Методическая разработка урока "ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. СУДЬБА И ЛИЧНОСТЬ. ТЮТЧЕВ ― ПОЭТ-ФИЛОСОФ, ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Егорова Светлана Алексеевна

Тема методической разработки выбрана неслучайно, методичес­ких материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторо­го времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждени­ях, в учебниках жизнь поэта не освещалась до 1997 года.

Цель методической разработки: помочь преподавателям русского языка и литературы раскрыть для учащихся личность великого русс­кого поэта, ознакомить с творчеством и необычной судьбой Тютче­ва.

Проведение урока по этой разработке позволит научить учащихся воспринимать образную речь, развивать навыки самостоятельного анализа и оценки художественной речи, подготовки сообщений по нескольким источникам.

Материал методической разработки может использоваться и при подготовке классных тематических часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.tyutchev.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

ГОБУ  СПО  ВО «Острогожский  аграрный  техникум»

Методическая  разработка

урока

ФЕДОР    ИВАНОВИЧ    ТЮТЧЕВ. СУДЬБА  И  ЛИЧНОСТЬ.

ТЮТЧЕВ  ―  ПОЭТ-ФИЛОСОФ, ПЕВЕЦ  РУССКОЙ  ПРИРОДЫ

по дисциплине   «Литература»

Преподаватель  

общеобразовательных дисциплин

С. А. Егорова

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

П Р Е Д И С Л О В И Е        

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ        

З А К Л Ю Ч Е Н И Е        

СПИСОК        ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

ПРИЛОЖЕНИЕ        

Р Е Ц Е Н З И Я        


П Р Е Д И С Л О В И Е

Тема методической разработки выбрана неслучайно, методических материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторого времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждениях, в учебниках жизнь поэта не освещалась до 1997 года.

Цель методической разработки: помочь преподавателям русского языка и литературы раскрыть для учащихся личность великого русского поэта, ознакомить с творчеством и необычной судьбой Тютчева.

Проведение урока по этой разработке позволит научить учащихся воспринимать образную речь, развивать навыки самостоятельного анализа и оценки художественной речи, подготовки сообщений по нескольким источникам.

Материал методической разработки может использоваться и при подготовке классных тематических часов.


Цель урока:

1) раскрыть личность поэта, ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Федора Ивановича Тютчева, замечательного певца русской природы ;

2) развивать чуткость восприятия образной речи ; навыки самостоятельного анализа и оценки художественной речи, подготовки сообщений по нескольким источникам, выразительного чтения стихотворений, в том числе и выученных наизусть ; умение делать сопоставительный анализ стихотворений ;

3) воспитывать гордость за национальное литературное наследие, интерес к жизни и творчеству Ф.И.Тютчева, мастера русского поэтического слова.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методы проведения: доклады учащихся, анализ и выразительное чтение стихотворений наизусть, викторина, творческая работа, сочинение на заданную тему.

Место проведения: учебный  кабинет.

Время проведения: 90 минут.

Оборудование: сборники стихотворений, книги о жизни и творчестве поэта, плакат - викторина, раздаточный материал, стенд "Времена года".


ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Ход урока:

1. Организационный момент .

2. Изучение нового материала .

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

" Без Тютчева нельзя жить ".  Эти слова Л.Н.Толстого, которые некогда могли показаться преувеличением, мы воспринимаем сегодня как, безусловно, справедливую оценку великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

Тютчев - необходимое звено русской духовной культуры, без которого она немыслима так же, как без Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока.

Творческое наследие Тютчева невелико: две небольшие книги стихотворений, несколько статей по вопросам современной истории, написанных по-французски. А между тем имя Ф.И.Тютчева становится современниками чуть ли не наряду с Пушкиным. Это имя во всех светских и литературных кругах Москвы и Петербурга чтится и славится, знаменуя собой: мысль, поэзию, остроумие. Почитателями его таланта были Пушкин , Некрасов , Тургенев , Достоевский ,Фет.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется ...

Изучение жизни и творчества Ф.И.Тютчева является очень сложной темой, проблемной. Он был человеком, который крайне мало заботился о том, чтобы выразить, воплотить, утвердить себя внешне, в публичной жизни. Он никогда не дорожил славой и ни разу не позаботился о том , чтобы составить хотя бы примерный перечень своих сочинений . Тютчев неохотно , почти с открытым сопротивлением соглашался на издание своих книг (первая увидела свет, когда поэту было пятьдесят с лишним лет !). К своему поэтическому творчеству серьезно не относился, отзывался с пренебрежением: "бумагомаранье", “пустозвонное безделье", “вирши".

В наш век стихи живут два-три мгновенья

Родились  утром, к вечеру умрут ...

О чем же хлопотать? Рука забвенья

Как раз вершит свой корректурный труд .(1869).

Мало свидетельств о Тютчеве оставили и знавшие его современники.  Это имеет естественное объяснение. Признание поэтической гениальности Тютчева состоялось очень поздно.

Одним из необходимых путей открытия поэта является, несомненно, изучение его жизни, которая, в конечном счете, явилась основой творчества.

Мы наметим условные биографические рамки, внутри которых совершалось воспитание его таланта, его внутренняя духовная сила .

II. ДОКЛАДЫ   СТУДЕНТОВ

Группе предлагается прослушать доклады учащихся о жизни Федора Ивановича Тютчева и ответить на вопросы викторины .

1.  "На  первых  дней моих заре ..."

(Детские годы поэта).

2.  "Здесь паки гений просвещенья ..."

(Студенческие  годы).

3.  "С чужой стороны "

(Жизнь за границей).

4.  "Итак, опять увиделся я с вами ..."

(Возвращение на родину).

(Приложение 1).

III.  ВИКТОРИНА ПО ВОПРОСАМ:

1) Когда  и  где  родился  Ф.И.Тютчев?

( 23  ноября  1803  года,  усадьба   Овстуг

Брянского  уезда, Орловской   губернии).

2) Какое образование получил?

( В 1821  году  окончил словесное отделение

Московского университета со званием  кандидата).

3) Литературный дебют. Когда он состоялся и что принес поэту ?

( Первая  ода  "На   новый  1816  год" была

прочитана   в   1818   году   в  Обществе

любителей  российской   словесности.   Он

был удостоен звания "сотрудник общества".

4) Назовите поэта, критика, переводчика - наставника Тютчева.

( Семен Егорович Раич).

5) В каком году было напечатано первое стихотворение Тютчева?

( "Послание Горация к Меценату" в 1819 году, было посвящено теме предназначения человека, познания смысла жизни?)

6) Журнал, публикация в котором принесла поэту известность.

( "Современник", в 1836 году было напечатано 24 стихотворения).

7) Сколько лет поэт провел за границей? Где именно? (22 года, в Мюнхене, в Турине).

8) В   каком  году   вышел  первый  поэтический   сборник

Ф.И.Тютчева?

( в  1854  году).

9) Кто   был   первым   биографом   Ф. И. Тютчева?

( Иван   Сергеевич   Аксаков,  талантливый

публицист и литературный  деятель).

СЛОВО  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Сведения о жизни поэта скудны. В 1874 году , спустя полгода после смерти поэта, в свет вышла книга Ивана Сергеевича Аксакова "Жизнь поэта" , которая до настоящего времени является самой полной и интересной биографией поэта . Автор лично знал Тютчева в течение трех десятилетий, а за восемь лет до кончины поэта стал членом его семьи (мужем старшей дочери Тютчева - Анны).

IY. ПРОВЕРКА  ОТВЕТОВ  НА         ВОПРОСЫ  ВИКТОРИНЫ.

Y.  АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ  А.АПУХТИНА  "ПАМЯТИ  ТЮТЧЕВА".

В 1873 году на смерть поэта современник А.Апухтин написал стихотворение " Памяти Тютчева ".

( Тексты на столах.

Приложение  2).

ВОПРОСЫ:

1) Какие лучшие качества поэта нашли отражение в этом стихотворении?

2) Каково нравственное воздействие его личности на души современников?

СЛОВО  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Таким видели современники Ф.И.Тютчева, а после смерти поэта почти забыли о нем. "Воскрешение" поэта началось на рубеже XIX - XX веков , когда школа русских символистов провозгласила его своим учителем, положила начало исследованию его творчества (В.Брюсов, А.Белый).

Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.

Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика. Романтизм Тютчева складывается прежде всего в понимании и изображении природы . Уже первые поэтические опыты поэта свидетельствовали о глубоком понимании им родной природы .

Казалось, все в жизни Тютчева препятствовало тому, чтобы он сделался русским поэтом. Приходится только удивляться, как, находясь вдали от родины такое продолжительное время, не слыша русской речи даже у себя дома, он сохранил живую связь с родной страной, стал величайшим ее поэтом.

Не то,  что мните вы,  природа:

Не слепок,  не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Эту душу природы, язык и ее свободу мы попытаемся уловить, понять, объяснить во всех ее проявлениях.

YI. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.

метафора - переносное  значение  слова, когда  одно  явление

или  предмет уподобляется другому.

олицетворение - перенесение  свойств  одушевленного  предмета

на неодушевленный (ветер воет, зима злится). эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную  характеристику  предмета  (чистое  небо, небесная лазурь).

Стихи Тютчева о природе почти всегда страстное признание в любви. Пейзажи проникнуты романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-либо действия.

Мир природы в представлении Тютчева совершенен и гармоничен. Он ищет "созвучия" человеческой души с миром природы. Природа и человек сопоставляются в самых различных состояниях : в жизни и смерти , в расцвете и увядании, в покое и тревоге , в радости, страдании, любви.

Войдем в мир поэзии Тютчева, вчитаемся в его строки и удивимся оживающей на наших глазах природе в самых различных ее сочетаниях, состояниях, переходах: от зимы к весне, от лета к осени, от ночи к утру.

YII . ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА " ВРЕМЕНА ГОДА ". (Приложение 3).

Анализ стихотворений подготовлен учащимися заранее, группа работает над текстом стихотворения, дополняет сообщение .

1. Анализ стихотворения " ЧАРОДЕЙКОЮ  ЗИМОЮ..."

В ы в о д:

Ф.И.Тютчев строит поэтические образы, употребляя слова "снег", “снежный", “снеговой" в прямом смысле: для него "снег"-

вещество, падающее с неба и покрывающее землю, что-то упорное, тоскливое, но, как и все в природе, не вечное. "Снег" выступает как признак высоты,  недоступной земному, низкому.

Зима - холод, сон, ожидание весны, пробуждение.

2. Анализ  стихотворения  " ВЕСЕННЯЯ  ГРОЗА ".

В ы в о д :

В ранних стихотворениях Тютчева царит весна. Она в мире и в душе человека, символ обновления, начала жизни.

Стихотворение начинается объяснением в любви - весне, природе. Взгляд направлен вверх - к небу. Там рождается звук, раскатившийся по строчкам от слова "гром". В каждом из них слышен раскат: "резвясь, играя, грохочет".

Во второй строфе раскаты слабеют: раскаты лишь в первой строке, а затем лишь "дождевые перлы" ей отозвались. Главное здесь не гром , а дождь .

Зато  третья  строфа  опоясана и пронизана гремящим звуком:

" с горы - вторит - громам", звук "р" снова является в словах.

3. Анализ стихотворения " КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ..."

В ы в о д :

Пора радости, веселья, смеющейся природы. Летняя буря - веселое потрясение природы ; печальное напоминание , проблеск человеческого сожаления перед лицом всеобщей изменчивости.

4. Анализ стихотворения  " ОБВЕЯН  ВЕЩЕЮ  ДРЕМОТОЙ ..."

В ы в о д :

Радость и умиление вызывает осень у поэта, а не разочарование. Автор призывает взглянуть на полный прелести, блестящий "осенней позолотой" "полураздетый лес", заметить последнюю улыбку природы.

Осень - пора увядания. Именно в это время природа подобна человеку. Строки проникнуты сочувствием, грустью, способностью оценить прощальную красоту природы.

YIII.  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  СТИХОТВОРЕНИЯ.

( Приложение 4).

Осень - любимое время года поэта. Ей посвящены многие произведения.  Одно   из   самых   лучших   и   самых   известных -

" ЕСТЬ  В  ОСЕНИ  ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ... "

Это стихотворение было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале "Русская беседа" и вошло в собрание стихотворений 1868 года .

1. Прочитайте стихотворение, постарайтесь представить, что нарисовал словами поэт.

Какую  картину  вы  мысленно  увидели?

Скажите, о чем, по-вашему, это  стихотворение?

Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной внутренней работы, усилий вашего ума, сердца, воображения одновременно .

2. В стихотворении нет названия, мы называем его по первой строке - "Есть в осени первоначальной..."

Как вы думаете, как мог бы Тютчев назвать это стихотворение?

Почему  поэт не выбрал ни один из этих вариантов?

Наверное, он хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то. Относясь более внимательно к первой строке, мы сможем разгадать секрет всего стихотворения.

Что  означает  слово "есть"?

Слово "есть" обозначает действие постоянное. То, что есть, существует всегда , независимо ни от каких причин. Это короткое, емкое слово дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором  месте в строке - "в осени".

Как вы понимаете  значение  слова "осень"?

Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны "будить" наше воображение. К таким словам относится слово "осень". Кроме времени года, оно является обозначением, символом засыпающей в природе жизни.

Но в осени несколько этапов. Ф.И.Тютчев в первой же строке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое этот этап называет, - "первоначальной".

Объясните, что означает это слово?

Первый, новый, ранний.

Чем это слово отличается по своему виду от двух первых? Длинное, многосложное.  Оно звучит более протяжно, торжественно, переводит восприятие  на  "высокую волну".  Поэт словно украшает этим  словом  стихотворение .

3. Как, на ваш взгляд, следует читать эту первую строку? Очень медленно, неторопливо, задумчиво. Она задает торжественный тон всему произведению.

4. Вторая  строка - "Короткая, но дивная  пора ".

Как  вы понимаете смысл  этой  строки?

Это время в осени особое, удивительное по красоте и очень короткое. В природе всего несколько таких дней . Она нам дарит их перед долгой холодной зимой ,  чтобы мы вспоминали эту "дивную пору" долго. Каждый человек стремится, как можно полнее вобрать  в  себя последнее, быстро уходящее  тепло и красоту  осенней  природы .

5. Третья  строка - "Весь день стоит как бы хрустальный ".

Как называется художественный прием, используемый автором? Сравнение. Удивительное авторское сравнение мягкое, ненавязчивое. Ведь  хрусталь - это "род, сорт стекла".

Что же у них общего? Прозрачный, звонкий, хрупкий.

6. Четвертая  строка - "И лучезарны  вечера".

"Лучезарны" - слово тоже длинное. Что же оно означает? Светлый, ясный, теплый. Форма множительного числа дает нам по-

чувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим.

7. Первую строфу заканчивает знак многоточие. Что он передает? Знак, важный для поэта, потому что в нем много смысла. Картина, которую рисует нам автор, - неописуемо прекрасна, и читатель может сам представить себе ее еще подробнее.

Недосказанность.

8. А теперь  прочтите эту строфу еще  раз выразительно.

Не правда ли, она в ваших устах несколько по-другому зазвучала?

Пожалуйста, продолжите анализ стихотворения дальше самостоятельно.

( Студенты разбирают стихотворение вслух по образцу, дополняя друг друга).

IX. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ   АНАЛИЗ.

( Приложение  4).

ЗАДАНИЕ I.

Студентам   предлагаются        для        сравнения        стихотворения

" ЕСТЬ  В  ОСЕНИ  ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ..."  и  " ОСЕННИЙ   ВЕЧЕР ".

1. Как изображены осенние картины в том и другом стихотворении?

2. Какие метафоры использует поэт в стихотворении?

ЗАДАНИЕ II.

Стихи Ф.И.Тютчева поражают широтой цветовой гаммы. Пронаблюдайте за ролью цвета в стихотворении " ПОД ДЫХАНЬЕМ НЕПОГОДЫ ...". Составьте по тексту этого стихотворения словарь для двух образов: воды (волны) и вечера .

X.  СЛОВО  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ .

I.

Тютчев-"пейзажист" неотделим от Тютчева-"философа". Поэт передает "внутреннее" состояние природы, одушевляет его, ощущает же-

вые ее силы, непрекращающееся  движение. В своих   стихотворениях

Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов. Главные образы: хаос и космос (безумие, безобразие, демонические порывы и организованный, разумный, гармоничный космос).

Подлинное бытие имеет лишь природа. Человек - лишь "греза природы". Его деятельность, вся жизнь - лишь подвиг бесполезный. Главный мотив: “Природа - вечное, человек - переходящее". Вот философия Тютчева, его сокровенное миросозерцание, которая приводит к благоговейному преклонению перед жизнью природы. Он призывает жить только в мире с природой, в ее мире. Только природа может успокоить и спасти своего заблудшего сына в горькие минуты душевной потерянности, скорби и одиночества.

II.

Преподаватель  читает  наизусть  стихотворение  " ВЕСНА"

( "Как не  гнетет рука судьбины...").

Студентам предлагается назвать основные философские мотивы этого стихотворения.

XI. ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ. ( Задание по карточкам).

Вставьте пропущенные эпитеты, как вы их чувствуете, те, которые, по вашему ощущению, написал бы Федор Иванович Тютчев.

( Приложение 5).

XII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите небольшое сочинение о вашем любимом времени года, используя эпитеты и метафоры, созданные Федором Ивановичем Тютчевым.


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Тема методической разработки выбрана неслучайно, это наиболее сложный и  малоизученный  материал.

Урок охватывает огромный объем работы, потому следует в организационном моменте объявить весь план предстоящих заданий, создать атмосферу творчества, определенный эмоциональный настрой. Предварительно студентам предлагается по собственному выбору выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева о природе, самостоятельно подготовить анализ стихотворений "Чародейкою зимою...", "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь...", "Обвеян вещею дремотой ...". Это задание позволяет задействовать на уроке почти всех студентов группы, выполняется всегда учащимися с большой охотой и активностью.

Этой же цели служит и викторина по жизненным фактам поэта. Для того чтобы верно ответить на вопросы студенты должны внимательно слушать доклады выступающих и записывать ответы в рабочих тетрадях.

Творческая работа: лингвистический, сопоставительный анализ стихотворений, задание по карточкам (пропущенные эпитеты) - развивает образное видение студентов, навыки исследования литературного текста, умение мыслить самостоятельно.

Использование разнообразных методов обучения способствует быстрому и легкому усвоению нового материала.


СПИСОК        ИСПОЛЬЗОВАННОЙ        ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксаков И.С. Жизнь поэта.- М., 1989.

2. История русской поэзии:  В 2 т./ Отв.  ред.  Б.В.Городецкий.- Т.2.- Л., 1969.

3. Когинов Ю.И. Вещая душа. Роман-хроника.- М.,1983.

4. Кожинов В.В. Тютчев.- М., 1994.

5. Пигарев К.В. Ф.И.Тютчев и его  время.- М., 1978.

6. Чагин Г.В. Тютчев в Москве.- М., 1984.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ   1.

Д О К Л А Д Ы    С Т У Д Е Н Т О В.

1. " НА  ПЕРВОЙ  ДНЕЙ  МОИХ  ЗАРЕ ..."

Федор Иванович был второй, или младший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 году 23 ноября, в родовом, тютчевском, имении, селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Федор Иванович не родился поэтом. Среди ближайших родственников у него не было примеров для подражания. Можно сказать, что и родители его были далеки от литературы, разве что в доме была неплохая библиотека, доставшаяся по наследству.

Отец будущего поэта, Иван Николаевич, отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкой чистотой нравов и пользовался всеобщим уважением. Получив образование в Петербурге, в Греческом корпусе, он дослужился в гвардии до поручика, в 22 года женился на Екатерине Львовне Толстой, которая была воспитана своей родной теткой, графиней Остерман. Затем Тютчевы поселились в орловской деревне, на зиму приезжали в Москву, где имели собственные дома.

Иван Николаевич - человек радушный и щедрый, рассудительный, со спокойным, здравым взглядом на вещи, был чужд литературных интересов.

Федор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был очень худ и мал ростом), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было разве что благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, худощавого сложения. В семействе Тютчевых, по принятому тогда в светском кругу обыкновению, господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и переписка родителей с детьми, как в ту пору, так и потом, в течение всей жизни велась не иначе как по-французски. Но господство иностранной речи не исключало, однако, воспитания детей в "страхе божьем". В канун больших праздников у Тютчевых служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны.

Глубоко верующим был и первый воспитатель будущего поэта Николай Афанасьевич Хлопов. Он был в числе тех, кто первым начал приобщать мальчика к природе, гулял с ним в летние месяцы по окрестностям Овстуга, объяснял назначение цветов, трав, рассказывал о птицах и зверях.

К чести родителей Тютчева надо сказать, что они ничего не щадили для образования своего сына. Заметив его увлечение поэзией, Екатерина Львовна поощряла стихотворные опыты юного поэта и тщательно сберегла все написанное.

В 1813 году к Тютчевым пригласили воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Образованный, далеко не ординарный молодой человек, отличный знаток русской и иностранной словесности. В доме Тютчевых он пробыл семь лет; там одновременно трудился над переводами латинских и итальянских авторов и над воспитанием будущего поэта. Раич имел большое влияние на умственное и нравственное сложение своего питомца и утвердил в нем литературное направление. Ученик скоро стал гордостью учителя и уже в 14 лет перевел в стихах "Послание Горация к Меценату". Раич как член Общества любителей российской словесности представил на одном из заседаний в 1818 году оду своего ученика "На новый 1816 год". Стихотворение юного поэта было одобрено, 14-летний Тютчев был удостоен звания "сотрудник".

Так начала восходить "первая заря" поэтического творчества Федора Ивановича Тютчева.

2. " ЗДЕСЬ  ПАКИ  ГЕНИЙ  ПРОСВЕЩЕНЬЯ ..."

В 1818 году Тютчев поступает вольнослушателем в Московский университет, то есть стал ездить на лекции, сначала - в сопровождении Раича, который вскоре, в 1819 году, расстался со своим учеником. В том, что Тютчев в свои 15 лет уже был готов для Московского университета, ни он сам, ни его близкие не сомневались. Он подает прошение о зачислении в число студентов, удачно сдает экзамены по русскому, латинскому, немецкому, французскому языкам, истории, географии и арифметике. 6 ноября 1819 года Федор Иванович Тютчев зачислен студентом в Московский университет.

В учебном заведении существовала демократическая система образования, об этом говорит тот факт, что студенты сами выбирали профессоров, лекции которых они хотели бы слушать в обязательном порядке.

Светилом словесного факультета, на который поступил Тютчев, был, несомненно, профессор Мерзляков. Опытный педагог, он нередко позволял себе не особенно придерживаться университетской программы. Привлекательностью его лекций была импровизация. Темой могла быть любая древняя ода, старинное сказание или современная повесть - все подавалось им очень эмоционально, зажигало слушателей, не оставляя равнодушных в громадной аудитории.

Очень внимательно слушал будущий дипломат Тютчев лекции профессора Ивана Андреевича Гейма, автора словарей немецкого и французского языков и руководства по географии.

Интересовался Тютчев и курсом всеобщей истории, который читал профессор Никифор Евтропович Черепанов.  Преподаватель читал лекции, дополняя своими суждениями о событиях начала XIX века,  о нашествии Наполеона на Россию,  а также  читал главы "Истории  государства российского"  Н.М.Карамзина,  начавшие  только выходить в свет.

Университетские науки после неплохой домашней подготовки давались юноше сравнительно легко. Знание с детства французского и немецкого языков, широкие интересы Тютчева, эрудиция преподавателей, хороший круг друзей сформировали человека, о котором современники скажут, что "у нас таких людей европейских можно счесть по пальцам..." Этот период жизни Тютчева раскрывает секрет того, как в довольно средней дворянской семье смог вырасти по-европейски образованный дипломат, которого величайший немецкий поэт  Генрих Гейне будет считать одним из лучших своих русских друзей. Известный немецкий философ Фридрих Шеллинг высоко ценил ум и знания юного русского дипломата.

Успехи в науках, внутреннее возмужание позволили Тютчеву окончить университет в два года вместо трех.  В 1821 году ему разрешили сдать  экзамены за полный курс университета.

Результаты превзошли все ожидания, о чем был составлен соответствующий акт, в котором говорилось, что "Тютчев не только достоин звания действительного студента, но звания кандидата словесных наук ...". 23 ноября 1821 года это звание было утверждено. По всем соображениям родных и знакомых, перед Федором Тютчевым открывалась блестящая карьера.

3.  " С   ЧУЖОЙ  СТОРОНЫ ..."

В 1822 году Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Но в июне этого же года его родственник, граф, генерал Александр Иванович Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где устроил Тютчева сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Баварской столице. "Он едет,- писал Михаил Петрович Погодин, студенческий друг поэта, в своем дневнике,- при посольстве в Мюнхен. Чудесное место."

Это был самый решительный шаг в жизни Тютчева, определивший всю его дальнейшую участь. На козлах той же кареты, которая увозила Федора Ивановича, уселся и благополучно прибыл в Мюнхен Николай Афанасьевич Хлопов. Он не захотел расстаться с "дитятею", которого взлелеял с 4-летнего возраста. Грамотный, благочестивый, он пользовался большим уважением своих господ, и во время пребывания в Мюнхене вел переписку с Екатериной Львовной. Он аккуратно доносил ей все интересные, с его точки зрения, подробности об ее сыне - ленивом на письма и нисколько не заботившемся о материальной стороне существования.

Задачи русской дипломатической миссии в то время сводились главным образом к наблюдению за политическим состоянием Баварского королевства, которое должно было соблюдать принципы Священного союза, заключенного после  крушения  наполеоновской  империи.  Во  главе этого союза стояла Россия.

На первых порах Тютчев занимался лишь переписыванием официальных бумаг или писал их под диктовку начальников. Его красивый почерк в молодости весьма помогал юному дипломату в исполнении его обязанностей.

С переездом Тютчева в Мюнхен начинается тот пробел во внешних биографических данных, который восполнить нет теперь никакой надежды и который продолжается до самого его возращения в Россию. А между тем этот период времени, без сомнения, важный в его жизни,- период его умственного и духовного роста.

22 года пробыл Тютчев за границей на дипломатической службе, сделав блестящую карьеру сначала в Мюнхене, затем в Турине.

За границей он женился на Элеоноре Петерсон,  в семье родились три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. После смерти жены он венчался с баронессой Эрнестиной Дернберг. Она стала подлинным другом Тютчева, любящей матерью осиротевшим девочкам. В новой семье родились дочь Мария, сыновья Дмитрий и Иван.

Все долгие годы проживания за границей Тютчев не прерывал общения с родиной, с друзьями, со своим бывшим учителем Раичем. Да и друзья не забывали собрата-поэта, о чем свидетельствуют напечатанные в московских журналах стихотворения Тютчева, присланные из Мюнхена. В 1836 году в журнале "Современник" были напечатаны 24 стихотворения Тютчева. Издатель журнала - Александр Сергеевич Пушкин - высоко оценил дарование и вкус неизвестного поэта, опубликовав их под общим названием "Стихотворения, присланными из Германии". Они были подписаны лишь инициалами "Ф.Т.", вновь скрывавшими на долгие годы фамилию и имя щепетильного и скромного поэта.

1 октября 1839 года Тютчев по собственному желанию уволился с должности первого секретаря русской дипломатической миссии, но до 1844 года продолжал жить за границей.

4.  " ИТАК,  ОПЯТЬ  УВИДЕЛСЯ  Я  С  ВАМИ... "

Летом 1844 года Тютчев с женой и детьми возвращается в Россию. Он решает возобновить государственную деятельность . В 1845 году был зачислен в ведомство Министерства иностранных дел и назначен чиновником особых поручений при государственном канцлере. Появление его в петербургском свете сопровождается блестящим успехом. Он сразу занял в обществе то особое, видное положение, которое удерживал потом до самой своей кончины и на которое ему такое право давали его образованность, ум и талант. Перед ним открылись настежь все двери - и дворцов, и аристократических салонов, и скромных литературных гостиных: все желали заполучить к себе этого выходца из Европы, приятного собеседника, привлекавшего к себе общее внимание оригинальной грацией своего внешнего и духовного облика, самостоятельностью своей мысли, сверкающего остротой своих импровизированных речей.

В феврале 1848 года Тютчев был назначен старшим цензором при особой канцелярии Министерства иностранных дел. В эти годы он совсем не печатает стихов, выступает с публицистическими статьями на французском языке: "Россия и революция", "Папство и римский вопрос".

В конце 40-х - начале 50-х годов Тютчев испытывает подъем поэтического творчества. С этим временем совпадает первая развернутая оценка Тютчева-поэта в русской критике. В 1850 году на страницах журнала "Современник" Н.А.Некрасов в своей статье "Русские второстепенные поэты" назвал Тютчева "истинным поэтическим дарованием", хотя Некрасов судил о его творчестве только по стихотворениям, напечатанным в "Современнике" в 1836 году.

Но, пожалуй, одной из важных причин всплеска поэтического творчества была встреча в 1850 году с Еленой Александровной Денисьевой, "последней любовью" поэта. Взаимное увлечение поэта в преклонном возрасте и молодой девушки (она была моложе Тютчева на 23 года) выросло в "блаженно-роковую" любовь поэта, продолжавшуюся почти полтора десятилетия. Денисьевой посвящены лучшие стихотворения любовной лирики: "Предопределение", “О, как убийственно мы любим", "Последняя любовь".

Как бы  в  ответ  на признание Тютчева-поэта и высокое чувство любви в печати появляются новые стихи,  а  в  1854  году  выходит первый сборник его стихотворений. Критические статьи Тургенева И.С. и Фета А.А. , отзывы Чернышевского Н.Г. Добролюбова,

Л.Н.Толстого свидетельствовали о признании истинного таланта Тютчева в литературных кругах. Затем интерес к поэзии Тютчева постепенно ослабевает и возрождается только в середине 90-х годов, после смерти поэта. В 1868 году благодаря усилиям родственников, особенно Ивана Сергеевича Аксакова, талантливого публициста, первого биографа Тютчева, выходит второй сборник стихотворений поэта.

Второй, последний, петербургский период жизни Тютчева, начавшийся с 1844 года, продолжался 29 лет. Он не богат внешним биографическим материалом. Но все эти годы были непрерывной деятельностью мысли, сердца, поэтического творчества.

Последние годы жизни поэта были связаны со многими утратами. Смерть унесла мать, старшего сына, младшую, самую любимую дочь, старшего брата Николая. Но до последней минуты жизнелюбие, постоянная работа мысли брали свое даже у разбитого параличом поэта. Он постоянно просил, требовал, чтобы к нему допускали всех, кто приезжал справляться о его здоровье. А потом просил , чтобы помогли ему еще почувствовать жизнь вокруг себя, регулярно сообщали свежайшие политические новости .

Утром 15 июля 1873 года Ф.И.Тютчев умер, за несколько дней до кончины он произнес по-французски: "Ах, какая мука, когда не можешь найти слова, чтобы передать мысль ". Похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.


ПРИЛОЖЕНИЕ   2.

П А М Я Т И   Ф. И. Т Ю Т Ч Е В А.

Ни у домашнего, простого  камелька,

Ни в шуме  светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его, седого старика,

С улыбкой едкой, с душою благосклонной

Ленивой  поступью прошел он жизни путь,

Но мыслью обнял все, что на пути заметил,

И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,

Он был как голубь чист и как  младенец светел.

Искусства, знания, событья наших дней, -

Все отклик в нем будило  неизбежно,

И словом, брошенным на  факты и людей,

Он клейма вечные  накладывал небрежно...

Вы помните  его в кругу друзей?

Как  мысли  сыпались нежданные, живые,

Как  забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся, и годы прожитые!

В нем злобы не было. Когда ж он говорил ,

Язвительно смеясь над жизнью или веком,

То самый смех его нас с жизнию мирил,

А светлый лик его мирил нас с человеком!


ПРИЛОЖЕНИЕ   3.

" В Р Е М Е Н А        Г О Д А "

Ч А Р О Д Е Й К О Ю        З И М О Ю ...

Чародейкою  зимою

Околдован, лес  стоит -

И под снежной  бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не  мертвец и не живой -

 Сном  волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой ...

Солнце  зимнее ли мещет

На него  свой луч  косой -

В нем ничто не  затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной  красой.


В Е С Е Н Н Я Я          Г Р О З А.

Люблю  грозу в начале  мая,

Когда  весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе  голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот  дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце  нити  золотит.

С горы бежит  поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный -

Все вторит  весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя  Зевесова  орла,

Громокипящий  кубок с неба,

Смеясь, на  землю  пролила.


К А К    В Е С Е Л    Г Р О Х О Т

Л Е Т Н И Х   Б У Р Ь ...

Как  весел грохот  летних бурь,

Когда, взлетая прах  летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Мутит  небесную  лазурь

И  опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву  набежит,

И вся дубрава  задрожит

Широколиственно  и шумно!..

Как  под  незримою  пятой,

Лесные  гнутся исполины ;

Тревожно  ропщут их вершины,

Как  совещаясь  меж собой, -

И сквозь  внезапную  тревогу

Немолчно слышен птичий  свист,

И   кой-где  первый желтый  лист,

Крутясь, слетает  на  дорогу ...


О Б В Е Я Н         В Е Щ Е Ю          Д Р Е М О Т О Й ...

Обвеян  вещею дремотой,

Полураздетый лес  грустит ...

Из летних листьев  разве  сотый,

Блестя  осенней  позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда,  пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным,

Молниевидный  брызнет луч!

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний  улыбнется раз!..


ПРИЛОЖЕНИЕ   4.

* * * * * * * * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны  вечера ...        

Где бодрый  серп гулял и падал  колос,

Теперь уж пусто все - простор  везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на  праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее  поле ...

О С Е Н Н И Й        В Е Ч Е Р

Есть в светлости  осенних  вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая  улыбка  увяданья,

Что в существе разумном мы зовем.        

Божественной  стыдливостью страданья!

Под  дыханьем  непогоды

Вздувшись, потемнели  воды

И подернулись свинцом -

И сквозь  глянец их суровый

Вечер  пасмурно-багровый

Слепит радужным лучом.

Сыплет  искры золотые,

Сеет розы огневые

И уносит их поток.

Над  волной темно-лазурной

Вечер  пламенный и бурный

Обрывает  свой венок.


ПРИЛОЖЕНИЕ  5

ВАРИАНТ  1.

___________ ночью, ___________ летом,

Как    на        небе    звезды    рдеют,

Как   под   ___________   их   светом

Нивы    __________        зреют ...

Усыпительно - безмолвны,

Как    блестят   в   тиши   __________

__________        их    волны,

__________        луной  ...

______________________________________________________________________

ВАРИАНТ  2.

На  севере  ___________, на ___________  скале

Кедр  __________  под  снегом  белеет,

И  сладко  заснул он  во ___________ мгле,

И  сон  его  вьюга  лелеет.

Про  __________ пальму  все  снится  ему,

Что в  дальних  пределах  Востока,

Под __________  небом, на  __________  холму

Стоит и цветет, одинока ...