И.А.Крылов "Обоз"
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Козлова Ирина Петровна

Анализ басни И.А.крылова "Обоз"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboz.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Тема: И.А.Крылов. Басня  « Обоз».

Автор: Козлова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы,

 ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук , Самарская область м.р.Борский, 2014г.

Тип урока : изучение лит.произвед.

Форма: у-беседа с элементами исследования

Образовательные:

-раскрыть идейно-художественное своеобразие басни

-совершенствовать навыки работы с худ. словом

-соверш. навыки анализа худ произвед.

Развивающие:
-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к художественному слову;
-воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества
 Приемы обучения:  слово учителя, выразительное чтение,  анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
Предполагаемый
результат:
-осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».


                                                                                                  Ход урока

Эмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (
Слайд 1+ портрет в книге!!!)

Учитель:  мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока )
 Мотивационный этап.
Для начала вспомним, что такое
басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)

Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами:  следим по тексту!

Отыщем мораль басни. Зачитаем.
Учитель:  в басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность, которые приходят  с  годами  и  опытом.
  В морали  басни  явный намек  на  Александра  I ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам. (Слайд 2:  портрет Александра I), например, было  проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3: Аустерлицкое сражение)

Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках, печатались  в  походной  типографии  Кутузова.  (Слайд 4: портрет Кутузова)

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова,  должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам.  (Слайд 5: портрет Наполеона)

Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.

Историческая справка: поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил :  «…Его  басни  переживут  века…» (Слайд 6: портрет Батюшкова)

Целеполагание.
Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?

 Содержательный этап.
Учитель: назовите главных героев произведения


Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним)
Учитель предлагает организовать работу следующим образом -  каждый ряд рассматривает определенный образ:

1 ряд - «обоз» и  + созвучное  слово «воз»;

2 ряд – «горшки», «осел»;

3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.

Вопрос: сколько действующих лиц в басне?

В начале урока я говорила о  стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.

Вопрос: какое понятие шире?

Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.

Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и...Искусство ведения боя.| Наука о ведении боя.


Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя.
(видеофрагмент)

Выразительное чтение текста.
Записываем в тетради  слова, характеризующие главных героев:

-Конь – добрый – (на крестце) понес!

-Лошадь - молодая – ругает (коня).

Зачитываем, как ругает ( конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)

Вопрос: что вышло на деле?

(телега раскатилась, конь помчал и упал  БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)

Рефлексивный этап.
Зачитываем еще раз главные слова в басне ( мораль=идея) – запишем ее в тетради!

Ответьте на вопросы:

-В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого  морального  вывода?
-Какой герой понравился больше?

-На чьей стороне вы как читатели?
-На чьей стороне автор?

Аналитический этап.
- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
-Что понравилось  и запомнилось больше всего?

Домашнее задание  для всех: выучить басню наизусть.

Доп.задание: вспомните русские  пословицы  и  поговорки, связанные   с   моралью басни.

Спец.задание: нарисовать понравившегося героя.