Урок по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
презентация к уроку по литературе на тему

Материал содержит разработку урока по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"(презентацию), тест к уроку и рабочий лист для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_k_uroku.doc22.5 КБ
Файл urok_chekhov_2.pptx1.96 МБ
Office presentation icon ekspress-test_k_uroku_ap_chekhov.ppt106 КБ

Предварительный просмотр:

Тест к уроку А.П.Чехов «Каковы особенности рассказов А.П.Чехова»?

  1. Каков объем рассказов? (короткие, длинные, обычные)
  2. Где начинается действие? (в начале, в конце, вообще не начинается)
  3. Кто является героем рассказов? (обыкновенные люди, необыкновенные люди, нет героя)
  4. Какие фамилии имеют герои? (обычные, говорящие, страшные)
  5. Где используется деталь? (в речи героев, в описании внешности, в поведении)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.П.Чехов 1860 – 1904 «В человеке должно быть все прекрасно…»

Слайд 2

Цели: Расширить представление об А.П.Чехове. Каковы особенности рассказов писателя? Чем нам может помочь писатель в работе над самосовершенствованием?

Слайд 3

Экскурсия - знакомство Что нового мы узнаем об А.П.Чехове?

Слайд 4

Экскурсия – знакомство Сравните портреты писателя Привычное фото Редкое фото

Слайд 5

Экскурсия - знакомство И.А.Бунин: «С самых первых лет студенчества А.П. взял на свои плечи всю семью» К.И.Чуковский вспоминал, как А.П.Чехов мог сунуть городовому арбуз в бумаге и деловито сказать: «Бомба!.. неси в участок…»

Слайд 6

Из письма брату Николаю: Требования к себе: «Воспитанные люди уважают человеческую личность». «Они сострадательны… Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом». «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня».

Слайд 7

Псевдонимы, используемые А.П.Чеховым: Антоша Чехонте Брат моего брата Человек без селезенки

Слайд 8

Экскурсия - знакомство Амбулатория – лечебница для приходящих больных Сани А.П.Чехова

Слайд 9

Экскурсия - знакомство А.П.Чехов на острове Сахалин «Сахалин – это место невыносимых страданий… Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей …»

Слайд 10

Девиз рассказов писателя «Словам… должно быть тесно, а мыслям – просторно…»

Слайд 11

НАШ ПОИСК (проверка домашнего задания) Содержание д.з .- найдите в рассказах писателя слова, имеющие эмоциональное или смысловое содержание. Форма подготовки- выразительное чтение отрывка, рисунок, инсценирование . Задание классу – угадайте слово.

Слайд 12

Итог поиска: Деталь у А.П.Чехова – это слово, которое передает эмоции или имеет определенный смысл.

Слайд 13

А н а л и з р а с с к а з а «Толстый и тонкий» Основа анализа – поиск деталей в характеристике героев, определение их значения.

Слайд 14

Анализ рассказа Задание классу: во время работы записывайте слова – характеристики героев.

Слайд 15

Анализ рассказа (Встречают по одежке…) З а д а н и е : Найдите описание внешности героев в начале рассказа. Какие детали подчеркивает автор? - О чем они говорят? Обратите внимание на объем описания.

Слайд 16

Анализ рассказа Как ведут себя герои в начале встречи? Найдите несоответствия Толстый Тонкий - естественно - общителен - искренне рад - важничает

Слайд 17

Анализ рассказа (Скажи мне, кто твой друг. И я скажу, кто ты.) Понаблюдайте, как меняется поведение сына тонкого. Тонкий Нафанаил Что мы можем сказать о герое на основе такого поведения сына? Нафанаил немного подумал и снял шляпу. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки… Нафанаил … уронил фуражку.

Слайд 18

Анализ рассказа ( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь) Толстый Много ли говорит? Как говорит?

Слайд 19

Анализ рассказа ( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь) Тонкий Найдите в его речи слова мелкого чиновника. Каков характер речи? В каком числе употреблены имена сущ.? Что прибавляет в конце фраз?

Слайд 20

Анализ рассказа ( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь) Тонкий говорит подобострастно. Каково же лексическое значение слова? - угодливо - льстиво - храбро - подобно животному

Слайд 21

Анализ рассказа ( Позиция автора) Эта фраза повторяется в начале и в конце рассказа. Восполните ее: «Приятели троекратно облобызались… Оба были приятно _______». - Как автор относится к своим героям? - Какой прием он здесь использует?

Слайд 22

Вывод: Дайте на основе своих записей характеристику тонким. - Что высмеивает в них автор?

Слайд 23

Анализ рассказа (Деталь – «имя») Прочитайте отрывок о толстых из поэмы Н.В.Гоголя. Скажите: герои разных авторов похожи? «Толстые никогда не занимают косвенных мест.., уж они не слетят. Наружного блеска они не любят.., в шкатулках благодать божия.»

Слайд 24

Проверьте себя, ответив на вопросы теста

Слайд 25

Напишите мини – сочинение, используя словесную деталь

Слайд 26

Спасибо за работу! Вы награждаетесь медалью А.П.Чехова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Дружба по жизни как тонкая нить, старайся её и беречь, и крепить"

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к сочинению-рассуждению ЕГЭ...

Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").

В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ А.П. ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» ПАНОРАМНЫЙ УРОК

Конспект панорамного урока по теме "Развитие коммуниктивной компетентности на уроках литературы" основан на содержании рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий!, который изучается в 7 классе, но может бы...

Урок по рассказу Чехова "Толстый и тонкий".

Структура и содержание урока1.       Тема Урок-мастерская. «По следам толстых и тонких»2.       Цель. Цели урока:1) Познавательная:•...

Рассказы А. П. Чехова о тонких и толстых

В этом учебном году на уроке литературы прочитали рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий ». Меня  очень заинтересовала проблема толстых и тонких. А....

Конспект открытого урока трудового обучения по теме: "Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник)", 4 класс

Цель:учить изготавливать русский головной убор –кокошник из картона с применением цветной бумаги;Задачи:формирование умений ориентироваться в задании , анализировать объект, планировать ход работы над...

Презентация к урока "А.П. Чехов. Биография "Толстый и тонкий"

Презентация к уроку литературы в 6 классе...