" Нечистая сила в повести Н.В.Гоголя "Пропавшая грамота" "
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Материал данной методической разработки предназначен для использования и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нечистая сила в повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота».

Цель: 1 учащиеся смогут показать ( найти, выявить ) соотношение фантастического и  реального в повести

           2 выразить своё отношение к повести

Задачи: развивать навыки анализа текста, пересказа текста, развивать устную речь.

                                                                            Эпиграф к уроку

                                                                       «  А нуте яку нибудь страховинну        казочку !»

                                                                              ( Н.В.Гоголь « Пропавшая грамота»)

Ход урока.

Этапы урока

                  Содержание урока

Формирование УУД

учитель

учащиеся

Организационный момент

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Все готовы к уроку? Садитесь.

Проверка домашнего задания.

Хочу прочитать вам необычный рассказ. Это рассказ одного мальчика. Он прислал мне письмо, чтобы поделиться своими впечатлениями. Прочитаю вам отрывок из этого письма.

- Ребята, так может быть на самом деле?

Как называется нечто несуществующее. Нереальное, несбыточное?

- Вы дома тоже должны были придумать свой фантастический рассказ

- Нет.

- Фантастика.

Дети зачитывают свои рассказы, придуманные дома.

Коммуникативные УУД

Слово учителя.

Реальность и фантастика переплетаются в представлениях о прошлом и настоящем, о добре и зле. Происходит борьба добрых и злах сил, где злая сила воплощена в образах всякой нечисти.

- Кого называют нечистой силой?

- Почему нечистая сила?

-Чертей, ведьм.

- Она творит зло: искушает людей, мешает им, строит различные козни.

Коммуникативные УУД

Постановка цели урока

-Ребяти, скажите мне, пожалуйсти, о чём будет сегодня наш урок?

- О чём мы будем говорить на уроке?

Записывают в тетрадь число, тему урока, эпиграф.

- О фантастическом и реальном в повести

Регулятивные УУД ( формулировать цели урока)

Работа с эпиграфом

Работа по теме урока

- Обратите внимание на эпиграф. Что такое эпиграф ?

- Для чего он даётся в начале произведения или в начале главы?

- Из какого произведения он взят?

- Как вы  понимаете данный эпиграф?

- Как вы считаете, «Пропавшая грамота» - страховинна казочка ?

- Страшной ли вам показалась нечисть в повести? Почему?

- Чем нечисть похожа на людей?

- Это то, с помощью чего мы можем пояснить замысел нашего урока.

- Прочитав эпиграф, мы сможем понять, о чём будет идти речь далее.

- Повесть Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

- Героя произведения просят рассказать страшную сказку.

- Она изображена с юмором. В повести присутствуют комические прозвища, обращения.

*хрычовка, старый бес, два поросёнка

- Едят, пьют, танцуют, издеваются, шалят, играют в карты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

-уметь строить рассуждения

-формулировать собственное мнение и позицию

-аргументировать

Слово учителя

- Нечистая сила ведёт себя  почти  как разгулявшиеся люди. Автор нам показывает человеческие пороки. Показывает, как себя не надо вести.

Работа с текстом

- Вспомним эпизод, когда главный герой играет в карты с нечистью.

- Каким голосом должна говорить нечисть?

- Почему?

- Каким голосом говорит главный герой?

- Хитро, льстиво

- Нечисть хочет обмануть героя.

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать других

- пытаться принимать иную точку зрения

- быть готовым корректировать свою точку зрения

Словесное рисование

- Каким вы себе его представляете?

-А какой представляете нечистую силу?

- А такими героев представляют художники — мультипликаторы ( показать фрагмент из м/ф по мотивам повести)

Беседа по тексту

- Вернёт ли герой грамоту?

- Каким образом?

- Какие качества помогут главному герою?

- Да, он одолеет нечисть, подчинит себе.

Работа с текстом

- Смелость, отвага, хитрость, вера в Бога.

Работа со средствами языковой выразительности

Метафоры

Эпитеты

Сравнения

Работа с текстом произведения

Итог урока

- О чём говорили на уроке?

- Что же фантастично, а что реально?

- Повесть Гоголя имеет поучительный смысл. Она вовсе не скучная, читается быстро, вызывает интерес. И всё это благодаря образам нечистой силы. Эти образы присутствуют и во многих других произведениях Н.В.Гоголя ( представить сборники).

Домешнее задание

- Прочитать любое другое произведение из сборника, иллюстрация к уроку ( по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Праздник нечистой силы"

Этот сценарий предназначен для детей младшего школьного возраста (1-3 класс). Действующими лицами являются сказочные герои: Баба Яга, Кикимора, Леший, Кощей бессмертный. Сценарий состоит из конкурсов ...

"Человек сильнее всякой нечистой силы"

Урок внеклассного чтения по литературе "Человек сильнее всякой нечистой силы" по произведениям поэтов 19 века....

Сценарий новогодней феерии "Как нечистая сила Новый Год отмечала"

Сценарий сценки для новогодней школьной ёлки. В архив добавлены музыкальные фрагменты....

Внеклассное мероприятие "Игрища нечистой силы"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-6 классов. Мероприятие можно провести, как в загородном лагере, так и в школе....

Проект по теме"Нечистая сила.Оборотень". Хорунженко Артем

Проект представляет материал об оборотнях как мифических существах....

Литературный проект "Нечистая сила.Леший". Камбулова Екатерина, Виноградова Анна

В данном краткосрочном проекте представлен материал и мифическом персонаже Лешем....

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС  : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»(анализ эпизода)....