"Жив талант - бессмертен гений!"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного  памяти А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Краснолиманская общеобразовательная школа

1-111 ступеней №2

Подготовила учитель русского

 языка и литературы ОШ №2

Лукьянчикова Н.В.

2014 год


Цели

Образовательная: расширить круг знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, познакомить с малоизвестными фактами из жизни поэта, познакомить с лирическими произведениями русских и советских писателей о великом русском поэте, познакомить с произведениями великих русских художников, изображавших А.С. Пушкина.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к великому русскому поэту А.С. Пушкину, восхищение его гениальными произведениями; воспитывать эстетическое видение мира, потребность соприкасаться с лучшими образцами мировой культуры, чувство прекрасного, активную жизненную позицию.

Развивающая: развивать языковые, литературные, жизненные компетенции учащихся образцах мировой культуры, устную речь учащихся, навыки выразительного чтения стихотворных произведений.

Оборудование: электронная презентация «Пушкин», электронная презентация «Поэты о Пушкине», стихи об А.С. Пушкине, запись песни Б. Окуджавы «Счастливчик Пушкин»

Педагогические технологии: 

  • ИКТ
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Развивающее обучение
  • Проблемное обучение
  • Технологии группового обучения

Интерактивные технологии

Вступительное слово учителя

Блеклов В. В. в своей книге «Пушкинские тайнозаписи» пишет «…Пушкин не только поэт, не только историк, но и, - пожалуй, в первую очередь! – Мыслитель. Мыслитель, ищущий! Другими словами, человек, всегда ищущий и ответы на поставленные, при его жизни, вопросы и проблемы. Именно это качество или свойство Пушкина определяет его, - и всё его творчество! - в первую очередь. И именно это – отличает, его, от других поэтов. И, разумеется, от других историков. К сожалению, анализ именно этого качества, или свойства, Пушкина, - как мыслителя и гениального «отражателя» всех многообразных проявлений, как человеческой жизни, так и Природы! - тоже еще не создан. Более того, исследователи ещё даже не подошли, к нему, вплотную. Пока лишь некоторые из них, - не все, а именно некоторые из них, то есть – единицы! – определили это свойство поэта примерно следующей фразой: «Пушкин, в своем творчестве, коснулся всего». Или фразой пушкиниста А. Гессена, вынесенной им в заголовок его книги! Фразой: «Всё волновало нежный ум». Причем, будь это прозаическая или поэтическая форма, коснулся - с гениально реалистической точностью…

Актуализация опорных знаний учащихся («микрофон»)

-Что вам известно о детстве поэта?

Чем знаменательны годы обучения в лицее?

-Имена каких людей ассоциируются у вас с именем А.С. Пушкина?

-Названия каких городов связаны с именем великого поэта?

-С какими произведениями вы знакомы?

-Назовите ваши любимые произведения.

Слово учителя

Ребята, вы очень много знаете о жизни и творчестве великого русского поэта. Сегодня мы собрались, чтобы почтить память А.С. Пушкина, потому что 10 февраля – День памяти «Солнца русской поэзии», как его  назвали наши современники. Именно 10 февраля 1837 года, на 38 году жизни, перестало биться сердце поэта. Во время дуэли с Дантесом, выходцем из Франции, защищая честь своей жены Натальи Николаевны Гончаровой, Пушкин получил смертельное ранение и через несколько дней скончался.

Правительство Николая Первого, опасаясь народных демонстраций, которые могли возникнуть во время похорон поэта , приказало тайно, ночью, вывезти гроб с телом поэта из Петербурга. Сопровождаемый только своим дядькой Никитой Козловым, который вырастил Пушкина, да группой жандармов тело Александра Сергеевича было доставлено в Святогорский монастырь на Псковщине, где его и похоронили.

Ведущий 1

Детство поэта

Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к "мужу честну" Ратше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной "аристократии", честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и "гонимого". Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.

Ведущий 2

Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором — маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Алексанрда I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку — это няня. 
Ведущий 1

. Детство маленький Пушкин провёл в Москве. Его первыми учителями были гувернёры-французы. А на лето он обычно уезжал к своей бабушки, Марии Алексеевне, в подмосковное село Захарово. Когда ему исполнилось 12 лет, Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, закрытое учебное заведение с 30 учениками. В лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали "французом".

Ведущий 2

Годы учебы в лицее

. А в знаменитый лицей Пушкин, оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик — всего 30 человек, но у Пушкина был дядя — весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским. 

3. Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца. 

4. Зато в лицее Пушкин в первый раз влюбился. Очень любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей. Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему-то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащокиной, в которую Пушкин тоже был влюблен: «Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности». Впрочем, тот же брат Пушкина признавал, что, когда Пушкина кто-то интересовал, он становился очень заманчив. С другой стороны, когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен.

Ведущий 1

 А этот забавный случай, произошедший с Пушкиным еще во время его пребывания в Царскосельском лицее, показывает, насколько остроумен и находчив был молодой поэт. Однажды он задумал удрать из лицея в Петербург погулять. Отправился к гувернеру Трико, а тот не пускает, да еще и пугает, что будет следить за Александром. Но охота пуще неволи – и Пушкин вместе с Кюхельбекером удирает в Питер. За ними последовал и Трико.
К заставе первым подъехал Александр. У него спросили фамилию, и он ответил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. Следующим подъехал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, сообщил: «Григорий Двако!» Заставный записал фамилию и с сомнением покачал головой. Подъезжает, наконец, и гувернер. Ему вопрос: «Ваша фамилия?» Отвечает: «Трико!» «Врешь,– кричит заставный,– здесь что-то недоброе! Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин с другом спокойно нагулялся в городе.
Ведущий 2

 В Лицее выпускался рукописный журнал "Лицейский мудрец". Пушкин писал туда стихи. Однажды написал: "Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруду. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
Ведущий 1

 В 1817 г. состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых - латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из 29 выпускников), показав только "в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи.

Ведущий 2

Известно, что Александр Сергеевич очень любил своего лицейского товарища Кюхельбекера, но часто устраивал ему розыгрыши. Кюхельбекер часто навещал поэта Жуковского, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: "Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома..." Пушкин, услышав это, написал эпиграмму:

За ужином объелся я,

Да Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно...

Кюхельбекер был взбешен и потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой, и, конечно же, поединок завершился миром

Юность Пушкина

Ведущий 1

Жандармский чиновник III отделения, Попов, записал о Пушкине: "Он был в полном смысле слова дитя, и, как дитя, никого не боялся". Даже его литературный враг, пресловутый ФаддейБулгарин, покрытый пушкинскими эпиграммами, записал о нем: "Скромен в суждениях, любезен в обществе и дитя по душе".

Ведущий 2

 Смех Пушкина производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Художник Карл Брюллов говорил про него: "Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны". И в самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех, - позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти, - преступно и пагубно.

Ведущий 1

Основой для «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина послужила сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена». Пушкинская старуха оказывается у разбитого корыта после того, как захотела стать владычицей морскою, а её немецкая «коллега» на этом этапе стала Папой Римским. И только после желания стать Господом Богом осталась ни с чем.

Прочитав сказку Ершова "Конёк-Горбунок", Пушкин решил больше никогда не писать сказки.

Пролог «У лукоморья дуб зелёный...» поэмы «Руслан и Людмила» Пушкин написал для её второго издания, выпущенного через 8 лет после первой публикации.

Ведущий 2

В «Евгении Онегине» можно встретить строки: «Он в том покое поселился, // Где деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил». Слово «муха» здесь используется не в прямом значении, а для метафоры спиртного. Известна также другая метафора пьяного человека — «под мухой», где слово муха употреблено в этом же смысле.

Ведущий 1

Пушкин был гениален, но не был красив, и в этом отношении контрастировал со своей красавицей-женой Натальей Гончаровой, которая, при этом, была на 10 см выше него. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от жены поодаль: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста.

В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил:
«Я восхищен, я очарован,
Короче – я огончарован!»

Ведущий 2

Интересный факт, переписку с царем гордый Пушкин вел исключительно на французском языке, чтобы не писать свое восхищение монархом, которое полагалось писать в таких случаях.

Ведущий 1

Идею "Ревизора" дал Гоголю Пушкин в ответ на его просьбу подсказать ему что-нибудь по-настоящему смешное или рассказать новый анекдот.

Источником сюжета для пьесы Гоголя «Ревизор» стал реальный случай в городе Устюжна Новгородской губернии.  Именно Пушкин советовал Гоголю продолжать написание произведения, когда тот не раз хотел бросить это дело.

А.С. Пушкин неплохо знал французский и английский, итальянский и немецкий, а также латинский, испанский, греческий, и многие славянские языки – некоторые в совершенстве, а другие не прекращал изучать всю свою недолгую жизнь. В его библиотеке было 3560 томов книг — 1522 наименования, из них 529 на русском языке и 993 — на других языках.

Ведущий 2

Забавный факт о Пушкине: в 1818 году после болезни («горячки») ему обрили голову, и он некоторое время носил парик. И Пушкин, будучи в парике, в Большом театре, во время, наверное, самой патетической сцены, жалуясь на жару, снял с себя парик и тут же принялся им обмахиваться как веером! Этим своим нестандартным поведением он насмешил, зрителей сидевших рядом.

Ведущий 1

Дуэль с Дантесом

Дуэль с Дантесом была 21-й для поэта. Пушкин был инициатором 15 дуэлей, четыре из которых состоялись. Остальных не произошло в результате примирения сторон, как правило, стараниями друзей нашего вспыльчивого «светила». Первая дуэль поэта случилась в Царскосельском лицее.

Перед последней своей дуэлью Пушкин спросил жену "По ком ты будешь плакать?". Ответ был гениально прост: "По том, кто будет убит".

Первая дуэль Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца — например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой. 

Ведущий 2

Всякий раз, отправляясь на дуэль, Пушкин надевал свой любимый перстень, который, как он считал, предохраняет его от смерти и не дает ни единого шанса сопернику. Но на свою последнюю дуэль он решил надеть перстень с сердоликом, подаренный возлюбленной. Как впоследствии оказалось, он был украшен погребальным камнем караимов с соответствующей надписью. Так роковую роль в жизни поэта сыграл перстень мертвеца.

Ведущий 1

Бытует представление о том, что поэт Пушкин в дуэли с офицером Дантесом был обречен изначально. Однако это не так – поэт был прекрасным фехтовальщиком и отлично владел пистолетом. На прогулки он специально ходил с тяжелой железной палкой, тренируя твердость руки.

Отличное владение оружием Пушкина доказывает и тот факт, что тяжелораненый поэт сумел сделать ответный выстрел, пробив Дантесу руку, прикрывавшую грудь. Противник Пушкина должен был неминуемо погибнуть, однако на пути пули якобы встала пуговица. Многие, впрочем, уверены, что на Дантесе была надета кираса.

Ведущий 2

Отношения с царем

Про отношения императора Николая I и поэта Александра Пушкина в разное время высказывались различные версии – от полной враждебности до близкой дружбы. По всей видимости, истина лежит где-то посередине. Тем не менее, после смерти поэта император отдал следующее распоряжение:

«1. Заплатить долги.

2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу.

5. Сочинение издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.

6. Единовременно 10 т.»

Ведущий 1

Но и император не догадывался, что менее чем через полвека род поэта породнится с монаршьей фамилией. В 1881 году внук царя Николая I Михаил Романов и Софья Меренберг, внучка поэта Александра Пушкина, поженились. Семья Романовых была против этого брака и вынудила Михаила расстаться с государственной службой. Великий князь с женой покинули Россию и обосновались в Британии, где по сей день проживают потомки семьи.

Ведущий 1

Наследие Пушкина

Из детей Пушкина только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.

Памятники Пушкину есть почти в каждом городе России. Но есть они и в других странах и даже на других.континентах. Примером может служить памятник в Эфиопии в их столице Аддис-Абебе.

Ведущий 2

Согласно последним официальным данным, в России насчитывается более восьмисот человек, которые могут документально доказать свое родство с Авраамом Ганнибалом. В 1937 г, к 100-летию со дня смерти Пушкина, Царское Село переименовали в город Пушкин. А если верить «Британской энциклопедии» изданной в 1961 году., то Евгений Онегин — является первым русским романом (хотя и в стихах). Еще в ней сказано, что до поэта Пушкина русский язык фактически был не пригоден для какой-либо серьезной художественной литературы. Вот как велик наш поэт в глазах британцев.
Ведущий 1

И — напоследок — наверное, самый забавный факт, который, правда, не имеет отношения к, собственно, биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту». 

Слово учителя

Ребята, что нового вы узнали о жизни и творчестве великого русского поэта «Александра Сергеевича Пушкина»?(«микрофон»)

Учащиеся читают наизусть стихотворения русских поэтов

об А.С. Пушкине

Слайд 2-3

Смерть поэта

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья:
Судьбы свершился приговор.
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь...— Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас как светоч дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. из далека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
------
(М. Лермонтов, 1837)

 Слайд 4 -5Пушкину


Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

(С. Есенин)

(Стихотворение написано к 125-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина.)

Счастливчик Пушкин  (Слайд 6)

Александру Сергеичу хорошо! 
Ему прекрасно! 
Гудит мельничное колесо, 
боль угасла, 
баба щурится из избы, 
в небе – жаворонки, 
только десять минут езды 
до ближней ярмарки. 
У него ремесло – первый сорт, 
и перо остро... 
Он губаст и учен, как черт, 
и все ему просто: 
жил в Одессе, бывал в Крыму, 
ездил в карете, 
деньги в долг давали ему 
до самой смерти. 
Очень вежливы и тихи, 
делами замученные, 
жандармы его стихи 
на память заучивали! 
Даже царь приглашал его в дом, 
желая при этом 
потрепаться о том о сем 
с таким поэтом. 
Он красивых женщин любил 
любовью не чинной, 
и даже убит он был 
красивым мужчиной. 
Он умел бумагу марать 
под треск свечки! 
Ему было за что умирать 
у Черной речки.

(Б. Окуджава)
( Слайд 8,9,10) А мне приснился сон
 

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским….
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась
Остались боль да ярость
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали –
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать – пускай не ждут.
Могло всё измениться
За несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…

(А. Дементьев)
 Слайд 11,12,13)Болдинская осень 

Везде холера, всюду карантины, 
И отпущенья вскорости не жди. 
А перед ним пространные картины 
И в скудных окнах долгие дожди. 

Но почему-то сны его воздушны, 
И словно в детстве – бормотанье, вздор. 
И почему-то рифмы простодушны, 
И мысль ему любая не в укор. 

Какая мудрость в каждом сочлененье 
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть! 
И кто придумал это сочиненье! 
Какая это радость – перья грызть! 

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье 
И поражаться своему уму! 
Кому б прочесть – Анисье иль Настасье? 
Ей-богу, Пушкин, все равно кому! 

И за полночь пиши, и спи за полдень, 
И будь счастлив, и бормочи во сне! 
Благодаренье богу – ты свободен – 
В России, в Болдине, в карантине... 
(Д. Самойлов)

 Болдинская осень 

Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик – он льет три дня...
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.
А мокрый всадник, коня пришпоря,
Летит наметом по целине.
И вот усадьба, и вот подворье,
И тень, метнувшаяся в окне.
Коня – в конюшню, а сам – к бумаге.
Письмо невесте, письмо в Москву:
"Вы зря разгневались, милый ангел, –
Я здесь как узник в тюрьме живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер).
А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок...
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог – был у ваших ног!
Но путь закрыт госпожой Холерой...
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина – тюрьма, тюрьма..."
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла...
О злая Болдинская осень!
Какою доброю ты была –
Так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала!..
Густеют сумерки, как чернила,
Сгребает листья ветров метла.
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, все помнящий аксакал.

(Ю. Друнина)

 

(Слайд 14 -15) Есть в России святые места... 
 

1
Есть в России святые места.
Если друг тебя в горе кинет,
Если вдруг на душе пустота,
Ты пойди приложись к святыне.
Поброди вдоль тригорских прудов,
По Михайловским ласковым рощам
Как бы ни был наш век суров,
Там все сложное станет проще.
И над Соротью голубой
Вдруг обратно помчится время.
Ты свою позабудешь боль,
Обретешь ты второе зренье...

2
Какие только не случались были –
Сравнится ль сказка с правдою иной?..
Тригорское, Михайловское были
Всего лишь селами, разбитыми войной.
И в тех аллеях, что для сердца святы,
Там, где поэт бродить часами мог,
Фельдфебель из Баварии впечатал
Следы своих подкованных сапог...
(Ю. Друнина)

(Слайд  16-17) Памятник юноше Пушкину
 

Распахнув сюртук свой, на рассвете
Он вдыхал все запахи земли.
Перед ним играли наши дети,
Липы торжествующе цвели.

Бабочки весенние порхали
Над его курчавой головой.
Светлая задумчивость печали
Шла к нему, и был он как живой.

Вот таким с собою унесли мы
И хранили в фронтовой семье
Образ нам родной, неповторимый,—
Юношу на бронзовой скамье.

И когда в дыму врага, в неволе
Задыхался мирный городок,
Ни один боец без тайной боли
Вспомнить об оставшемся не мог.

Где теперь он? Что в плену с ним сталось?
Может быть, распилен на куски?
Увезен?.. И не глухая жалость —
Злоба нам сжимала кулаки.
Пробил час наш. Мы пришли с боями.
Смял врага неудержимый вал.
В парке нас, где бушевало пламя,
Встретил опустевший пьедестал.

Но легенд светлей иные были!
Словно клад бесценный в глубь земли,
Руки друга памятник зарыли
И от поруганья сберегли.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Мы копали бережно, не скоро,
Только грудь вздымалась горячо.
Вот он! Под лопатою сапера
Показалось смуглое плечо.

Голова с веселыми кудрями,
Светлый лоб — и по сердцам людским,
Словно солнце, пробежало пламя,
Пушкин встал — и жив и невредим.
(В. Рождественский, 1946 г.)

(Слайд 18) Пушкинскому дому

 

Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук —
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук.

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
(А. Блок. Стихотворение написано накануне 84-й годовщины смерти Пушкина

(Слайд 19, 20, 21) Марина Цветаева

Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно – почетно – почетно – архи-
Почетно, – почетно – до черту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.

Учащиеся слушают песню "Счастливчик Пушкин" в исполнении Булата Окуджавы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гений и талант"

Презентация использовалась на открытом мероприятии "Пусть говорят" в ходе недели математики, посвященной С.В. Ковалевской....

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С.Пушкину "Но жив талант, бессмертен гений..."

Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя - Пушкин, имя, которое стало олицетворением России.  Его читали и продолжают читать. Ибо "Пушкин - п...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения ...

Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина "Но жив талант, бессмертен гений"

Будучи человеком очень скромным А.С.Пушкин использовал манеру, заданную Горацием и продолженную Державиным, Ломоносовым - в возвышенных тонах говорить о своем творчестве....

классный час "Талант и гений"

Классный час по теме "Талант и гений" проведённый в 8 классе...

Литературный вечер-путешествие, посвященный А.С. Пушкину «…Жив талант, бессмертен гений!..»

Литературный вечер-путешествие, посвященный А.С. Пушкину поможет обобщить, углубить знания обучающихся о жизни и творчестве поэта....