Викторины (небольшой письменный опрос по материалам изученного произведения) по литературе для 6 класса
тест по литературе (6 класс) на тему

Бондарева Алёна Борисовна

В течение многих лет практикую проведение викторин по литературе с 5 по 11 класс. Эти мини-опросы (примерно на 10 минут) я провожу после изучения произведения для того, чтобы, во-первых, проверить, насколько внимательны были ученики на уроке при анализе произведения , во-вторых, как хорошо они усвоили изученный материал. Несложные вопросы перемежаются с трудными. На `3` напишет любой ученик (ответить на 6 вопросов несложно), а на `5` - внимательный к деталям или умеющий самостоятельно делать выводы из прочитанного. От класса к классу задания усложняются. Ученикам очень нравится подобная форма работы. К некоторым произведениям они получают задание самим составить подобные вопросы, а потом мы их соединяем в викторину.

PS. Убеждена, что `Маленького принца` и `Алые паруса` нужно изучать в полном объёме, поэтому вопросы у меня ко всему тексту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по философской сказке

А.  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1. Автор

2. Где происходит знакомство лётчика с маленьким принцем?  (В Сахаре )

3. Почему турецкий астроном смог зафиксировать своё открытие не в 1909, а в 1920 году? (потому что в 1920 был одет в европейское платье)

4. Что находилось на планете принца? (3 вулкана, баобабы, роза)

5. Почему нужно выпалывать баобабы?  (Если дашь волю баобабам – беды не миновать)

6. В каком настроении любил маленький принц смотреть закаты? (когда грустно)

7. Кого, сам того не зная, приручил принц на своей планете? (розу)

8. Продолжите: «Утром встал, умылся, привёл себя в порядок, …» («приведи в порядок свою планету»)

9. На каких планетах побывал принц?  (у делового человека, у пьяницы, у честолюбца, у фонарщика)

10. Отчего пьёт пьяница? (чтобы забыть, что ему совестно)

11. Чем фонарщик отличается от других?  (он живёт для других)

12. Кто захотел быть прирученным на Земле? (Лис)

13. Продолжите фразу: «Все люди что-то ищут. Но глаза слепы…»   («Зорко лишь сердце»)

14. За что мы в ответе?  (За тех, кого приручили)



Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок»

  1. Напишите, кто автор рассказа
  2. Где рос цветок? (на пустыре)
  3. Как доставался ему каждый день? (трудно)
  4. Какого цвета был цветок? (светлый)
  5. Что несла девочка на станцию? (письмо)
  6. Что привлекло девочку на краю пустыря? (благоухание)
  7. Отчего ты на других непохожий? Ответьте на этот вопрос словами цветка (оттого, что мне трудно)
  8. Сколько дней трудились пионеры, удобряя землю на пустыре? (4)
  9. Почему новый цветок стал ещё прекраснее? (он был живой и терпеливый)
  10. Напишите имя девочки (Даша)


Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

  1. Напишите фамилии двух семей из повести (Муромские и Берестовы)
  2. Что значит «англоман» ? (человек, любящий английскую культуру)
  3. Чем Алексей привлекал барышень? (мрачным разочарованным видом и кольцом с изображением мёртвой головы)
  4. Почему Алексей и Лиза не могли встретиться открыто? (их семьи враждовали)
  5. Кем решила представиться Лиза, чтобы познакомиться с Алексеем? (крестьянкой Акулиной)
  6. Узнал ли Алексей Акулину  в Лизе на званом обеде? Почему? (нет, т.к. Лиза сильно накрасилась )
  7. Что служило почтовым ящиком для переписки Алексея и Акулины? (дупло старого дуба)
  8. Что решил сделать Алексей, когда узнал, что его хотят женить? (жениться на Акулине)
  9. Кого увидел Алексей в гостиной? (Акулину-Лизу)
  10. Назовите мнимого и действительного авторов повести (И.Белкин, А. Пушкин)

Викторина по повести А.С. Пушкина «Выстрел»

  1. Напишите имя главного героя повести (Сильвио)
  2. Сколько примерно было ему лет? (35)
  3. В каком искусстве он достиг больших успехов? (в стрельбе из пистолета)
  4. Дрался ли он с оскорбившим его во время карточной игры офицером? (нет)
  5. Что напоминало  о поединке, произошедшем 6 лет назад? (дырка в шапке от выстрела )
  6. Что ел во время давней дуэли молодой офицер? (черешню)
  7. Как звали ключницу, умеющую рассказывать сказки? (Кирилловна)
  8. Напишите имя молодой графини. (Маша)
  9. Почему главный герой не стал стрелять на давней дуэли в своего обидчика?  (молодой офицер совершенно не дорожил своей жизнью)
  10. Почему главный герой не выстрелил в него во время последней встречи? (он увидел, как  любят друг друга молодые супруги и дорожат жизнью друг друга, а также увидел смятение и робость в глазах графа)


Предварительный просмотр:

Викторина по роману А. С.Пушкина  «Дубровский»

Главы 1-4

  1. Напишите фамилии двух помещиков-главных действующих лиц 1 главы. (Троекуров и Дубровский)
  2. Из-за чего вышла ссора между ними? (Псарь Парамошка оскорбил Дубровского, а Троекуров защитил псаря)
  3. Как Троекуров решил проучить Дубровского? (Отобрать имение)
  4. Фамилия судебного заседателя, хлопотавшего о деле (Шабашкин)
  5. Что случилось со здоровьем старика Дубровского? (заболел)
  6. Как звали настоящего героя повести? (Владимир)
  7. Напишите название родного имения Дубровских (Кистенёвка)
  8. Почему Троекуров лично приехал на двор Дубровских? (хотел помириться)
  9. Что произошло со стариком Дубровским? (умер)
  10. Хотела ли дворня идти в услужение к Троекурову? (нет)

Главы 4-9

  1. Как звали дочку Троекурова?  (Маша)
  2. Напишите возраст девушки (17 лет)
  3. Фамилия француза – учителя (Дефорж)
  4. Какая профессия была у дворового Архипа? (кузнец)
  5. Какое животное он спас во время пожара? (кошку)
  6. Где хранил деньги Антон Пафнутьич? (в кожаной суме под рубашкой на груди)
  7. Какая плохая примета связана со свистом? (свист деньгу выживает)
  8. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу? (10 000 рублей)
  9. Напишите имя воспитанника Дефоржа (Саша)
  10. Напишите название имения Троекурова (Покровское)

Викторина по 12-19 главам «Дубровского»

  1. Фамилия старого князя, сватавшегося к Марии  Кирилловне (Верейский)
  2. Название его имения  (Арбатово)
  3. Что подарил Дубровский Марии Кирилловне? (кольцо)
  4. Что служило почтовым ящиком в переписке Марии Кирилловны и Дубровского? (дупло дуба)
  5. Как звали рыжего оборванного мальчика, подравшегося с Сашей? (Митя)
  6. Как поступил старый князь, когда Дубровский распахнул дверцу кареты? (выстрелил в него)
  7. Согласилась ли Мария Кирилловна следовать за Дубровским? Почему? (Нет, т.к. обвенчана с другим. Осталась верна слову)
  8. Где скрылся Дубровский? (уехал за границу)
  9. За что Дубровский хотел отмстить Троекурову? (за разорение и смерть отца)
  10. Почему Дубровский отказался от мести? (полюбил Марию Кирилловну)



Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

  1. Кто автор рассказа?
  2. В каком году происходили события? ( в 1948)
  3. Сколько лет было автору в то время? (11 лет)
  4. Как звали деревенского скупого мужика, который нагрёб мальчику ведро картошки? (Илья)
  5. Какая речка текла в той местности? (Ангара)
  6. Как называлась игра в деньги? («чика»)
  7. В каком классе учился Вадик? (в седьмом)
  8. Как звали директора школы? (Василий Андреевич)
  9. Откуда родом была Лидия Михайловна? (С КУбани)
  10. Дополните предложение: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а …» (когда перестаёт быть ребёнком)


Предварительный просмотр:

Викторина по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Автор произведения  (М. Пришвин)
  2. Назовите имена детей и их прозвища (Митраша – мужичок в мешочке и Настя – золотая курочка на высоких ножках)
  3. Как называлось местечко, где росло много клюквы? (палестинка)
  4. Кто такой Серый помещик? (волк)
  5. Как называлось гибельное для людей и животных место? (Слепая елань)
  6. Какая тропа растёт вдоль протоптанных троп? (белоус)
  7. Какого зверя увидела девочка? (лося)
  8. С чьей помощью сумел спастись мальчик? (Собаки Травки)
  9. Что случилось с Серым помещиком? (его убил мальчик)
  10. Что сделали дети с собранной ягодой? (Отдали для ленинградских детей)
  11. От чьего имени ведётся повествование? (Разведчики-геологи рассказывают историю детей)
  12. Почему сестра  забыла о брате, когда оказалась одна? (увлеклась сбором ягоды, жажда приобретения поборола любовь к брату)
  13. Как вы понимаете выражение: «Маленький человек остановил в себе большое сердце» (когда и почему он это сделал?)  (когда тонул в болоте и увидел Травку. Он обманул собаку, чтобы спастись)
  14. «Был мужичок да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой» Почему жители села сделали такой вывод? (Сумел выбраться, не растерялся в трудной ситуации, убил волка)


Предварительный просмотр:

Викторина по 1 и 2 части феерии «Алые паруса» А. Грина

  1. В какой сказочной стране происходят действия феерии? (В Гринландии)
  2. За что возненавидел Меннерса Лонгрен? (за то, что он не пришёл на помощь Мери и обрёк её на смерть)
  3. Почему жители Каперны не любили и боялись Лонгрена? (Он не оказал помощь Меннерсу, был нелюдимым)
  4. Ответьте на вопрос Ассоль, заданный Лонгрену: «Почему нас не любят?» (Надо уметь любить, а этого они не могут)
  5. Чем Лонгрен зарабатывал на жизнь? (делал игрушки)
  6. Кого встретила по дороге в Лисс Ассоль? (собирателя сказок Эгля)
  7. Какую сказку подарил человек девочке? (о корабле под алыми парусами, на котором приплывёт прекрасный принц и увёзёт её)
  8. Каким образом жители Каперны узнали эту историю? (её подслушал нищий и рассказал всем в отместку за то, что Лонгрен не дал ему табаку)
  9. Что присутствовало в Грее, чего не было в его родителях – гордых и надменных? (живая душа)
  10. Почему Грей замазал раны Христа? (он не хотел , чтобы при нём кто-то страдал)
  11. Что было написано на бочонке с вином, хранящемся в погребе? («Меня выпьет Грей, когда будет в раю»)
  12. Когда Грей понял, что такое боль? (Когда плеснул себе на руку супа)
  13. Что произошло однажды в сознании Грея, когда он, двенадцатилетний, зашёл в библиотеку? (увидел на картине корабль, и решил, что будет капитаном)
  14. Что сделал на пятнадцатом году жизни Грей? (тайком покинул дом и ушёл юнгой на корабль)
  15. Как назывался корабль Грея, купленный после того, как он пять лет пробыл в учениках на «Ансельме»? («Секрет»)

Викторина по 3 и 4 части феерии «Алые паруса» А. Грина

  1. Что делал Летика, когда Грей увидел Ассоль? (рыбачил)
  2. Как и где происходило «первое  свидание» Грея и Ассоли? (На берегу. Он увидел её спящую)
  3. Что оставил на память о себе Грей Ассоли? (старинный перстень надел на мизинчик)
  4. Как определил Грей, что на самом деле Ассоль не была сумасшедшей? (Увидев только глаза Ассоли)
  5. Если верить в мечту, то и корзина угольщика… Продолжите фразу. (зацветёт)
  6. Какой сон был у девушки самым любимым?(невозможная страна, где есть сверкающая синяя вода, цветущие деревья, тоска, очарование, тайна)
  7. Как Ассоль чувствовала себя в зарослях трав и деревьев? (Как дома, называла их братцами, разговаривала с насекомыми и зверьками)
  8. Когда и каким она впервые увидела «Секрет»? (На заре весь пылал в лучах солнца)
  9. Кто разбудил Ассоль? (Муха, бродившая по голой ступне)
  10.  Когда она закалывала волосы, ей показалось, что стебелёк забился между пальцами. Она взглянула и увидела… (перстень Грея)

Викторина по 5,6,7 частям феерии «Алые паруса» А. Грина

  1. Какой шёлк выбрал Грей в лавке? (Он был как алая утренняя струя, полная благородного веселья и царственности,. Он рдел прелестью духовного отражения)
  2. Музыкант Циммер говорит: «Виолончель – это моя Кармен, а скрипка - …» Что добавил Грей? (Ассоль)
  3. Каких музыкантов пригласил на борт «Секрета» Грэй? (бродячих, у которых через музыку льётся душа)
  4. Что на своём корабле никогда не возил Грэй? (мыло, гвозди, части машин)
  5. Каким человеком был Грэй? Мечтателем или человеком действия? (человеком действия)
  6. Что решил от безденежья предпринять Лонгрен? (поступить на почтовый пароход, чтобы не бросать Ассоль надолго)
  7. Как звали угольщика? (Филипп)
  8. Благодаря истории с Ассолью Грэй понял одну истину.  Что это за истина? (делать чудеса своими руками)
  9. Что делала Ассоль, когда «Секрет» подходил к Каперне? (читала книжку)
  10. На каком слове застрял зеленоватый жучок? (смотри)
  11. Что встретило Ассоль на корабле? (Музыка)
  12. Какой единственный вопрос задала Грэю Ассоль? (Возьмёт ли он с собой Лонгрена?)
  13. Что было наконец открыто? (бочонок с вином, которое должен быть выпить Грэй в раю)
  14. Почему это произошло? (Все были счастливы)



Предварительный просмотр:

Викторина по сказу Н.С. Лескова «Левша»

  1. Имя государя императора, путешествующего по Англии (Александр)
  2. Какие отличительные черты внешнего вида Левши? (Волосы при учении повыдерганы, в лохмотьях, косой, невысокого роста)
  3. Из какого металла была блоха и чем она заводилась? (из стали, ключиком)
  4. Что такое кунсткамера? (собрание древностей)
  5. Чем, по мнению Платова, отличается русских мастер от английского? (неучёный, живёт в других условиях)
  6. Почему Левша крестится левой рукой?  (Он правой ничего делать не умеет)
  7. Почему Левше не нравится английская вера? (кроме воскресений праздников нет)
  8. Почему Левша срочно засобирался домой? (узнал государственную тайну)
  9. Что хотел сказать государю Левша ? (Англичане ружья кирпичом не чистят)
  10. Получилось ли встретиться Левше с генералами и царём? Почему? (Не встретился, потому что никто такого и слушать не будет)
  11. Почему умер Левша? Кто виноват в его смерти? (Оказался никому не нужен на Родине, забыт. Власть, невнимание.)


Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

  1. Кто автор повести?
  2. От чьего лица ведётся рассказ? (от лица автора)
  3. Как называются необычные слова, употребляющиеся в определённой местности? (диалектные)
  4. Где и в какое время происходят события рассказа? (в Сибири, до войны)
  5. В какой речке купались дети? (в Енисее)
  6. Как звали бабушку? (Катерина Петровна)
  7. Был ли у автора брат? (Да, Алеша )
  8. Что такое было у Саньки, чему завидовал и автор, и другие ребятишки? (Дырка между зубами, через которую можно хорошо плевать)
  9. Почему бабушка, несмотря на обман, купила ему пряник с конём?
  10. Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории? Почему до сих пор помнит он этот пряник? (последние вопросы предлагают самостоятельные размышления ребят, могут оцениваться отдельно)

Викторина по рассказу Е. И. Носова «Кукла»

  1. Какая примечательность была недалеко от Липино против обезглавленного кургана? (омут)

2. Кто был хозяином омута? (сом)

3. Кто работал перевозчиком на реке? (Акимыч)

4. Что случилось с Липиной ямой через много лет? (превратилась в болото, обмелела)

5. Что случилось с шалашом Акимыча?  (сожгли)

6. Зачем Акимычу нужна лопата? (чтобы похоронить истерзанную куклу)

7. Что он называет святотатством? (издевательство над куклой)

8. Что волнует Акимыча ? (Все смотрят и никак не реагируют на это святотатство)

9. Почему Акимыч неравнодушен к происходящему? (Он прошёл войну)

10. Объясните фразу: «Всего не закопать» (отвечают самостоятельно)



Предварительный просмотр:

Викторина

по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

  1. Автор произведения.
  2. В каком месяце и в какое время суток происходят события? (июль, ночью)
  3. Сколько мальчиков сидело у костра? (пять)
  4. Почему Гаврила ходил невесёлый? (русалка приворожила)
  5. Почему Ермилу привиделся говорящий баран? (пьяный был)
  6. Назовите имя Ваниной сестрёнки (Анютка)
  7. Почему Леший не кричит? (он немой)
  8. Когда, по народному поверью, придёт на землю Тришка? (когда наступят последние времена)
  9. Что варилось в котелке? (картошка)
  10. Какой мальчик больше всех понравился автору? (Павлуша)



Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу П. Мериме «Маттео Фальконе»

  1. Что такое «маки»? (густые непроходимые заросли, где прятались преступники)
  2. Назовите самые примечательные качества Маттео Фальконе (гостеприимство, дружелюбие, меткость, честность, ненависть к предательству)
  3. Назовите имя сына Маттео Фальконе. Почему его так назвали? (Фортунато)
  4. При каком условии мальчик согласился спрятать бандита? (за серебряную монету)
  5. Какую роль сыграли серебряные часы? (желая заполучить их, мальчик указал место, где спрятал бандита)
  6. Какими были последние слова бандита в адрес дома Маттео? (дом предателя)
  7. Что значили слова Маттео Фальконе: «Проклятие!» (он понял, что совершил мальчик и что он сам должен сделать с сыном)
  8. Что делал Маттео, пока мальчик читал молитвы? (копал могилу)
  9. Ответьте на вопрос Джузеппы: «Что ты сделал?» («Совершил правосудие»)
  10. Почему отец решился на этот поступок? (Честь семьи, честь имени не должно покрыться позором)

Викторина по отрывку «Одиссей у циклопов»

1.Где жил циклоп? (в пещере)

2. Чем он занимался? (пас баранов и коз)

3. Почему Одиссей по совету товарищей не вернулся на корабль? (хотел познакомиться с циклопом)

4. Каким был циклоп по отношению к своему стаду? (заботливым)

5. Чем поужинал Циклоп? (двумя товарищами Одиссея)

6. Кто такая божественная Эос? (богиня утренней зари)

7. Куда спрятали товарищи Одиссея кол? (в навоз)

8. Чем напоил Одиссей циклопа? (виноградным вином)

9. Каким именем назвался Одиссей? (Никто)

10. Что сделали товарищи одиссея после того, как уснул циклоп? (выткнули единственный глаз)

11. Как звали циклопа и кто был его отцом? (Полифем, сын Посейдона)



Предварительный просмотр:

Викторина по «Сказанию о Белгородском киселе»

  1. Кто напал на Белгород в лето 997 года? (печенеги)
  2. Что началось в городе в результате осады? (голод)
  3. О чём договорились люди на городском вече? (сдаться, чтобы не умереть всем)
  4. Что посоветовал старец старейшинам? (сделать то, что им велит)
  5. Что велел сделать старец? (выкопать колодцы, поставить в них кадки, опустить туда кисельную болтушку и мед)
  6. Какие качества характера помогли старцу спасти город? (хитрость, опытность, мудрость, патриотизм)
  7. Чему удивились посланцы врагов? (белгородцев сама земля кормит)
  8. Как своим князьям доказали это послы? (унесли в корчагах попробовать)
  9. Как поступили князья вражеские? (отпустили заложников и ушли от города восвояси)
  10. В какой летописной повести написано об этом событии? (в «Повести временных лет»)

Викторина по статье «Древнерусская литература»

  1. Какие памятники древнерусской литературы сохранились до нашего времени? (летописи)
  2. От какого слова происходит слово «литература»? (литера, что значит буква)
  3. Почему люди читали древнерусские книги не спеша, перечитывая по нескольку раз? ( книги сравнивали с глубиной морской, а читателя с искателем жемчуга)
  4. Почему древнерусские книги считают полными поэзии? (в них есть гиперболы, метафоры, эпитеты, сравнения)
  5. Как называются произведения , объединённые историко-героической тематикой? (эпическими)
  6. Кто был героем древнерусских произведений? (князья, герои)
  7. Чему учит древнерусская литература? (патриотизму, любви к Родине, добру, уважению)
  8. В каком году было принято христианство? (988)
  9. Какой язык после принятия христианства обогатил древний русский язык? (церковнославянский)
  10. Когда появился сознательный вымысел в литературе? (в 17 веке)


Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу Ф. Искандера

«Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Как звали математика в школе ?  (Харлампий Диогенович)
  2. Кого боялся директор? (завуча)
  3. Назовите главное оружие учителя. (Делать человека смешным)
  4. Любимая игра главного героя. (футбол)
  5. Назовите учреждение, мешавшее, по мнению директора, педагогическому процессу. (Стадион)
  6. Назовите хроническую болезнь героя (малярия)
  7. Почему Алик просил называть себя именно Аликом? Почему он стыдился своего настоящего имени? (Адольфом звали Гитлера, напавшего на страну)
  8. Продолжите фразу: «Геракл совершил свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из…» (трусости)
  9. С чем сравнивает главный герой звонок с урока? (с погребальным колоколом)
  10. Имя автора рассказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторины (небольшой письменный опрос по материалу изученного произведения) по литературе для 5 класса

Викторины (на7-10 минут) необходимы учителю, чтобы проверить усвоение материала учениками. Они привлекают и учителя, и детей к деталям, пробуждают интерес к произведению и учат  внимательному отн...

Материалы к уроку по литературе (11 класс)

Вашему вниманию представлены тесты по литературе по творчеству С.Есенина, А. Ахматовой, В. Маяковского и.т.д....

Анализ произведений русской литературы 8 класс

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.Пособие содержит анализ произведений русской литературы 19 века, входящих в Государственный стандарт общ...

Литературная викторина по произведениям русской литературы 5 класс

Литературная викторина по произведениям русской литературы для учащихся 5 класса ( к учебнику Коровина В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И.)...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Общество, экономика, культура: перспективы научных исследований в информационную эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 июня 2019 г. : в 2-х ч. /...

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ по предмету «Музыкальная литература» 3 класс

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ промежуточной аттестации для 3/5 класса предмет «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»...