"Красною кистью рябина зажглась..."
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Куликова Инна Владимировна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnoyu_kistyu_ryabina_zazhglas.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»

(ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,

 ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ

 М. ЦВЕТАЕВОЙ)

ОФОРМЛЕНИЕ

Портрет М.Цветаевой

Возле него, на драпировке, - листья клена, гроздья рябины.

На столике под портретом – подсвечник, цветы, на пианино – подсвечник.

На журнальном столике – сборники стихотворений Пушкина, Блока, Цветаевой.  

1 чтец

     26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского музея изящных искусств, и Марии Александровны Рейн родилась дочь Марина.

2 чтец

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

(лучом света высвечивается девочка, сидящая у пианино и перебирающая клавиши)

3 чтец

     «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до – ре …». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

(Звучит музыка Е.Доги из к\ф «Гонки по вертикали».

Зажигаются свечи под портретом, на журнальном столике и пианино)

4 чтец

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена  - и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

5 чтец

     Шло время, и  Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.

(Звучит музыка Ф.Шопена)

6 чтец

    Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате у матери висел портрет бабушки, красавицы польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

1 чтец

     Вот так об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке»:

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько вы возможностей вы унесли,

И невозможностей -  сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

- Бабушка! – этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?

2 чтец

     Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, монарх по поэте печется!

Почетно – почетно – почетно – архи –

Почетно, - почетно – до черту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

    Великому русскому поэту Марина Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев».

3 чтец

     Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, М.Горьким, В.Маяковским, Б.Пастернаком, А.Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 веков. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру – А.Блоку:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок.

Им твое, - ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

4 чтец

     В 1906 году Марина Цветаева знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.

(Звучит музыка А.Петрова из к\ф «Жестокий романс»)

5 чтец

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в вечности – жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно – бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

 - Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

(Звучит вальс Е.Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

6 чтец

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминайте ни днем ни ночью -  всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня -  не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что больны – увы! – не мной,

За то, что больна – увы! – не вами.

(Звучит музыка Е.Доги из к\ф «Гонки по вертикали»)

1 чтец

     1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, которая мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутренней».

(Продолжает звучать музыка)

2 чтец

В огромном липовом саду –

Невинном и старинном –

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном.

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины.

Пробором кудри разделив…

Тугого шелка шорох,

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы…

3 чтец

     Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из к\ф «Жестокий романс»)

Гаснут свечи. В зале – свет.

4 чтец

     Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

 

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно перекричать разлуку –

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихорь войн,

Пусть странствует она –

Свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

5 чтец

     И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В стихотворении, обращенном к Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре,

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

6 чтец

     Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнает, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к этому времени были уже на родине).

     Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

     В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма:

5 чтец

     «Я раскрыла листок. В нем  две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».

Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»

С первыми звуками гаснет свет, зажигается свеча под портретом Марины Цветаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

литературная гостиная "Красною кистью рябина зажглась..."

урок в форме литературной гостиной  развивает творческие способности учащихся,  позволяет в нетрадиционной форме знакомить с творчеством М.Цветаевой...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

Вечер, посвященный юбилею М. И. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."

Литературно-музыкальная композиция , составленное из стихов М.И.Цветаевой, песен на ее стихи, воспоминаний о ней....

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась".

Данная  композиция  поможет  учителю  словесности  при  изучении  творчества  М.Цветаевой....