Главные вкладки

    И.А.Крылов "Обоз"
    план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

    Козлова Ирина Петровна

    Анализ басни И.А.крылова "Обоз"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oboz.docx22.54 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                          Тема: И.А.Крылов. Басня  « Обоз».

    Автор: Козлова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы,

     ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук , Самарская область м.р.Борский, 2014г.

    Тип урока : изучение лит.произвед.

    Форма: у-беседа с элементами исследования

    Образовательные:

    -раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

    -совершенствовать навыки работы с худ. словом

    -соверш. навыки анализа худ произвед.

    Развивающие:
    -развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
    -совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
    -развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
    Воспитательные
    -воспитывать бережное отношение к художественному слову;
    -воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества
     Приемы обучения:  слово учителя, выразительное чтение,  анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
    Предполагаемый
    результат:
    -осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».


                                                                                                      Ход урока

    Эмоциональный настрой.
    Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (
    Слайд 1+ портрет в книге!!!)

    Учитель:  мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока )
     Мотивационный этап.
    Для начала вспомним, что такое
    басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

    Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами:  следим по тексту!

    Отыщем мораль басни. Зачитаем.
    Учитель:  в басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность, которые приходят  с  годами  и  опытом.
      В морали  басни  явный намек  на  Александра  I ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам. (Слайд 2:  портрет Александра I), например, было  проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3: Аустерлицкое сражение)

    Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках, печатались  в  походной  типографии  Кутузова.  (Слайд 4: портрет Кутузова)

    Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова,  должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам.  (Слайд 5: портрет Наполеона)

    Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

    Историческая справка: поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил :  «…Его  басни  переживут  века…» (Слайд 6: портрет Батюшкова)

    Целеполагание.
    Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?

     Содержательный этап.
    Учитель: назовите главных героев произведения


    Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним)
    Учитель предлагает организовать работу следующим образом -  каждый ряд рассматривает определенный образ:

    1 ряд - «обоз» и  + созвучное  слово «воз»;

    2 ряд – «горшки», «осел»;

    3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

    Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

    В начале урока я говорила о  стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

    Вопрос: какое понятие шире?

    Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

    Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и...Искусство ведения боя.| Наука о ведении боя.


    Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя.
    (видеофрагмент)

    Выразительное чтение текста.
    Записываем в тетради  слова, характеризующие главных героев:

    -Конь – добрый – (на крестце) понес!

    -Лошадь - молодая – ругает (коня).

    Зачитываем, как ругает ( конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

    Вопрос: что вышло на деле?

    (телега раскатилась, конь помчал и упал  БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

    Рефлексивный этап.
    Зачитываем еще раз главные слова в басне ( мораль=идея) – запишем ее в тетради!

    Ответьте на вопросы:

    -В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого  морального  вывода?
    -Какой герой понравился больше?

    -На чьей стороне вы как читатели?
    -На чьей стороне автор?

    Аналитический этап.
    - Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
    -Что понравилось  и запомнилось больше всего?

    Домашнее задание  для всех: выучить басню наизусть.

    Доп.задание: вспомните русские  пословицы  и  поговорки, связанные   с   моралью басни.

    Спец.задание: нарисовать понравившегося героя.