дидактические материалы к урокам по творчеству М. Ю .Лермонтова.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Коёкина Наталья Юрьевна

  Дидактические иатериалы к  изучению стихотворения  "Парус" ,   " Родина "  помогут учителю  в проведении уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Вопросы к анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».

  1. Кратко расскажи об истории создания стихотворения «Парус».
  2. В какой период творчества написано стихотворение.
  3. Каково настроение стихотворения? Почему?
  4. Каково жизненное предназначение человека, по мнению Лермонтова?
  5. Кто в стихотворении «Парус» является выразителем авторских взглядов?
  6. Какая черта лирического героя, олицетворённого в парусе, является главной? Свойственна ли эта же черта самому поэту?
  7. Какой образ возникает в начале 1-ой строфы стихотворения? Истолкуй смысл этого образа - символа.
  8. О каком состоянии лирического героя наблюдающего за парусом, говорят последующие два риторических вопроса?
  9. Какие противоположные стремления, чувства в течение всей жизни борются в человеке?

Как поведение паруса подтверждает эту мысль?

  1. Какой образ создаётся поэтом в начале 2-ой строфы?
  2. Как в состоянии бури и покоя отражено равновесие добра и зла? Стремление к счастью?
  3. Олицетворение чего является для Лермонтова буря? Можно ли утверждать, что жизненная активность - это нравственная категория?
  4. Назови художественно-изобразительные средства стихотворения (олицетворение, эпитет, метафора, сравнение)
  5. Определи роль художественных средств в стихотворении.
  6. Повлияло ли на художественность стихотворения то, что Лермонтов был неплохим живописцем и создал замечательные картины?
  7. Каким размером написано стихотворение и почему?
  8. Какова смысловая роль восклицательных, вопросительных предложений тире, многоточий в стихотворении?
  9. Как характеризует стихотворение то, что композитор Варламов написал на его стихи романс?
  10. Сделай вывод о том, что мятежный характер паруса отражает внутренний мир молодого Лермонтова.
  11. Какие мысли и чувства вызвало это стихотворение у тебя?

Примерный план анализа лирического произведения.

  1. Автор, название.
  2. Время написания. Краткая характеристика поэтической эпохи (ведущее литературное направление, литературные журналы, литературная борьба)
  3. Тема.
  4. Идея.
  5. Художественные средства и приёмы.
  6. Система образов.
  7. Образ лирического героя. Его сходство - различия с автором:

- по чувствам, настроениям

- по восприятию мира;

- по мыслям.

       9.  Размер, ритм, рифма.

      10. Значение стихотворения в творчестве поэта.

      11. Какие чувства пробудило во мне стихотворение?

                                                                                                                                 Материалы к

                                                                                                      уроку 9 класс        

                                                                                Литература

Опорная схема

Родина – сквозная  тема  творчества  М. Ю. Лермонтова.

 Тема , развивавшаяся на протяжении всего творчества поэта.

Ранняя лирика.

  1. Родина – земля, давшая жизнь и страдание «Смерть».
  2. Ощущение дисгармонии – «Монолог».
  3. Образ идеальной романтической отчизны – «Отрывок».
  4. Отрицание той России, где стонет человек от рабства и цепей. «Жалобы турка».
  5. Обращение к историческому прошлому.  Россия – «Кто видел Кремль в час утра золотой».

  Борьба за Родину для Лермонтова священна.

  1. Война 1812 года . «Два великана», строфы из пр. « Сашка», «Бородино».

В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в родину.

                   Завершение темы родины.

                                   1841 г

«Прощай, немытая                                «Родина»

Россия» - презрение                                признание в любви

К стране рабов, стране господ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)

Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...

технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

Иллюстрационный материал к урокам по творчеству М.Ю. Лермонтова "Прекрасны вы, поля земли родной!"

Данный материал содержит уникальные фотографии природы Тархан (родины великого русского поэта М.Ю. Лермонтова). Фото снабжены отрывками из стихотоврений М.Ю. Лермонтова. На фотографиях пре...

"Послушаем, что скажет лира..." Сборник дидактических материалов, посвященных жизни и творчеству сибирской поэтессы Л.Никоновой (Русский язык. 8-9 класс)

«Послушаем, что скажет лира…» - очередной сборник из серии «Людей Великих Имена». В него включены биографические сведения из жизни Любови Никонов...

Урок литературы "Обобщающий урок по творчеству М.Ю. Лермонтова"

Урок-творческая мастерская предназначен для учащихся 9-10 класса....

Материалы для стенда по творчеству М.Ю,Лермонтова

К 200-летию со дня рождения великого гения мой материал пригодится многим....

Материалы к мероприятию по творчеству М.Ю.Лермонтова

Хочу поделиться материлами к мероприятию по творчеству М.Ю.Лермонтова. Здесь вы можете найти сценарий, презентации и мелодии....