то есть заставить жить по законам света, хотя бы внешне. Как это делает князь Андрей. Мир Ростовых – это мир простоты. Естественности, чистоты и естественности, взаимной любви и доброты по отношению к окружающим. Здесь нет чванства, соблюдение условностей не таит в себе корыстного интереса, они открыты и естественны. Это «ростовская порода».

Слайд 22

Спасибо за урок! Домашнее задание В рабочих листах ответить на вопрос: « В каких произведениях русские писатели XIX века рассматривают вопрос внутренней и внешней красоты?»



Предварительный просмотр:

Тема урока :  « Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». 1805 год. В салоне А.П.Шерер и доме Ростовых»

Цели урока:

Сопоставить салон А.П.Шерер и именины в доме Ростовых (т.1,ч.1, гл.1-10) Выделить, какие духовные ценности присущи героям, близки Толстому. Определить, какими стилистическими приёмами достигается контраст между посетителями салона мадам Шерер и дома Ростовых.

Воспитывать положительные эмоции, эстетическое наслаждение от прочитанного, отличать истинное и ложное, внимательное и бережное отношение к семейным традициям.

Развивать умение вести диалог, монологическую речь, логическое мышление.

Оборудование:  портрет Л.Н.Толстого,  раздаточный материал,  тест,  рабочий лист,  мультимедийная презентация.

Методы обучения:     проблемно-тематический анализ эпизода,     работа в группах,    эвристическая   беседа,   работа с терминами.

               

Ход урока

I.Вступительное слово.

      Все в мире знают Л.Н.Толстого как мастера слова, педагога, великого классика, охватившего в своём творчестве многие важные вопросы. Конечно же, есть произведения, посвящённые детям. Вспомним их. Насколько бы не был велик писатель Пушкин, Лермонтов, Толстой, главной ценностью для себя в творчестве они определили простоту и непосредственность, присущую детству. Эпиграфом к этому уроку я выбрала слова М.Ю.Лермонтова.

                                                   

                                Удаляясь от условий общества и   приближаясь

                                к природе, мы невольно становимся детьми:  

                                всё приобретённое отпадает от души, и она  

                                 была некогда и ,верно, будет когда-нибудь.

                                                                     М.Ю.Лермонтов                                                         

                                                 

II. Организационный момент. Запись числа и темы .Оформление рабочих листов. Постановка цели урока.

 

III. Актуализация знаний.

     --Давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. (Признаки романа- развитие сюжета, взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера; эпопеи- повествует о знаменитых событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества)

    -- Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

 Проведём небольшой тест. Взаимопроверка.

IY. Проблемно-тематический анализ эпизода. 

       Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество,- салоне Анны Павловны Шере. Наша цель: определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

-- С какого эпизода начинается роман-эпопея? (с описания салона Шерер)

--К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод? (завязка)

--Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?  (На вечере завязываются все нити романа. Разговоры позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всём мире)

-- Что представляет собой салон? Кто гости вечера? О чём они говорят?

-- С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? ( Это подчёркивает незнание героями родного языка. Одно из средств характеристики знати с её антинациональной  ориентацией. Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык.)

-- Давайте определим отношение автора к героям. В чём оно проявляется? ( обратимся к рабочим листам)

        Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок»общества.

         Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка)

 - Какие гости вписываются в обстановку салона, а какие - нет? Как вы думаете , почему?(Анна Павловна, Курагины играют роли неестественные, говорят то, что от них хотят услышать, все у них прилично, а на губах ничего не значащая улыбка) А чем не похожи на них Пьер Безухов, князь Андрей Болконский? ( естественностью)

-- Обратим внимание  на эпизод из  II главы и начало III главы. Перечитаем его. Определите значение эпизода. Почему именно с прядильной мастерской сравнивает Толстой салон? (Все на своих местах, послушно ткут общественное мнение, которое своими нитями опутывает всех. Вспомним Онегина и Печорина, насколько сильно влияние общественного мнения на этих незаурядных людей, не говоря уже о тех посредственностях, которые собрались у Шерер)

-- Какое  средство художественной выразительности использует писатель?   (сравнение)

-- Можно ли согласиться с мнением одного из литературоведов: все в салоне «разные и все одинаковые»? А в чём одинаковые?( в неестественности) Мы можем говорить о проблеме отношения автора к нормам светского общества.

V.  Работа в группах.

1 группа   

 Особняком изображены князь Андрей и Пьер. Почему? (гл.2-5)

2 группа   

Именины у Ростовых. Отношение в семье между взрослыми и детьми.

3 группа   

Нравственные ценности семьи Ростовых.

- Обобщим сказанное и заполним рабочий лист.

Как относится Толстой к миру Ростовых?

      Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.

-- Справедливо ли мнение литературоведов, что «детскость присуща всей семье Ростовых»? Как  Толстой относится к их «детскости»? А как мы относимся ? Вернёмся к эпиграфу нашего урока.

VI.Эвристическая   беседа.

-  Кого Толстой называет красивым?

- В чём особенность красоты у Толстого? Подтвердите цитатами из текста.

Вывод: автору важна внутренняя красота, обаяние героев.

VII. Работа с терминами.

  • Определите, каким способом связаны  эпизоды «Салон Шерер» и «Именины Ростовых» ( по контрасту)

Контраст (франц. сontraste)  -  резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

VIII. Самостоятельная  письменная работа.

Сопоставительный анализ двух эпизодов .

  • В чём похожи и непохожи гости салона Шерер и семьи Ростовых?  Оформление  ответа на рабочих листах.

Вечер у А. П. Шерер

Ростовы

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение  друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

3. Отношение к гостям

У Шерер есть определенная иерархия

Ростовы встречают всех одинаково радушно

4. Разговоры

Светская условность

Светская условность

5. Отношение к войне

Модная тема

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

        Ростовы и Шерер—люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, сместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть.

IX. Рефлексия.

- Какие нормы  утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает?

- Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?

       Толстой показывает два мира России. Мир искусственный, фальшивый, за внешней красивостью прячущий пустоту мыслей, чувств. Этот мир зорко охраняет А.П.Шерер от таких, как Пьер и князь Андрей. Они со своей естественностью, умом, открытостью не нужны петербургскому высшему обществу. Потому Пьера надо «образовать» ,т.е заставить жить по законам общества, хотя бы внешне, как это делает князь Андрей.

     Мир Ростовых – это мир простоты, естественности, чистоты и сердечности, взаимной любви, доброты по отношению к другим. Здесь нет чванства, соблюдение светских  условностей не таит в себе корыстного интереса, они открыты и естественны. Это «ростовская порода».

X.  Домашнее задание.

В рабочих листах  ответить на вопрос:  

« В каких произведениях русские писатели XIX века рассматривают вопрос внутренней и внешней красоты?»

 



Предварительный просмотр:

 

Тест по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

                                               Часть1 (А)

 А1  В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

    1)эпоха Екатерины II ;                    2)времена правления Николая II

    3)эпоха Александра I ;                    4)эпоха Александра II

 А2  С какого эпизода начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

    1)с описания войны;                                          2)с описания вечера  у А.П. Шерер

    3)с характеристики семьи Ростовых;    4)с  описания Петербурга.

А3  Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?

1) «Воскресение»;                                              2) «Севастопольские рассказы»;

      3) «Песня о Соколе»;                                       4) «Юность»

А4  Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

1) «мысли семейной»;                        2) историческому событию

3) «мысли народной» ;                       4) у Л.Н.Толстого не было общей идеи

 А5  Какую позицию занимает в романе автор?

 1)участник событий;                        2)человек, глубоко переживающий и  коммен-

                                                 тирующий описываемые события

3)бесстрастный наблюдатель ;   4)рассказывает о себе

                                       Часть 2 (В)

В1  Выразительная подробность, характерная черта какого-то предмета, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и

содержательную нагрузку.          _____________________________________

В2   Изображение в литературном произведении внешности персонажа как одно из средств его характеристики _________________________________

 

10 класс

Тест по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

                                               Часть1 (А)

Задания с выбором ответа.

А1  В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

 3)эпоха Александра I

 А2  С какого эпизода начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

 2)с описания вечера  у А.П. Шерер

А3 Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?

3)«Песня о Соколе»

А4 Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

3)«мысли народной»

А5  Какую позицию занимает в романе автор?

2)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

                                      Часть 2 (В)

В1  Выразительная подробность, характерная черта какого-то предмета, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку.                                          Деталь

В2   Изображение в литературном произведении внешности персонажа как одно из средств его характеристики                        портрет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 7 классе по теме " Борис Пастернак "Никого не будет в доме...", "Июль"".

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Борис Пастернак "Никого не будет в доме", "Июль""...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...