"М.Ю. Лермонтов. "Кавказ"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок с использованием современных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_15.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЛИМАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №2

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

Тема: «М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни и творчестве поэта. «Кавказ», - выражение страстной любви поэта к Кавказу, чувство восторга и восхищения перед его неповторимой красотой и величием»

разработала

учитель русского языка и литературы

ОШ №2 г. Красный Лиман

Донецкой области

Лукьянчикова Наталья Викторовна

2014год


Цели урока:

развивать критическое мышление,  творческие способности,интерес к предмету; исследовательский опыт; умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получать дополнительные знаний по теме; навыки монологической речи (по заданным образцам);

воспитывать поликультурную гармонически развитую личность, способную к глубокому постижению литературного произведения как искусства слова;

познакомить с неизвестными фактами биографии М.Ю. Лермонтова, периодами биографии, связанными с Кавказом, закрепить навыки анализа лирического произведения (повторить литературоведческие термины тема, идея, жанр литературного произведения, тропы); закрепить навыки определения стихотворного размера), навыки выразительного чтения лирического произведения.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Структура урока

  1. Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова (электронная презентация, технология инсерт)
  2. Заполнение таблицы (технология кластер)
  3. Знакомство со стихотворением «Кавказ», «Люблю я цепи синих гор» (ИКТ)
  4. Беседа по содержанию стихотворений
  5. Решение проблемного вопроса «Почему Лермонтов так  страстно любил Кавказ?»
  6. Анализ лирических произведений (технология морфологический ящик»
  7. Подведение итогов урока (технология «синквейн»)

Инновационные технологии:

  1. ИКТ (электронная презентация к уроку, аудиозапись )
  2. Системно-деятельностный подход
  3. Интерактивные технологии (групповые формы работы, парные формы работы, метод «Ассоциаций», проблемное обучение, метод «фиш-боул», метод «Морфологический ящик», метод «Синквейн»

Оборудование: электронная презентация, материал для работы по системе «Инсерт», карточки для анализа лирических стихотворений.

Ход урока

  1. Организация класса
  2. Ввведение в тему урока (заранее подготовленный учащийся читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» на английском языке, учащиеся пытаются узнать название стихотворения и его автора; учащиеся озвучивают предположения о том, с творчеством какого поэта мы будем знакомиться во время урока) (дополнение к уроку 1)

Учитель сообщает тему урока (учащиеся записывают в тетради)

  1. Постановка целей и задач урока (учащимся предлагается самим сформулировать задачи урока)
  2. Эпиграф урока

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой.

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили…

                М.Ю.Лермонтов

5. Актуализация опорных знаний по биографии М.Ю. Лермонтова (учащиеся сообщают о фактах биографии, которые им известны, составляют ассоциативный ряд на доске)

5. Работа над новым материалом:

5.1. виртуальная экскурсия в Тарханы (заранее подготовленные учащиеся проводят виртуальную экскурсию в Тарханы) (дополнение к уроку 2)

5.2.слово учителя

Ребята, жизнь М.Ю. Лермонтова была связана не только с Тарханами. По воле судьбы его имя неразрывно связано с таким географическим названием как КАВКАЗ. Это географический регион, на котором сегодня располагаются такие самостоятельные государства как Грузия, Армения, Россия, Азербайджан. А в средине 19 века царская Россия вела завоевательные войны с многочисленными коренными народами Кавказа.

Какое же место занимал Кавказ в жизни Лермонтова? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам самостоятельно изучить фрагмент биографии и заполнить таблицу (дополнение к уроку 3)

5.3. самостоятельная работа (учащиеся самостоятельно изучают биографический материал и делают пометки в местах, которые их заинтересовали.)

  1. Учащиеся самостоятельно заполняют  таблицу

Даты

События

Люди

Города

Лето 1825 год

Поездка на Кавказ

Первая любовь

Елизавета Арсеньевна Столыпина

Тарханы

25 февраля 1837 года

«На смерть поэта»

Ссылка поэта на Кавказ

А. С. Пушкин

Петербург

Конец 1837 года

Перевод в Гродненский гусарский полк

Елизавета Арсеньевна Столыпина

Новгород

1840 год

Вторая ссылка поэта

Дуэль

Эрнест де Барант

Малая Чечня

15 июля 1841год

Дуэль

Смерть

Мартынов

Пятигорск

5.5.Подведение итогов работы с биографией писателя, самооценивание

5.6.Знакомство со стихотворением «Кавказ» (читает учитель)

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

5.7.Беседа по содержанию стихотворения

-О чем это стихотворение?

- На какие смысловые части условно можно разделить это стихотворение?

- О чем говорит лирический герой в 1 строфе?

- Чему посвящена 2 строфа?

- Авто биографична ли 3 строфа?

-Какие эмоции лирического героя передал автор стихотворения?

- В каком темпе нужно читать это произведение?

  1. Словарная работа
  2. Анализ лирического стихотворения (работа в группах): учащиеся самостоятельно выбирают задание, которое хотят и могут выполнить на выбор.(дополнение к уроку 4)

Задания

  • Определить жанр, вид поэзии;
  • Определить тему и идею произведения;
  • Определить стихотворный размер;
  • Выписать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры);
  • Выразительно прочитать стихотворение.
  1. Презентация ответов.
  2. Оценивание ответов.
  1. Закрепление изученного МАТЕРИАЛА.
  1. Работа над проблемным вопросом «Почему Кавказ произвел на М.Ю. Лермонтова такое впечатление?»                                                                                                
  1. Рефлексия.

Составление синквейна на тему «Кавказ»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

ЛЕРМОНТОВ

РОМАНТИЧЕСКИЙ, ГЕРОИЧЕСКИЙ

ПИШЕТ, РИСУЕТ, ВОЮЕТ

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ

ГЕНИЙ

  1. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Кавказ»

Оценивание

Заполнение таблицы самооценивания (дополнение к уроку 6)

Биография

Работа со стихотворением

Синквейн

1-4

1-4

1-4


Дополнение к уроку №1 (стихотворение Лермонтова «Парус» на английском языке

The Sail


The lonely sail is showing white
Among the haze of the blue sea!..
What does it search in foreign part?
What left it in the native land?..


Дополнение к уроку 2

(виртуальная экскурсия в Тарханы)

На северо-западе Пензенской области среди бескрайних полей и лесов, тенистых рощ и извивистых речушек раскинулось старинное село "Тарханы", в настоящее время именуемое "Лермонтово". Именно здесь, в усадьбе Е.А. Арсеньевой, прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова – великого русского поэта.

Тарханы – колыбель гениального поэта. И где бы Лермонтов ни оказывался по воле судьбы, в его душе всегда жил образ дорогих и милых его сердцу мест, где он провел почти половину своей жизни. Здесь М.Ю.Лермонтов пережил свою первую любовь. И именно здесь он нашел свое последнее пристанище. Прах поэта покоится в семейном склепе, над которым воздвигнута часовня.

Барский дом – это дом с мезонином, окрашенный в модный в те времена желтый цвет. Этот дом реставрирован с максимальным приближением к виду дома лермонтовского времени. Огромная зала сохранила обстановку дворянского быта первой четверти 19 века. Фамильные портреты доносят до посетителей черты характера его обитателей. Центральная фигура среди этих портретов – трехлетний Миша Лермонтов.

В экспозицию так же входит еще одна церковь – церковь Михаила Архистратига, построенная в центре села, и фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых.


Дополнение к уроку 3 ( материал для самостоятельной работы)

Задание : прочесть, подчеркнуть даты, фамилии, названия произведений, географические названия.

За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан привозила его на Кавказ для укрепления здоровья (эти места славились минеральными источниками). Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение «На смерть Пушкина» 25 февраля 1837 года у Лермонтова и Раевского (друга Лермонтова) был сделан обыск. Затем поэт был переведен из гвардейского Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Полк этот находился на Кавказе, где шла война с горцами. Это была первая ссылка Лермонтова на Кавказ.

Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта.

В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», - все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

14 апреля 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах.

Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал 15 июля 1841 года.

Заполните таблицу

Даты

События

Люди

Города

Дополнение к уроку 4 ( таблица для анализа стихотворения)

Заполните таблицу

1

Тема

2

Идея

3

Жанр

4

Вид

5

Размер

6

метафора

7

эпитет

8

обращение

9

рефрен

10

олицетворение

11

сравнение

Дополнение к уроку 5(таблица для самооценивания)

Биография

Работа со стихотворением

Синквейн

Всего

1-4

1-4

1-4

12Б