Понятие о "сюжетной рифме"
статья по литературе на тему

Малыгина Татьяна Петровна

Сюжет предполагает набор определенных ситуаций или положений, в которые попадают герои. Повтор сходных ситуаций имеет определенную важность для структурирования сюжета. Впервые технику воспроизведения аналогичных сцен описал американский исследователь Дж. Мейджер. Дж. Мейджер назвал эту технику “ситуативная рифма” 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_syuzhetnoy_rifme.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о «сюжетной рифме»

Учитель филиала

МБОУ «Емецкая средняя школа» -

Селецкая средняя школа

Малыгина Т.П.


Именно в сюжете писатель имеет возможность раскрыть в развитии и многосторонности изображаемые им характеры и обстоятельства.

Сюжет предполагает набор определенных ситуаций или положений, в которые попадают герои. Повтор сходных ситуаций имеет определенную важность для структурирования сюжета.

Впервые технику воспроизведения аналогичных сцен описал американский исследователь Дж. Мейджер. Дж. Мейджер назвал эту технику “ситуативная рифма” и описал в общих чертах  их структурную важность в «Преступлении и наказании».

Он замечает, что определенные детали постоянно повторяются в иначе несвязанных сценах и в связи с различными характерами. Примеры включают многочисленные дискуссии о воскрешении Лазаря, двери заперты изнутри, самоубийство (или предрасположенность к этому) с моста, если упомянуть только некоторые.

Мейджер, заканчивая свою  дискуссию по «Преступлению и наказанию», предполагает, что способ «ситуативной рифмы», вероятно, зародился в том романе Ф.М. Достоевского.

Фактически, однако, техника не ограничивается какой-либо одной работой или даже одним периодом в творчестве.

Ситуационная рифма связывает вместе все работы Достоевского (и черновики к ним) во взаимосвязанные сплетения повторяющейся образности и навязчиво поведенческих парадигм.

Действительно, часто обсуждаемый феномен раздвоения личности может быть рассмотрен как тип ситуационной рифмы [Гарри Кокс, 1986].

Примером “ситуативной” или “сюжетной рифмы” может служить дуэль как поединок между героями произведения. Использование данного композиционного приема можно проследить на материале произведений как разных авторов, так и одного отдельно взятого писателя.

Использованная литература:

  1. Кокс, Г. Тиран и жертва у Достоевского / Гарри Кокс. – Огайо, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О точной русской рифме

«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский) Эти заметки были напи...

Стишки рифмы

Для усвоения трех форм глагола лучше использовать данные стишки рифмы...

О рифме

Учебный материал для корреспондентов...

Рифмы (презентация к уроку+практикум)

Презентация "Рифмы" предназначена для учащихся 6 класса....

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, виды рифмы.

Урок литературы для 5 класса в рамках ФГОС...

Презентация к уроку "Изучение литературных понятий "Рифма", "Ритм", "Строфа" в 5 классе.

Презентация является вспомогательным средством при изучении новой темы....

Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”

ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...