Сцены из комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" для постановки семиклассниками на "Театральных подмостках"
материал по литературе (7 класс) по теме

Сурник Светлана Григорьевна

Сцены, выбранные из комедии Д.И.Фонвизина, предназначены для постановки на сцени семиклассниками в рамках традиционного школьного праздника "Театральные подмостки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stseny_iz_komedii_nedorosl.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сцены из комедии Дениса Ивановича

 Фонвизина «Недоросль»

Сцена 1

Мать.   Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Нянька  Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Мать.  Так тебе жаль шестой?

Нянька.  Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Мать. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Дядя.  Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан.   А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Дядя.  Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

 Нянька  Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Мать.  Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Мать.  Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку

 Отец  (в сторону)   Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Мать  (с досадою) Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Мать  Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною отходят

Сцена 2

Нянька.  Да поучись хоть немножечко.

Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

Сцена 3

Мать. Друг  мой, ты хоть для виду поучись, чтоб видно было,  как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Мать.  А там и женисся.

Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня быть сватовству

Мать.  Придет час воли божией!

Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться.  Вот я сел, поучусь уж сегодня

Цыфиркин очинивает грифель.

Мать. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Чтобы денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела ругаться изволите.

Мать.  (работая). Ах, господи боже мой! Уж ребенок не смей и избранить .Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же, поворачивайся.

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, например, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин.   На дороге, например, нашли триста рублев

Митрофан. (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан. (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.

Мать Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Мать. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.

    Митрофан. Десять

Ц ы ф и р к и н. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.

Ц ы ф и р к и н. Сколько ж за год?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один... (Задумался.)

Г-жа Простаков а. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

   Митрофан. Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены.   Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется.

Сцена 4

Мать.   Во-первых, прошу милости всех садиться.

Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.

   Вот в чем дело, батюшка. За  молитвы даровал нам господь Митрофанушку.   Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Гость.  О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях. Любопытно бы послушать, чему он научился.

Мать. Всем наукам, батюшка.        

Отец. .  Всему,    мой отец.

Митрофан. Всему, чему изволишь.

Гость  Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Гость   (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан.  Много. Существительна да прилагательна...

Гость  Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Гость  Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Гость  Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Мать Что, каково, мой батюшка?

Отец Каково, мой отец?

Гость   Нельзя лучше. В грамматике он силен. Я думаю, не меньше и в истории.

Гость   (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Гость    А! вот о какой истории идет речь!

Мать Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.  

Гость  Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Мать   (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан  (тихо матери). А я почем знаю.

Мать  (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

 Мать   (гостю). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Гость.  География.

Мать (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Мать (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Гость  Описание земли.

Г-жа .Простакова А зачем она эта наука-то?

Гость.  Сгодилась бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда,— свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Гость.  О, конечно, сударыня. В невежестве утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Мать. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Гость.  Плохо! В невежестве живете, о дитяти не думая, растет он недорослем! Вот злонравия достойные плоды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"

Анализ 3 действия комедии  Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...

Презентация по литературе на тему " Комедия А.П.Чехова "Вишневый сад" на театральных подмостках (10 класс)

Презентация  по литературе на тему " Комедия А.П.Чехова "Вишневый сад" на театральных подмостках (10 класс) может быть использована в качестве дополнительного материала при изучени...

Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)

Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особеннос...

Н.В.Гоголь.Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки

laquo;Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...».(Н. В. Гоголь)...