Конспект урока «Певец любви, певец своей печали»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Агольцева Елена Викторовна

Конспект урока. Тема: "Певец любви, певец своей печали" (любовная лирика А.С. Пушкина). 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ села Мусорка.                                    

Урок по теме: «Певец любви, певец своей печали»

(любовная лирика А.С.Пушкина).9 класс.

Учитель русского языка и литературы: Агольцева Е.В.

Цель урока: познакомить с адресатами любовной лирики А.Пушкина; обучать выразительному чтению.

Методические приёмы: беседа, лекция, выразительное чтение,  анализ стихотворений.

Оформление урока: портрет А.Пушкина; выставка-обзор портретов любимых женщин  А.Пушкина с комментариями к  ним, музыкальное сопровождение: романс М.Глинки «Я  помню чудное мгновенье» (исп. Н. Гедда),  романс А.Даргомыжского « Я вас любил…» (исп. А.Ведерников).


Эпиграф к уроку: « Любовь у Пушкина-это не просто  чувство человека, но чувство человека- художника».(В.Белинский)

                             
                                   

Ход урока



I.Организационный  момент. Сообщение  темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя.

Любовь для А.Пушкина- предмет высокой поэзии. Она выведена за пределы быта и обычной жизни. « Стихотворения, коих цель  горячить воображение любострастными описаниями унижают поэзию»,-писал А.Пушкин. Он был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику его не следует рассматривать как поэтический аналог « донжуанского списка».В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об  отношениях, связывавших его с  возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения « Я вас любил…», « Я помню чудное мгновенье»,или  « На холмах Грузии…» искать ответ на вопрос, в кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. Черты любимых  женщин он часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Любовь, пришедшая к поэту, от него  как бы не зависит- виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца « гореть и любить.»

Взглянем на мир глазами  Пушкина- его сердцем и мыслью… А что такое  «поэзия мысли?» Конечно же, поэзия- это по преимуществу  « память сердца …»  

Какие  пушкинские  строки  слышатся вам за этой формулой?

III.Чтение и разбор стихотворения « Я помню чудное мгновенье…»(1825 г.)
( Стихотворение приводится в пушкинских  сборниках с посвящением – криптонином  

 «К ***»)
1.Выразительное чтение стихотворения (учитель)

2.Вопросы и задания
- Ваши впечатления от пушкинских строк?

- В чём тайны пленительности стихотворения?
- Как начинает звучать в стихотворении музыка любви?
- Вслушайтесь в само звучание, в инструментовку пушкинских строк, в их мелодию. Тайна звуков у Пушкина – гласных и даже согласных.

- Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье- вдохновенье – упоенье; безнадежный- нежный- мятежный; ты- красоты- мечты-черты) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?

3.Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его самостоятельно.

Вопросы и задания (после прочтения стихотворения).

-Ваши новые открытия?
-Какова композиция стихотворения?
-Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чём их тайна?

4.Сообщение ученика об А.П.Керн (домашнее задание)
Пушкин познакомился с Керн в Петербурге, в доме Олениных, в начале  1819 г. Поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет,  и Пушкин вновь увидел её летом 1825 г. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. Появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта.  Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти, любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение « Я помню чудное мгновенье…», которое сам и вручил ей.  Так же он  написал ей семь любовных писем, полных любви  и восхищения, которые она бережно хранила всю свою жизнь.  

5. Звучит романс М.Глинки « Я помню чудное мгновенье…», который был  написан  уже после смерти А.Пушкина и был посвящен дочери А.П.Керн

IV. Чтение и анализ стихотворения « На холмах Грузии…» 
1.Слово учителя.
Среди шедевров пушкинской любовной лирики и стихотворение «На холмах Грузии…» Всего 8(!) строк, но каких! В нём нет броских эпитетов, сложных метафор, развёрнутых сравнений. Стихотворение волнует нас не только словесной красотой, но и глубиной мысли и чувства. Оно передаёт  психологическое состояние поэта, импульсивную смену его чувств и настроений.
2.  Выразительное чтение стихотворения (подготовленный ученик)
3. Вопросы и задания.
- Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Сопоставьте его  с предыдущим ( « Я помню чудное мгновенье…»)
- Как меняется настроение в стихотворении?
- В чём специфичность  речевых  оборотов?
-  Что оказывается созвучным в природе чувству поэта?
- Почему оживает любовь? Чем она является для поэта?
- О чём свидетельствуют последние  строки стихотворения?

V. Чтение и анализ  стихотворения « Я вас любил…» (1829  г.)
1.Слово учителя.
Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова: « Я вас любил…» ,но только в пушкинских строках  они стали высочайшей и трепетной поэзией. Хотя всё стихотворение соткано  из самых обыкновенных слов.
2. Выразительное чтение стихотворения (подготовленный ученик)
3.Слово учителя
Поэта можно заподозрить в благодушии, разве можно желать счастье своей возлюбленной с кем-то другим? Но так ли это на самом деле? Фраза « Я вас любил» повторяется трижды. Но каждый раз эта фраза звучит по-разному и наполнена  новым смыслом. В первый раз  мы готовы признать, что любовь угасла, что чувство  уже прошло, но строчки:
                       Любовь ещё ,быть может,
                       В душе моей угасла не совсем…
Говорят о том, что эта любовь не совсем угасла, значит она живёт, волнует.
Глагол прошедшего времени « любил» означает «люблю».
                         Но пусть она Вас больше не тревожит,
                         Я не хочу печалить Вас ничем…
Оказывается, любовь, по мысли поэта, не только в том, чтобы поминутно видеть её,  следовать за ней, но и в том, что бы  в чём-то отказать себе ради любимого человека.
Может, в этом и заключается  великий и простой смысл любви.

4. Звучит романс А.Даргомыжского « Я вас любил…»

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Звучит музыка Л.В.Бетховена «Лунная соната».

Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение  любовной  лирики А.Пушкина. Стихи Пушкина не есть список его побед и поражений . В них запечатлена психологическая правда любовных переживаний, выражены  философские представления  поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин  любил женщин и воспел  Женщину.

VII. Домашнее задание.
1. Письменный анализ одного из стихотворений о любви, выучить наизусть.
2.Ответить (устно) на вопросы в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 11 класс. Конспект урока "О любви".

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ (часть С)....

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Конспект урока "Биохимия любви"

Интегрированный урок по химии, биологии. литературе...

Конспект урока "Биохимия любви"

Интегрированный урок по биологии, химии. литературе...

Конспект урока "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 класс

Конспект урока "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 класс...