Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Борисова Наталья Ивановна

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dve_kateriny.docx28.27 КБ
Office presentation icon dve_kateriny.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

Тема «ДВЕ КАТЕРИНЫ» (по драме А.Н.Островского «Гроза» и повести Н.С.Лескова  «Леди Макбет Мценского уезда»)

                                 «Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого  ни в какую заслугу» Лесков.

     Повесть «Леди Макбет…» была написана в 1865 году, в начале творческого пути писателя.

     - В чём странность названия повести?

(Известная Шекспировская трагедия «Леди Макбет», а упоминание Мценского уезда соотносит эту трагедию с глухой российской провинцией. Так писатель определяет масштабы происходящих в повести событий.)

П 1) Читаем начало повести, выясняем краткую предысторию мценской трагедии.

«Выдали её замуж… не по любви…»

     - Эти строки вызывают в памяти другую судьбу. Чью? (Катерины Кабановой)

     - Назовите ряд сходных параллелей в драме Островского «Гроза» и в повести Лескова?

(*Молодая купчиха – жена расстаётся с мужем, не время уезжающим из дому.                                *.Во время этой разлуки к героиням приходит любовь.

*.Трагическая гибель героинь.)

Обнаруженное сходство не случайно. Лесков высоко ценил драму «Гроза» и полимизировал с критиками, считавшими, что народный быт может быть лишь предметом уголовной хроники, а не искусства.

2) Однако повесть Лескова стала своеобразной полемикой с известной драмой. Лесков противопоставляет свою героиню Катерине из «Грозы»; выявляя прямо противоположную стихию русского национального характера.

   -Сравните характер Катерины Измайловой, суть которого передана в нескольких строках « от автора», с монологом исповедью Катерины Кабановой, вспоминающей о беззаботном житье дома.

«У Катерины Львовны  характер был… пылкий…»                             СТР.16.

К. Измайлова

К.Кабанова

Лесков подчёркивает жизнерадостность, озорство, непосредственность героини

Обострённое поэтическое воображение. Она страдает от внутренней несвободы. «Темное царство» посягает на мир чувств и переживаний. Сны и видения для Катерины – вторая реальность. Не случайно она очень религиозна.

СХОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:

«Скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться», бездетность, «жизнь за неласковым мужем», - «Экспозиция» двух разных по своей нравственной и духовной наполненности судеб.

     - Как героини  реагируют на обстоятельства, определившие их жизнь после замужества?

К.Измайлова

К.Кабанова

Сонное оцепенение, доходящее до одури, и подчёркнутое повторяющейся деталью: «Катерина Львовна начинает зевать со скуки», «посидит, поглазеет…опять ей зевнётся», «зевала, зевала, ни о чём определённом не думая, да и стыдно ей, наконец, зевать стало»

Внутреннее беспокойство, тоска о былом.

П. ЛЮБОВЬ приходит к Катерине Кабановой, словно «мечта какая-то». Сама эта мечта окрашена поэтической образностью народной лирической песни:

«Всё мерещится шёпот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует».  «И такая мысль придёт на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…»

     Героиня Островского задолго до свидания с любимым человеком страдает и страшится своей любви: так сильно в ней чувство долга. ЕЁ ЛЮБОВЬ – изначально психологическая драма, заставляющая её и радоваться, и страдать.

       К Катерине Измайловой любовь приходит как игра со скуки. Во время первой встречи с приказчиком Сергеем она словно меряется с ним силою.

(Текст. Игра на «галерее у амбаров»)

       Выход сжатой в скуке энергии оборачивается для Катерины Львовны испепеляющей страстью.

     - Чем же пленил Сергей героиню? (необычными речами, которых так жаждет женское сердце)

     Никто не говорил так с Катериной Львовной, и душа её, жаждущая любви, не заподозрила обмана  и расчёта.

     - Как автор предупреждает читателя об обмане Сергея?

     Ш. Сцены первых свиданий в повести окрашены народно-песенной стилизацией. (-Докажите на примере речи Сергея).

Для Сергея песенный образ – мелкая разменная монета, которой он привычно пользуется в корыстных целях; для Катерины Львовны – выражение тайных, неосознанных влечений. Сама Катерина Львовна песенное слово произносит редко, но слыша признания Сергея, готова за него «в огонь, в воду, в темницу и на крест».

ВЫВОД: Одна и та же ситуация приводит героинь к прямо  противоположным действиям.

Следовательно,  основой сюжета в «Грозе» становятся мотивы греха и раскаяния, вины и наказания. Для Катерины Кабановой греховным преступлением оказывается  нарушение нравственного закона , при котором она не может жить по совести.  Для Катерины Измайловой внутренних преград для страсти нет. И она устраняет внешние препятствия.

   История её любви – история уголовных преступлений.

1У. Анализ 4-5 глав.

  1. Стихийность поведения Катерины Львовны.

- Почему она убила свекра? (Она его не собиралась убивать. Но он стал первой помехой её любви и предрешил свою судьбу).

- Что изменилось? (В городе ничего. Изменилась сама  Катерина Львовна).

-ЭПИГРАФ повести. В чём смысл?

(В «Предуведомлении к сборнику «Пересмешник или славянские сказки» русского писателя и фольклориста  М.Д.Чулкова (1744-1792 г.г.) читаем: «Привычка и частое упражнение в делах, слыхал я, приводят в совершенство.  Когда желаем мы чему-нибудь научиться, то приступаем к нему весьма тупо, и от того-то произошла пословица: «Первую песенку зардевшись спеть»)

  1. Хладнокровное убийство свёкра – первый шаг на пути нравственного самоубийства Катерины Львовны, за которым следует преступление. Изменение в поведении и повадках Катерины Львовны использует приказчик Сергей, который становится тонким режиссёром Мценской трагедии.
  2. Второе убийство:  - Как оно совершается? Почему? (Оно отличается изощрённой жестокостью.  – Моральное унижение. – Физическая расправа.)

ЛЕСКОВ подчёркивает хладнокровие, с которым совершает задуманное. («Подержи его,- шепнула она равнодушно…» -Просьба об исповеди. Что она отвечает?  - Спокойно и педантично смывает пятна крови.)

- Каков итог психологического состояния преступников после убийства? («Губы Сергея дрожали..»)

4. – Как далее развивается сюжет? (С появлением наследника – развитие действия становится предсказуемым).

Эта сцена только подчёркивает глубину нравственного падения Катерины Львовны и Сергея, не прибавляя ничего нового их характерам.  

       5.- В чём своеобразие развязки?

1- разоблачение – суд – наказание = конец уголовной хроники

2- трагическая развязка истории любви Катерины Львовны

        6. –Как меняется поведение героини после ареста? (Она впадает в состояние равнодушного оцепенения.  Разрушительная сила страсти: не только во вне, но и внутри:

- убивает материнское чувство, равнодушно отрекается.

- Лесков объясняет это так: «Любовь к его отцу не переходит на ребенка».

У. ИТАК, мы вначале определили, что Екатерина Измайлова «сильная, свободная натура». Но свобода , не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Сильная натура, оказавшись во власти преступлений, неминуемо гибнет.

     - Как, за счёт чего уголовная хроника приобретает трагическое звучание?

(На этапе Катерина Львовна вызывает не ужас, изумление, а ЖАЛОСТЬ. Преступница сама становится жертвой. Её бывший любовник не знает границ в садизме.  Бездна нравственного падения приказчика так страшна, что его пытаются усовестить каторжники, видавшие виды.)

     - Предел собственных страданий вызывает у Катерины Львовны пробуждение проблесков нравственного сознания. В волжских тёмных водах мерещатся ей головы убитых ею свёкра, мужа и племянника. Это леденящее душу видение оказывается последним впечатлением в жизни «леди Макбет Мценского уезда». Погибая, она увлекает за собой последнюю жертву – соперницу Сонетку, и страшная, хищная сила её натуры проявляется в последнем живом движении: «Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу, и обе более уже не показались».

ВЫВОД: Личность Катерины Кабановой, как и её гибель, - «луч света в тёмном царстве»

                 Катерина Измайлова – плоть от плоти тёмного царства, его прямое порождение.

     Вспоминая о своей работе над повестью, Лесков говорил:

«…когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов, одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

«Леди Макбет…» стоит особняком в творчестве писателя ещё и потому, что он ищет в русской жизни противостояние «добра» и «света», позволяющее надеяться на то, что в самых тяжких испытаниях удастся «устоять целой земле».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.С. Лесков

Слайд 2

«Леди Макбет Мценского уезда»

Слайд 3

Две Катерины (По драме А.Н.Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Слайд 4

Катерина Измайлова Жизнерадостность Озорство Непосредственность Лесков напротив подчеркивает земное, плотское начало в натуре Катерины Измайловой, необычайную скудость ее внутренней жизни. Катерина Кабанова Обостренное поэтическое воображение. Она страдает от внутренней несвободы. «Темное царство» посягает на мир чувств и переживаний. Сны и видения для Катерины – вторая реальность. Не случайно она очень религиозна.

Слайд 5

Сходные обстоятельства: «скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться», бездетность, «жизнь за неласковым мужем», - «экспозиция» двух разных по своей нравственной и духовной наполненности судеб .

Слайд 6

Катерина Измайлова Сонное оцепенение, доходящее до одури и подчеркнутое повторяющейся деталью: «Катерина Львовна… начнет зевать со скуки», «посидит, поглазеет… опять ей зевнется », « зевала-зевала , ни о чем определенном не думая, да и стыдно ей, наконец, зевать стало». Катерина Кабанова Внутренне е беспокойство, тоска о былом.

Слайд 7

К Катерине Измайловой любовь приходит как игра со скуки. Выход сжатой в скуке энергии оборачивается для Катерины Львовны испепеляющей страстью. Любовь Катерины Кабановой – изначально психологическая драма, заставляющая ее и радоваться, и страдать.

Слайд 8

Одна и та же ситуация приводит героинь к прямо противоположным действиям. Для Катерины Измайловой внутренних преград для страсти нет. И она устраняет внешние препятствия. История ее любви – история уголовных преступлений. Основой сюжета в «Грозе» становятся мотивы греха и раскаяния, вины и наказания. Для Катерины Кабановой греховным преступлением оказывается нарушение нравственного закона, при котором она не может жить по совести.

Слайд 9

Иллюстрации Б.Кустодиева к очерку «Леди Макбет Мценского уезда»

Слайд 10

Своеобразие развязки Разоблачение Суд Наказание Конец уголовной хроники Трагическая развязка истории любви Катерины Львовны

Слайд 11

Вывод Катерина Измайлова – плоть от плоти «темного царства», его прямое порождение. Личность Катерины Кабановой , как и ее гибель, - «луч света в темном царстве». «Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена – отмщение «бесовской страсти». Л. Аннинский

Слайд 12

«… когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов». Н.Л.Лесков

Слайд 13

Школа 39, учитель Борисова Н.И. г. Брянск, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Губительная сила страсти (по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Губительная сила страсти (по очерку Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"). Вы привыкли к типу русской женщины, возведённой на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым и вдруг… убийца...

"Две Катерины ( по пьесе "Гроза" и очерку "Леди Макбет Мценского уезда"

Разработка урока литературы 10 класс по пьесе А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"....

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок литературы в 10 классе по очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Урок литературы в 10 классе по очерку Н.С.лескова "Леди Макбет Мценского уезда" преследует следующую цель: постижение трагедии человеческой души в её взлётах и падениях. Тесна связь с пьесой А.Н.Остро...

Материалы по очерку Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Материалы для подготовки к уроку по очерку...